Конспект урока по обществознанию «Человек и человечность», 6 класс
Пояснительная записка к презентации
Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями гуманизм, принцип и человечность; исследовать их сущность; выявить факторы, способствующие повышению человечность и гуманизма; обсудить проблему необходимости помогать пожилым людям.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать гуманного человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.
Формируемые УУД:
Предметные: объяснять сущность гуманизма; применять основные нравственные понятия, нормы и правила, анализировать с их помощью реальные социальные ситуации; понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни;
Метапредметные:
Коммуникативные: точно и грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
Личностные: формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом, презентация, проектор.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте!
учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- желаю (большими)
- успеха (указательными)
- большого (средними)
- во всем ( безымянными)
- и везде (мизинцами)
- Здравствуйте! ( всей ладонью)
II. Мотивационно-целевой этап
- Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
- Зачем бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- но это просто глупо! – закричал человек.
- Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усыпан ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновенье задумался, бросил ее в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят очень много … для этой звезды.
- О чем эта притча?
- Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на странице 100 учебника.
- Подумайте, о чем мы сегодня должны поговорить и на какие вопросы ответить?
Тема урока: Человек и человечность.
План урока:
Что такое гуманизм.
Прояви внимание к старикам.
III.Введение в новый материал.
Сегодняшний урок посвящен человеку. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой является он сам. Вечный вопрос: что такое человек? Что значит быть человеком? Как стать человечным?
- Давайте, попробуем ответить на эти вопросы.
1. Что такое гуманизм.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «человечность»? (Записываем ответы учеников на доске. )
- Прочитайте текст на странице 100 учебника 1 абзац, работая в группах обсудите и представьте наглядно сущность гуманного отношения к человеку.
Гуманное отношение к человеку:
Великодушие
Доброе
Уважительное
Готовность понять
Отношение как к равному
- На странице 100 учебника найдите определение понятия «гуманизм» и составим схему его сущности.
Гуманизм – это определенная система воззрений, признающая
- ценность человека
- права человека на свободу
- право человека на счастье
- право человека на развитие и проявления своих способностей
Гуманизм -
- Критерий оценки справедливого общества – благо человека
- Любовь к людям
- Уважение к людям
- Принцип поведения, предполагает ответственность человека за свои действия
Физминутка.
Происхождение понятия «гуманизм» относится к эпохе Возрождения. ( начало 14 – конец 16 веков). Для возрождения были характерны интерес к человеку, вера в его способности и возможности. Первыми гуманистами были Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.
Содержание понятия гуманизм менялось на протяжении истории, развиваясь и обогащаясь.
- Познакомьтесь с высказываниями великих людей о гуманизме и прокомментируйте их. Какой по-вашему мнению является наиболее верным?
Рабочий материал:
Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности ( Конфуций)
Народу много, а людей немного ( Диоген)
Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным ( К.Маркс)
Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью ( В.Гюго)
В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека. ( Ч.Диккенс)
Политические обязанности могут измениться, обязанности человека к человеку – никогда. ( Ж. Ренан)
Если равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека.
( Саади)
- Все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя не всегда добро заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно.
- Как вы думаете, что мешает людям всегда совершать добрые поступки?
На странице 101 учебника представлена притча писателя В.В. Вересаева «Легенда», прочтите и ответьте на вопрос.
- В чем смысл этой притчи?
Самостоятельно прочтите рубрику «Жил на свете человек» на странице 101-102. Ответьте на вопросы в конце рубрики и обоснуйте свой ответ.
2.Прояви внимание к старикам
С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к старшему поколению. В священном писании говорится: «Заступи в старости отца твоего и не опечали его», «Почитай старших, благогови»?
- Как вы думаете, что означает слово «благогови».
Благоговейное отношение – это доброе, уважительное, вежливое, доброжелательное отношение к старшим.
В начале 18 века по указу Петра I были изданы правила поведения для «младых отроков». Послушайте отрывок из этого документа.
«Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»
Во-первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но все потаенным образом о велики почтением, не с ними в ряд, но не много стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.
Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.
Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.
Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.
- Как вы понимаете эти правила и какие из них нужны сегодня?
- Какие из этих правил вы выполняете?
-Работая с рубрикой «Картинная галерея», на 103 учебника, ответьте на вопросы, приведенные в конце рубрики.
- Что подразумевается под понятием «почтенный возраст».
В рассказе Валентины Осеевой «Просто старушка» описывается ситуация – мальчик и девочка увидели, что впереди идущая старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же! нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!
- О чем эта история? Чему научил вас этот случай?
V. Рефлексия.
На партах есть лист самооценки. Разместите человека на ту ступень, которая наиболее соответствует вашему состоянию.
Комфортно |
||||
Уверен в своих силах |
||||
Хорошо |
||||
Плохо |
||||
Крайне скверно |
VI. Подведение итогов.
Проверим себя, выполнив несколько заданий.
Задание 1 рубрики в классе и дома на странице 104 учебника.
Задание рубрики «Проверь себя»
Домашнее задание:
§ 12 прочитать.
Задания на выбор: творческое эссе: Задание 2 или 3 рубрики «В классе и дома» на странице 104 учебника.
Учитель: В заключении урока послушайте стихотворение Натальи Давыдовой "С сторонке бабушка стояла".
Помните: мы должны заботится о тех, кто в этом нуждается.
Список литературы:
1. Л.Н. Боголюбов Поурочные разработки,Москва, Просвещение. 2016 г.
2. Учебник под ред. Л.Н. Боголюбова Обществознание,6 класс. М.: Просвещение,2015 г.
Человек и человечность презентация.6 класс
PPTX / 4.28 Мб
Стих-ние "В сторонке бабушка стояла".
WMV / 5.89 Мб
Физминутка
WMV / 4.54 Мб