Урок по чтению «Гласный звук [и], буквы И, и. Дружба и взаимоотношения между друзьями (закрепление)»
Урок 18 (с. 30 - 31)
Тема |
Гласный звук [и], буквы И, и. Дружба и взаимоотношения между друзьями |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквами Ии; развития речи |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Знают особенности произнесения звука [и], его характеристику; осуществляют наблюдение над значением слов; умеют включать слова в предложения |
Личностные результаты |
Выстраивают добропорядочные отношения в учебном коллективе |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения. Познавательные: общеучебные – овладевают методом познания – наблюдением; логические – характеризуют изучаемый звук. Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Звук [и]. Заглавная и строчная, печатная и письменная буквы И, и. Пословица; значение слова |
Образовательные ресурсы |
Счетные палочки. http://planuroka.ru/archives/1564/ |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
II. Повторение пройденного. |
Коллективная. Словесный, практический. |
_ Что произносили? - Из чего состоит наша речь? - Из чего состоят слова? - Из чего состоят слоги? - На какие звуки делятся слоги? - Что вы знаете о гласных звуках? о согласных? |
Внимательно слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы |
Коллективный. Выполнение движений языком |
|
III. Постановка учебной задачи. |
Фронтальная. Словесный. Отгадывание загадки |
– С какого звука начинается слово -ИА? – Как вы думаете, какая задача сегодня стоит перед нами? |
Слушают и отвечают – Иа. – Звук [и]. – Повторим звук [и] и букву, его обозначающей |
Совместно с учителем формулируют учебную задачу |
Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слова иголка (учебник, с. 29) |
Фронтальная. Словесный, практический. Работа со схемой, беседа |
– Рассмотрите схему слова иголка. – Сколько слогов в слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? – Что вы можете сказать о втором слоге? – Что вы можете сказать о третьем слоге? |
Рассматривают схему. – Три слога. – Второй. – Один звук – [и]. – Во втором слоге – слияние и согласный звук – [гол]. – В третьем – слияние согласного с гласным [ка] |
Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (иголка). Выделяют звук [и] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова |
Фронтальный. Устные ответы. Слого-звуковой анализ слова |
2. Знакомство со звуком [и] и буквой И |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, рассказ учителя, моделирование |
– Еще раз произнесите первый слог. – Сколько в нем звуков? – Какой это звук? – Почему? –Особенность произнесения гласного звука [и] – рот открыт нешироко, губы растянуты Гласный звук [и] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква И. (Учитель показывает карточку с буквами И, и.) – Найдите букву И на «ленте букв». На что она похожа? Молоток я раздобыл, Из дощечек букву сбил. – Сколько здесь дощечек? – Три! – А какая буква? – И! Е. Тарлапан Буква И наискосок Примеряла поясок. Сверху вниз его тянула — К правой ножке пристегнула. Г. Ванюхина – Выложите букву И из счетных палочек |
– [и]. – Один. – Гласный. Объясняют. Слушают учителя Находят букву и на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Слушают стихотворения. Выкладывают из счетных палочек букву И |
Наблюдают над особенностями произнесения звука [и]. Характеризуют выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывают, что звук [и] гласный. Проводят ассоциации Моделируют букву |
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, моделирование буквы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк-волчишка. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. |
Слушают стихотворение, выполняют движения по тексту |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
3.Дидактическая игра «Кто больше?» |
Коллективная. Словесный. Дидактическая игра |
– Кто назовет больше всех слов – Определите место звука [и] – Как звучат согласные звуки, если после них стоит гласный звук [и]? |
Называют слова со звуком [и] в начале, середине, конце слова. – Мягко |
Слышат звук [и] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Наблюдают за особенностями произнесения звука [и] |
Коллективный. Устные ответы |
4. Введение понятия о многозначности слова иголка (учебник, с. 30) |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа с рисунками, беседа |
– Соотнесите рисунки со схемой. Что вы заметили? |
– Слово одно, а значения разные (иголка у сосны, швейная, у ежа) |
