Программа кружковой работы по гимнастике для 1–4 классов
Программа кружковой работы по гимнастике для 1-4 классов в МБОУ Михайловской СШ Урюпинского района Волгоградской области. Составила Учитель высшей категории Ивонина Гюльнара Фазиль-кызы в 2014-2015 учебном году.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Гимнастика» разработана на основе государственного стандарта. Программа рассчитана на один год обучения. Комплектование групп осуществляется с учетом возраста школьников (8-10 лет), показателей их физической готовности, функционального состояния.
Рекомендуется комплектовать группы в количестве 10-15 человек. Программа по гимнастике включает в себя 72 часа. Занятия проводятся два раза в неделю. Большая часть программы отведена практическим занятиям. Учащиеся в течение года выступают на общешкольных мероприятиях ( показательные, акробатические упражнения по одному и в группах).
Занятие включает в себя три этапа:
1. Подготовительный этап проводится в виде тестирования.
По его итогам педагог получает оценку функционального
состояния организма ребенка.
2. Основной этап включает в себя:
- упражнения по совершенствованию дыхания;
-общеразвивающие упражнения (ОРУ);
- корригирующие упражнения;
- тренировки мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой
систем с индивидуальным дозированием нагрузки и дальнейшим
ее возрастанием.
- подвижные игры (шашки, шахматы, настольный теннис)
3. Заключительный этап, в ходе которого осуществляется дальнейшее совершенствование и закрепление техники выполнения ОРУ и индивидуальных комплексов специальных упражнений по гимнастике. На этом этапе подводятся итоги всего занятия, дают рекомендации для самостоятельных занятий дома.
Педагогическая целесообразность
Проведение в группах занятий с детьми, страдающими различными хроническими заболеваниями, позволяет учителям физкультуры избежать многих педагогических ошибок. Такие занятия , дают возможность педагогу использовать индивидуальный подход в работе, позволяя при этом легко контролировать состояние школьника и его адаптацию к нагрузке. Кроме того, они создают положительный эмоциональный заряд для дальнейшей учебы и занятий физкультурой.
Актуальность обусловлена тем, что состояние здоровья детей достаточна актуальна в настоящее время. Здоровье детей и их развитие- одна из главных проблем семьи и школы. В наше непростое время здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению не только физическое, но и психическое здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни население страны привели к снижению защитных возможностей организма. Это сказывается и на процессе адаптации детей к учебным нагрузкам и ещё более осложняет проблему.
Программа «Гимнастика» направлена на обучение детей жизненным навыкам, способствующего сохранению и укреплению здоровья.
Решению этой проблемы способствуют занятия гимнастикой, так как детей учат различным навыкам для самореализации, социальной адаптации, оздоровления. Воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, приобретение опыта общения.
Новизна программы, следует особо подчеркнуть, что большая часть программы отведена практическим занятиям с оздоровительной направленностью. Их можно проводить в помещении, на улице в зависимости от времени года. Занятия в кружке формируют у учащихся простейшие навыки по гимнастике( общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения, прикладные упражнения, упражнения на матах гимнастических, вольные упражнения, упражнения на развитие физических качеств, нетрадиционные виды гимнастики и т. д.). Занятия по гимнастике помогают в становлении личности, так как развивают волевые качества, целеустремленность, настойчивость, упорство, самостоятельность и инициативу, решительность и смелость, выдержку и самообладание.
Данные занятия помогают в формировании общей культуры личности, учат правильному поведению в обществе.
Цели:
-укрепление здоровья учащихся;
-коррекция имеющихся дефектов здоровья у детей;
-профилактика вторичных изменений при определенных соматических заболеваниях;
-стабилизация функциональных систем организма;
-повышение адапттации организма к неблагоприятным условиям жизни.
Для достижения этих целей в программе целесообразно наметить следующие задачи:
- обучение школьников приемам
самоконтроля и элементам закаливания организма;
- освоение учащимися техники рационального дыхания;
-компонента обучение школьников корригирующим упражнениям;
-повышение физической и умственной работоспособности учеников средствами ФК;
-воспитание сознательного отношения к занятиям физической культурой и внедрение ее в повседневный режим.
Методические рекомендации
Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретический материал обычно дается в начале занятия в форме лекции или беседы, сопровождаемые вопросами к детям и использование наглядно - демонстрационного материала. Практические занятия –игры, викторины,беседы « О вреде курения» , тренировочные занятия, соревнования.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям применяются различные методы работы, учитывая возрастные и психофизические особенности детей, степени их подготовленности.
