Урок чтения
2 класс
Г.Б. Остер «Будем знакомы»
Цели урока:
Образовательные: познакомить с творчеством Г. Остера; расширить знания детей об этом писателе; совершенствовать навыки выразительного чтения.
Развивающие: развивать творческие способности каждого ребёнка, мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся.
Воспитывающие: воспитывать любовь к чтению; воспитывать такие качества, как доброта, уважение друг к другу
Оборудование: записи на доске, мультимедийная установка, компьютер, проектор, экран.
Актуализация имеющихся знаний | |||
Сегодня мы предлагаем вам стать участниками программы «Детские шалости». | |||
Если вы не знакомы с этой передачей, объясняю условия игры: маленькие дети проговаривают значение слова, как они это понимают. Взрослые должны догадаться, о каком слове идёт речь. В роли взрослых выступаете сегодня вы, уважаемые ученики. | |||
Звучит заставка к этой передаче. | |||
Приглашаются трое заранее подготовленных учеников для расшифровки слова «Задачник». | |||
1 ученик: эта книга похожа на учебник. | |||
2 ученик: тексты там необычные. | |||
3 ученик: прочитаешь… и репа, т.е. голова начинает чесаться. | |||
1 ученик: ну чешется.. не всегда. Иногда сможешь сразу сообразить, иногда подольше подумать надо. | |||
-Как вы думаете, что содержится в этой книге? И как её можно назвать? | В этой книге содержатся задачи. Думаю, её можно назвать «Задачник». | ||
Давайте заглянем в «Задачник» и прочитаем одну из них. | |||
Ребятам предлагается прочитать «Задачу 261» | |||
За время летних каникул Вовочка несколько раз стрелял из рогатки и каждый раз попадал в милицию. Узнай, сколько раз попадал в милицию Вовочка, если известно, что милиционеры 3 раза вставляли стекла в окна своей милиции в июне, 9 раз в июле и 14 раз в августе. | |||
В чём необычность этой задачи? | И задачу решишь. И подумаешь: стоит ли себя так вести? | ||
Приглашаются трое заранее подготовленных учеников для расшифровки слова «Сонник». | |||
1 ученик: эта книга необычная. | |||
2 ученик: мы засыпаем, и нам снится что-то… | |||
3 ученик: иногда думаешь: к чему бы это? | |||
4 ученик: а из этой книги можно узнать. | |||
_Как вы думаете, какое название у этой книги? | Возможно, эта книга называется «Сонник» | ||
Давайте прочитаем фрагмент из «Сонника» | |||
Если заснувший на уроке математики видит сон про безударные гласные, значит, переменку он уже проспал. | |||
В чём необычность такой книги? | Мы никогда не слышали, что бывает « Школьный сонник». А вообще-то, это смешно. И логично. | ||
Приглашаются трое заранее подготовленных учеников для расшифровки слова «Советы». | |||
1 ученик: в этой книге взрослые рекомендуют нам, как нам поступить | |||
2 ученик: и они думают, что то, что они говорят самое правильное | |||
3 ученик: иногда рекомендуют с юмором. Тогда мы начинаем прислушиваться. | |||
- Есть предположения, как называется эта книга? | Думаем, что это «Советы» | ||
Давайте прочитаем «Советы», которые дают детям их родители. | |||
Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов: "пожалуйста", "спасибо" Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун. | |||
В чём необычность этого совета? | Все советуют нам быть вежливыми. А он наоборот. А когда наоборот, то тогда всё хочется сделать по - правильному. | ||
Можно ли назвать эти советы «вредными»? | Автор специально даёт вредные советы, чтобы дети поступали правильно. | ||
Действительно, это «Вредные советы». | |||
Как вы думаете, что или кто объединяет все эти книги? | |||
Дети выдвигают разные версии. | Возможно, найдут и верное решение: их объединяет один автор: Григорий Остер. | ||
-Давайте познакомимся с биографией Г.Б .Остера. | |||
Рассказывает заранее подготовленный ученик. | Григорий Бенционович Остер – русский детский писатель родился 27 ноября1947 года в городе Одесса в семье портового механика. Стихи начал писать в возрасте 16 лет. По окончании в 1966 году средней школы три года служил на Северном флоте. В 1970 году поступил в Литературный институт им. М. Горького. С 1973 года – профессиональный литератор. В 1996 году стал лауреатом конкурса читательских симпатий «Золотой ключик» | ||
-Как вы думаете: «Вредные советы», «Задачники» и «Сонник» – это жанры литературы? | Не знаем. Мы знаем, что рассказ, басня, стихи, сказка –это жанры литературы. | ||
