12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия16
0

Статья «Функциональная грамотность на уроках физической культуры: развиваем тело и ум»

Тема: «Функциональная грамотность на уроках физической культуры: развиваем тело и ум»

Патракеева Юлия Юрьевна, 1 квалификационная категория

В современном мире, где информационные технологии играют все более важную роль в повседневной жизни, физическая культура становится неотъемлемой частью образования. Однако, роль этого предмета не ограничивается лишь развитием физической активности учащихся. Важным аспектом, который мы должны учитывать, является развитие функциональной грамотности на уроках физической культуры.

Функциональная грамотность — это междисциплинарный навык, связанный с результатами изучения школьной программы и универсальной учебной деятельностью (личностной, познавательной, регулятивной и коммуникативной).

Обновленный ФГОС рассматривает функциональную грамотность как возможность находить выход из любых жизненных ситуаций. Выработать функциональную грамотность можно в школе благодаря предметным, метапредметным либо универсальным способам деятельности. Они нацелены на то, чтобы учащиеся получили основные навыки для дальнейшего образования и выбора подходящей профессии.

Формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром, а также основу для дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

На уроках физической культуры это способность человека эффективно использовать свое тело и знания в различных сферах жизни, будь то занятия спортом, выполнение ежедневных задач или просто поддержание здоровья. Этот термин объединяет в себе не только физическое состояние, но и понимание основных принципов здорового образа жизни, умение принимать обоснованные решения в области здоровья и физической активности.


 

Уроки физической культуры - прекрасная возможность не только узнать о структуре и функциях человеческого тела, но и понять, как правильно ухаживать за ним. Объяснения о том, какие мышцы задействованы при выполнении определенных упражнений, какие изменения происходят в организме во время физической активности, помогут учащимся осознать важность заботы о своем здоровье.

 

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «...в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, её развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.


 

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.

Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников.


 

Функциональная грамотность школьников – важный элемент для всестороннего гармоничного развития ребенка. Без нее невозможно достичь хорошей успеваемости по учебным предметам, она влияет и на социализацию, достижение успехов во взрослой жизни, дальнейшее обучение в университете.

Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребёнка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована ещё и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Таким образом, значимость формирования функциональной грамотности для становления личности определила основные задачи при проведении уроков по различным общеобразовательным предметам.

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.

Как это сделать? Самое простое – рефлексия, т.е. опрос в конце урока. Можно предложить выполнение домашнего задания в виде теста, заполнения таблицы, подготовки сообщения по теме, написания реферата. А можно подойти к этому более творчески.

Участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах навело меня на мысль: можно применять задания такого характера для проверки знаний учащихся на уроках и в виде домашних заданий. Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ и т.п.

В исследовании PISA в качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Большое внимание важно уделять развитию осознанности чтения. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.

На уроках физической культуры – это понимать смысл рекомендаций по физической нагрузке, по дозировке и назначению «спортивных добавок», инструкций по выполнению упражнений, сводов правил спортивных игр и т.д.

Для развития читательской компетенции на уроках физического культуры должны использоваться аутентичные тексты (не адаптированные для учебной деятельности). С целью применения в жизни следует предлагать учащимся задания на извлечение информации из разных источников, например инструкций по здоровому образу жизни, схемы опорно-двигательной системы и т. д. (прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка).


 

Математическая грамотность - это способности человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.

Задания, направленные на развитие математической грамотности, предполагают использование умений формулировать ситуацию на языке математики, применять математические понятия, факты, процедуры, интерпретировать, использовать и оценивать результаты с опорой на математическое содержание.

Для этого необходимо предлагать задания, содержание которых включает графические данные (рисунки, схемы, таблицы, графики), а также задачи, решение которых может быть выполнено графическим способом (расчет калорий, необходимой нагрузки, ЧСС, выполнять функции помощника судьи, создание календаря соревнований).


 

Естественнонаучная грамотность - это способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.

Для формирования и развития естественнонаучной грамотности рекомендуется предлагать учащимся задания, основанные на учебном материале физики и биологии например, расчет длины прыжка, скорости при определенных погодных условиях, физических параметрах человека (разбираться в вопросах здоровьесбережения, личной гигиены, владеть навыками первой помощи, понимать принципы биомеханики упражнений).

Финансовая грамотность – это сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимыми для принятия разумных финансовых решений, а также достижения финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Для развития финансовой грамотности на уроке физической культуры необходимо включать задания на расчет стоимости спортивного оборудования и инвентаря для организации соревнований в школе, в классе.

Рекомендуется систематически включать в число самостоятельных заданий для учащихся подготовку сообщений о знаменитых спортсменах, истории развития спортивных игр, осознанный подбор спортивного инвентаря; использование абонементов в спортивные залы, фитнесс клубы; «спорт как профессия»; подбор рационального питания.

Креативное мышление – это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму, помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.

Предлагаемые задания необходимо дополнить вопросами, направленными на развитие креативного мышления. Они должны включать выдвижение решений, их совершенствование и уточнение, а также отбор креативных идей и оценку их сильных и слабых сторон: «предложите возможные варианты …», «оцените …», «как изменится…, если…», «разработайте …» и т. д.


 

Глобальные компетенции – это способность воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.


 

Заключение.

Функциональная грамотность на уроках физической культуры играет ключевую роль в формировании здорового образа жизни учащихся. Этот аспект образования не только способствует развитию физической активности, но и формирует у учащихся навыки осознанного управления своим здоровьем и физической активностью, что является важным элементом их будущего успеха и благополучия. Поэтому, развивая функциональную грамотность на уроках физической культуры, мы помогаем учащимся успешно решать широкий круг повседневных задач, общаться и находить решения в различных социальных ситуациях, стать не только физически здоровыми, но и умными в области здоровья и спорта, использовать имеющийся запас информации и применять его на практике для решения сложных проблем в жизни.


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.