12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колупаева Марина Валериевна700
я творческая натура, веду активный образ жизни.
Россия, Крым респ., Нижнегорский район

Цель: Развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела, воспитывать культуру общения.

Задачи урока: подвести к пониманию значения добра в жизни каждого человека, важности золотого правила морали в жизни человека; продолжить формировать умения анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника, воспитывать стремление к проявлению заботы о своих близких, умения общаться.

Оборудование: учебник  Боголюбова, рабочие листы, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», Тип урока:  урок открытия новых знаний

Ход урока.

1. Организационный момент

-Добрый день, ребята! Я надеюсь, что вы пришли ко мне с хорошим настроением и у нас с вами получится все задуманное!

Вы готовы поработать?

Вы готовы отвечать?

Вы готовы, если нужно

Что-то вспомнить и узнать?

Ну, а главное, готовы

Вы сегодня рассуждать?

- Спасибо за ответы и за готовность сотрудничать со мной.

2.Определение темы и целей урока.

Ну, а чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:

Жизнь дана на …дела.

Мир не без …людей.

Истинное … всегда просто.

… слово человеку – что дождь в засуху.

- О чем же мы сегодня будем говорить? (О добре)

3. Актуализация знаний

- Что такое добро? (Все хорошее, полезное, что помогает жить)

- Какого человека называют добрым?

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно и в радости,

 Вовремя есть, вовремя пить,

 Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать-

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

1. Придумай не менее пяти предложений со словом «добро», «доброта».

3. Вставь пропущенное слово: __________, сколь ни было оно мало, Гораздо лучше, чем большое зло. Своими словами объясни, как ты понимаешь смысл этих строк.

4. Ты уже знаешь о золотом правиле морали. Придумай правило к понятию «доброжелательность».

5. А. С. Пушкин в стихотворении «Памятник» писал:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал...

Как ты думаешь, почему в памяти людей долго сохраняются добрые дела? Какими примерами ты можешь подкрепить слова поэта?

6. Заполни пропуски в предложениях. Выбери слова или словосочетания из предложенного списка. Каждое слово или словосочетание может использоваться только один раз. Когда человек попадает в ситуацию выбора, очень полезно заранее определить для себя, что в данном случае является ______ , а что злом. Такая предварительная установка очень помогает сделать _____, которого человек потом никогда не будет стыдиться. ________ часто маскируется под добро. Распознать его бывает непросто. В этом помогает ______. А) успех; Б) золотое правило морали; В) покорность; Г) добро; Д) зло; Е) выбор.

7. Нарисуй свой корабль под названием «Добро». Придумай, что стоит взять с собой в долгое плавание по волнам жизни.

8. Какие человеческие качества можно назвать добрыми? Отметь качества, которыми обладаешь ты.

9. В мультфильме «Чертёнок № 13» был девиз: «Люби себя, чихай на всех и в жизни ждёт тебя успех». Напиши и обоснуй своё мнение об этом девизе.

10. «Золотое правило» морали возникло в древности в разных странах: Китае, Палестине. Напиши, почему, на твой взгляд, люди в разных концах мира пришли к одной и той же идее?

11. Добрые дела так же, как лучи солнца, радуют и душевно согревают людей. Нарисуй вокруг центра «лучи», вдоль которых напиши, что ты можешь сделать доброго для других. Постарайся, чтобы «лучей» было больше.

12. Напиши название фильмов, книг, в которых добро побеждает зло.

13. Прочитай стихотворение замечательного поэта А. Л. Барто. Её стихи тебе, конечно, хорошо знакомы с первых лет жизни («Наша Таня громко плачет...»).

Друг напомнил мне вчера...

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок —

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка,

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил в счёт.

И меня к нему, ребята,

Что-то больше не влечёт.

Объясни, нужно ли требовать благодарности за совершённый добрый поступок. Аргументируй (обоснуй, докажи) свою точку зрения.

14.  Басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»: (приложение №1)

  Организует диалог с учащимися по вопросам:

О чем эта сказка? Каких добрых людей ты встречал? Кого называют добрым?

15. Добрые поступки или люди?

Работа с притчей об императоре, который любил птиц (Приложение №2):

Вопросы: В чем, по-вашему, смысл этой притчи? Император добрый? А его поступок?

Приложение №1. Басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»:

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

Приложение №2 Притча об императоре, который любил птиц

Когда-то жил император, который любил птиц.

Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

-Кто принесет о дворец живую птицу, получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец.  Он увидел во дворце голубей и спросил:

-Зачем столько птиц?

Император ответил:

-У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми

-Кто же кормит птенцов? –поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов?- спросил император.

- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца , остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не думал,- признался император .

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше.

- Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше

4.Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее. 
Как бы жизнь ни летела –

Дней своих не жалей,

 Делай доброе дело
Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,

 Делай доброе дело –

 Тем живём на земле.

5.Д/з-Найти примеры добрых дел, поступков в газетах журналах, художественной литературе.

Написать мини-сочинение «Доброта вокруг меня».

Список Литературы:

1.УМК Боголюбов Л.Н.
 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.