Урок русского языка в 10 классе на тему «Глагол как часть речи»
Тема урока: «Глагол как часть речи»
Цель: обобщение и систематизация знаний о глаголе как части речи.
Задачи урока:
1. образовательная:
- повторить, обобщить и систематизировать изученный материал о глаголе;
- закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;
2. развивающая:
- содействовать развитию мыслительной деятельности учащихся;
- развивать орфографические умения;
3. воспитательная:
- воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
- воспитывать чувство коллективизма.
Тип урока: урок повторения.
Форма урока: дидактическая игра.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки.
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Словарная разминка.
Невежа, невежда, корректор...
II. Постановка темы и задачи урока.
Слово учителя: Сегодня, ребята, мы с вами повторим и обобщим сведения о части речи, изучением которой мы занимались на прошлых уроках.
1. Анализ текста.
- Перед вами четверостишие поэта 20 века Зинаиды Гиппиус. Приготовьте выразительное прочтение его.
У каждого свои волшебные слова.
Они как будто ничего не значат,
Но встретятся, скользнут, мелькнут едва –
И сердце засмеётся и заплачет.
З. Гиппиус
- Какую проблему затрагивает в этих строках поэт 20 века?
(Культуры речи, человеческого общения)
- Актуальна ли она сегодня?
(Да. Русский язык сегодня, как никогда, нуждается в защите от засилия его жаргонизмами, матерной бранью, обилием иностранных слов, нарушениями орфоэпических норм литературного языка.
- Какова основная мысль этих строк?
(Общение зависит от культуры каждого человека)
- Вы можете согласиться с мнением автора? К чему это обязывает?
(Каждый человек при общении с другими людьми должен следить за своей речью, осторожно обращаться со словом, потому что, следуя Шефнеру,
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести).
- Слова какой части речи помогли автору донести до нас основную мысль – задумку автора? Сколько их в 4 строчках? (Глаголы.6) Сформулируйте тему урока?
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … (глагол)
III. Закрепление и углубление знаний по теме урока.
1. Групповая работа
1. Коллективное поэтапное оформление информационного листа о глаголе.
(Действие, вид, спряжение, возвратность, время, наклонение, число, лицо, переходность, род)
2. Составление кластера. Работа по вариантам: 1 вариант – кластер «Постоянные признаки глагола»; 2 вариант – «Непостоянные глагольные признаки».
-Какую часть речи мы называем глаголом? Можете ли вы согласиться с утверждением Алексея Толстого о том, что «движение и его выражение – глагол - является основой языка»?
Работа с лингвистическими словарями. Чтобы убедиться в словах А. Толстого, обратимся к словарю. Посмотрите, как часто встречаются в нём глаголы. Из орфографического словаря выпишите по 6 глаголов, представляющих для вас орфографические или лексические трудности. Первый вариант работает со словами, начинающимися на букву А, второй – на букву Б, третий-на букву В.
В какой форме стоят выписанные из словаря глаголы?
- Что можно определить у глагола начальной формы? Определите вид глаголов. К чему приведёт неверное определение вида? Проведите исследование.
.Какие наклонения глагола вы знаете? Расскажите о них.
Образуйте форму 1-го ед.ч. от глаголов: победить, убедить.
Форму 1-го л. ед. ч. от этих глаголов образовать нельзя, поэтому следует использовать описательные конструкции: я сумею победить, я хочу убедить.
Слово учителя: сейчас я Вам предлагаю совершить путешествие... Отправимся с вами на планету.. Игра невежда. За каждый неверный ответ (ошибку), учитель пишет букву из слова невежда
Давайте заведем наш космический корабль.. Выполните задание: подбери к каждому фразеологическому обороту соответствующий глагол
Зарубить на носу Пускать пыль в глаза Обвести во круг пальца Повесить нос Сесть в калошу Раздуть из мухи слона Душа в пятки ушла Бить баклуши Ломать голову |
хвастаться загрустить думать запомнить испугаться бездельничать преувеличить обмануть опозориться |
Планета Спрягательная.
Задание: списать словосочетания, определить спряжения глаголов.
Надева…м скафандр, заход…м в кабину, смот…м на приборы, проверя…м их исправность, пристегива…м ремни, поворачива…м ключ зажигания, взлета…м.
