Урок «Древнейшая стадия в истории человечества» (История для студентов СПО)
Пояснительная записка к презентации
план |
|||
ДВУХЧАСОВОГО ЗАНЯТИЯ |
Группа |
Дата |
|
Предмет История |
|||
Тема занятия: Древнейшая стадия истории человечества |
|||
тип урока: урок комбинированного типа |
|||
Технологии: технология проблемного обучения, ИКТ |
|||
Методы: частично-поисковый, словесный, исследовательский, репродуктивный, графический, наглядный Формы работы: фронтальная, индивидуальная |
|||
Цель занятия |
Учебная: способствовать формированию знаний у обучающихся о древнейшей стадии истории человечества, об условиях, способствовавших переходу человечества от присваивающего хозяйства к производящему, переходу от первобытного строя к цивилизации; формированию представлений о мировоззрении и религиозных верованиях, культуре первобытного общества |
||
Воспитательная: содействовать формированию интереса к происхождению человека, основным стадиям его развития и предмету История в целом. |
|||
Развивающая: способствовать формированию и развитию коммуникативной, информационной компетенций. |
|||
Деятельностная: Знать значение понятия антропогенез и ориентироваться в схеме эволюции, уметь выделять 5 этапов в соответствии со степенью развития орудий труда |
|||
Компетенции: ОК2: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК6: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК4: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
|||
Межпредметные связи |
обеспечивающие История |
||
обеспечиваемые история, география, культурология, этнография, биология, археология, антропология, религиоведение |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ элемента |
Элементы занятия, учебные вопросы |
формы и методы обучения |
время |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
1. |
Организационный момент: приветствие, перекличка. |
5 мин |
||||
Цель: включение обучающихся в деятельность; высказываются добрые пожелания, настрой студентов на работу, проверка присутствующих студентов, критерии оценивания ответов студентов. |
Словесный метод |
|||||
2. |
Актуализация знаний. |
10 мин |
||||
Картинки на доске, в хаотичном порядке Дриопитек Австралопитек Древнейший человек (питекантроп) Древний человек (неандерталец) Новые люди (кроманьонец, современный человек) Презентация. PPT / 2.37 Мб Приложение DOCX / 18.49 Кб
Задание: Что изображено на иллюстрациях? Как по другому называют этапы развития человека, научным языком? Один ученик выходит к доске и располагает картинки, соответственно своему представлению о схеме эволюции Кто является автором теории эволюции? |
Словесный, наглядный, частично-поисковый |
|||||
3. |
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей занятия |
5 мин |
||||
Цель: мотивировать учащихся на изучение древнейшей стадии истории человечества Итак, мы сегодня поговорим о происхождении человека, о том, как он менялся на протяжении тысячелетий. Есть такая известная поговорка: Труд сделал из обезьяны человека. Сегодня я хочу перефразировать эту поговорку, и сказать: Не труд, в большей степени, сделал из обезьяны человека, а трудности с которыми он сталкивался и присущая ему любознательность |
Словесный метод |
|||||
4. |
Работа над темой урока |
45 мин |
||||
Первобытные люди. Проблема антропогенеза. Цель: способствовать формированию представлений у обучающихся о развитие человека, об основных этапах антропогенеза. Задачи: 1) Раскрыть понятие антропогенез 2) рассмотреть основные этапы развития человека 3) ознакомиться с вариантами теории антропогенеза
Сегодня мы изучаем древнейшую стадию жизни первобытных людей. «Возраст» нашей планеты ученые определяют в 5 млр лет. Человек выделяется из животного мира, по современным данным, примерно около 3,5 млн лет назад. Именно такой возраст цепочки человеческих следов, обнаруженных в слое затвердевшего туфа в Африке. По археологическим данным, человечеству около 3-5млн. лет, некоторые называют цифру 7 млн. лет. Возраст древнейших орудий 2,5 – 3 млн. лет Происхождение и эволюцию человека, становление его как вида в процессе формирования общества называют антропогенезом. Слайд 2. Антропогенез (от антропо... и греч. génesis — происхождение), процесс происхождения и историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. - наука об этом – антропология Задание: запишите термин в словарь Мы с вами попытались расположить в правильном порядке эволюционную схему, перед вами лежит раздаточный материал «Эволюция человека» Задание: Прочтите раздаточный материал, дайте ответ на вопрос (гипотеза, аргументы, теория), составьте схему «эволюция человека» в тетради (10 минут Вы ответили на вопрос, какие факторы оказали влияние на выделение предка человека из животной среды. А теперь давайте попытаемся ответить на проблемный вопрос Задание: Почему сейчас или ранее обезьяна больше не превращалась в человека? Прием: Корзина идей Слово преподавателя Люди давно гадают, откуда произошел человек С какими версиями вы знакомы? Теологическая Научная Идея палеовизита Сегодня мы должны поговорить о научной теории, их тоже выделяют несколько, давайте запишем их в тетрадь Слайд 2 Задание: С какой теорией согласитесь вы? (прием ПОПС) Расселение людей по земному шару. Цель: рассмотреть траекторию, пути расселения древнего человека по земному шару Изучение расселения человека основано на данных археологии и археогенетике (итальянский генетик Кавалли-Сфорца, «История и география генов человека».) Задание: запишите имя ученого в тетради Как вы думаете, где родина человека? Откуда он начал свое расселение? Свои исследования он начал с анализа миграции населения и распределения групп крови. По его теории, современный человек произошёл из Африки, хотя до этого уже существовали другие группы людей (в частности неандертальцы Европы), которые не сохранились. В дальнейшем люди мигрировали на Ближний Восток, в