ФУНКЦИИ ПРИДАТОЧНЫХ ЧАСТЕЙ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ РАСЧЛЕНЕННОЙ И НЕРАСЧЛЕНЕННОЙ СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ УСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

0
0
Материал опубликован 28 July

ФУНКЦИИ ПРИДАТОЧНЫХ ЧАСТЕЙ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ РАСЧЛЕНЕННОЙ И НЕРАСЧЛЕНЕННОЙ СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ УСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС



   Проблема изучения сложноподчиненных предложений в условиях реализации ФГОС сегодня не теряет своей актуальности, так как проведение синтаксического и интонационного анализа сложного предложения, конструирование фраз по заданным схемам, объяснение постановки различных знаков препинания в них, а также употребление полупредикативных предложений в речи предполагают успешное овладение учащимися рядом компетенций: лингвистических, коммуникативных, прагматических, культуроведческих.

   Особая роль в формировании этих компетенций принадлежит синтаксису простого и сложного предложений. Нельзя не согласиться с мнением известного знатока русского языка Г.А. Золотовой, когда она подчеркивает, что в речи получает выражение все содержание жизни человека, все представления его об окружающем мире, о предметах, категориях и связях действительности, наблюдаемых и осмысляемых, обобщенных и расчлененных так или иначе национальным языковым сознанием; человек высказывает свои соображения о фактах и событиях или реакции на них, чувства и желания, формирует понятия, мысли и умозаключения в процессе познавательной деятельности, вступает в коммуникативные контакты, побуждает собеседников к определенным действиям. Все это многообразие интенций, речевых потребностей и проявлений реализуется прежде всего через синтаксис. Единицы других уровней языковой системы – фонемы, морфемы, лексемы – участвуют в формировании речи только через синтаксис. Отсюда и роль синтаксиса как «организационного центра грамматики» (по В.В. Виноградову)1.

   Большие возможности для развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся заложены в синтаксисе сложноподчиненного предложения (СПП), изучение которого в старших классах сопряжено не только с пониманием их структурных особенностей, но и семантических и функциональных отношений между главной и придаточной частями.

  Сложноподчиненное предложение – это синтаксическая конструкция, которая представляет собой сочетание двух синтаксических неравнозначных предикативных частей, связанных между собой грамматически, семантически и интонационно. По тому, к чему относится придаточная часть, выделяются две группы СПП: предложения расчлененной и нерасчлененной структуры. Если в предложениях расчлененной структуры придаточная часть распространяет обычно всю главную как синтаксическую единицу, выражая различные обстоятельственные, присоединительные и сопоставительные отношения, то в предложениях нерасчлененной структуры придаточное относится к опорному слову или указательному (соотносительному) местоименному слову, ср.: Погода была холодная, ветреная (что было следствием?), так что сугробы замело выше окон. (Л. Толстой) – Я думал [о том человеке (о каком?), в чьих] руках находилась моя судьба; Не все верили [тому (чему именно?), будто] мальчик одиннадцати лет застрелил волка. (М. Пришвин)

   В школьной практике на протяжении многих лет разрабатывались различные подходы к изучению сложноподчиненных предложений. В одних случаях предпочтение отдавалось лишь одной из сторон их проявления – или содержательной, или формальной (конструктивной), а в других случаях учитывались обе эти стороны. В настоящее время в рамках реализации ФГОС приоритетным является структурно-семантический подход к изучению СПП, ибо при этом учитываются как строевые особенности этих конструкций, так и значение и функция придаточной части по отношению к главной. Какие группы и виды СПП рассматриваются в действующих учебниках?

   Так, авторы учебников русского языка Л.М. Рыбченкова и М.М. Разумовская при изучении СПП выделяют три группы СПП (придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные). Придаточная часть поясняет (дополняет, развивает, конкретизирует) 1) главную часть или 2) одно слово в главной части и отвечает на вопрос, поставленный от всей главной части или от одного слова. Например: 1. [Машины засветили фары] (почему?), (потому что в лесу стало темно). (Г. Николаева) 2. Солнце освещало вершины [лип (каких?), которые] уже пожелтели под свежим дыханием осени. (М. Лермонтов).

 Л.М. Рыбченкова в своем учебнике уточняет функцию придаточной части: «Сложноподчиненное предложение состоит из главной и придаточной частей. Придаточная часть может сообщать дополнительную информацию о предмете, лице, событии и т.п.; указывает на определенные условия, причину, цель и т.п. Например: 1. Деревня (какая?), где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин) 2. В театре служат, а не работают (почему в театре служат, а не работают?), потому что театр – храм. (М. Садовский)».

   С.Г. Бархударов классифицирует четыре группы придаточных СПП: определительные, изъяснительные, обстоятельственные и присоединительные. «Придаточные присоединительные содержат добавочное сообщение и прикрепляются к главному союзными словами что, почему, отчего, например: 1) В город мы уехали вместе, что было вполне естественно. (Р. Казакова) 2) Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады. (В. Песков)

​​​​​​​   Что касается СПП нерасчлененной структуры, то в них придаточные распространяют или относятся к главной части к опорному или соотносительному (указательному) слову. Здесь весьма существенно умение учащихся выделять эти слова, заключая в их в контактную рамку вместе с связующим средством – союзом или союзным словом. Причем характерно, что придаточные определительные, изъяснительные распространяют опорные слова, поэтому школьные вопросы ставятся с учетом их морфологической природы и семантики: [Калмыки, история которых] полна сражений с врагами, очень любили свой эпос и каждое свое исполнение считали праздником. Народным учителям Чехов придавал всегда очень большое значение и нередко [говорил, что] деревне необходим хороший народный учитель.

   Особняком стоят СПП с придаточными, относящимися к соотносительному местоименному слову, ибо школьный вопрос ставится не к самой придаточной части, а к соотносительному слову в сочетании с частицей именно: Дождик захватил нас тогда (когда именно?), когда мы уже повернули в березовую аллею, ведущую к даче. (Л. Толстой)

   Немало затруднений вызывает у учащихся придаточные образа действия и степени. Они относятся к главной части к опорным словосочетаниям, в составе которых имеются местоимения или местоименные наречия: Будем строить на Земле жизнь так, чтобы сберечь для потомства родную планету. (А. Романов)

   Таким образом, усвоению учащимися сложноподчиненных предложений расчлененной и нерасчлененной структуры в условиях ФГОС следует уделять пристальное внимание, поскольку имеются противоречия в классификации и характеристике СПП расчлененной и нерасчлененной структуры, в определении значений и функций придаточных частей.

Список литературы:

Бархударов, С.Г., Крючков, С.Е., Максимов, Л.Ю. Русский язык : 9-й класс : учебник. – Москва : Просвещение, 2023.

Разумовская, М.М., Львова, С.И., Капинос, В.И., Львов, В.В. Русский язык. 9 кл. : учебник. – М. : Дрофа, 2019.

Рыбченкова, Л.М., Александрова, О.М., Загоровская, О.В., Нарушевич, А.Г. Русский язык. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2017.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.