Рабочая программа
DOCX / 42.31 Кб
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Структура программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, о географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; о методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение географии в объеме 1 часа в неделю.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации для составления географических характеристик регионов и стран мира — таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся основные результаты обучения.
Личностные результаты обучения географии в 10 классе, предполагают, что учащийся должен обладать:
- готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
- российской гражданской идентичностью и гражданской позицией;
- мировоззрением и нравственным сознанием, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур, а также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми;
- коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
Метапредметные результаты обучения географии и формируют регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, и включают в себя:
Регулятивные:
ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи и выбирать наиболее рациональную последовательность ее выполнения;
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
пользоваться различными способами самоконтроля.
Познавательные
классифицировать в соответствии с выбранными признаками, систематизировать и структурировать информацию;
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
пользоваться навыками анализа и синтеза;
искать и отбирать необходимые источники информации;
представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
работать с разными видами текстов (учебным текстом и внетекстовыми компонентами) – научно-популярными, публицистическими, художественными: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления;
переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
использовать различные виды моделирования исходя из учебной задачи;
создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами.
Коммуникативные
составлять рецензии, аннотации;
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Предметные результаты обучения:
доказывать связь географии с другими науками;
приводить примеры законов, теорий, понятий и терминов из разных курсов школьной географии, объяснять их особенности и различия;
давать оценку различным источникам географических знаний;
приводить примеры положительных и отрицательных последствий взаимодействия человека и окружающей среды;
обосновывать необходимость рационального природопользования;
приводить аргументированные доказательства влияния этнического или религиозного состава населения на особенности социально-экономической жизни страны;
сравнивать разные страны по уровню и качеству жизни населения;
использовать данные тематических карт как источник аргументов в пользу того или иного суждения;
давать характеристику основных этапов развития мирового хозяйства;
приводить примеры влияния НТР на развитие мирового хозяйства;
приводить примеры транснационализации и экономической интеграции в мировом хозяйстве;
показывать на конкретных примерах влияние того или иного фактора на размещение хозяйства;
приводить примеры типов промышленных и сельскохозяйственных районов в мире;
приводить примеры различных показателей для характеристики экономической мощи любого государства;
давать характеристику состояния экономики страны с использованием различных источников информации;
давать сравнительную характеристику двух или более стран;
выявлять причинно-следственные связи: между особенностями современного мирового хозяйства и глобализацией как главной движущей силой его развития, особенностями пространственного рисунка размещения хозяйства и факторами, его определяющими;
приводить примеры участия стран в МЭО, перечислять формы МЭО и объяснять их взаимную связь и изменения во времени;
объяснять на конкретных примерах факторы, определяющие конкурентоспособность страны;
доказывать объективность процесса глобализации мирового хозяйства;
называть основные параметры, определяющие место любой страны в мире;
доказывать дифференциацию стран мира как результат глобализации современного мира;
аргументировать влияние информационной революции на развитие и размещение производства;
обосновывать место России в мировом хозяйстве.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
|||
Теоритический |
Практический |
Проверочный |
Всего |
||
1. |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА. |
4 |
2 |
1 |
7 |
2. |
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК. |
3 |
1 |
1 |
5 |
3. |
ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. |
4 |
2 |
1 |
7 |
4. |
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО. |
3 |
1 |
1 |
5 |
5. |
ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. |
7 |
3 |
1 |
12 |
ИТОГО: |
21 |
9 |
5 |
35 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА.
Политическая карта мира: суверенные и зависимые территории. Классификация стран по географическому положению (материковые, внутриконтинентальные, островные, архипелаги и т.п.). Современные проблемы на политической карте мира. Монархии и республики, федерации и унитарные государства. Международные организации. Геополитика и политическая география.
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК.
Географическая среда и общество. Природные ресурсы: минеральные, земельные, водные, биологические, климатические, космические. Ресурсообеспеченность. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды.
ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА.
Численность населения. Типы воспроизводства населения. Половозрастной состав населения мира, половозрастная пирамида. Языковые семьи и группы, этносы, народы, нации. Миграции населения. Основные черты размещения. Городское и сельское население.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО.