Формы и режим занятий по образовательной программе дополнительного образования детей «Гимнастика» определяются:
- особенностями изучаемого материала
- количеством детей, находящихся на учебном занятии
- применяемыми средствами обучения
- местом и временем осуществления занятий.
Режим занятий соответствует требованиям типового положения « Об образовательном учреждении дополнительного образования детей» и СанПин, предъявляемым к ОУ ДОД.
Эти требования соблюдены при создании образовательной программы – это наполняемость кружка, длительность занятий, соответствие условий организации образовательного процесса требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, соблюдение норм ОТ, правил ТБ и ППЗ. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1часу.
Основные формы и методы работы
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности, учитывая ступенчатость обучения.
формы обучения:
- беседы
- игры, соревнования
- тестовые задания
- тренировочные занятия
методы обучения:
словесные, наглядные, проблемно-поисковые.
Виды оценки результативности учебных занятий
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль применяется для диагностики имеющихся знаний и умений учащихся в виде устного опроса, текущий – для оценки качества усвоения материала в виде тестовых заданий.
Итоговый контроль включает в себя: практические работы, спортивные соревнования.
Планируемый результат.
К концу года обучения учащиеся должны
знать:
-об обучении движениям
- о терминологии разучиваемых упражнений
-об общих и индивидуальных основах личной гигиены
- о причинах травматизма на занятиях и правилах его предупреждения
основные приемы оказания первой помощи
-комплекс физических упражнений для систем организма
уметь:
-составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений
-организовывать и проводить самостоятельные занятия
-уметь взаимодействовать сверстниками в процессе занятий
- оказывать доврачебную медицинскую помощь
-правила соревнований
Содержание программы
Основы гигиены и первая медицинская помощь (2ч)
Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, её значение и основные задачи. Личная гигиена. Гигиена обуви и одежды. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Беседа о вреде курения.
Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Организация самостраховки. Правила поведения и техника безопасности во время занятий.
Техника вольных упражнения (10ч)
-шаги приставные,переменные
-прыжки на месте, с разбег
-общеразвивающие упражнения
Техника акробатических упражнений(50 ч)
-перекаты
-кувырки вперёд и назад
-свечка
-мостик
-шпагат
-стойка на голове и руках
-парные упражнения
-групповые упражнения
-бросковые упражнения
Подвижные и спортивные игры (10ч)
-Эстафета
- игра «Лапта»
- игра «Корзинка»
-игра «Вышибалы»
- настольный теннис
-шашки, шахматы
Программа по гимнастике
№ п\п |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
Содержания |
1 |
1 |
Ознакомление с инструкцией по технике безопасности по гимнастике.Гигиена тела и обуви. |
2 |
1 |
Общеразвивающие упражнения на месте. Тесты. |
3 |
1 |
Упражнения в парах. Строевые упражнения. |
4 |
1 |
Общеразвивающие упражнения на матах гимнастических. |
5 |
1 |
Общеразвивающие упражнения на матах гимнастических. |
6 |
1 |
Общеразвивающие упражнения на матах гимнастических. |
7 |
1 |
Упражнения с обручем. |
8 |
1 |
Упражнения с мячом. |
9 |
1 |
Упражнения в парах.Эстафета. |
10 |
1 |
Упражнения в парах.. Подвижная игра «Лапта». |
11 |
1 |
Упражнения в парах .Подвижная игра «Лапта». |
12 |
1 |
Общеразвивающие упражнения на матах гимнастических. |
13 |
1 |
Общеразвивающие упражнения на матах гимнастических. |
14 |
1 |
Общеразвивающие упражнения на матах гимнастических. |
15 |
1 |
Общеразвивающие упражнения на матах гимнастических. |
16 |
1 |
Общеразвивающие упражнения на матах гимнастических. |
17 |
1 |
Общеразвивающие упражнения на матах гимнастических. |
18 |
1 |
Акробатические упражнения-свечка, мостик. Шашки. |
19 |
1 |
Акробатические упражнения-свечка, мостик. Шашки. |
20 |
1 |
Кувырок вперед, мостик, свечка. Эстафета. |
21 |
1 |
Кувырок вперед, мостик, свечка. Эстафета. |