Тогда раскрою вам секрет. Задачник и сонник – это не жанры литературы. «Вредные советы» Г.Остера – это особый литературный жанр и в то же время особый способ воспитания. Очень рано ребёнок начинает понимать, когда его поддразнивают, смеются над ним или пытаются вразумить «от противного» | |||
Сейчас мы почитаем произведение Г.Б. Остера «Будем знакомы» | |||
Чтение произведения цепочкой. | |||
Как вы думаете это сказка или рассказ? | В реальной жизни такого не может быть, значит, это не рассказ. Я сделала вывод, что это сказка, т.к. животные разговаривают. Они знакомятся друг с другом. Ведут себя как люди. Это точно сказка. В начале произведения автор сам признался, что это сказка. | ||
Понравилось ли вам, как начал знакомиться с тобой писатель? | Кажется, что он пишет только для тебя. И это необычно. | ||
Назовите героев сказки. Чем они занимались ? Как общались? | В сказке четыре главных героев: обезьяна, удав, попугайчик, слонёнок. Они любили играть, потому что были маленькими. Часто они собирались вместе и веселились. Обезьянка любила петь, и все её слушали. Слонёнок любил загадывать загадки, остальные пытались их разгадать. Они никогда не грустили, радовались, что им повезло друг с другом. | ||
Что предложила Мартышка? Почему однажды они удивились её словам? | Мартышка предложила ещё раз со всеми познакомиться. Слонёнок возразил: если ты уже знаком с кем-то, то второй раз уже не познакомишься. Обезьянка предложила знакомиться каждый день. | ||
Почему зверята повторяли игру несколько раз? | Им понравились эмоции, которые они испытывают при знакомстве: радость, тепло. Ты начинаешь улыбаться, и тебе улыбаются в ответ. Поэтому им понравилась эта игра, и они знакомились друг с другом часто. | ||
Встречали ли вы этих героев в мультфильмах? | «38 попугаев» «А вдруг получится» «Ненаглядное пособие» | ||
Мы знаем Г Остера как сценариста. Он писал сценарии к знаменитому детскому журналу «Ералаш» и к передаче «Детские шалости» | |||
Конечно, и мы учимся у Остера, как нужно с юмором относиться к некоторым вещам в нашей жизни. Предлагаю поработать в группах. Одни группы будут работать над задачей, другие – над сонником, а третьи – над вредными советами. | |||
Группы получают задания. Задача. На уроке математики Света взглянула на Петю 25 раз, а на учителя ни разу. А Катя взглянула на Васю 50 раз, на учителя ни разу. Поставьте к задаче вопрос. И решите её. | Вопросы можно поставить такие: 1.На сколько больше отвлекалась на уроке Катя, чем Света? 2.Во сколько раз меньше отвлекалась на уроке Света, чем Катя? 3. Сколько раз девочки вместе отвлеклись на уроке? | ||
-Какой воспитательный момент содержится в этой задаче? | -На уроке не отвлекаться, слушать учителя. | ||
Сонник. Если во сне тебе приснилось, что ты плывёшь по реке, а на берегу тебя встречает учитель с указкой, то… Продолжи мысль. Какие предположения можно сделать? | - На уроке точно не поздоровится. - Лучше подольше поплавать. И на берег не выходить. В общем, не надо идти в школу. | ||
Вредный совет. Если вы по коридору А навстречу вам ………….. вышел на урок, Вставьте пропущенные слова. | Вредный совет. Примерный ответ детей. Если вы по коридору А навстречу вам Учитель вышел на урок, Там —лоб вы расшибёте. | ||
- Можно ли этот совет назвать вредным? В чём необычность этого совета? | Автор посоветовал не бегать по школьному коридору в шуточной форме. | ||
Рассматривая творчество Остера, мы постоянно использовали слово «необычный». - В чём же состоит необычность его творчества? /data/files/c1655636862.pptx (Остер "Будем знакомы") | 1.Он учит нас различать, что такое «плохо» и «хорошо» с чувством юмора. 2.Его юмор - метод достучаться до умов непослушных детей. 3.Через всё творчество писателя проходит тема дружбы. Вот и сегодня на уроке мы говорили о дружбе. | ||
Рефлексия С каким произведением мы познакомились на уроке? - Чему учит это произведение? - Ты выполнил задачи урока? - Что тебе сегодня на уроке особенно понравилось? - Что на уроке у тебя вызвало трудности? - Оцени свою работу на уроке | Мы читали произведение Г.Б. Остера «Будем знакомы». Произведение учит любить и ценить своих друзей. Радоваться тому, что они у нас есть. |