12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Репина Раиса Георгиевна58
Россия, Мурманская обл., Североморск
4

Карта-главный источник информации, работа с картой (из опыта работы с учащимися МОУ СШ №12)

Карта-главный источник информации, работа с картой (из опыта работы с учащимися МОУ СШ №12)

Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар. Мы с вами коллеги знаем, что даже на ровной и открытой местности обозреваемый горизонт имеет радиус 6 км, что составляет примерно одну семимиллионную часть земной поверхности. Зрительный образ недоступного для непосредственного обозрения пространства, создаваемый с помощью карты, служит основой для формирования представлений о нем. Было бы совершенно безнадежным делом дать учащимся правильное представление о Материках, Океанах, других географических объектах, территориях т. д. со всеми характерными для этих объектов особенностями береговой линии, рельефа, климата, гидрографической сети, растительного и животного мира и пр., — если бы учащиеся не видели хотя бы грубой схематической карты описываемой территории. Мы знаем, что любая информация на слух воспринимается очень сложно, тем более, что современный школьник во многом зависит от компьютера и телефона. Мы же не можем сказать: - «Вот дети карта, вот учебник по предмету «География», этот предмет очень интересен». Самое главное, это привлечь внимание учащегося, что на самом деле сделать достаточно трудно. Интерес учащегося, залог освоения любой науки, и нам с вами коллеги очень повезло, наш предмет это не только заунывный текст, это наглядность, притом достаточно яркая и привлекает глаз. Географическая карта в моей работе присутствует на каждом уроке. Все обучающиеся имеют атласы и контурные карты. Формы работы с географической картой: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные. Стараюсь добиваться от учащихся того, что карта должна использоваться как источник информации, когда они, отвечая у доски, не просто пересказывают материал учебника, а считывают информацию с карты, используя карту как иллюстрацию к своему рассказу.

 

Сегодня я не буду рассказывать о супер методиках, о которых мы с вами и так знаем. И так начнем, в первую очередь , я задумалась что ребенку интересно.

 

5-6 класс План местности. Чтение условных знаков. Преобразование масштаба. Определение расстояний с помощью масштаба. Определение направлений, сторон горизонта.Определение азимутов по плану и на местности (работа с компасом). Определение абсолютной и относительной высоты по плану. Построение плана участка местности методами полярной и маршрутной съемки.

Прежде всего, я провожу параллель, сравнение. «Что такое карта, план местности, это красочное знаковое сообщение которое нужно прочитать, притом содержащее достаточно объёмную информацию, на одной карте или плане местности может содержаться от 100 до 1000 страниц письменного текста, т.е условные знаки – это азбука.

1.Представим, что условные знаки это смайлики, сокращение какой либо информации. Давайте напишем смс соседу по парте, заменяя слова условными знаками, используя информацию атласа и форзаца учебника» (Всем известная методика, тексты, задач беру из интернета). С 5-го класса ведем терминологический словарь, в котором 1 раздел условные знаки.

2. На д/з задаю написать репортаж или сказку, желательно в электронном варианте, оценивается каждая работа, я стараюсь уделить внимание всем, и дать комментарий каждой работе, т.к. многие учащиеся испытывают дефицит внимания, не только из-за того что они из социально неблагополучных семей, но и в силу загруженности родителей, каждый ребенок хочет быть значимым, лучшие работы расшифровываем совместно всем классом, выводя на экран.

3. Масштаб. 5 класс на математике проходят дроби, 6-й класс уже прошли. Очень удобно представить числовой масштаб в виде обычной дроби. Числитель – реальный размер, знаменатель – во сколько раз уменьшить данную территорию или объект. Задачи на масштаб так же беру в интернете, вывожу на экран.

4. Стороны горизонта. Многие дети любят рисовать. Рисуем круг, делим его на 4 части, обозначая стороны горизонта. К данному рисунку возвращаемся работая с картой, или планом местности.

На рисунке или чертеже их обозначают сокращённо начальными буквами: север – С, юг – Ю, запад – З, восток – В.

Кроме основных сторон горизонта, различают и промежуточные:

Между севером и востоком – северо-восток (СВ),

между югом и востоком – юго-восток (ЮВ),

между севером и западом – северо-запад (СЗ),

между югом и западом – юго-запад (ЮЗ).

На картах, схемах и чертежах условно принято обозначать вверху листа – север, внизу – юг, слева – запад, справа – восток.

Как определить своё местоположение?

Для этого нужно знать, как расположены известные предметы – ориентиры (здания, деревья и т. д.) относительно сторон горизонта.

Если вы умеете ориентироваться, то всегда правильно определите, в каком направлении надо двигаться, чтобы добраться до нужного места.

Определение сторон горизонта по Солнцу
Вспомните, с какой стороны вы видите солнце, когда просыпаетесь рано утром и когда ложитесь вечером спать. Вспомнили?

А теперь запомните как таблицу умножения несколько важных правил определения сторон горизонта по Солнцу:

Солнце всегда восходит на востоке,

Заходит Солнце всегда на западе.

В 12 часов дня (т.е. в полдень) Солнце находится на юге, а полуденная тень от предметов направлена на север.

Если в полдень встать лицом по направлению полуденной тени, то впереди будет север, позади – юг, справа – восток, слева – запад. 
Помни: Определить стороны горизонта по солнцу можно только днём и только в ясную погоду.Задачи, так же беру в интернете. Контрольные работы обязательно содержат данные задачи.

5. Практическае работа: Построение плана местности школьного двора. На которую явыделяю 2 урока 1ч-съемка на местности с помощью компаса, 2-ч работа в классе, работа дома.

6. Работа с контурной картой «Как люди открывали землю» таблица

Первооткрыватели, естествоиспытатели

Краткая характеристика путешествия. Результат.

Условные обозначения пути.

Контурная карта

За данную работу учащиеся получают 3 отметки.

7. Работа с математической основой карты. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сетки. Определение направлений и взаимного расположения объектов. Определение географических координат, задания различной сложности так же беру в интернете.

8. Короткие видеофрагменты из интернета.

7 класс. В 7-м классе работа усложняется. Так, как учащиеся работают с тематическими картами(учатся пользоваться картами различного содержания, читать, анализировать и сопоставлять общегеографические и тематические карты, применять наложение карт, устанавливать связи и закономерности, объяснять особенности природных условий территорий). Терминологический словарь ведем с 5-го класса, сюда же записываем планы характеристик географических объектов и территорий, главное мое требование знание плана характеристики, а так же номенклатура. Учащиеся 7го класса имеют 3 тетради: терминологический словарь, тетрадь с номенклатурой, рабочую тетрадь. Перед окончанием 2-й и 4-й четверти, обязательный зачет: письменная часть – термины, задачи на определение расстояний, масштаб, устная часть – номенклатура, а так же знание плана работы с картой.

 

План работы с картой:

Прочитай название карты.

Ознакомься с легендой карты.

Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.

Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.

Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).

Краткое содержание карты(любая физическая карта).

 

Приступая к работе, ученики должны уяснить какую информацию они должны извлечь из ее содержания.

Например, при описании гор используется такой план:

В какой части материка расположены горы?

В каком направлении вытянуты горы?

Какова их протяженность?

Какова наибольшая высота?

Где расположены наивысшие точки гор?

В чем особенности горных хребтов?

К какому типу гор они относятся?

И тп.

 

8 - 9класс. Тематика карт расширяется, углубляется. Здесь я использую задания ОГЭ.

А так же много практических работ.

Опубликовано


Комментарии (1)

Шулина Оксана Владимировна, 28.08.19 в 18:18 0Ответить Пожаловаться
Хорошая работа! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.