Материал на проверке

"Функциональная грамотность "

0
1
Материал опубликован Сегодня в 15:11

Формирование функциональной грамотности дошкольников

Функциональная грамотность у дошкольников- это важный аспект, который влияет на общее развитие детей и их личностное становление. Это понятие служит основой для оценки успешности образовательного процесса в детском саду.

Направления функциональной грамотности дошкольников:

-Математическая грамотность

- Финансовая грамотность

- Естественнонаучная грамотность

- Социальная и коммуникативная грамотность

Таким образом, функциональная грамотность дошкольников включает в себя комплексное развитие различных навыков и знаний, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребёнка и помогает обеспечить качественное образование в раннем возрасте.

Функциональная грамотность для дошкольников –это:

- умение решать различные бытовые и учебные задачи, а также выстраивать рабочие алгоритмы основных видов деятельности.

- способность взаимодействовать с меняющимся окружающим миром и совершенствоваться в процессе.

- стремление к развитию, дальнейшему образованию.

- способность самостоятельно оценивать свои знания, прогнозировать будущее.

- умение выстраивать социальные взаимоотношения.

А теперь более подробно рассмотрим все направления функциональной грамотности.


Математическая грамотность

Предпосылками функциональной математической грамотности выступают:

формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов;

формирование пространственных представлений у дошкольников;

формирование представлений о времени;

формирование представлений о величине и ее измерении;

формирование представлений о количестве и счёте у дошкольников.

В узком смысле математическое развитие дошкольников представляет собой подготовку к успешному изучению точных наук в школе, таких как математика, физика, химия и геометрия. В более широком смысле это процесс, способствующий полноценному умственному развитию ребенка через формирование основ математической грамотности.


Задачи по формированию предпосылок математической грамотности детей в ДО:

1. Сенсорное развитие ребенка в детском саду включает целенаправленное освоение сенсорного опыта. В рамках этого процесса важное место занимает изучение цвета, формы, величины и пространственного расположения объектов.

2. Формирование непосредственных знаний и умений, необходимых для поступления в школу:

умение владеть счетом в прямом и обратном порядке до 10 (20) (количественным и порядковым), сравнивать рядом стоящие числа, решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, знать состав числа из единиц и двух меньших чисел;

умение сравнивать длину, ширину, высоту предметов приемами наложения и приложения; уметь измерять протяженность условными мерками;

различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, разновидности четырехугольников, многоугольников; уметь видоизменять геометрические формы;

ориентироваться в помещении, на плоскости, на листе бумаги в клетку в плане местности; знать части суток, дни недели, названия месяцев, ориентироваться на циферблате;

совершать умственных операции, характеризующие уровень развития логического мышления ребенка: сравнение, классификация предметов по цвету, форме, величине, количеству, построение рядов (разложение по порядку), понимание законов сохранения количества, массы и величины.

3. Расширение и обогащение словарного запаса ребенка: освоение новых математических терминов (числительные, названия фигур, математических символов), построение сложных словесных конструкций (на верхней полоске 5 кругов, а на нижней на 1 круг меньше); осознанное употребление слов, выражающих математические отношения (больше-меньше, выше-ниже, ближе-дальше, быстрее-медленнее и т. п.).

4. Формирование умений и навыков учебной деятельности:

слушать и слышать воспитателя; действовать по инструкции;

умение действовать с дидактическим материалом;

включаться в решение учебно-познавательных задач, понимать смысл заданий, начинающиеся со слов «сравни», «выдели», «назови одним словом»;

контролировать свои действия и действия товарищей (задание «проверь»);

аргументировать свои мысли («почему ты так думаешь?», «докажи»);

быть дисциплинированным и организованным.


Этапы формирования предпосылок математической грамотности:

организационно-подготовительный – направлен на формирование развивающей предметно-пространственной среды;

мотивационно-диагностический – предполагает определение задач, направление поиска, оценивание результатов;

деятельностный – направлен на поиск правильного решения поставленных задач;

рефлексивный – заключается в организации совместной игровой деятельности с детьми, умение использовать наглядные схемы, чертежи, планы.

