Урок русского языка в 8 классе «Главные и второстепенные члены предложения»
Технологическая карта урока
Предмет русский язык
Класс 8
Тема урока Повторение по теме «Главные и второстепенные члены предложения»
Цель урока вспомнить, какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными; различать виды сказуемого, дополнений, определений, обстоятельств; тире между подлежащим и сказуемым.
Задачи урока обучающие: проконтролировать и скорректировать степень усвоения знаний по теме;
развивающие: развивать внимание, восприятие, мышление учащихся.;
воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, познавательную активность учащихся.
Тип урока: урок обобщения и закрепления.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Средства обучения: индивидуальные карточки, листы самоконтроля.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные УУД: Формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Регулятивные УУД: формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи.
Личностные УУД: Формировать умение применять приобретенные навыки в практической деятельности; использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач.
Проектная группа:
Ф.И.О. учителей:
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников трёх групп | Планируемые предметные результаты для трёх групп учеников Что должны знать и делать ученики по окончании урока? | Планируемые метапредметные результаты (сформированность УУД) Что должны уметь ученики по окончании урока? |
1.Психологический настрой | Здравствуйте, садитесь. Совсем недавно коллега мне рассказала про своих бывших учеников-девятиклассников. Она дала им задание: описать иллюстрацию из учебника. Каково же было её удивление, когда она услышала ответы. Человек, который сидит. Мальчик рядом. Стоит около. Девочка, украшающая свою комнату. Что удивило учителя? | Высказывают свою точку зрения | Сильные: Средние: Слабые:
| Личностные УУД: готовность к самообразованию Регулятивные УУД: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале Коммуникативные УУД: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Самоопределение к учебной деятельности | Ребята, вам на парты положены кроссворды. Разгадайте их. Возможно, изменю! 2. Проблемный вопрос. Посмотрите внимательно на эти слова и подумайте, что объединяет эти их. Подлежащее, сказуемое, обстоятельство, дополнение, определение. На какие две группы можно разделить эти слова? Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? Назовите тему урока. Какие цели поставим? Что нового вы узнали в 8 классе? | Разгадывают кроссворд. Взаимопроверка. Работа в парах. Учащиеся объясняют, что все слова являются членами предложения. На уроке вспомним, какие члены предложения являются главными, а какими второстепенными членами предложения Прямое, косвенное дополнение; согласованное, несогласованное определение, приложение; виды обстоятельств (места, времени, цели, образа действия, уступки, условия, меры и степени, причины). | | |
3. Актуализация знаний. | 2. Фронтальный опрос. Вы знаете, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать. Какие члены предложения называются главными? Что обозначает подлежащее? На какие вопросы оно отвечает? Как подчеркивается? Что обозначает сказуемое? На какие вопросы отвечает сказуемое? Как подчеркивается? Какие бывают виды сказуемых? А как называются другие члены предложения? Назовите второстепенные члены предложения. На какие вопросы они отвечают? Как подчеркиваются? Их виды? | Отвечают на вопросы | . | Познавательные (умение осознанно строить речевое высказывание) Регулятивные (осознание качества и уровня усвоения) Коммуникативные: (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) |
4. Работа по теме. | Рассмотрим предложение (коллективно): Утром кот Степан сидел на крыльце и, посматривая по сторонам, умывался своей белой лапкой. 2. Работа на индивидуальных карточках. Спишите текст. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. По у..кой тропк.. медле(н,нн)о проб..рают(?)ся художник и проводник. Вдруг Суриков стр..мительно скатывает(?)ся (в)низ по обл..де(н,нн)елой круче. Не прол..тев и десяти метров подняв тучу снежной пыли он и(с,з)ч..зает в сугробе. 3.Коллективная проверка. | Делают синтаксический разбор предложения. (один у доски; коллективно) Списывают текст, разбирают предложения по членам предложения. Объясняют орфограммы. | | Познавательные умения (поиск и выделение необходимой информации) Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.) |
5.Самостоятельная работа с самоконтролем. | Работа в парах. 1.Укажите вид сказуемого в предложении: 1) Я сегодня буду ночевать у бабушки. 2) Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров. 3) Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха. 4) Он боится быть смешным. 5) Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины. 2. Спишите предложение, в котором глагольное сказуемое – простое: 1) Тимошкин должен был корректировать стрельбу нашей артиллерии. 2) Иван Васильевич начал грустно приготовляться к ночлегу. 3) В феврале Иван Григорьевич стал готовиться на пенсию. 3) У паромной переправы будут проводить учения. 3. Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно выражено 1. Солнце светит всем. 2. Мы никогда не ссоримся. 3. Двенадцать делится на шесть. 4. Взрослые иногда не понимают детей. 5. Вошедший привлёк всеобщее внимание 6. Решить трудную задачу – получить пятёрку. 4 Выпишите сказуемое из каждого предложения 1. Это был её новый костюм. 2. Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни. 3. Вечером мы будем заливать каток. 4. Облако представлялось мне косолапым медведем. 5. Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей. 6. Варя была с заплаканными глазами. | Работают в парах, обсуждают правильные ответы, затем при опросе доказывают свою т.зр. | | Познавательные (умение работать по алгоритму) Регулятивные (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона) Коммуникативные (умение слушать и понимать других |
6. Включение в систему знаний и повторение | 1.Замените согласованные определения несогласованными. Птичьи крики, светловолосая девушка, лондонские улицы, керамическая посуда, бессонные ночи. 2. Перепишите, подчеркните дополнения. 1. Берега коснулось весло. 2. Костёр задул лёгкий ветерок. 3. Глаза прикрыла длинная чёлка. 3. Спишите предложение, в котором есть прямое дополнение, подчеркните его. 1.Местность эта ещё не обследована учеными. 2.Я помню осенние ночи, березовый шорох теней. 3.Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака. 4. Перепишите. Подчеркните обстоятельства и укажите их значение. Вдали в море через час зажигался свет маяка и быстро потухал. 5. Второстепенные члены предложения, которые обозначают место, время, причину, образ действия, меру и степень, цель, называются 1) приложениями. 2) определениями. 3) обстоятельствами. 4) дополнениями. 6. Журнал «Простор» – один из лучших литературно-художественных журналов Казахстана. «Простор» в этом предложении – это 1) дополнение. 2) приложение. 3) определение. 4) часть подлежащего. 7. Перепишите. Подчеркните приложения. Поставьте, где необходимо, дефис. 1. В ничтожном художник создатель так же велик, как и в возвышенном . 2. Посередине мостовой шла группа солдат сапёров. 3 . В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. 4. Художника Петрова призвали в армию на второй год войны. 5. И эти обыкновенные глазки бусинки вспыхнули красным огнём. 6. Река Дон протекает на территории нескольких областей. | Выполняют задание. | | Познавательные(анализ объектов с целью выделения признаков существенных, несущественных) Коммуникативные (умение слушать и понимать других) |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организует беседу Три момента, за которые я могу похвалить себя за урок Д/з Упр. 169. | Отвечают на вопросы. Записывают Д/З. | | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) |
Потамошнева Наталья Алексеевна