Конспект урока по алгебре: «Функция у = k/x, её свойства и график»
Цели урока: сформулировать определение обратной пропорциональности, её области определения и графика.
Задачи урока:
Обучающая: повторить понятие функции, их виды и графики, научить находить значение функции и аргумента по формуле у = k/x, строить график обратной пропорциональности и «читать» его.
Развивающая: продолжить развитие познавательного интереса к изучению алгебры; развивать умение анализировать, наблюдать, сопоставлять, логически мыслить; продолжить развитие элементов творческой деятельности учащихся, через вовлечение их в работу частично поискового характера, развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля.
Воспитывающая: воспитание умения слушать и слышать другого, уважение к мнению товарища; воспитание у учащихся таких нравственных качеств, как настойчивость, аккуратность, инициативность, точность, привычка к систематичному труду, самостоятельность, активность; воспитание культуры общения.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, авторская презентация, карточки с заданиями, учебник «Алгебра» 8 класс, Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.
Ход урока:
Организационный момент(1 мин)
Сегодня на уроке мы с вами повторим основные понятия по теме «Функция», познакомимся с функцией обратной пропорциональности, научимся строить ее график. Дома вы выполняли задания на упрощение выражений. Какие у вас вопросы по домашнему заданию. Если у вас нет вопросов, то давайте поработаем устно.
II. Устная работа(5 мин)
1.Проверить устно, правильно ли выполнены действия. Ели нет, скажите верный ответ.
а) =
б) = 3у
в) = 10.
2. Сократите дробь:
а) ; б) ; в) .
3. Как называется данная функция, указать ООФ и что представляет собой их график.
y = 2x + 3, (Линейная функция, ООФ: х- л.ч., График: прямая)
y = x2, (Квадратичная функция, ООФ: х- л.ч., График: парабола)
y = x3. (Кубическая функция, ООФ: х- л.ч., График: кубическая парабола)
y = 2x, (Прямая пропорциональность, ООФ: х-л.ч., График: прямая, проходящая через начало координат)
III. Подготовка к изучению нового материала.(3 мин)
(Записываем в тетрадь число(14.10.11), классная работа)(Функция у = k/x, ее свойства и график)
Нам известно, что каждая из данных функций описывает какие- то процессы, происходящие в окружающем нас мире. Давайте рассмотрим следующую задачу:
Дан прямоугольник со сторонами 2 и x. Как найти площадь данного прямоугольника? (S=2х). Что будет происходить с площадью, если неизвестную сторону х увеличить в 2 раза? Как называется данная зависимость?(Функция), где х – независимая переменная, а S – зависимая переменная. Как называется данная функция? (Прямая пропорциональность)
А теперь другая задача: Дан прямоугольник со сторонами x, y и площадью равной 8 кв. единицам. Запишите формулу площади прямоугольника? (Спросить у детей, кто что написал.) (x y=8)
Если мы с вами увеличим одну сторону в 2 раза, что произойдет с другой стороной, при условии, что площадь останется той же? (Ответ детей)
А теперь эту сторону уменьшить в два раза?
Какой же можно сделать вывод?
Я Вывод: что при увеличении одной переменной в несколько раз вторая переменная уменьшается во столько же раз. И наоборот, при уменьшении одной переменной в несколько раз вторая переменная увеличивается во столько же раз. Выразим переменную у через х. y= 8/x.
8 – число, заменим его на к. Получим
у = ООФ: График:
Такую зависимость переменных можно назвать обратной пропорциональностью. Как вы думаете, может ли к равняться нулю? (Может, тогда подставим. Получаем у=0, а это есть ось абсцисс) Что такое х? А какие значения она может принимать? А может ли х = нулю. ООФ? А у? (Нет, так как к ≠0 и х ≠0)А что такое у?
IV. Объяснение нового материала.(10 мин)
Обратной пропорциональностью называется функция, которую можно задавать формулой вида у = , где х – независимая переменная и k – не равное нулю число.
Приведите примеры обратно пропорциональной функции. (Записать две-три.) Чтобы было отрицательное число
Давайте построим графики функции у =6/х и у = - 6/х.
I вариант будет строить график функции у = 6/х , а II - у = - 6/х.
Но для начала найдем ООФ. Что такое ООФ?
