Урок русского языка в 8 классе «Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор двусоставного предложения»

4
0
Материал опубликован 11 August 2020

Русский язык. 8 класс.

Тема: «Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор двусоставного предложения»

Учитель: Чебукина Анастасия Александровна

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Тема: «Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор двусоставного предложения»

Цель: обобщить и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения; повторить порядок и особенности синтаксического разбора двусоставного предложения.

Задачи урока:

 1. Образовательная: обобщить знания о понятиях «грамматическая основа предложения», «второстепенные члены предложения», «двусоставное предложение».

2. Развивающая: формировать навыки самостоятельного поиска главных и второстепенных членов в предложении; формировать навыки последовательного выполнения синтаксического разбора двусоставных предложений.;

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: доска, презентация по теме урока, карточки.

План урока:

I. Организационный момент-2 мин.

II. Актуализация знаний-5 мин.

III. Обобщение и систематизация знаний-15 мин.

IV. Закрепление материала. Практическое применение знаний -16 мин.

V. Рефлексия. Итоги урока-3 мин.

VI. Выставление оценок-2 мин.

VII. Домашнее задание-2 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на нашем уроке! Сегодня у нас с вами уважаемые гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им хорошее настроение!

-На протяжении урока вам предстоит заполнять листы самооценки, на которых вы будете отмечать, получилось ли у вас выполнить то или иное задание.

Распределение  ролей в группах (командах) учащихся, выбора капитана; объяснение дальнейшего хода работы.

Лист самооценки

Задание

Результат (+ или -)

  1. Работа с таблицей


  1. Игра «Третий лишний»


  1. Лингвистический эксперимент


  1. Синтаксический разбор


  1. Творческое задание



  1. Актуализация знаний
  1. Синтаксическая разминка

Учитель: Ребята, обратите внимание на доску. Ваша задача – составить по данным схемам предложения и выделить в них грамматическую основу. Время на выполнение задания – 2 минуты.

На доске представлены схемы предложений. Учащиеся выполняют задание по группам. Проверка выполнения задания

  1. Формулировка темы урока

Учитель: Итак, вы прекрасно справились с заданием! Теперь на основе выполненного упражнения попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Как вы считаете, какова цель нашего урока?

-Какие задачи нам нужно выполнить на данном уроке?


  1. Обобщение и систематизация знаний
  1. Фронтальный опрос «Вы помните, Вы все, конечно, помните»

Учитель: Ребята, теперь обобщим наши знания по данной теме. Обратите внимание на слайд. Ваша задача – закончить данные предложения.

  1. Простое предложение – это… предложение, в котором (содержится одна грамматическая основа)
  2. Предложение, в котором две и более грамматических основы, называется : (сложным)
  3. Главными членами предложения являются (подлежащее и сказуемое)
  4. Подлежащее и сказуемое составляют (грамматическую основу предложения)
  5. Распространенное предложение – это предложение, в котором: (есть хотя бы один второстепенный член)
  6. Предложение, в котором есть только главные члены предложения, называется : (нераспространенным)
  7. Дополнение бывает (прямым и косвенным)
  8. Виды определений: (согласованным, несогласованным, приложением)
  9. Виды обстоятельств: (цели, времени, места, причины, меры и степени, образа и способа действия, условия, уступки)
  1. Работа с таблицей

Учитель: Ребята, обратите внимание на данную таблицу. Вам нужно заполнить недостающие строки таблицы (указать способ выражения подлежащего или подобрать пример).

Способ выражения подлежащего

Пример

Существительное в именительном падеже



Со школьных лет я чувствовал красоту языка.


Стойкий всегда побеждает.

Числительное



Провожающие стояли у вагона.

Инфинитив



Учитель: Давайте вместе попробуем сделать вывод. (В роли подлежащего могут встречаться практически все части речи русского языка).


  1. Игра «Третий лишний»

Учитель: Ребята, теперь вам необходимо найти «третье лишнее» предложение в каждой группе. Давайте повторим, на какие виды делится сказуемое? Приведите примеры. 

А. Книги могут рассказать о многом. Вечерние улицы были пустынны. Выражение его лица становилось строгим.

Б. Солнце начало пригревать землю. Вчера погода была дождливая. Мы стали подниматься в горы.

В. Александр не умел плавать. Жители нашего города собираются приветствовать олимпийских чемпионов. Этот день казался удивительным.

 «Лишние» предложения записываются в тетрадях.





  1. Физкультминутка

Учитель: Итак, давайте проведем физкультминутку, но для начала вспомним виды второстепенных членов в русском языке.

-Теперь слушайте правила выполнения физкультминутки: если в предложении есть дополнение, то руки поднимите вверх, если определение – разведите в стороны, если есть обстоятельство – машем руками.

  1. Юноша получил письмо.
  2. Всходило яркое солнце.
  3. Школьники посадили деревья.
  4. Подул холодный ветер.
  5. Завтра будет тепло.
  6. Он гулял с другом.
  7. Прозвенел веселый звонок.
  8. Вчера моросил дождь.


Учащиеся выполняют физкультминутку.


IV. Закрепление материала. Практическое применение знаний


  1. Лингвистический эксперимент

Учитель: Перед вами –  стихотворные строки. Что напоминает вам этот текст? Кто автор данного произведения?

-Ваша задача: восстановить исходный вариант стихотворения, пользуясь словами для справок.


Первоначальный вариант

……………………

Пробирается луна,

……………………

Льет … она.



Восстановленный вариант

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,

На печальные поляны
Льет печально свет она.
(отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»)


Слова для справки: свет, печальные, туманы,  поляны, волнистые, печально, сквозь, на.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, чем первоначальный вариант текста отличается от восстановленного? Какова структура предложений в первом и во втором варианте? Как называются такие предложения?

  1. Синтаксический разбор двусоставных предложений.

1) Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен (А.И.Куприн).

2) Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно (А.Н. Толстой).

3) Величайшее богатство народа – его язык (М.А. Шолохов).

4) Язык есть вековой труд целого поколения (В.И. Даль).

Учащиеся по группам выполняют синтаксический разбор предложений

  1. Творческое задание

Учитель: Ребята, теперь вам предстоит выполнить творческое задание – составить текст на тему «Осень» (5-7 предложений). Особенность работы заключается в том, что участникам первой и третей команд нужно использовать только нераспространенные двусоставные предложения, а участникам второй и четвертой команд – распространенные двусоставные предложения. Время на выполнение задания – 5 минут.

Учащиеся выступают со своими текстами


V. Рефлексия. Итоги урока

Учитель: Ребята, давайте вместе сформулируем вывод нашего урока.

-Достигли ли мы цели? Выполнили ли задачи?

-Итак, теперь назовите три момента (рефлексия «Три М»), которые вам запомнились и понравились на уроке.

Опрос по листам самооценки


VI. Выставление оценок

Учитель оценивает работу учащихся и работу команд.


VII. Домашнее задание

Учитель: Ребята, теперь открываем дневники и записываем домашнее задание. К следующему уроку вам нужно повторить правила о главных и второстепенных членах предложения, порядок синтаксического разбора предложения и выполнить в учебнике упражнение 160.

Спасибо за урок!

Комментарии
Комментариев пока нет.