"Функциональная грамотность "
Формирование функциональной грамотности дошкольников
Функциональная грамотность у дошкольников- это важный аспект, который влияет на общее развитие детей и их личностное становление. Это понятие служит основой для оценки успешности образовательного процесса в детском саду.
Направления функциональной грамотности дошкольников:
-Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Социальная и коммуникативная грамотность
Таким образом, функциональная грамотность дошкольников включает в себя комплексное развитие различных навыков и знаний, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребёнка и помогает обеспечить качественное образование в раннем возрасте.
Функциональная грамотность для дошкольников –это:
- умение решать различные бытовые и учебные задачи, а также выстраивать рабочие алгоритмы основных видов деятельности.
- способность взаимодействовать с меняющимся окружающим миром и совершенствоваться в процессе.
- стремление к развитию, дальнейшему образованию.
- способность самостоятельно оценивать свои знания, прогнозировать будущее.
- умение выстраивать социальные взаимоотношения.
А теперь более подробно рассмотрим все направления функциональной грамотности.
Математическая грамотность
Предпосылками функциональной математической грамотности выступают:
– формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов;
– формирование пространственных представлений у дошкольников;
– формирование представлений о времени;
– формирование представлений о величине и ее измерении;
– формирование представлений о количестве и счёте у дошкольников.
В узком смысле математическое развитие дошкольников представляет собой подготовку к успешному изучению точных наук в школе, таких как математика, физика, химия и геометрия. В более широком смысле это процесс, способствующий полноценному умственному развитию ребенка через формирование основ математической грамотности.
Задачи по формированию предпосылок математической грамотности детей в ДО:
1. Сенсорное развитие ребенка в детском саду включает целенаправленное освоение сенсорного опыта. В рамках этого процесса важное место занимает изучение цвета, формы, величины и пространственного расположения объектов.
2. Формирование непосредственных знаний и умений, необходимых для поступления в школу:
– умение владеть счетом в прямом и обратном порядке до 10 (20) (количественным и порядковым), сравнивать рядом стоящие числа, решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, знать состав числа из единиц и двух меньших чисел;
– умение сравнивать длину, ширину, высоту предметов приемами наложения и приложения; уметь измерять протяженность условными мерками;
– различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, разновидности четырехугольников, многоугольников; уметь видоизменять геометрические формы;
– ориентироваться в помещении, на плоскости, на листе бумаги в клетку в плане местности; знать части суток, дни недели, названия месяцев, ориентироваться на циферблате;
– совершать умственных операции, характеризующие уровень развития логического мышления ребенка: сравнение, классификация предметов по цвету, форме, величине, количеству, построение рядов (разложение по порядку), понимание законов сохранения количества, массы и величины.
3. Расширение и обогащение словарного запаса ребенка: освоение новых математических терминов (числительные, названия фигур, математических символов), построение сложных словесных конструкций (на верхней полоске 5 кругов, а на нижней на 1 круг меньше); осознанное употребление слов, выражающих математические отношения (больше-меньше, выше-ниже, ближе-дальше, быстрее-медленнее и т. п.).
4. Формирование умений и навыков учебной деятельности:
– слушать и слышать воспитателя; действовать по инструкции;
– умение действовать с дидактическим материалом;
– включаться в решение учебно-познавательных задач, понимать смысл заданий, начинающиеся со слов «сравни», «выдели», «назови одним словом»;
– контролировать свои действия и действия товарищей (задание «проверь»);
– аргументировать свои мысли («почему ты так думаешь?», «докажи»);
– быть дисциплинированным и организованным.
Этапы формирования предпосылок математической грамотности:
– организационно-подготовительный – направлен на формирование развивающей предметно-пространственной среды;
– мотивационно-диагностический – предполагает определение задач, направление поиска, оценивание результатов;
– деятельностный – направлен на поиск правильного решения поставленных задач;
– рефлексивный – заключается в организации совместной игровой деятельности с детьми, умение использовать наглядные схемы, чертежи, планы.
Содержание формирования предпосылок математической грамотности дошкольников можно разделить на три направления: представления и понятия; зависимости и отношения; математические действия.