Планета Видовая. Временная.
Определите вид и время глаголов.
Земля, на которой живут многие нации и народности, имеет форму шара. До этого открытия считали, что она плоская. Сейчас человек узнает много нового не только о своей планете, но и других космических телах. В будущем люди научатся летать к далеким планетам и откроют неизведанные тайны.
Слово учителя: Ой, что-то в вашем корабле застучало…поломка.. нужно подчинить, решите кроссворд.
Кроссворд по теме: «Глагол»
По горизонтали
5. Глаголы с суффиксом -ся(сь)
6. ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ
7. В предложении глагол чаще всего являются чем?
8. Что означает глагол?
12. В каком наклонении глагол изменяется по временам?
15. Как называется изменение глагола по лицам и числам?
16. В одном из времён есть суффикс л. В каком?
По вертикали
1. Глаголы изменяются по..
2. В.....времени глагола есть суффикс л
3. Наклонение глагола три изъявительное повелительное
4. Эти глаголы обозначают действие, которое переходит на объект, и могут иметь при себе прямое дополнение, то есть сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога: читать (кого? что?) книгу
9. Изъявительные наклонения изменяются по…
10. Глаголы хотеть и бежать называются…..Их личные формы имеют окончания I и II спряжения.
11. Какая форма наклонения у слова ПОЛОЖИ
13. Начальная форма глагола называется
14. Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного
15. В предложении глаголы чаще всего являются...
Физминутка
Планета Наклонная.
Задание: из предложений выбрать и записать глаголы, определить наклонение глагола.
1. С людьми сов…туйся, а ума не теряй.
2. Наградила бы я тебя по-царски, да не послуш..лся ты моего совета.
3. Не сп..ши языком, тор..пись делом.
4. Делом к Отчизне любовь докажи, лучше учис..,, больше трудись.
5. Я бы в летчики пош..л, пусть меня науч..т.
6. Берегите силы, улучшайте жизнь, всегда уч..тесь и никогда не п..дайте духом.
7. Я бы уступ..л свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
8. Бе… смелости (не)возьм…ш... и крепости.
9. Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш….
10. Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш….
Задание: соберите пословицы.
Кто (не) работает, торопись делом.
(Не) спеши языком, тот не ест.
Правда в огне (не) горит, чего (не) знаем.
Легко забыть то, и в воде (не) тонет.
Планета Орфограммная.
2. Тест по вариантам или индивидуальная деятельность обучающихся
Правописание глаголов.
На компьютере.
V. Заключение. Слово учителя: Всем приготовиться к снижению! Внимание! Возвращаемся на Землю!
VI. Итоги урока. Рефлексия обучающихся. Слово учителя: На каких планетах мы побывали? Что вспомнили? Какие задания сегодня на уроке вызвали интерес или затруднения? Почему?
VII. Оценки за урок.
Домашнее задание. Написать инструкцию, рецепт, используя глаголы, или напишите небольшое сочинение (8 предложений) о том, что вы наблюдаете в природе с наступлением весны.
Дополнительные задания
1.Прочитайте стихотворение. М.Исаковского «Ветер».Найдите и подчеркните в тексте глаголы, употребленные в переносном значении. Вспомните, как они называются в художественной литературе. С какой целью автор употребляет их в стихотворном тексте?
Осторожно ветер
Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше, Поиграл немного Ветками черемух, Пожурил за что – то
Воробьев знакомых.
М.Исаковский.
Задание: в тексте подчеркните глаголы, пронумеруйте их. Цифровой диктант. Классификация глаголов (записываем цифрами):
Пример: вид: совершенный - № 3,6,8,….
несовершенный - № 1,2, ….
Приложение
Тест по теме «Глагол»
А1. Какой глагол является разноспрягаемым?
поднимутся
бегут
берёт
строит
А2.В каком словосочетании глагол является переходным?
позвонил в дверь
прогуливался по парку
вытянули репку
едут по шоссе
А3.В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
разве..л, покин..те
выд..рнуть, догон..м
посе..м, отп..реть
побре..т, накуп..м
А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
уставиш..ся, испеч..
борот..ся, мне нездоровит..ся
изучает..ся, показываеш..ся
раздават..ся, продаёт..ся
А5. В каком суффиксе пишется буква Е?