Научно-техническая революция: предпосылки, этапы. Мировое хозяйство – национальные экономики, международное разделение труда, экономическая интеграция. Отраслевая и территориальная структура хозяйства. Факторы размещения производств.
ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА.
География промышленности. Топливно-энергетический комплекс: топливная промышленность и энергетика. Металлургия. Машиностроение. Химическая, лесная, легкая промышленность. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Зеленая революция. Транспорт. Международные экономические связи: торговля, кооперирование, аренда. Международный туризм.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / В.П. Максаковский. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 397 с.
География. 10 класс. Атлас / А.Н. Приваловский. – М.: Дрофа, 2015. – 40 с.
География. 10 класс. Контурные карты / В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2015.
Дополнительная литература:
Копылов В.А. География населения. – М.: Маркетинг, 1998.
Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М.: Просвещение, 2003.
Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2008. – Ч. I.
Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2008. – Ч. II.
Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. – М.: Дрофа, 2006.
Народы и религии мира: Энциклопедия. – М: БРЭ, 1998.
Розанов Л.Л. Геоэкология. – М. Дрофа, 2005.
Холина В.Н., Наумов А.С. География для школьников и абитуриентов: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2005.
Интернет-ресурсы:
http://www.rgo.ru/ru - сайт Русского географического общества
http://maps.google.ru – карты
http://mygeog.ru – материалы к урокам
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ГЕОГРАФИИ 10 КЛАСС
№ п/п |
Тема урока |
Календарные сроки |
Практические работы |
Результаты |
Домашнее задание |
|||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
||||||
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (7 ЧАСОВ) |
||||||||
1 |
Многообразие стран современного мира. |
Объяснять изменения, происходящие на политической карте мира. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи. |
Стр.9-11, ДТ-[1-3] |
|||
2 |
Экономические группировки стран. |
Практическая работа №1: «Экономические группировки стран мира» |
Показывать на карте и называть основные экономические группировки стран. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Классифицировать в соответствии с выбранными признаками, систематизировать и структурировать информацию. |
Стр.11-14, ДТ-[4], контурная карта |
||
3 |
Влияние международных отношений на политическую карту мира. |
Объяснять значение международных отношений в современном мире. |
Мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур. |
Пользоваться навыками анализа и синтеза. |
Стр.14-17 |
|||
4 |
Государственный строй стран мира. |
Практическая работа №2: «Государственный строй стран» |
Показывать на карте и называть страны с различным типом государственного устройства. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Стр.17-19, ДТ-[5-9] |
||
5 |
Международная интеграция. |
Объяснять причины и значения международной интеграции. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
|||
6 |
Политическая география. |
Доказывать связь географии с другими науками. |
Мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Стр.19-20, кроссворд |
|||
7 |
Контрольная работа по теме: «Политическая карта мира» |
|||||||
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (5 ЧАСОВ) |
||||||||
8 |
Взаимодействие общества и природы |
Приводить примеры положительных и отрицательных последствий взаимодействия человека и окружающей среды. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Стр.25-28, ДТ-[1-2] |
|||
9 |
Мировые природные ресурсы (минеральные, земельные) |
Практическая работа №3: «Оценка ресурсо- обеспеченности стран мира» |
Называть основные группы природных ресурсов, их применение, основные меры по их охране и природопользованию. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Классифицировать в соответствии с выбранными признаками, систематизировать и структурировать информацию. |
Стр.28-34, ДТ-[3-4], зад.2 и доп. |
||
10 |
Мировые природные ресурсы (водные, климатические и др.) |
Стр.34-41 ДТ-[5-12] |
||||||
11 |
Загрязнение окружающей среды. |
Обосновывать необходимость рационального природопользования. |
Мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Стр.41-47 ДТ-[13-19] |
|||
12 |
Контрольная работа по теме: «Природа и человек» |
|||||||
ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА (7 ЧАСОВ) |
||||||||
Численность и воспроизводство населения. |
Сравнивать разные страны по уровню и качеству жизни населения. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Стр.57-66 ДТ-[1-8] |