В содержании предпосылок формирования математической грамотности дошкольников выделяют две группы математических действий:
– основные: счет, вычисления, измерение;
– дополнительные: практическое сравнение, наложение, приложение; уравнивание и комплектование; сопоставление; пропедевтические, сконструированные в дидактических целях.
Предпосылки математической грамотности в дошкольном возрасте выражаются в способностях ребенка:
– проявлять инициативу и самостоятельность;
– проводить простейшие математические рассуждения;
– применять математические действия для решения жизненных задач и личностно-значимых проблем;
– соотносить и интерпретировать результаты.
Эффективное образование включает в себя использование различных методов и приемов, таких как сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и настольные игры. Интеллектуальные игры и задания, где дети решают познавательные, практические и игровые задачи, особенно интересны. Логические задачи и задачи-шутки делают процесс обучения более увлекательным, оживляют понимание сложных понятий и развивают умственные способности. Эти задания способствуют развитию интереса к экономическим знаниям, помогают детям понимать практическое применение математических понятий в повседневной жизни.
Также важно закреплять полученные знания через разнообразные виды образовательной деятельности и ознакомление с произведениями детской художественной литературы. Такие произведения могут содержать идеи экономической целесообразности и нравственных ценностей, что способствует формированию у детей более глубокого понимания математики и её практического применения.
Естественнонаучная грамотность
Естественнонаучная грамотность — это способность использовать научные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания явлений и процессов окружающего мира.
Естественнонаучная грамотность понимается как способность гражданина заниматься вопросами, связанными с наукой и научными идеями. Такой грамотный человек готов участвовать в аргументированном обсуждении науки и технологий, обладает навыками проектирования научных исследований, интерпретации данных и фактов, и может компетентно объяснять научные явления и закономерности.
Дошкольники по своей природе являются любознательными исследователями мира вокруг них. Они испытывают жажду познания, стремятся к открытиям и имеют потребность в умственных впечатлениях. Задача педагога в детском образовательном учреждении — удовлетворить эту потребность, что способствует их интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование, наряду с игровой деятельностью, является одним из основных и естественных проявлений детской психики. Оно рассматривается как главный вид деятельности для познания окружающего мира в дошкольном возрасте.
Формирование основ естественнонаучных представлений и экологической грамотности в дошкольном возрасте связано с расширением кругозора ребенка в соответствии с образовательной программой. Естественнонаучная грамотность дошкольника включает овладение обобщающими понятиями о живой и неживой природе и развитие первичных экологических представлений. Это способность применять полученные знания для безопасного поведения в природе.
Направления по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности дошкольников:
1. Воспитание ценностного отношения к знаниям, познавательной деятельности.
2. Формирование умений, обеспечивающих освоение и применение знаний.
3. Комплекс представлений о процессах и явлениях окружающего мира, природы, человека и общества и их взаимодействии.
Чтобы сформировать предпосылки функциональной естественнонаучной грамотности и основ экологической грамотности нужно проводить работу трех взаимосвязанных сфер личности дошкольника:
Ценностно-смысловой (потребностно-мотивационной) сферы, включающей формирование:
– ценностного отношения к знаниям, познавательной деятельности;
– познавательный интерес, желание самостоятельно приобретать знания;
– опыт осуществления выбора с учетом ценностных ориентаций;
Когнитивной (познавательной, интеллектуальной) сферы, направленной на формирование:
– познавательных умений, в ходе которых дошкольник определяет противоречия, формулирует задачу исследования, планирует познавательные действия, осуществляет рефлексию;
– мыслительных операций: сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, выделение, и др.;
– умение применять способы познания: наблюдения, опыты, работа с текстом, иллюстрациями;
– способность решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт.
Академический компонент естественнонаучной грамотности предполагает формирование у дошкольников:
– представлений об окружающем мире;
– представлений о способах познания окружающего мира и природы;
– представления (основанные на личном опыте) о роли знаний в жизни человека и общества.
Педагог создает образовательную ситуацию, в ходе которой учит дошкольников высказывать свои предположения; выбирать способ познания; осуществлять наблюдение; фиксировать его результаты.