присва..вать
удва..вать
накач..вать
гор..вать
А6.Укажите пример с нарушением речевой нормы.
облегчить
езжай
положи
бегайте
Прочитайте текст и выполните задания В1- В3 и С1
(1)Моржа Малышку доставили в зоопарк поздней осенью. (2) Ночью, когда подмораживает и лёд покрывает всю поверхность водоёма, она проделывает в нескольких местах проруби.(3)Изредка в них появляется её голова- Малышка захватывает воздух, а затем снова погружается под лёд.
В1.Напишите, в каком наклонении употреблён глагол в предложении (1)
В2.Из предложения (2) выпишите безличный глагол (безличные глаголы).
В3. Из предложения (3) выпишите возвратный глагол (возвратные глаголы)
__________________________________________________________________
Вариант 2.
А1. Какой глагол является разноспрягаемым?
старается
считает
рисуем
захотим
А2.В каком словосочетании глагол является переходным?
надел ботинки
улети на небо
готовимся к встрече
устала от забот
А3.В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
откро..те, пове..ло
отп..реть, задерж..м
выж..г, раста..т
выгор..т, расскаж..т
А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
слышиш.., сочетает..ся
колет..ся, любоват..ся
изучает..ся, поздравиш..
привлеч.., пытат..ся
А5. В каком суффиксе пишется буква Е?
изнаш..вать
заноч..вать
пристра..вать
усва..вать
А6.Укажите пример с нарушением речевой нормы.
прилягте
ехайте
повторим
хотите
Прочитайте текст и выполните задания В1- В3 и С1
(1)Пришла зима, и мы устроили для птиц кормушки. (2) Когда птицы захотят есть, они подлетают к кормушке и клюют зёрна и сухие ягоды.(3)Мы стараемся, чтобы синицы, воробьи, снегири не знали голода.
В1.Напишите, в каком наклонении употреблены глаголы в предложении (1)
В2.Из предложения (2) выпишите разноспрягаемый глагол (разноспрягаемые глаголы).
В3. Из предложения (3) выпишите возвратный глагол (возвратные глаголы)
________________________________________________________________
Карточки
Задание: списать словосочетания, определить спряжения глаголов.
Надева…м скафандр, заход…м в кабину, смот…м на приборы, проверя…м их исправность, пристегива…м ремни, поворачива…м ключ зажигания, взлета…м.
Задание: из предложений выбрать и записать глаголы, определить наклонение глагола.
1. С людьми советуйся, а ума не теряй.
2. Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
3. Не спеши языком, торопись делом.
4. Делом к Отчизне любовь докажи, лучше учись, больше трудись.
5. Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.
6. Берегите силы, улучшайте жизнь, всегда учитесь и никогда не падайте духом.
7. Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
8. Без смелости не возьмешь и крепости.
9. Днём раньше посеешь– неделей раньше пожнешь.
10. Глубже вспашешь– больше хлеба возьмешь.
Задание: определите вид и время глаголов.
Земля, на которой живут многие нации и народности, имеет форму шара. До этого открытия считали, что она плоская. Сейчас человек узнает много нового не только о своей планете, но и других космических телах. В будущем люди научатся летать к далеким планетам и откроют неизведанные тайны.
Домашнее задание. Написать инструкцию, рецепт, используя глаголы или напишите небольшое сочинение (8 предложений) о том, что вы наблюдаете в природе с наступлением весны.
Задание: списать словосочетания, определить спряжения глаголов.
Надева…м скафандр, заход…м в кабину, смот…м на приборы, проверя…м их исправность, пристегива…м ремни, поворачива…м ключ зажигания, взлета…м.
Задание: из предложений выбрать и записать глаголы, определить наклонение глагола.
1. С людьми советуйся, а ума не теряй.
2. Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
3. Не спеши языком, торопись делом.
4. Делом к Отчизне любовь докажи, лучше учись, больше трудись.
5. Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.
6. Берегите силы, улучшайте жизнь, всегда учитесь и никогда не падайте духом.
7. Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
8. Без смелости не возьмешь и крепости.
9. Днём раньше посеешь– неделей раньше пожнешь.
10. Глубже вспашешь– больше хлеба возьмешь.
Задание: определите вид и время глаголов.
Земля, на которой живут многие нации и народности, имеет форму шара. До этого открытия считали, что она плоская. Сейчас человек узнает много нового не только о своей планете, но и других космических телах. В будущем люди научатся летать к далеким планетам и откроют неизведанные тайны.
Домашнее задание. Написать инструкцию, рецепт, используя глаголы или напишите небольшое сочинение (8 предложений) о том, что вы наблюдаете в природе с наступлением весны.
Кроссворд по теме: «Глагол»
По горизонтали
5. Глаголы с суффиксом -ся(сь)
6. ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ
7. В предложении глагол чаще всего являются чем?
8. Что означает глагол?
12. В каком наклонении глагол изменяется по временам?
15. Как называется изменение глагола по лицам и числам?
16. В одном из времён есть суффикс л. В каком?
По вертикали
1. Глаголы изменяются по..
2. В.....времени глагола есть суффикс л
3. Наклонение глагола три изъявительное повелительное
4. Эти глаголы обозначают действие, которое переходит на объект, и могут иметь при себе прямое дополнение, то есть сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога: читать (кого? что?) книгу
9. Изъявительные наклонения изменяются по…
10. Глаголы хотеть и бежать называются…..Их личные формы имеют окончания I и II спряжения.
11. Какая форма наклонения у слова ПОЛОЖИ
13. Начальная форма глагола называется
14. Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного
15. В предложении глаголы чаще всего являются...
Информационный текст «Глагол в языке и речи»
1. Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».
2. Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.
4. Глаголы имеют общее грамматическое значение «действие».
5. Глагол имеет следующие морфологические признаки:
1) Постоянные признаки:
а). вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)
б). переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);
в). возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;
г). спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам .Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть; 4 глагола на – ать : слышать, дышать, держать, гнать. Все остальные глагола на (-еть, - ать, -ять и другие) и два глагола – исключения на ить (брить, стелить);
2) Непостоянные признаки:
а) наклонение: изъявительное (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем)., условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л – и частицы бы. Например, сделал бы, хотел бы…)., повелительное (Глаголы в повелительном наклонении ,которые кто – то приказывает или просит выполнить. Например, пиши, читай, учись…).;
б) время ( По временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении). : настоящее (что делает? Что делают?), прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут) делать? Что сделает (ют)?;
в) число: единственное и множественное;
г) лицо: 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека ( лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. ( Смеркалось. Уж вечереет.)
д) род (только у глаголов прошедшего времени, единственного числа.)
6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (Учиться – всегда пригодится),входит в грамматическую основу предложения.
7) Частица –НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровиться, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.
8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит… 9) Глаголы приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь.
Сообщения о глаголе
1). На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды).Например, Николай Греч писал : «Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова». Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.
Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».
Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще».
Именно в этом смысле употребил его А.С .Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей». Глагол – это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость .Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
2). Известный русский лингвист А.М Пешковский утверждал, что «глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены». И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так в официально – деловом стиле – примерно 6% глаголов, в научном – около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста – глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.
Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.
Проверка
Списать словосочетания, определить спряжения глаголов.
Надеваем (1) скафандр, заходим(2) в кабину, смотрим (2) на приборы, проверяем (1) их исправность, пристегиваем (1) ремни, поворачиваем (1) ключ зажигания, взлетаем (1).
Определите вид и время глаголов.
Земля, на которой живут многие нации и народности, имеет форму шара. До этого открытия считали, что она плоская. Сейчас человек узнает много нового не только о своей планете, но и других космических телах. В будущем люди научатся летать к далеким планетам и откроют неизведанные тайны.
Задание: из предложений выбрать и записать глаголы, определить наклонение глагола.
1. С людьми советуйся, а ума не теряй.
2. Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
3. Не спеши языком, торопись делом.
4. Делом к Отчизне любовь докажи, лучше учись, больше трудись.
5. Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.
6. Берегите силы, улучшайте жизнь, всегда учитесь и никогда не падайте духом.
7. Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
8. Без смелости не возьмешь и крепости.
9. Днём раньше посеешь– неделей раньше пожнешь.
10. Глубже вспашешь– больше хлеба возьмешь.