Формирование функциональной (читательской) грамотности во внеклассной работе на примере новогоднего квеста
Формирование функциональной (читательской) грамотности
во внеклассной работе на примере новогоднего квеста
Обновлённые ФГОС особое внимание уделяют формированию функциональной грамотности современных школьников, что предполагает практико-ориентированные и ситуационные задания на уроках, повышение поисковой активности учеников, общение и сотрудничество учащихся в группах. Однако весьма ограниченное урочное время не всегда даёт возможность в полном объёме реализовывать эти требования. Зато внеклассные мероприятия тематической направленности позволяют нам выйти за пределы временных ограничений.
Так например, а рамках предметной недели русского языка и литературы в нашей школе был организован квест «ФУНКЦИОНАЛЬНО ИЛИ ГРАМОТНО?!))» Накануне проведения данного мероприятия мы провели для участников (это были сборные команды 4 старших параллелей) установочную конференцию, на которой пояснили, каким именно образом будет проходить квест, где будет находиться штаб для приёма выполненных заданий и объявления итогов соревнования. На следующий день капитаны команд получили маршрутные листы для прохождения первого этапа под названием «В поисках новогоднего настроения» (см. приложение 1). У каждой команды был одинаковый набор станций, но разная последовательность их посещения. Как вариант можно не давать таких ориентиров, а предложить ребятам самим искать по школе прикреплённые QR-коды с заданиями (см. приложение 2). На каждой станции своё задание, решение которого приносило команде одну букву из загаданного словосочетания. Пройдя все станции, собрав все буквы, ребята должны были составить задуманное словосочетание («Новый год»). Следующий этап назывался «БЕЛЫЙ ЯЩИК, или АУКЦИОН ГИПОТЕЗ» и предполагал работу, связанную со знанием фразеологизмов (см. приложение 3). Эта тема часто вызывает большие затруднения у школьников разного возраста, однако имеет выход в задания ВПР и ОГЭ. Когда ребята приносили лист с ответами, им предлагалось самим заглянуть в коробки с загаданными предметами и убедиться в правильности ответов.
На третьем этапе «ПРОЧТЕНИЕ ПОКАЖЕТ» ребята работали с несплошным текстом новогодней афиши и ситуативными описаниями предполагаемых посетителей мероприятия (см. приложение 4). Их задачей было оценить всю информацию и понять, кто именно из описанных школьников сможет на самом деле посетить новогоднее представление. И наконец 4 этап «ТИШЕ ЕДЕШЬ, ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ» представлял собой работу с текстом (приложение 5). Здесь ребятам предстояло ответить на вопросы, связанные с внимательным чтением, с пониманием причинно-следственных связей, а также соотнести содержание текста с фотографиями и представлениями о разных исторических эпохах.
В итоге ребята получили удовольствие от совместной поисковой работы, решая задания на развитие функциональной грамотности, не сидя за партами, а находясь внутри игровой ситуации. Приведённый опыт — это только один из возможных вариантов использования формы внеклассных занятий для формирования функциональной грамотности. Элементы подобных или других заданий могут стать частью игрового классного часа, общешкольного интеллектуального состязания и т. д. В любом случае задания, поданные под «игровым соусом», воспринимаются детьми (даже старшеклассниками!) не как скучное и обязательное упражнение, а как весёлое приключение, которое обязательно приведёт их к ситуации успеха.