Называют предметы, изображённые на картинках, и делают вывод: одно слово (иголки) может называть разные предметы |
Фронтальный. Устные ответы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5. Составление предложения |
Парная. Практический. Составление предложения |
– Придумайте предложение про ёжика |
Работают в паре: предлагают свой вариант предложения о ёжике |
Внимательно слушают и оценивают предложение, составленное товарищем, обсуждают предложенные варианты, выбирают наиболее удачный, договариваются, кто будет отвечать перед классом |
Парный. Составление предложения про ежика |
6. Развитие связной речи. Составление предложений по рисункам |
Групповая. Словесный, наглядный. Составление предложений |
– Рассмотрите рисунки. Мы будем читать предложения. При «чтении» надо называть слова по рисунку |
– Мама … (повязала |
Работают в группе: отвечают по очереди, произносят слова отчетливо, внимательно слушают ответы каждого члена группы, контролируют и оценивают правильность ответов. Распознают звук [и] |
Групповой. Составление предложений по рисункам |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежали, До лужайки добежали. На лужайке, на лужайке, Мы попрыгаем как зайки. Стоп! Немного отдохнём. Дальше мы пешком пойдём |
Выполняют движения по тексту |
Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа с пословицами (учебник, с. 28) |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа, рассказ |
– Какой смысл заложен в пословице «Нет друга – ищи, а нашел – береги»? – Расскажите о своем лучшем друге. – Как вы понимаете значение слов «взаимопомощь», «дружба»? |
Слушают пословицу, отвечают на вопрос. Составляют рассказ о своём самом лучшем друге |
Раскрывают смысл пословицы. В рассказе выражают своё отношении к другу. Используют в высказывании слово «взаимопомощь». Объясняют значение слова «дружба» |
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, рассказ, лексическое значение слов |
– Почему так говорят: «Дело учит, дело мучит, дело кормит?» – Сколько букв И в пословице? |
Отвечают на вопрос учителя. Находят в пословице буквы И, считают их |
Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение, приводят подтверждение из жизненного опыта. Распознают букву И |
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, рассказ |
||
2. Роль ударения в слове |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Вспомните, какую роль в слове играет ударение? – Может ли измениться смысл слова, если изменится ударение? |
Отвечают на вопросы |
Воспроизводят по памяти ранее полученную информацию |
Фронтальный. Устные ответы |
3. Работа с рисунком (учебник с. 30) |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа с рисунком, беседа |
– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы. – Как назвать эти предметы одним словом? – Какой предмет можно назвать лишним? Докажите |
– Грабли, рубанок, клещи, пила. – Инструменты. – Грабли. Это сельскохозяйственное орудие труда, остальные используются в строительстве |
Обобщают рисунки, классифицируют изображенные орудия труда. |
Фронтальный. Устные ответы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
4. Дидактическая игра «Восстанови последовательность событий» по сказке «Журавль и лисица» |
Парная. Практический, словесный. Беседа, рассказ сказки |
– Рассмотрите рисунки. – Кто на них изображен? – Вспомните сказку. Восстановите последовательность событий. – Озаглавьте каждую часть. – Придумайте с другом конец сказки |
Рассматривают рисунки. – Журавль и лисица. Выполняют задания учителя. Рассказывают сказку |
Обнаруживают нарушение последовательности картинок к сказке. Восстанавливают порядок картинок в соответствии с последовательностью событий в сказке |
Парный. Правильное расположение картинок, рассказ сказки |
5. Работа с «лентой букв» |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа |
– На «ленте букв» найдите буквы А, О, И. Объясните такое расположение |
– Гласные буквы располагаются на красном фоне. – А, О обозначают твердость предшествующих согласных звуков. И обозначает мягкость предшествующих согласных звуков |
Характеризуют гласные А, О, И. Осуществляют классификацию по заданным критериям |
Фронтальный. Характеристика гласных А, О, И |
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Какому звуку, какой букве был посвящен урок? – Чему учились на уроке? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогли на уроке? – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Фронтальный. Устные ответы |
PPSX / 6.19 Мб