Содержание формирования предпосылок математической грамотности дошкольников можно разделить на три направления: представления и понятия; зависимости и отношения; математические действия.

В содержании предпосылок формирования математической грамотности дошкольников выделяют две группы математических действий:

основные: счет, вычисления, измерение;

дополнительные: практическое сравнение, наложение, приложение; уравнивание и комплектование; сопоставление; пропедевтические, сконструированные в дидактических целях.

Предпосылки математической грамотности в дошкольном возрасте выражаются в способностях ребенка:

проявлять инициативу и самостоятельность;

проводить простейшие математические рассуждения;

применять математические действия для решения жизненных задач и личностно-значимых проблем;

соотносить и интерпретировать результаты.

Эффективное образование включает в себя использование различных методов и приемов, таких как сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и настольные игры. Интеллектуальные игры и задания, где дети решают познавательные, практические и игровые задачи, особенно интересны. Логические задачи и задачи-шутки делают процесс обучения более увлекательным, оживляют понимание сложных понятий и развивают умственные способности. Эти задания способствуют развитию интереса к экономическим знаниям, помогают детям понимать практическое применение математических понятий в повседневной жизни.

Также важно закреплять полученные знания через разнообразные виды образовательной деятельности и ознакомление с произведениями детской художественной литературы. Такие произведения могут содержать идеи экономической целесообразности и нравственных ценностей, что способствует формированию у детей более глубокого понимания математики и её практического применения.


Естественнонаучная грамотность

Естественнонаучная грамотность — это способность использовать научные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания явлений и процессов окружающего мира.

Естественнонаучная грамотность понимается как способность гражданина заниматься вопросами, связанными с наукой и научными идеями. Такой грамотный человек готов участвовать в аргументированном обсуждении науки и технологий, обладает навыками проектирования научных исследований, интерпретации данных и фактов, и может компетентно объяснять научные явления и закономерности.

Дошкольники по своей природе являются любознательными исследователями мира вокруг них. Они испытывают жажду познания, стремятся к открытиям и имеют потребность в умственных впечатлениях. Задача педагога в детском образовательном учреждении — удовлетворить эту потребность, что способствует их интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование, наряду с игровой деятельностью, является одним из основных и естественных проявлений детской психики. Оно рассматривается как главный вид деятельности для познания окружающего мира в дошкольном возрасте.

Формирование основ естественнонаучных представлений и экологической грамотности в дошкольном возрасте связано с расширением кругозора ребенка в соответствии с образовательной программой. Естественнонаучная грамотность дошкольника включает овладение обобщающими понятиями о живой и неживой природе и развитие первичных экологических представлений. Это способность применять полученные знания для безопасного поведения в природе.

Направления по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности дошкольников:

1. Воспитание ценностного отношения к знаниям, познавательной деятельности.

2. Формирование умений, обеспечивающих освоение и применение знаний.

3. Комплекс представлений о процессах и явлениях окружающего мира, природы, человека и общества и их взаимодействии.

Чтобы сформировать предпосылки функциональной естественнонаучной грамотности и основ экологической грамотности нужно проводить работу трех взаимосвязанных сфер личности дошкольника:

Ценностно-смысловой (потребностно-мотивационной) сферы, включающей формирование:

ценностного отношения к знаниям, познавательной деятельности;

познавательный интерес, желание самостоятельно приобретать знания;

опыт осуществления выбора с учетом ценностных ориентаций;

Когнитивной (познавательной, интеллектуальной) сферы, направленной на формирование:

познавательных умений, в ходе которых дошкольник определяет противоречия, формулирует задачу исследования, планирует познавательные действия, осуществляет рефлексию;

мыслительных операций: сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, выделение, и др.;

умение применять способы познания: наблюдения, опыты, работа с текстом, иллюстрациями;

способность решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт.

Академический компонент естественнонаучной грамотности предполагает формирование у дошкольников:

представлений об окружающем мире;

представлений о способах познания окружающего мира и природы;

представления (основанные на личном опыте) о роли знаний в жизни человека и общества.

Педагог создает образовательную ситуацию, в ходе которой учит дошкольников высказывать свои предположения; выбирать способ познания; осуществлять наблюдение; фиксировать его результаты.