Приложение №1
Маршрутный лист 1 этапа «В поисках новогоднего настроения»
№ | станция | адрес | буква |
1 | Звёздная | библиотека | н |
2 | Застольная | администрация | о |
3 | Еловая | учительская | в |
4 | Уличные гирлянды | вахта/охрана | ы |
5 | Нарядная | Актовый зал | й |
6 | Гостевая | Процедурный кабинет | г |
7 | Мишуровая мишура | Чердак крыла начальной школы | о |
8 | Подарочная | Тамбур входа №8 | д |
Приложение №2
Задания на станциях 1 этапа, зашифрованные с помощью QR-кодов
станция | задание |
Звёздная | Эта буква спрятана в названии станции. История названия станции напоминает способ образования слова. Здесь многие звёзды хранят свои сокровища — книги, учебные и художественные, справочные и популярные… Вам нужна та морфема, которая состоит из одной буквы и которая помогла звёздам образовать новое слово, ставшее названием станции. |
Застольная | Эта буква спрятана в названии станции. Таких букв меньше в слове, чем радикально других, но она такая одна и двух таких в одном слове быть не может ни при каких обстоятельствах! |
Еловая | Эта буква спрятана в названии станции. Она может быть отдельным словом, несамостоятельным, но служащим для связи самостоятельных в словосочетании. Когда она часть слова, она может быть в составе любой морфемы, и даже вся морфема может быть равна этой букве. В создании звука, обозначаемого этой буквой, не участвует голос. |
Уличные гирлянды | Эта буква спрятана в названии станции. В названии станции их две. И они находятся в окончаниях. Эта особенная и почётная буква стала названием операции, в которой принимал участие Шурик. |
Нарядная | Этой буквы нет в названии станции, но… звук, который она обозначает, в названии станции есть! |
Гостевая | Эта буква выступает в качестве нескольких общепринятых сокращений, обозначая единицы веса и времени. Эта буква почти не прячется в названии станции. |
Мишуровая мишура | Эта буква спрятана в названии станции. Она входит в состав морфемы, которая образует грамматически неправильную разговорную форму прилагательного. Искомая буква стоит в указанной морфеме первой |
Подарочная | Эта буква спрятана в названии станции. Она является первой в обоих словах известного устойчивого выражения про беды России. |
Приложение №3
2 этап «БЕЛЫЙ ЯЩИК,или АУКЦИОН ГИПОТЕЗ»
1) Название этого предмета входит в состав фразеологизма со значением «абсолютно пусто, ничего нет» (шаром покати), а также фразеологизма просторечного и неодобрительного со значением «Уставиться, внимательно, не отрываясь, смотреть на кого-л.» (вылупить шары) или устойчивого выражения, перефраза со значением «играть в бильярд» (гонять шары)
Примечание: выделенные курсивом фразеологизмы не были указаны в детской карточке, их должны участники квеста вспомнить самостоятельно.
Ответ: шар
2) Название этого предмета входит в состав фразеологизма со значением «результат не оправдывает ресурсов, затраченных на его достижение» (игра не стоит свеч), а также «оказаться свидетелем каких-то событий» (свечу держал) или «Очень быстро худеть, ослабевать от болезни, тяжёлых переживаний и т. п.» (таять как свеча)
Ответ: свеча
3) Название этого предмета входит в состав устойчивого оборота со значением «что-либо не очень хорошее» (не подарок) или наоборот «Крайне благоприятное событие»
Ответ: подарок
Приложение №4
3 этап «ПРОЧТЕНИЕ ПОКАЖЕТ»
Афиша
ЁЛКИ ЛОХМАТЫЕ
Новогоднее представление
с контактным участием
дрессированных собак и кошек
для детей младшего и среднего школьного возраста
состоится 29.12.2022
в 14:00
в цирке «Автово»
Ждём ВАС!
Задание: Прочитайте внимательно анкеты детей и решите, кто из ребят сможет посетить это представление?
Катя — веселая и активная девочка, ученица 5 класса Муринского ЦО №2, занимается в кружке «Юный эколог» по вт и чт с 11.00 до 12.00, страдает от аллергии на шерсть домашних животных.
Саша — скромный и старательный мальчик, ученик 6 класса Муринского ЦО №4, занимается в кружке «Юный эколог по ср и пт с 12.30 до 13.30.
Витя — бойкий, активный ученик 7 класса Бугровского ЦО №2, занимается в кружке «Юный эколог» по пн и чт с 11.00 до 12.00, но в последний четверг декабря он уезжает на неделю в лагерь.
Маша — послушная и исполнительная девочка, ученица 6 класса Муринского ЦО №4, занимается в кружке «Юный эколог» по пн и чт с11.00 до 12.00, а также в кружке «Творцы и мастерицы» по вт и пт с 13.00 до 14.00.
Приложение №5
4 этап «ТИШЕ ЕДЕШЬ, ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ»
«Нарядная, забавная, на Новый год я - главная»
Новый год — один из самых любимых праздников во всём мире. Он наполнен множеством традиций, каждая из которых имеет свою историю. В российской истории таких традиций тоже немало. И даже если некоторые из них были заимствованы в Европе, всё равно обрастали своими особенностями. Вот простой пример.
В 1816 году появилась на свет сказка немецкого писателя Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», несколько вольное переложение которой в 1844 году сделал французский писатель Александр Дюма-отец. Популярность этой рождественской истории в России стала одной из причин быстрого вхождения в дома россиян главной новогодней традиции. В 1839 году сказка была издана отдельной книгой. А спустя почти полвека, в 1892 году, состоялась премьера одноименного балета П.И. Чайковского. Петербуржцев же впервые познакомила с рождественским деревом супруга императора Александра Федоровна, приглашавшая в 30-е годы на семейные праздники представителей петербургской знати. К средине 50-60-х XIX века этот атрибут занимает важное место на Рождественском празднике.
