Конспект открытого логопедического занятия на тему: "Дифференциация В – Ф".
Тема. Дифференциация В – Ф.
Цель – развитие навыка дифференциации звуков [в], [ф] и соответствующих им букв.
Задачи:
- коррекционно-образовательные
1) Уточнение и сравнение артикуляции звуков [в], [ф];
2) Совершенствование навыков дифференциации букв В – Ф;
3) Развитие фонематического анализа на материале слогов, слов со звуками [в], [ф];
- коррекционно-развивающие
1) Развитие фонематического слуха, восприятия, мышления;
2) Развитие звукового и слогового анализа и синтеза;
3) Развитие мелкой моторики;
4) Развитие орфографического навыка;
5) Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса;
- коррекционно-воспитательные
1) Воспитание усидчивости, умения сосредоточиться;
2) Формирование положительного отношения к занятиям.
Оборудование: шляпы и волшебные палочки, презентация, карточки с условными обозначениями (согласный звук – синий квадрат, звонкий звук – колокольчик, глухой звук – перечеркнутый колокольчик, стрелочки вниз, шнурки, музыка из Гарри Поттера, карточки со словами.
Речевой материал: слоги и слова с со звуками [в], [ф], стихотворения о положении органов артикуляции при произнесении звуков [в], [ф].
Ход занятия:
Организационный момент. Слайд 1
( Приемы: игровая цель, вхождение в образ.)
Л: Здравствуй, Платон. Садись. Сегодня мы будем не просто учениками, а превратимся в волшебников. Сейчас я дам тебе шляпу и, конечно, волшебную палочку. Я тоже буду волшебницей. (Играет музыка из «Гарри Поттера») Да, теперь мы действительно сможем творить волшебство. Но у нас небольшая проблема у нашей волшебной палочки села батарейка и нам нужно её подзарядить, а моя волшебная палочка заряжается только добрыми делами и правильно выполненными заданиями. Мы нашей волшебной палочкой сегодня буде бороться со злыми волшебниками которые заколдовали сказочных героев и они не могут вернутся домой.
Сообщение темы. Слайд 2
Что бы включить волшебною палочку нам необходимо правильно произнести звуки [в], [ф] и уточнить написание букв В, Ф. Именно с этими буквами мы будем сегодня работать на нашем занятии, именно правильное произношение этих звуков будут подзаряжать нашу палочку.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Слайд 3 - 4
Артикуляционная гимнастика «Тик – так».
Платон, этот будильник заколдован и его стрелки не идут. Давай попробуем расколдовать его и спеть песенку.
Дыхательная гимнастика.
Основная часть.
Задание для спасения Винни-Пуха.
Платон, посмотри кто пришел к нам за помощью. Правильно это Винни-Пух. Он мечтает вернуться в свою сказку. Давай поиграем в игру и нашей волшебной палочкой поможем Винни-Пуху!
Зубками губу прикусим,
Между ними голос пустим…
Словно звук виолончели,
Словно струны вдруг запели…
Так над свежею листвою
Веет ветерок весною!
Давай и мы закружим воздух нашей волшебноге палочкой, наберем побольше воздуха и изобразим ветер: «ввв». Умнички!
А теперь давай напишем нашими палочками в воздухе заглавную и срочную букву В. (Дети совместно с логопедом пишут букву.) Теперь выложи эту букву шнурком. Звук «В», а буква?
Берем палочки и пишем в воздухе заглавную и строчную букву В. А теперь выложи букву шнурком.
Задание для спасения Фунтика.
- А кто это плачет? Верно, это Фунтик. Как ты думаешь, почему он плачет? Он не может справиться с заданием и вернутся домой.
- На какую букву начинается имя Фунтика.
Ф, - произнесем мы с вами,
Губку прикусив зубами.
Воздух выбежит из щели-
Верно Ф сказать сумели.
Ф, - звучит негромко, глухо,
Нету голоса у звука.
Снова берем с тобой волшебные палочки и делаем на этот раз порывистый вихрь: «ффф, ффф, ффф, ффф». Умничка!
А теперь давай напишем нашими палочками в воздухе заглавную и срочную букву Ф. (Платон совместно с логопедом пишут букву.) Теперь выложит эту букву шнурком. Звук «ф», а буква? «Эф». Берем палочки и пишем в воздухе заглавную и строчную букву Ф. А теперь выложи букву шнурком.
- А ты помнишь, где живет фунтик и чем он занимается?
Фунтик живет в цирке. Он показывает фокусы. Фунтик - фокусник. У нашего Фунтика много друзей.
Игра «Поезд». Платон, нам нужно рассадить друзей Фунтика по вагонам и сложить их вещи. В первый вагон сложи картинки, в названии которых звуки [ф], [ф`] в начале слова, во второй вагон со звуками [ф] [ф`] в середине слова и в третий вагон со звуками [ф], [ф`] в конце слова.
Слова: Филин, Фунтик, Африка, жираф, шарф.
Молодец, Платон ты справился с заданием и Фунтик с друзьями теперь могут вернуться домой.
Путешествие Фунтика будет долгим, и чтобы было не скучно ехать, мы с тобой немного отдохнём.
Динамическая пауза.
Слайд 10
Работа по теме урока.
Задание для спасения Фиксиков.
Посмотри, Платон, злой волшебник заколдовал Фиксиков и они не могут пошевелиться. Давай их расколдуем и ещё немного подзарядим нашу волшебную палочку.
Игра «Закончи предложение».
Прочитай предложение и закончите его с помощью картинки.
Бабуля мне вяжет (варежки)
Гости пили чай с (фруктовыми)
Федя осветил дорогу (фонариком)
Мама варит варенье из (вишен)
Фрося посадила васильки и (фиалки).
Над домом развевались (флаги)
Задание для спасения Василисы Премудрой.
Заменить звук [в] на звук [в’]
Заменить звук [ф] на звук [ф`].
Фома-Фима,
фокус-фикус,
форма-фирма.
фон-фен.
Замени звук [о] на звук [и], звук [е]. А сейчас возьми свои синие и зеленые карточки, и мы поработает с этими словами. Я буду называть слово, а ты поднимать карточку, если в слове твердый звук, какую карточку ты будешь поднимать? А если в слове мягкий звук?
Физкультминутка.
Зарепление изученного.
Задание для Спасения Фрекен Бок.
Фрекен Бок заколдована и не может встать с кресла, у неё нет сил. Давай нашей волшебной палочкой придадим ей сил.
Открой маршрутный лист и соедини слова со звуками. Слова со звуком [Ф] в первый столбик, а со звуком [В] во второй. Пальчиком покажи, в какой столбик записываем слово, почему?
Флаг, фонарь, варенье, фокусник, вата, вишня, втер, волна, форма.
Итог занятия. Рефлексия.
Молодец! Ты хорошо работал, справился со всеми заданиями. Вот мы и достигли цели. Мы расколдовали сказочных героев и вернули их домой. Скажи, какие звуки мы учились различать? Какой буквой мы их обозначали?