Финансовая грамотность

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Дошкольники часто вовлечены в экономическую жизнь семьи: они ходят с родителями в магазины, видят рекламу и понимают, что деньги нужны для покупки товаров и оплаты услуг. Основная задача в формировании финансовой грамотности — это экономическая социализация, которая закладывает основы таких качеств, как трудолюбие, бережливость, экономность, рациональность. Педагоги детских учреждений должны способствовать формированию этих элементарных понятий в области финансов в доступной и увлекательной для детей форме.

Успех в формировании финансовой грамотности у дошкольников во многом зависит от методов и приемов, которые использует педагог. Эффективные подходы помогают детям усвоить необходимые знания, развить умения и навыки в этой области.

В практике педагога дошкольного образования для формирования предпосылок финансовой грамотности целесообразно использовать интерактивные мини-спектакли. В процессе подготовки таких спектаклей дети обучаются через знакомство с увлекательными историями и сказочными персонажами, изучающими окружающий мир. Веселые постановки помогают детям рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, развивают творческие способности и активизируют познавательные процессы, такие как память, наблюдательность, внимание, мышление и речь. Также они способствуют выработке дисциплинированности и усидчивости. Погружаясь в сказку и отвечая на вопросы, дети легко усваивают основные математические понятия и приобретают знания, необходимые для формирования финансовой культуры.

Предпосылки финансовой грамотности у дошкольников включают финансово-экономическое образование, направленное на формирование основ финансовой культуры и развитие математического мышления в области финансов, а также творческих способностей и воображения. Основная цель формирования этих предпосылок — экономическая социализация ребенка. Это включает понимание того, что значит «жить хорошо», почему люди живут хорошо, что нужно делать для этого и как следует работать.

К базовым категориям, которые должны быть сформированы в дошкольном детстве в области предпосылок финансовой грамотности, относятся:

нравственность – важно объяснить дошкольникам взаимосвязь между экономическими и нравственными понятиями;

взаимоотношения – предполагает ввести ребёнка в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

деньги – необходимо научить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

потребности – для формирования представлений о потребностях человека следует подводить ребенка к пониманию необходимости вести себя разумно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Вот какие рекомендации дает доктор социологии Б.Ф. Фельдман по формированию правил экономического воспитания детей дошкольного возраста:

учить детей бережливости;

давать карманные деньги;

приобщать к работе по дому;

не использовать деньги для подкупа и наказания;

не делать тайны из семейного финансового положения;

рассказывать детям о своей работе.

Основными направлениями работы по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста являются «воспитание ценностного отношения к труду» и «формирование базы опыта, обеспечивающей перенос знаний на практику».

Воспитание ценностного отношения к труду включает в себя:

формирование элементарных представлений, основанных на личном опыте, о роли труда в жизни человека и общества;

становление и развитие интереса к трудовой деятельности, стремление к высокому качеству труда;

формирование основ рефлексивных действий, осуществления выбора на основе ценностных ориентаций;

способность находить и принимать разумные решения;

умеренное и разумное расходование ресурсов, умение управлять финансовой и смысловой стороной желаний;

способность быть организованным, ориентироваться на интересы дела.

Что могут знать дети дошкольного возраста из области экономики, и какие предпосылки финансовой грамотности необходимо сформировать на этапе дошкольного образования, чтобы раскрыть понятие «труд»? Важно дать им представление о таких понятиях, как профессия, нравственность, цена, бюджет, заработок, продукт, проценты, экономика, продукция, сбережения, вклад, покупка, реклама, продажа, деньги, честность, помощь, работа, заработная плата и благотворительность.

Основные задачи, которые необходимо решать в ходе формирования представления у дошкольников об этих понятиях:

формирование первичных экономических представлений;

формирование представлений о разумных экономических потребностях;

формирование представлений о рациональном труде;

формирование мотивации к бережливости;

формирование уважения к труду;

формирование трудолюбия;

формирование потребности бережного отношения к собственности;

формирование ответственности;

позитивная социализация.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Как и для любой статьи, не хватает перечня использованных информационных источников, например, где именно доктор социологии Б.Ф. Фельдман давал рекомендации по формированию правил экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Сегодня в 16:36