Однако с приходом советской власти полюбившаяся всем традиция испытывает кризис. В апреле 1929 года XVI партийная конференция отменила праздник Рождества, сделав его рабочим днём, отменён был и описываемый «поповский обычай». Однако уже в 1935 году традиция вернулась, только в новом качестве — как развлечение, которое больше не связано с рождественским праздником, а наполнено совершенно новым советским смыслом.
В конце ХХ века в России снова начали широко праздновать Рождество, и вернулась прекращённая на время рождественская традиция. С конца 1990-х годов в России вместе с редко встречающимися скульптурными вертепами этими рождественскими атрибутами украшают церкви, ставя их при входе в храм, но чаще всего они располагались на центральной площади города или в местах массовых народных гуляний.
Но каким бы содержанием не наполнялись праздничные традиции, они необходимы нам для сплочения. Как приятно всей семьёй заниматься предпраздничным украшением дома, готовить новогодние подарки, потом собраться за праздничным столом, петь песни, играть в веселые игры, а затем хранить в душе самые приятные воспоминания!
Задания:
1. О какой традиции идёт речь в тексте?
2. Выберите вариант, где правильно указана последовательность распространения этой новогодней традиции в нашей стране:
а)
публикация отдельной книгой сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
приглашения Александры Федоровны на семейные праздники представителей петербургской знати
премьера балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
возвращение традиции вместе с возвращением открытого празднования Рождества
б)
любовь в России к рождественской сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король »
отмена традиции как пережитка религиозных взглядов
премьера балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
возвращение традиции вместе с возвращением открытого празднования Рождества
в)
публикация отдельной книгой сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
XVI партийная конференция отменила праздник Рождества
премьера балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
возвращение традиции вместе с возвращением открытого празднования Рождества
г)
любовь в России к рождественской сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
публикация отдельной книгой сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
премьера балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
приглашения Александры Федоровны на семейные праздники представителей петербургской знати
3. Выберите все предложения, которые не соответствуют содержанию текста:
1)В 1893 оду сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» была напечатана отдельной книгой.
2)П.И. Чайковский по мотивам сказки Гофмана написал оперу «Щелкунчик».
3)Александра Федоровна в 30-е годы первый раз познакомила с рождественским деревом петербуржцев.
4)К средине 50-60-х XIX века этот атрибут новогоднего праздника занимает важное место на Рождественском празднике.
5)В XVI веке он был отменён.
6)Вернувшаяся в 1935 году традиция обрела новую советскую символику.
7)Рождественским деревом украшают православные храмы иногда наравне с вертепами.
8)Рождественское дерево можно встретить и в отдельных домах и квартирах, и в местах массовых народных гуляний.
4. Попытайтесь определить значение слова «вертеп», исходя из содержания прочитанного текста:
а) бедное, скромное, убогое жилище
б) воспроизведение сцены Рождества средствами искусства (театр, скульптура и др.)
в) место, где регулярно собираются люди с преступными или другими неблаговидными целями.
г) пещера, в которой, согласно Священному Писанию, родился Иисус Христос
5. Установите соответствие между причинами и следствиями:
причина | следствие |
Жена императора Александра Фёдоровна приглашала на семейные рождественские праздники некоторых состоятельных петербуржцев | В апреле 1929 года XVI партийная конференция отменила праздник Рождества и вместе с ним традицию украшать новогоднее дерево |
В этой традиции сохранялся религиозный смысл | Сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» была напечатана отдельной книгой |
Большая любовь к рождественской сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» | Традицию вернули вскоре после ее запрета |
Использование традиции позволяло формировать новое советское и коммунистическое мировоззрение | Атрибут новогоднего праздника начинает входить в обиход петербургской знати |
6. Соотнесите изображение новогоднего дерева с исторической эпохой. Ответ запишите в таблицу:
XIX век | ХХ век (советский период) | ХХI век (наше время) |
| | |
а)
б)
в)
а) принцип контраста
б) хронологический принцип
в) кольцевое построение
г) причинно-следственное изложение мыслей
ОТВЕТЫ:
1. Рождественская/новогодняя ёлка
2. 1
3. 125
4. б
5.
причина | следствие |
Жена императора Александра Фёдоровна приглашала на семейные рождественские праздники некоторых состоятельных петербуржцев | Атрибут новогоднего праздника начинает входить в обиход петербургской знати |
Большая любовь к рождественской сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» | Сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» была напечатана отдельной книгой |
Использование традиции позволяло формировать новое советское и коммунистическое мировоззрение | Традицию вернули вскоре после ее запрета |
В этой традиции сохранялся религиозный смысл | В апреле 1929 года XVI партийная конференция отменила праздник Рождества и вместе с ним традицию украшать новогоднее дерево |
6.
1 | 2 | 3 |
в | а | б |
7. б