Урок-практикум по теме «Человек славен добрыми делами» (Обществознание, 6 класс)
Цель: Развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела, воспитывать культуру общения.
Задачи урока: подвести к пониманию значения добра в жизни каждого человека, важности золотого правила морали в жизни человека; продолжить формировать умения анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника, воспитывать стремление к проявлению заботы о своих близких, умения общаться.
Оборудование: учебник Боголюбова, рабочие листы, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», Тип урока: урок открытия новых знаний
Ход урока.
-Добрый день, ребята! Я надеюсь, что вы пришли ко мне с хорошим настроением и у нас с вами получится все задуманное!
Вы готовы поработать?
Вы готовы отвечать?
Вы готовы, если нужно
Что-то вспомнить и узнать?
Ну, а главное, готовы
Вы сегодня рассуждать?
- Спасибо за ответы и за готовность сотрудничать со мной.
2.Определение темы и целей урока.
Ну, а чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:
Жизнь дана на …дела.
Мир не без …людей.
Истинное … всегда просто.
… слово человеку – что дождь в засуху.
- О чем же мы сегодня будем говорить? (О добре)
3. Актуализация знаний
- Что такое добро? (Все хорошее, полезное, что помогает жить)
- Какого человека называют добрым?
В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать-
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
1. Придумай не менее пяти предложений со словом «добро», «доброта».
3. Вставь пропущенное слово: __________, сколь ни было оно мало, Гораздо лучше, чем большое зло. Своими словами объясни, как ты понимаешь смысл этих строк.
4. Ты уже знаешь о золотом правиле морали. Придумай правило к понятию «доброжелательность».
5. А. С. Пушкин в стихотворении «Памятник» писал:
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал...
Как ты думаешь, почему в памяти людей долго сохраняются добрые дела? Какими примерами ты можешь подкрепить слова поэта?
6. Заполни пропуски в предложениях. Выбери слова или словосочетания из предложенного списка. Каждое слово или словосочетание может использоваться только один раз. Когда человек попадает в ситуацию выбора, очень полезно заранее определить для себя, что в данном случае является ______ , а что злом. Такая предварительная установка очень помогает сделать _____, которого человек потом никогда не будет стыдиться. ________ часто маскируется под добро. Распознать его бывает непросто. В этом помогает ______. А) успех; Б) золотое правило морали; В) покорность; Г) добро; Д) зло; Е) выбор.
7. Нарисуй свой корабль под названием «Добро». Придумай, что стоит взять с собой в долгое плавание по волнам жизни.
8. Какие человеческие качества можно назвать добрыми? Отметь качества, которыми обладаешь ты.
9. В мультфильме «Чертёнок № 13» был девиз: «Люби себя, чихай на всех и в жизни ждёт тебя успех». Напиши и обоснуй своё мнение об этом девизе.
10. «Золотое правило» морали возникло в древности в разных странах: Китае, Палестине. Напиши, почему, на твой взгляд, люди в разных концах мира пришли к одной и той же идее?
11. Добрые дела так же, как лучи солнца, радуют и душевно согревают людей. Нарисуй вокруг центра «лучи», вдоль которых напиши, что ты можешь сделать доброго для других. Постарайся, чтобы «лучей» было больше.
12. Напиши название фильмов, книг, в которых добро побеждает зло.
13. Прочитай стихотворение замечательного поэта А. Л. Барто. Её стихи тебе, конечно, хорошо знакомы с первых лет жизни («Наша Таня громко плачет...»).
Друг напомнил мне вчера...
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок —
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка,
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счёт.
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечёт.
Объясни, нужно ли требовать благодарности за совершённый добрый поступок. Аргументируй (обоснуй, докажи) свою точку зрения.
14. Басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»: (приложение №1)
Организует диалог с учащимися по вопросам:
О чем эта сказка? Каких добрых людей ты встречал? Кого называют добрым?
15. Добрые поступки или люди?
Работа с притчей об императоре, который любил птиц (Приложение №2):
Вопросы: В чем, по-вашему, смысл этой притчи? Император добрый? А его поступок?
Приложение №1. Басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»:
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
-Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
Приложение №2 Притча об императоре, который любил птиц
Когда-то жил император, который любил птиц.
Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
-Кто принесет о дворец живую птицу, получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец. Он увидел во дворце голубей и спросил:
-Зачем столько птиц?
Император ответил:
-У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми
-Кто же кормит птенцов? –поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов?- спросил император.
- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца , остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал,- признался император .
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше.
- Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше
4.Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.
Как бы жизнь ни летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
5.Д/з-Найти примеры добрых дел, поступков в газетах журналах, художественной литературе.
Написать мини-сочинение «Доброта вокруг меня».
Список Литературы:
1.УМК Боголюбов Л.Н.