«Ген — это инструкция: просто о сложной науке генетике»

0
0
Материал опубликован 17 September в группе

Методическая разработка урока

Тема: «Ген — это инструкция: просто о сложной науке генетике»

Класс: 10 класс

Предмет: Биология

Тип урока: Урок объяснения нового материала с элементами исследовательской и проектной деятельности

Цель:

Сформировать у учащихся понимание сущности гена как единицы наследственной информации, показать практическую значимость генетики в жизни человека и научить объяснять биологические явления через призму молекулярной биологии.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО)

✅ Предметные:

 • Понимание понятий: ген, ДНК, признак, белок, мутация;

 • Умение объяснять роль генов в формировании признаков организма;

 • Знание о передаче генетической информации.

✅ Метапредметные:

 • Формирование умения выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

 • Работа с информацией: моделирование, интерпретация данных, создание схем;

 • Коммуникация в группе: обсуждение, защита позиции, формулировка вывода.

✅ Личностные:

 • Формирование интереса к биологии как науке;

 • Осознание важности генетики в жизни человека;

 • Умение выражать собственное мнение и делать морально-этический выбор.

Структура и ход урока

I. Организационный этап (2 мин)

Цель: Создание рабочего настроя, включение внимания.

Деятельность учителя:

 • Приветствие

 • Обозначение темы и краткое объяснение концепции урока:

«Сегодня мы попробуем заглянуть внутрь клетки, чтобы понять, как устроен наш организм. И сделаем это просто о сложном!»

II. Мотивация (5 мин)

Форма: Интерактивный опрос через Яндекс.Форму (или устно по вариантам)

Вопрос: «Как вы думаете, что определяет ваш цвет глаз, рост, форму ушей?»

Результаты обсуждаются, формулируется цель: понять, как и зачем гены влияют на нас.

III. Мини-лекция с визуализацией (10 мин)

Тема: «Ген как инструкция. Как организм “читает” ДНК?»

Формы работы:

 • Слайды с образами и аналогиями:

 • Клетка — это завод

 • Ядро — архив

 • ДНК — книга с рецептами

 • Ген — инструкция (одна страница)

 • Белок — «продукт» производства

 • Признак — результат работы

Содержание:

 • ДНК состоит из генов — участков, которые кодируют белки

 • Белки — ферменты, пигменты и другие вещества, создающие признаки

 • Если «инструкция» повреждена — происходит мутация

IV. Парная работа: «Собери путь от гена к признаку» (5 мин)

Материал:

Карточки (или задание в LearningApps):

 • Ген → аминокислотная цепочка → белок → функция → внешний признак

Задача:

 • Упорядочить и объяснить каждый этап.

 • Поделиться в паре результатом.

V. Групповая работа: «Генетические загадки» (10 мин)

Класс делится на 3–4 группы

Каждая группа получает кейс-ситуацию, например:

 • У родителей карие глаза, а у ребёнка — голубые. Как?

 • Почему некоторые люди не усваивают молоко?

 • Почему близнецы разные по характеру?

Группы обсуждают и делают мини-презентацию на доске (2 мин/группа)

Учитель дополняет, объясняет ключевые моменты.

VI. Проверка понимания: «Верно/неверно» (5 мин)

Форма: Упражнение на LearningApps или карточки

Примеры утверждений:

 • Гены можно увидеть под микроскопом

 • Мутации бывают только вредными

 • Один ген — один признак

 • Все гены человека изучены

Учащиеся объясняют свой выбор. Учитель комментирует.

VII. Мини-дискуссия: «Редактирование генов: за и против» (5 мин)

Форма: Два угла: ЗА / ПРОТИВ

Вопрос:

«Стоит ли человеку менять гены ради улучшения внешности или интеллекта?»

Задача:

 • Аргументировать свою позицию

 • Послушать чужую точку зрения

 • Понять морально-этические границы науки

VIII. Рефлексия: «Что беру в генетическое будущее?» (3 мин)

Форма:

 • Онлайн-доска (Яндекс.Доска)

 • Или бумажные стикеры на доске

Инструкция:

Продолжи одну из фраз:

 • «Теперь я знаю, что…»

 • «Меня удивило…»

 • «Ген — это…»

 • «Я хотел бы узнать…»

IX. Домашнее задание (по выбору)

 1. Нарисуй схему/инфографику «Как работает ген»

 2. Мини-эссе: «Если бы я мог включить или выключить один ген…»

 3. Найди в РЭШ или МЭШ видеоматериал по теме и составь 3 вопроса к нему

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.