Фрагмент урока обществознания 6 класс по теме «Человек славен добрыми делами»
Фрагмент урока обществознания 6 класс по теме «Человек славен добрыми делами»
- Перед вами текст. Давайте с ним познакомимся, прочитаем его.
Древняя китайская история
«ДОБРО БЕЗ УМА»
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:
- Зачем столько птиц?
Император ответил:
- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
- Кто же кормит птенцов? — спросил мудрец.
- Каких птенцов? — удивился император.
- У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал, — признался император.
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
- Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
- И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума - не лучше.
- На какие моменты при чтении обратили внимание?
- Чем заинтересовала история?
- Какие чувства, эмоции, мысли у вас возникли?
- Какие значимые слова встретились в данном тексте? (доброта, ум, зло, доброе сердце)
- Подходит ли данная история к нашей теме?
- Давайте с помощью таблицы попробуем составить «тонкие» и «толстые» вопросы к данному тексту. Для этого в тетради начертите таблицу, состоящую из двух столбцов. В первый мы будем записывать «тонкие» вопросы, а во второй «толстые».
? | ? |
кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... | дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если... |
- Пользуясь данной таблицей, попробуйте составить по три «тонких» вопросу к данной истории и запишите его в первую колонку таблицы в тетрадь.
- Какие вопросы у вас получились? Задайте их своим товарищам. Фиксируем новые вопросы в первую колонку таблицы.
- Давайте прочитаем, какие вопросы у нас получились и ответим на них. Молодцы!
- А теперь попробуем составить по три «толстых» вопроса по данному тексту и записать их в таблицу.
- Какие вопросы у Вас получились? Зафиксируйте их во вторую колонку таблицы.
- Что получилось во второй колонке? Давайте постараемся ответить на составленные вопросы. А кто еще как думает?
- А какова авторская позиция, что он нам хотел сказать?
- Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда? (Например, можно ввести в государстве должность охранника птиц, принимать на эту должность мальчишек и платить им по горсти риса за каждую птичью семью, которую они охраняют.)
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?
Кияйкина Наталья Федоровна