||||
14 |
Половозрастной состав населения мира. |
Практическая работа №4: «Анализ половозрастных пирамид» |
Анализировать и сравнивать данные половозрастных пирамид. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Стр.66-67 ДТ-[9-10] |
||
15 |
Языковые семьи и группы. |
Приводить аргументированные доказательства влияния этнического состава населения на особенности социально-экономической жизни страны. |
Готовность к жизни в поликультурном мире. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Стр.68-69 ДТ-[11], зад.7 и доп. |
|||
16 |
Религии мира. |
Приводить аргументированные доказательства влияния религиозного состава населения на особенности социально-экономической жизни страны. |
Готовность к жизни в поликультурном мире. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Стр.69-71 |
|||
17 |
Размещение и миграции населения. |
Практическая работа №5: «Главные районы трудовой миграции» |
Использовать данные тематических карт как источник аргументов в пользу того или иного суждения. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Стр.71-74 ДТ-[12-16] |
||
18 |
Городское и сельское население. |
Сравнивать разные страны по уровню и качеству жизни населения. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Стр.74-81 ДТ-[17-21], кроссворд |
|||
19 |
Контрольная работа по теме: «География населения мира» |
|||||||
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (5 ЧАСОВ) |
||||||||
20 |
Научно-техническая революция. |
Давать характеристику основных этапов развития мирового хозяйства. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Стр.91-97 ДТ-[1-4] |
|||
21 |
Мировое хозяйство. |
Практическая работа №6: «Центры мирового хозяйства» |
Приводить примеры влияния НТР на развитие мирового хозяйства. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Стр.98-102 ДТ-[5-7] контурная карта |
||
22 |
Отраслевая и территориальная структура хозяйства. |
Приводить примеры транснационализации и экономической интеграции в мировом хозяйстве. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Стр.102-110 ДТ-[8-15] |
|||
23 |
Факторы размещения хозяйства |
Показывать на конкретных примерах влияние того или иного фактора на размещение хозяйства. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Стр.110-115 |
|||
24 |
Контрольная работа по теме: «Научно-техническая революция и мировое хозяйство» |
|||||||
ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (11 ЧАСОВ) |
||||||||
25 |
География промышленности. Топливно-энергетический комплекс. |
Определять основные промышленные районы мира. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Стр.123-131 ДТ-[1-7] |
|||
26 |
Горнодобывающая и металлургическая промышленности. |
Практическая работа №7: «Характеристика черной металлургии мира» |
Определять зависимость металлургии в экономики стран. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Стр.131-134 ДТ-[8-9] |
||
27 |
Машиностроение. |
Определять зависимость машиностроения в экономики стран. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Стр.134-135 ДТ-[10] |
|||
28 |
Химическая, лесная, легкая промышленности. |
Практическая работа №8: «Воздействие промышленности на окружающую среду» |
Определять основные промышленные районы мира. Понимать влияние отраслей промышленности на окружающую среду. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Стр.138-140 ДТ-[11-12] |
||
29 |
Сельское хозяйство мира. |
Определять значение сельского хозяйства в мировой экономике. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Стр.140-142 ДТ-[13] |
|||
30 |
Сельское хозяйство мира. |
Стр142-150 ДТ-[14-17] |
||||||
31 |
Контрольная работа по теме: «География промышленности и сельского хозяйства» |
|||||||
32 |
География транспорта. |
Определять влияние транспорта на развитие хозяйства. |
Коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной деятельности. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Стр.150-159 ДТ-[18-27] |
|||
33 |
Всемирные экономические отношения. |
Практическая работа №9: «Определение основных экономических партнеров России» |
Приводить примеры участия стран в МЭО, перечислять формы МЭО и объяснять их взаимную связь и изменения во времени. |
Готовность к жизни в поликультурном мире. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Стр.159-164 |
||
34 |
Международный туризм. |
Доказывать объективность процесса глобализации мирового хозяйства. |
Мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Стр.164-165 |
|||
35 |
Международный туризм. |
Называть основные параметры, определяющие место любой страны в мире. |
Готовность к жизни в поликультурном мире. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |