Методическая разработка урока русского языка в 3 классе «Глагол как часть речи»

2
1
Материал опубликован 7 February 2018

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс ФГОС «Школа 2100»

Учитель: Калашникова Анна Николаевна

Дата: 2 марта 2017

Тема урока: Глагол как часть речи.

Оборудование: ноутбук учителя, проектор, интерактивная доска, презентация, карточки


 

Цели для ученика

1. Уточнить, что такое глагол

2. Учиться находить глаголы среди однокоренных слов и в тексте, задавать к ним вопросы, подбирать глаголы к существительным.

3.Формулировать тему и цели урока.

4. Учиться оценивать свою работу после каждого этапа.

Цели для учителя

Образовательные:

– Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.

 

 

Развивающие:

Развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость.

Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение.

Развивать умение работать в группах.

Развивать адекватную самооценку своей деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать положительную мотивацию изучения предмета, воспитывать культуру речи, взаимопонимание, товарищество.

Тип урока: Урок открытия нового знания в технологии деятельностного метода.

Форма урока: Урок с использованием ИКТ


 

Опорные понятия, термины

Самостоятельные части речи, служебные части речи, орфограммы, глагол

Новые понятия глагол


 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Содержание взаимодействия (сотрудничества) с учащимися

I.Организационный

момент

(цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность).


 


 

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные

- нацеливание на успешную деятельность.

Личностные

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные

- формирование умения слушать и слышать.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Прочитайте предложение.

Вода с гор потекла- весну принесла.

Что это?

Как вы её понимаете?

А какое время года сейчас?

Какие изменения происходят в природе?

Назовите орфограммы.

Спишите красивым, каллиграфическим почерком.

Оцените работу.

II.Актуализация знаний

(цель: актуализировать представления о понятиях “ имя сущ.”, “предлог»

Организует диалог с учащимися, задаёт вопросы.


 


 


 


 


 


 

Выполняют задание, добавляют, формулируют правила.


 


 


 


 

Коммуникативные

- умение слушать и говорить.

Личностные:

- самоопределение, оценивание.

Назовите имена существительные.

Предлоги.

 


 


 

III.Постановка проблемы.

(цель: выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности; согласовать тему и цель урока).

Подводит детей к формулированию темы и постановке цели урока, составляет совместно с обучающимися план урока.

Выполняют задания, прогнозируют предстоящую работу.

Регулятивные

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Слова, какой части речи остались в пословице?

Знаем что это за часть речи?

Сможем поставить к ним вопросы?

IV. Формулирование темы и цели урока.

Подводит детей к самостоятельному выводу.

Формулируют тему и цели урока.

 

- Так какова тема нашего урока?

Что мы должны узнать о глаголе?

План урока.

V. Открытие новых знаний. Поиск решения задачи.


 


 


 

Организует подводящий диалог.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Читает рассказ глагола про себя.


 


 


 


 


 


 


 


 

Выписывают вопросы, дают своё объяснение.


 


 


 


 


 


 


 

Выполняют задание, объясняют, делают самостоятельные выводы.


 


 

Познавательные

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Личностные

-выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Познавательные

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.

Регулятивные

-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

1.Зачем в нашей речи нужны глаголы?

 


 

2.Давайте попробуем ответить на эти вопросы с помощью следующего задания.


 

Прочитайте текст.

Над лесом ярче солнце. В полях длинные дороги. Ручьи. Грачи. Скоро скворцы.

Поняли о чём этот текст? Чего в нём не хватает? Что бы вы добавили?

Авторский тест.

Над лесом ярче светит солнце. Потемнели в полях длинные дороги. Зазвенели ручьи. Прилетели грачи. Скоро вернутся скворцы.

 

Какие слова оживили картину? Почему?

3.Коллективная работа

Так откуда появилось такое название глагол? Ответ на этот вопрос мы где можем получить? В учебнике. Стр.104 упр 346

Раньше говорить говорили глаголить

4. Подберите имена существительные, связанные с весной.

Солнце, птица, ручей, снег

Коллективная работа устно. Снег (что делает?) тает, чернеет, лежит, падает, кружит.

Задание по вариантам. Подберите и запишите к существительному, как можно больше слов со значением действия.

Проверка.

Чему учились? (задавать вопросы)

Составьте предложение.

Запишите.

Один ребёнок записывает на доске с комментированием.

Оцените работу

VI. Физминутка.

Организует выполнение физминутки.

Выполняют физминутку.

Регулятивные

-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

 
         

VII.Первичное закрепление нового

матеала.

Организует коллективное выполнение задания.


 


 


 

Проводит инструктаж. Организует обмен мнениями.


 


 


 

Проводит игру на внимание.

Выполняют задание под руководством учителя, делают выводы.


 

Работа в группах.

Выполняют задания на карточках. Проводят самооценку и контроль, строят логические цепи рассуждений.

Обучающиеся выполняют команды учителя, если ошибаются гол не засчитывается.


 


 


 


 

 

Регулятивные

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

- умение работать в группе.

Познавательные

-построение логической цепи рассуждений.

Личностные

-формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки.


 

Личностные: смыслообразование, нравственно – этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.


Познавательные

-построение логической цепи рассуждений.

Личностные

-формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки.


 

Регулятивные

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

1.Работа по учебнику.

Упр. 347 – под руководством учителя.

 

Выполняют задания.


 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу ( начало формирования алгоритма самооценки):

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить задание?

- Ты сделал всё правильно или были недочёты?

- Ты составил всё сам или с чьей – то помощью?

- Какой был уровень задания?

- Какие умения формировались при выполнении этого задания?

- Какую отметку ты бы себе поставил?

Оцените работу.

3.Игра «Глагольный футбол»

Не заметил глагол – значит, пропустил гол! Гол засчитан, если сумели определить время глагола. Учитель называет слова. Если дети услышали глагол, они должны хлопнуть в ладоши.

Вытирает, подметает, зашивал, флажок, читает, крокодил, бобёр, писал, осёл.

 

VIII.Работа с правилом.

 

Делают вывод, что такое глагол

Сравнивают вывод с учебником (читают правило)

Рассказывают правило в парах друг другу

 

С.105

IX. Самостоятельная дифференцированная работа.

     

Задание по уровням.

1 уровень. Списать тест, найти и подчеркнуть глаголы. Написать вопрос к глаголам.

2 уровень . списать , вставить пропущенные глаголы (есть слова для справок.)

3 уровень. Озаглавить. Списать вставить пропущенные слова, продолжить текст 2-3 предложениями.

Светит яркое солнышко. Тают последние снега. Плачут длинные сосульки сосульки. На реке треснул лёд.


 

(Проснулся медведь. К реке вышли лось и лосёнок. Звонко стучат дятлы. Присел на пенёк заяц. Звери и птички рады теплу и весне)


 

Взаимопроверка. Оцените работу.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

(цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей работы).


 


 


 


 


 


 


 


 

IX. Этап разъяснения домашнего задания.

Задаёт вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующих уроках


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, даёт конструктивные задания.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Записывают задание на дом, задают вопросы.

Коммуникативные

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные

-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные

-оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями.

Коммуникативные

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Назовите ключевые слова урока.

- Что нового узнали на уроке?


 


 

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

Кто получил отметки, за что?


 

Каждый ребёнок оценивает свою работу при помощи смайликов.


 


 

 

Молодцы!

Н.№1 стр. 116

П.№2 с.116, правило стр.105.

Портрет глагола.

 

Комментарии