Урок обществознания в 6 классе на тему «Человек славен добрыми делами»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта к уроку обществознания в 6 классе
Тема урока «Человек славен добрыми делами»
Тип урока |
Ознакомление с новым материалом |
||
Цель урока |
Создать условия для формирования представлений учащихся о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное |
||
План урока |
1. Что такое добро. Кого называют добрым. 2. Доброе – значит хорошее. 3. Главное правило доброго человека |
||
Личностно значимая проблема |
Достаётся недёшево Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего, Чем ты людям помог?.. (Л. Татьяничева) |
||
методы и формы |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа |
||
Основные понятия |
Нравственность, безнравственность |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность». Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения |
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий |
Проявляют заинтересованность |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы |
Время (мин) |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы |
Универсальные |
Формы контроля |
I. Мотивация |
2 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
|
II. Актулизация знаний |
7 |
Обсуждение темы «Почему |
Организует беседу по вопросам: – Назовите слова-ассоциации к слову «добро». – Какие поступки вы бы назвали добрыми? – А что такое «зло»? – Назовите поступки или качества человека, которые вы характеризуете как «зло»? – Как вы понимаете народные пословицы: |
Называют слова-ассоциации, аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение
|
Фронтальная работа |
Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
Устные ответы |
III. Изучение нового материала |
17 |
1. Презентация «Человек славен добрыми делами». 2. Прочтение
3. Индивидуальная работа.
4. Работа с текстом учебника, рубрики «Жил на свете человек», с. 87, «Путешествие в прошлое», с. 89. 5. Задания в рабочей 6. Работа с рубрикой «Картинная галерея», |
1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
2. Организует работу по прочтению и обсуждению сказки: – Как вы охарактеризуете поступок цветка? – А какие качества вы увидели в бабочке? – Какая мораль в этой сказке? 3. Организует работу по написанию мини-размышления «Добрым называют человека, который…», прочтение размышлений по желанию учащихся. 4. Формулирует задание, организует работу учащихся по изучению нового материала.
5. Формулирует задание, организует самостоятельную работу учащихся в рабочих тетрадях. 6. Предлагает учащимся рассмотреть иллюстрацию картины и ответить на вопросы учебника, с. 91 |
1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. 2. Читают текст сказки, обсуждают ее, высказывают свою точку зрения, отвечают 3. Пишут размышления нию зачитывают их, принимают участие 4. Выполняют задания, отвечают на вопросы учебника. 5. Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради. 6. Рассматривают иллюстрацию картины, знакомятся с притчей и отвечают на вопросы |
1. Индивидуальная работа.
2. Фронтальная работа.
3. Индивидуальная, фронтальная работа.
4. Индивидуальная работа.
5. Индивидуальная работа. 6. Фронтальная работа |
Личностные: проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживают им. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество |
2. Устные ответы.
3. Письменная работа, устные ответы.
4. Устные ответы.
5. Задания в рабочей тетради. 6. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
7 |
Творческое |
Делит учащихся на группы, объясняет смысл задания, создает творческую атмосферу |
Выполняют задания, готовят презентацию, представляют своего человечка |
Групповая работа |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради |
Проверка выполнения творческого |
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
Обобщение |
Проводит беседу по вопросам: – Что сходного в образе человечка получилось у каждой группы? Какие различия? – Случайны эти сходства и различия или нет? – Удалось ли придумать идеального человечка? В чем вы видите идеальные черты? |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание |
2 |
§ 10. задания рубрики |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают |
Индивидуальная работа |
|
|
Приложения к уроку
Приложение 1
Сказка
Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далёкой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.
Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошёл мальчик и захотел его сорвать.
Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:
– Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе что-то рассказать.
Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у неё ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушёл, а Бабочка ещё долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: «о, это я виновата, это из-за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек». (URL : http://www.rusedu.ru/detail_20267.html)
Приложение 2
Творческое задание «Очеловечить человечка»
Класс делится на несколько групп и получает набор: контур человека из плотной бумаги, клей, ножницы, цветная бумага, маркеры.
Каждая группа должна не только дать имя и одеть человечка, но и наделить его определенными человеческими качествами, а затем подготовить презентацию своего человечка./data/files/b1510555549.ppt (Человек славен добрыми делами)