Европу и Азию, и распространились далее по суше и побережью до Юго-восточной Азии и Америки, и на лодках до Австралии и островов. Слайд 3 Задание: изобразите в виде схемы траекторию расселения человека в тетради Среда обитания и социальная жизнь древних людей. Цель: сформировать у студентов представления о среде обитания древних людей, о ее влиянии на развитие человека, на структуру социальных отношений древних людей Вы ознакомились с материалом об эволюции человека Что оказало влияние на развитие? (природная среда и орудия труда) Долгое время древний человек жил собирательством, применял самые примитивные орудия труда, что, по вашему мнению, заставило человека заняться охотой и усовершенствовать орудия? (изменения климата, ледниковый период) Чем же все-таки отличается человек от животного мира ( человек существо социальное) Совершенно верно, человек является социальным существом, он берет много из взаимоотношений с другими людьми. И чем хуже были климатические условия, тем больше человек нуждался в этом взаимодействии. Слайд 4 Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили сообществами в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Перед вами изображение двух типов человека разумного. Слайд 5 В течение 2 млн лет на планете многократно чередовались очень холодные и относительно теплые отрезки времени. В холодные промежутки, которые продолжались примерно 40 тысяч лет, континенты подвергались нашествию ледников. В промежутках с более тёплым климатом (межледниковьях) льды отступали, и уровень воды в морях поднимался.Около 10 тысяч лет назад ледниковый период окончился, и климат на Земле стал более тёплым и влажным. Задание: Ответьте на вопрос как могло повлиять таяние ледников на развитие человека? (ПОПС) Слайд 6. Социальная жизнь – процесс взаимодействия и форм объединения людей. Становление человеческого общества – длительный процесс. Задание: Запишите термин в словарь В человеке всегда боролись две стороны: социальное и биологическое Задание: Давайте занесем в таблицу социальные и биологические черты в человеке Борьба социального и биологического в течение всего периода формирования общества носила упорный характер. Задание: Запишем термины в словарь Слайд 7 Неолитическая революция Цель: сформировать представления у студентов о сути неолитической революции Перед вами термин неолитическая революция. Задание: 1) Запишите термин в словарь 2) посмотрите на карту. На территориях каких современных стран возникли первые очаги земледелия? Конечно, огромную роль в переходе от присваивающего хозяйства, к производящему сыграло усовершенствование орудий труда. Задание: Прочтите материал «Неолитическая революция» и составьте таблицу
Давайте проверим результаты Слайд 9-10 Итогом неолитической революции является: Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему Слайд 11 Закрепление. Что такое эволюция? Кто является автором теории эволюции? Сколько вариантов теории эволюции существуют? Какие этапы эволюции человека вы знаете? Что оказало влияние на развитие человека? Как человек приспосабливался к новым условиям? Как повлияло развитие орудий труда на наших предков? Итак, давайте ответим на проблемный вопрос.
Рефлексия: Свободный микрофон
|
Метод: словесный, наглядный Технология ИКТ
Метод: словесный, наглядный, репродуктивный
Словесный метод
Словесный метод, исследовательский метод, частично-поисковый Технология ТКМ
Словесный метод, исследовательский метод ТКМ, прием Корзина идей
Словесный метод, беседа
Словесный, наглядный, репродуктивный
Словесный, исследовательский ТКМ, прием ПОПС
Словесный метод
Словесный, наглядный, графический, репродуктивный
Словесный метод, наглядный метод, графический метод, частично-поисковый метод
Словесный метод, беседа
Словесный, эмпирическая беседа
Словесный метод, эмпирическая беседа
Словесный метод, наглядный метод
Исследовательский метод, словесный ТКМ, прием ПОПС
Словесный, репродуктивный
Словесный, частично-поисковый
словесный
Словесный, наглядный репродуктивный, частично-поисковый
Частично-поисковый метод
Словесный метод
Словесный, исследовательский метод
|
|
||||
Инструктаж о домашнем задании Подготовка к графическому диктанту Разделение труда, Род, Рабство, Частная собственность, Цивилизация |
|
10 мин |
||||
Цель: закрепление полученных знаний и применение их при анализе исторических источников, осмысление значимости предмета История, в комплексе гуманитарных наук Задание: выполните задание, представленное на раздаточном материале. 1.Проанализируйте текст источников и ответьте на вопросы: 2.Что создавало препятствия на пути модернизации России? 3. Американский социолог и историк Р. Пайпс и английский историк Т. Самуэли так определили исключительность истории России и ее место во всемирно-историческом процессе: 1. Бедность почвенно-климатических условий. 2. Влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства. 3. Заимствование христианства у Византии, которое привело к игнорированию «аналитического разума», к упрочению авторитарной власти. 4. Особые, свойственные русской нации этнические характеристики. 4. Сравните точки зрения этих ученых с мнением В. О. Ключевского и В. Г. Хорос
Прием: Автор. Убедите аудиторию в важности изучения предмета История
|
Словесный метод, исследовательский метод Технология критического мышления
Исследовательский метод Примем: Оратор
|
|
||||
6. |
Инструктаж о домашнем задании. |
|
3 мин |
|||
Уровень 1. Изобразите на ленте времени важные события истории человечества Уровень 2. Найти 10 цитат об Истории, одну из цитат подвергнуть критике. По схеме ПОПС |
Словесный метод |
|
||||
7. |
Рефлексия деятельности (итог урока). |
|
5 мин |
|||
|
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности всей группы. Приём «Самооценка работы на уроке». |
Словесный метод |
|
/data/files/s1527485889.docx (Приложение)
/data/files/f1527485863.ppt (Презентация. )