(ООФ: х ООФ – множество всех чисел, отличных от нуля)
Для построения графика нам необходимо заполнить таблицы: по вариантам и нанести полученные точки на координатную плоскость.
I вариант
х |
-6 |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
6 |
у |
-1 |
-2 |
-3 |
-6 |
6 |
3 |
2 |
1 |
х |
-6 |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
6 |
у |
1 |
2 |
3 |
6 |
-6 |
-3 |
-2 |
-1 |
Один ученик из каждого варианта (а остальные в тетрадях) заполняют таблицу значений функции на доске.
Следующий этап – это построения на координатной плоскости. Наносим получившиеся точки на координатную плоскость. Проверяем!
Соединяем данные точки плавными линиями.
- В каких координатных четвертях расположен график?
- Как вы думаете, отчего зависит расположение графика?
График не пересекает оси координат, так как ни х, ни у не могут равняться нулю.
После построения функций у =6/х и у = - 6/х. Мы можем сделать выводы, что
График не пересекает ни ось абсцисс, ни ось ординат;
2. График расположен в I и III координатных четвертях если к > 0 (y= 6/x) и во II и IV, если к<0. (y= - 6/x)
Полученная кривая называется гиперболой (записать в тетрадь). Она состоит из двух ветвей.
Ученик. Гипербола в переводе с греческого языка дословно означает «прохожу через что-либо» и с течением времени получило второе смысловое значение «преувеличение». Одним из первых, кто начал изучать эту кривую был ученик знаменитого Платона, древнегреческий математик Менехм в IV в. до н.э., но так и не сумел её полностью изучить.
А вот полностью исследовал свойства гиперболы и дал ей название крупнейший геометр древности Аполоний Пергский в III в. до н.э.
На свойство гиперболы к преувеличению или к преуменьшению обратили внимание поэты и писатели. Так в словаре русского языка Ожегова слово гипербола трактуется как поэтический приём чрезмерного преувеличения с целью усиления впечатления.
Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов тоже любил этот прием и применял его в своих стихах. Например: Пройдёт – словно солнцем осветит: Посмотрит – рублём подарит! … Я видывал, как она косит: Что взмах – то готова копна. )
После столь лирического отступления давайте проверим на сколько вы усвоили тему.
Открываем учебник на 41 странице и читаем определение, обратной пропорциональности.
V. Закрепление материала (13 мин)
№ 184 (Устно)
а) х = 2 у = 4 б) у = -4 х = -2
х = 4 у = 2 у = -2 х = -4
х = -1 у = - 8 у = 8 х = 1.
х = -4 у = - 2
х = -5 у - 1,8.
Дополнит. номер (Устно)
Обратная пропорциональность задана формулой у = .
Принадлежат ли точки А(3; 5), В(5; -3), С( ; 20) графику этой функции?
2) Функция задана формулой у = - . Найти:
а) значения функции, если значение аргумента равно -3; 6; 0,5;
б) значение аргумента, при котором значение функции равно 12;
-36; 100.
№ 183
у = ; х=2, у = 12. (ученик)
Найти значение к.
к = ух
к = 122
к = 24
у = .
VI. Самостоятельная работа (7 мин)
А теперь давайте проверим каждый сам себя, на сколько он усвоил принцип построения графика функции обратной пропорциональности у = к/х.
У вас на столе лежат карточки с заданиями по вариантам.
Подпишите ФИ.
Вам нужно заполнить таблицу, построить график соответствующей функции. Проверить, принадлежит ли данная точка графику функции?
Построить график функции у = - 8/х.
х |
-8 |
-4 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
4 |
8 |
у |
Определить, принадлежит ли данная точка С (16; 0,5) графику функции?
Построить график функции у = 8/х.
х |
-6 |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
6 |
у |
Определить, принадлежит ли данная точка С (-16; 0,5) графику функции?
VII. Итог урока.(5 мин)
Среди данных поговорок найдите обратно пропорциональную зависимость:
Много будешь знать, скоро состаришься.
Тише едешь, дальше будешь.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Чем больше раз проверяю, тем меньше вероятность ошибиться.
Вопросы:
С какой функцией мы сегодня познакомились?
Какой формулой она задается?
Какая ООФ?
Чем является график обратной пропорциональности?
В каких координатных четвертях расположен график функции у = при к > 0; к < 0
Домашнее задание: п. 8, № 182, 184, 190(а, в)