Финансовая грамотность
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Дошкольники часто вовлечены в экономическую жизнь семьи: они ходят с родителями в магазины, видят рекламу и понимают, что деньги нужны для покупки товаров и оплаты услуг. Основная задача в формировании финансовой грамотности — это экономическая социализация, которая закладывает основы таких качеств, как трудолюбие, бережливость, экономность, рациональность. Педагоги детских учреждений должны способствовать формированию этих элементарных понятий в области финансов в доступной и увлекательной для детей форме.
Успех в формировании финансовой грамотности у дошкольников во многом зависит от методов и приемов, которые использует педагог. Эффективные подходы помогают детям усвоить необходимые знания, развить умения и навыки в этой области.
В практике педагога дошкольного образования для формирования предпосылок финансовой грамотности целесообразно использовать интерактивные мини-спектакли. В процессе подготовки таких спектаклей дети обучаются через знакомство с увлекательными историями и сказочными персонажами, изучающими окружающий мир. Веселые постановки помогают детям рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, развивают творческие способности и активизируют познавательные процессы, такие как память, наблюдательность, внимание, мышление и речь. Также они способствуют выработке дисциплинированности и усидчивости. Погружаясь в сказку и отвечая на вопросы, дети легко усваивают основные математические понятия и приобретают знания, необходимые для формирования финансовой культуры.
Предпосылки финансовой грамотности у дошкольников включают финансово-экономическое образование, направленное на формирование основ финансовой культуры и развитие математического мышления в области финансов, а также творческих способностей и воображения. Основная цель формирования этих предпосылок — экономическая социализация ребенка. Это включает понимание того, что значит «жить хорошо», почему люди живут хорошо, что нужно делать для этого и как следует работать.
К базовым категориям, которые должны быть сформированы в дошкольном детстве в области предпосылок финансовой грамотности, относятся:
– нравственность – важно объяснить дошкольникам взаимосвязь между экономическими и нравственными понятиями;
– взаимоотношения – предполагает ввести ребёнка в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
– деньги – необходимо научить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
– потребности – для формирования представлений о потребностях человека следует подводить ребенка к пониманию необходимости вести себя разумно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Вот какие рекомендации дает доктор социологии Б.Ф. Фельдман по формированию правил экономического воспитания детей дошкольного возраста:
– учить детей бережливости;
– давать карманные деньги;
– приобщать к работе по дому;
– не использовать деньги для подкупа и наказания;
– не делать тайны из семейного финансового положения;
– рассказывать детям о своей работе.
Основными направлениями работы по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста являются «воспитание ценностного отношения к труду» и «формирование базы опыта, обеспечивающей перенос знаний на практику».
Воспитание ценностного отношения к труду включает в себя:
– формирование элементарных представлений, основанных на личном опыте, о роли труда в жизни человека и общества;
– становление и развитие интереса к трудовой деятельности, стремление к высокому качеству труда;
– формирование основ рефлексивных действий, осуществления выбора на основе ценностных ориентаций;
– способность находить и принимать разумные решения;
– умеренное и разумное расходование ресурсов, умение управлять финансовой и смысловой стороной желаний;
– способность быть организованным, ориентироваться на интересы дела.
Что могут знать дети дошкольного возраста из области экономики, и какие предпосылки финансовой грамотности необходимо сформировать на этапе дошкольного образования, чтобы раскрыть понятие «труд»? Важно дать им представление о таких понятиях, как профессия, нравственность, цена, бюджет, заработок, продукт, проценты, экономика, продукция, сбережения, вклад, покупка, реклама, продажа, деньги, честность, помощь, работа, заработная плата и благотворительность.
Основные задачи, которые необходимо решать в ходе формирования представления у дошкольников об этих понятиях:
– формирование первичных экономических представлений;
– формирование представлений о разумных экономических потребностях;
– формирование представлений о рациональном труде;
– формирование мотивации к бережливости;
– формирование уважения к труду;
– формирование трудолюбия;
– формирование потребности бережного отношения к собственности;
– формирование ответственности;
– позитивная социализация.
Калягина Ирина Владимировна