Урок обществознания в 6 классе на тему «Человек славен добрыми делами»

4
0
Материал опубликован 13 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта к уроку обществознания в 6 классе

Тема урока «Человек славен добрыми делами»

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Цель урока

Создать условия для формирования представлений учащихся о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное 

План урока

1. Что такое добро. Кого называют добрым.

2. Доброе – значит хорошее.

3. Главное правило доброго человека

Личностно значимая проблема

Достаётся недёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?..  (Л. Татьяничева)

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа

Основные понятия

Нравственность, безнравственность

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность».

Получат возможность научиться:  работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных  задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий

Проявляют заинтересованность
не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

       

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы контроля

I. Мотивация
к учебой деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения
в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

 

II. Актулизация знаний

7

Обсуждение темы «Почему
люди ценят добро?»

Организует беседу по вопросам:

– Назовите слова-ассоциации к слову «добро».

– Какие поступки вы бы назвали добрыми?

– А что такое «зло»?

– Назовите поступки или качества человека, которые вы характеризуете как «зло»?

– Как вы понимаете народные пословицы:
«От добра, добра не ищут»; «Кто добро творит, тому Бог отплатит». «Худо тому, кто добра не делает никому». «Час в добре побудешь, все горе забудешь». «Кто живет в добре, тот ходит в серебре». «Много желать – добра не видать». «За худом пойдешь, добра не найдешь»; «В ком добра нет, в том и правды мало»; «Бедного обижать, себе добра не желать»; «Доброе имя дороже богатства»

Называют слова-ассоциации, аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

 

 

 

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы

III. Изучение нового материала

17

1. Презентация «Человек славен добрыми делами».

2. Прочтение
и анализ сказки (Приложение 1).

 

 

3. Индивидуальная работа.

 

4. Работа с текстом учебника, рубрики «Жил на свете человек», с. 87, «Путешествие в прошлое», с. 89.

5. Задания в рабочей
тетради,
№ 1–4, с. 48.

6. Работа с рубрикой «Картинная галерея»,
с. 90

1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

 

 

2. Организует работу по прочтению и обсуждению сказки:

– Как вы охарактеризуете поступок цветка?

– А какие качества вы увидели в бабочке?

– Какая мораль в этой сказке?

3. Организует работу по написанию мини-размышления «Добрым называют человека, который…», прочтение размышлений по желанию учащихся.

4. Формулирует задание, организует работу учащихся по изучению нового материала.

 

 

 

 

5. Формулирует задание, организует самостоятельную работу учащихся в рабочих тетрадях.

6. Предлагает учащимся рассмотреть иллюстрацию картины и ответить на вопросы учебника, с. 91

1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2. Читают текст сказки, обсуждают ее, высказывают свою точку зрения, отвечают
на вопросы.

3. Пишут размышления
на заданную
тему, по жела-

нию зачитывают их, принимают участие
в обсуждении.

4. Выполняют задания, отвечают на вопросы учебника.

5. Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради.

6. Рассматривают иллюстрацию картины, знакомятся с притчей и отвечают на вопросы

1. Индивидуальная работа.

 

2. Фронтальная работа.

 

 

3. Индивидуальная, фронтальная работа.

 

4. Индивидуальная работа.

 

 

5. Индивидуальная работа.

6. Фронтальная работа

Личностные: проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживают им.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество

 

 

 

 

2. Устные ответы.

 

 

3. Письменная работа, устные

ответы.

 

4. Устные ответы.

 

 

 

5. Задания в рабочей тетради.

6. Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Творческое
задание «Очеловечить человечка» (Приложение 2)

Делит учащихся на группы, объясняет смысл  задания, создает творческую атмосферу

Выполняют задания, готовят презентацию, представляют своего человечка

Групповая работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения творческого
задания

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Что сходного в образе человечка получилось у каждой группы? Какие различия?

– Случайны эти сходства и различия или нет?

– Удалось ли придумать идеального человечка? В чем вы видите идеальные черты?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 10.  задания рубрики
«В классе и
дома», с. 91

Конкретизирует домашнее задание

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения к уроку

Приложение 1

Сказка

Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далёкой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.

Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошёл мальчик и захотел его сорвать.

Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:

– Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе что-то рассказать.

Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у неё ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушёл, а Бабочка ещё долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: «о, это я виновата, это из-за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек».    (URL : http://www.rusedu.ru/detail_20267.html)

 

Приложение 2

Творческое задание «Очеловечить человечка»

Класс делится на несколько групп и получает набор: контур человека из плотной бумаги, клей, ножницы, цветная бумага, маркеры.

Каждая группа должна не только дать имя и одеть человечка, но и наделить его определенными человеческими качествами, а затем подготовить презентацию своего человечка./data/files/b1510555549.ppt (Человек славен добрыми делами)

Предварительный просмотр презентации

Человек славен добрыми делами Обществознание 6 класс

План урока: Что такое добро и зло. Кого называют добрым , а кого злым. 2. Притча о «Цветке и бабочке» 3. Золотые правила морали. 4. Три типа добра

нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу;  все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу. (Толковый словарь) Назовите слова - ассоциации к слову «добро».

Все то что мешает человеку и обществу развиваться , процветать. Нечто дурное, вредное, противоположное добру. Назовите слова - ассоциации к слову «зло».

О чём эти пословицы? (Раскройте их смысл.) 1. «Кто добро творит, тому Бог отплатит». 2. «Худо тому, кто добра не делает никому». 3. «Час в добре побудешь, всё горе забудешь». 4. «Многого желать — добра не видать». 5. «За худом пойдёшь, добра не найдёшь». 6. «В ком добра нет, в том и правды мало». 7. «Бедного обижать — себе добра не желать». 8. «Доброе имя дороже богатства».

Русские народные сказки

Притча о цветке и бабочке

Мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Какими правилами должен руководствоваться добрый человек?

3 типа добра полезное 2. приятное 3. истинное

Синквейн первая строка – название темы (одно существительное); - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; - третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами; - четвёртая строка – это фраза которая, показывает отношение к теме (целое предложение); - пятая строка – синоним, который повторяет суть темы.

Определите Урок бесполезный, скучный, работа без интереса Урок интересный и занимательный, работа с интересом

Домашнее задание: На выбор. - Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ. - составить правила «Как быть добрым» - начать работу над проектом «Мои добрые поступки»

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.