22 |
1 |
Общеразвивающие упражнения на матах. Беседа на тему:« О вреде курения». |
23 |
1 |
Общеразвивающие упражнения на матах. |
24 |
1 |
Общеразвивающие упражнения на матах. |
25 |
1 |
Упражнения со скакалкой и на перекладине. |
26 |
1 |
Упражнения на перекладине. Эстафета. |
27 |
1 |
Акробатические упражнения. Шахматы. |
28 |
1 |
Упражнения на перекладине. Эстафета. |
29 |
1 |
Упражнения с гимнастической палкой, на матах. Шахматы. |
30 |
1 |
Упражнения со скакалкой и на матах.Шашки. |
31 |
1 |
Упражнения со скакалкой.Шашки. |
32 |
1 |
Прыжковые упражнения. Дыхательные упражнения. |
33 |
1 |
Прыжковые упражнения. Дыхательные упражнения. |
34 |
1 |
Упражнения со скакалкой. Дыхательные упражнения. |
35 |
1 |
Общеразвивающие упражнения на лавочке. |
36 |
1 |
Общеразвивающие упражнения на лавочке. |
37 |
1 |
Общеразвивающие упражнения на лавочке. |
38 |
1 |
Упражнения на пресс. настольный теннис. |
39 |
1 |
Акробатические упражнения-свечка, мостик. Шашки. |
40 |
1 |
Акробатические упражнения-свечка, мостик. Шашки. |
41 |
1 |
Акробатические упражнения. |
42 |
1 |
Упражнения на пресс. Игра в шахматы. |
43 |
1 |
Прыжковые упражнения. Эстафета. |
44 |
1 |
Акробатические упражнения-свечка, мостик. Шашки. |
45 |
1 |
Акробатические упражнения-свечка, мостик. Шашки. |
46 |
1 |
Силовая подготовка. Эстафета. |
47 |
1 |
Силовая подготовка. Настольный теннис. |
48 |
1 |
Силовая подготовка. Настольный теннис. |
49 |
1 |
Акробатические упражнения. |
50 |
1 |
Прыжковые упражнения. |
51 |
1 |
Прыжковые упражнения. |
52 |
1 |
Упражнения на пресс. |
53 |
1 |
Комплекс акробатических упражнений. |
54 |
1 |
Комплекс акробатических упражнений. |
55 |
1 |
Упражнения на перекладине. Настольный теннис. |
56 |
1 |
Упражнения на перекладине. Настольный теннис. |
57 |
1 |
Прыжковые упражнения. Упражнения в тройках. |
58 |
1 |
Прыжковые упражнения. Упражнения в тройках. |
59 |
1 |
Упражнения с обручем. Подвижная игра « Лапта». |
60 |
1 |
Упражнения с обручем. Подвижная игра « Лапта». |
61 |
1 |
Упражнения в парах. Подвижная игра «Корзинка». |
62 |
1 |
Упражнения в парах Подвижная игра «Вышибалы». |
63 |
1 |
Упражнения на перекладине. |
64 |
1 |
Упражнения на перекладине. |
65 |
1 |
Акробатические упражнения - лодочка, колечко. |
66 |
1 |
Акробатические упражнения. Упражнения в парах. |
67 |
1 |
Акробатические упражнения. Кувырок вперёд и назад. |
68 |
1 |
Акробатические упражнения. Кувырок вперёд и назад. |
69 |
1 |
Акробатические упражнения. Комплекс упражнений. |
70 |
1 |
Акробатические упражнения. Комплекс упражнений. |
71 |
1 |
Прыжковые упражнения. Эстафета. |
72 |
1 |
Подведение итогов. Тесты. |
Итого 72 часа. |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
№ |
Название темы |
Формы занятий |
Методы и приёмы |
Формы подведения итогов по теме |
1 |
Основы гигиены и первая медицинская помощь |
Беседа. Тестовые задания. Встречи с медработниками. |
Словесные. Наглядные. |
Практическая работа. |
2 |
Техника вольные упражнения |
Беседа. Практическая работа. Тестовые задания. |
Словесные. Наглядные. Проблемно-поисковые. |
Практическая работа. |
3 |
Техника акробатических упражнений |
Беседа. Упражнения. Тестовые задания. Подвижные игры. |
Словесные. Наглядные. Проблемно-поисковые. |
Контрольные вопросы. Практическая работа. Викторины. |
4 |
Подвижные и спортивные игры |
Беседа. Практическая работа. Тестовые задания. Тренинг. Упражнения. |
Словесные. Наглядные. Проблемно-поисковые. |
Контрольное задание. Практическая работа. Спортивные соревнования. |
Условия реализации программы
Для реализации программы и воплощения в жизнь намеченного имеются следующие условия: помещение для теоретических занятий (класс), для проведения практических занятий – спортивная площадка, класс.
Техническое обеспечение
-Маты гимнастические
-скакалки
-гимнастическая лавочка
Литература
1. В.М. Смолевского. Гимнастика и методика преподавания . М. 2000г.
2. Первая помощь при несчастных случаях и экстремальных ситуациях. Физкультура и спорт. М. 1998г.
3. Методика занятий гимнастикой в школе. М.2003г.
4. Журнал «Физическая культура в школе». №2. 2009г.