Рабочая программа по географии, 5 класс

0
0
Материал опубликован 19 March 2017

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

5 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели изучения учебного предмета

В соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным

стандартом основного общего образования второго поколения, изучение географии как учебного предмета направлено на достижение следующих целей:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее

включение обучающихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки;

ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйства.

Задачами реализации программы учебного предмета являются:

обеспечение в процессе изучения предмета условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми бучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

создание в процессе изучения предмета условий для развития личности, способностей удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных;

создание в процессе изучения предмета условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности;

включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности;

создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования, овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строится с учетом следующих содержательных линий:

многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;

социальная сущность человека;

уровневая организация природы, населения и хозяйства.

Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.

Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года №1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644), Примерных программ по отдельным учебным предметам (ФГОС, приложение1), авторской программы Домогацких Е.М..по географии для 5-9 классов.

Место предмета «География» в учебном плане

Учебный план МОУ «Лицей №7» отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «География» в 5 классе из расчёта 1 учебный час в неделю.

Результаты обучения

Личностные результаты:

знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа

жизни и здоровьесберегающих технологий;

реализация установок здорового образа жизни;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.

Метапредметные результаты:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть

проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и

справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы,

населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье

человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;

соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.

4. В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях.

5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;

соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения

нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Общеучебные умения, универсальные учебные действия и ключевые компетенции

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений, универсальных учебных действий и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся 5 класса.

Личностные УУД: понимать смысл своей действительности; определять роль результатов выдающихся географических открытий; использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); выделять все уровни текстовой информации; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Основное содержание (34 ч)

Тема 1 Наука география (2 часа)

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Основные понятия: география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография., географическое открытие.

Персоналии: Эратосфен, Генри Стенли.

Тема 2. Земля и ее изображение (5 часов)

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли, Опыт Эратосфена. Формы, размеры и движения Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас, Ориентирование на местности.

Основные понятия: Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии: Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Тема 3. История географических открытий (12 часов)

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь, деятельность Христофора Колумба, Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Основные понятия: Путешествия, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии: Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди( Рыжий), Лев Счастливый, марко Поло, Русчичано, Хубилай, Афанасий Никитин,Генрих Морепаватель,Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи,Фернан Магеллан,Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)

Мировой океан и его части, Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Основные понятия: Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Тема 5. Природа Земли (2 часа)

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Основные понятия: Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Обобщение (2 часа).

Перечень практических работ

1. Составление схемы наук о природе.

2. Составление описания учебного кабинета географии.

3. Организация наблюдений за погодой.

4. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

5. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

6. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов.

7. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

8. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

9. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

10. Организация фенологических наблюдений в природе.

Перечень обязательной географической номенклатуры для 5 класса

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

В результате изучения географии в 5 классе обучающийся научиться:

выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач:

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

описывать погоду своей местности;

давать характеристику рельефа своей местности;

уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории;

приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии.

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления;

работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

наносить на контурные карты основные формы рельефа.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная учебно-методическая литература

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Примерная программа основного общего образования по географии

Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс.

Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.

Дополнительная учебно-методическая литература и источники

Журнал «География в школе» по годам;

Энциклопедия для детей. М.: Антванта.

Словарь-справочник по физической географии М. Просвещение.

Карасев С.А. География физическая.

Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. Изд. «Первое сентября», 2012г.;

Кроссворды для школьников: География-Ярославль: Академия развития.

Брылев В.А., Сагалаев В.А. Особо охраняемые территории: Учебно-справочное пособие. – Волгоград: Перемена.

Карты для 5-6 класса: Политическая карта полушарий, Физическая карта полушарий, Политическая карта мира, Россия. Физическая карта. Мировой океан. Великие географические открытия.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебное оборудование и компьютерная техника

ПК, мультимедиапроектор, аудиторная доска с магнитной поверхностью, компьютерные программы по географии, электронные карты, тренировочные диски.

.

 Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые в изучении предмета

http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»;

http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

http://www.rgo.ru/ – официальный сайт Русского Географического Общества (РГО);

http://mordoviya.rgo.ru/ – официальный сайт Мордовского отделения РГО

http://geo.1september.ru/index.php – Все для учителя географии. Электронная подшивка газеты «География», приложения к газете «1 сентября».

http://geo.1september.ru/urok/ – Я иду на урок географии. Материалы к урокам географии.

http://window.edu.ru/resource/ Электронная Земля: научные информационные ресурсы и информационно-коммуникационные технологии.

http://rusngo.ru/images/ – Журнал национального географического общества «Путешествуем по свету» (открытия, приключения, туризм).

http://www.discoverychannel.ru/ – сайт познавательного телевизионного канала о географии и путешествиях.

http://www.vokrugsveta.ru/vs/ – официальный сайт журнала «Вокруг света».

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://wordweb.ru/ – Великие географические открытия.

http://about-openers.ru/ – Великие путешественники и их открытия.

http://www.grandars.ru/s – Географическая карта. Источники географической информации.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.