Фронтальный логопедический урок (2 класс)
Фронтальный логопедический урок.
Тема: Практическое овладение детьми подбором однокоренных слов.
Цель:
1) уточнять и расширять словарный запас детей за счет однокоренных слов, совершенствовать навык выбора проверочных слов, учить сопоставлять формы исходного слова и выделение морфемы.
2) развивать внимание, словесно-логическое мышление.
3) воспитывать доброжелательность, аккуратность.
Ход занятия
I. Подготовительный этап.
1.1. Оргмомент.
1.2. Начнем наше занятие с логической задачки.
Две девочки Оля и Маша имеют разные фамилии — Петрова и Сидорова. У Оли фамилия Сидорова. Какая фамилия у Маши?
II. Основной этап.
2.1. Фонематическая зарядка
Прослушать и повторить в той же последовательности
- гриб, грибник, грибной
- береза, березовый, подберезовик.
2.2. Актуализация знаний учащихся
Проверка домашнего задания. Рассказ по теме «Весна».
2.3. Сообщение темы урока
2.4. Актуализация опорных знаний по теме
2.4.1. К выделенным словам подбери однокоренные с ударной гласной в корне.
гористая местность - (горы)
лесистый край - (лес)
волнистая линия - (волны)
пятнистый олень - (пятна)
дождливый день - (дождь)
2.4.2. Прослушай. Назови однокоренные слова. Подбери к ним еще по одному однокоренному слову.
Скворец — артист и весельчак,
Он веселит скворчиху так:
«Ку-ка-ре-ку! Кудах-тах-тах!
Мур-мяу! Гав-гав-гав!»
Он передразнивает всех.
Весь день скворчиху душит смех.
2.4.3. Подбери однокоренные слова с корнем бесед так, чтобы они обозначали:
1) крытая легкая постройка в саду для отдыха, для беседы (беседка).
2) тот, кто участвует в беседе (собеседник, собеседница).
3) вести беседу (беседовать).
2.4.4. Письмо в воздухе. Логопед рисует перед ребенком в воздухе буквы, а ребенок их повторяет. Затем то же самое надо сделать со слогами, словами.
2.4.5. Спиши, приписывая к данным словам по одному однокоренному слову.
Образец: мыло- - мыльница; аист — аистенок.
Сахар — (сахарница) гусь — (гусенок)
суп — (супница) утка — (утёнок)
соус — (соусница) лиса — (лисёнок)
хлеб — (хлебница) тигр — (тигрёнок).
2.4.6. Физминутка на развитие пространственных представлений «Робот»:
Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего следующие команды:
«Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, повернуть направо, ещё раз направо, повернуть налево, вниз (присесть)». Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает и т.д.
2.4.7. Прочитай. Спиши, рядом приписывая однокоренное слово:
Каменщик — (камень)
учитель — (учительница)
пианист — (пианистка).
2.4.8. Прочитай. Расскажи, что ты узнал об апреле. Подбери к словам тёплый, солнечный однокоренные слова.
Апрель — второй месяц весны. Слово апрель пришло к нам из Древнего Рима. Оно обозначало: теплый, солнечный. У нас в апреле земля только пробуждается. Поэтому в народе говорят: «В апреле земля преет»; «Март с водой, апрель с травой».
III. Заключительный этап.
3.1. Обобщающая беседа.
3.2. Анализ работы учащихся.