Урок русского языка в 8 классе «Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор двусоставного предложения»
Русский язык. 8 класс.
Тема: «Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор двусоставного предложения»
Учитель: Чебукина Анастасия Александровна
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Тема: «Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор двусоставного предложения»
Цель: обобщить и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения; повторить порядок и особенности синтаксического разбора двусоставного предложения.
Задачи урока:
1. Образовательная: обобщить знания о понятиях «грамматическая основа предложения», «второстепенные члены предложения», «двусоставное предложение».
2. Развивающая: формировать навыки самостоятельного поиска главных и второстепенных членов в предложении; формировать навыки последовательного выполнения синтаксического разбора двусоставных предложений.;
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: доска, презентация по теме урока, карточки.
План урока:
I. Организационный момент-2 мин.
II. Актуализация знаний-5 мин.
III. Обобщение и систематизация знаний-15 мин.
IV. Закрепление материала. Практическое применение знаний -16 мин.
V. Рефлексия. Итоги урока-3 мин.
VI. Выставление оценок-2 мин.
VII. Домашнее задание-2 мин.
Ход урока
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на нашем уроке! Сегодня у нас с вами уважаемые гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им хорошее настроение!
-На протяжении урока вам предстоит заполнять листы самооценки, на которых вы будете отмечать, получилось ли у вас выполнить то или иное задание.
Распределение ролей в группах (командах) учащихся, выбора капитана; объяснение дальнейшего хода работы.
Лист самооценки
Задание | Результат (+ или -) |
| |
| |
| |
| |
|
- Актуализация знаний
- Синтаксическая разминка
Учитель: Ребята, обратите внимание на доску. Ваша задача – составить по данным схемам предложения и выделить в них грамматическую основу. Время на выполнение задания – 2 минуты.
На доске представлены схемы предложений. Учащиеся выполняют задание по группам. Проверка выполнения задания
- Формулировка темы урока
Учитель: Итак, вы прекрасно справились с заданием! Теперь на основе выполненного упражнения попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-Как вы считаете, какова цель нашего урока?
-Какие задачи нам нужно выполнить на данном уроке?
- Обобщение и систематизация знаний
- Фронтальный опрос «Вы помните, Вы все, конечно, помните»
Учитель: Ребята, теперь обобщим наши знания по данной теме. Обратите внимание на слайд. Ваша задача – закончить данные предложения.
- Простое предложение – это… предложение, в котором (содержится одна грамматическая основа)
- Предложение, в котором две и более грамматических основы, называется : (сложным)
- Главными членами предложения являются (подлежащее и сказуемое)
- Подлежащее и сказуемое составляют (грамматическую основу предложения)
- Распространенное предложение – это предложение, в котором: (есть хотя бы один второстепенный член)
- Предложение, в котором есть только главные члены предложения, называется : (нераспространенным)
- Дополнение бывает (прямым и косвенным)
- Виды определений: (согласованным, несогласованным, приложением)
- Виды обстоятельств: (цели, времени, места, причины, меры и степени, образа и способа действия, условия, уступки)
- Работа с таблицей
Учитель: Ребята, обратите внимание на данную таблицу. Вам нужно заполнить недостающие строки таблицы (указать способ выражения подлежащего или подобрать пример).
Способ выражения подлежащего | Пример |
Существительное в именительном падеже | |
Со школьных лет я чувствовал красоту языка. | |
Стойкий всегда побеждает. | |
Числительное | |
Провожающие стояли у вагона. | |
Инфинитив |
Учитель: Давайте вместе попробуем сделать вывод. (В роли подлежащего могут встречаться практически все части речи русского языка).
- Игра «Третий лишний»
Учитель: Ребята, теперь вам необходимо найти «третье лишнее» предложение в каждой группе. Давайте повторим, на какие виды делится сказуемое? Приведите примеры.
А. Книги могут рассказать о многом. Вечерние улицы были пустынны. Выражение его лица становилось строгим.
Б. Солнце начало пригревать землю. Вчера погода была дождливая. Мы стали подниматься в горы.
В. Александр не умел плавать. Жители нашего города собираются приветствовать олимпийских чемпионов. Этот день казался удивительным.
«Лишние» предложения записываются в тетрадях.
- Физкультминутка
Учитель: Итак, давайте проведем физкультминутку, но для начала вспомним виды второстепенных членов в русском языке.
-Теперь слушайте правила выполнения физкультминутки: если в предложении есть дополнение, то руки поднимите вверх, если определение – разведите в стороны, если есть обстоятельство – машем руками.
- Юноша получил письмо.
- Всходило яркое солнце.
- Школьники посадили деревья.
- Подул холодный ветер.
- Завтра будет тепло.
- Он гулял с другом.
- Прозвенел веселый звонок.
- Вчера моросил дождь.
Учащиеся выполняют физкультминутку.
IV. Закрепление материала. Практическое применение знаний
- Лингвистический эксперимент
Учитель: Перед вами – стихотворные строки. Что напоминает вам этот текст? Кто автор данного произведения?
-Ваша задача: восстановить исходный вариант стихотворения, пользуясь словами для справок.
Первоначальный вариант
……………………
Пробирается луна,
……………………
Льет … она.
Восстановленный вариант
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
(отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»)
Слова для справки: свет, печальные, туманы, поляны, волнистые, печально, сквозь, на.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, чем первоначальный вариант текста отличается от восстановленного? Какова структура предложений в первом и во втором варианте? Как называются такие предложения?
- Синтаксический разбор двусоставных предложений.
1) Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен (А.И.Куприн).
2) Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно (А.Н. Толстой).
3) Величайшее богатство народа – его язык (М.А. Шолохов).
4) Язык есть вековой труд целого поколения (В.И. Даль).
Учащиеся по группам выполняют синтаксический разбор предложений
- Творческое задание
Учитель: Ребята, теперь вам предстоит выполнить творческое задание – составить текст на тему «Осень» (5-7 предложений). Особенность работы заключается в том, что участникам первой и третей команд нужно использовать только нераспространенные двусоставные предложения, а участникам второй и четвертой команд – распространенные двусоставные предложения. Время на выполнение задания – 5 минут.
Учащиеся выступают со своими текстами
V. Рефлексия. Итоги урока
Учитель: Ребята, давайте вместе сформулируем вывод нашего урока.
-Достигли ли мы цели? Выполнили ли задачи?
-Итак, теперь назовите три момента (рефлексия «Три М»), которые вам запомнились и понравились на уроке.
Опрос по листам самооценки
VI. Выставление оценок
Учитель оценивает работу учащихся и работу команд.
VII. Домашнее задание
Учитель: Ребята, теперь открываем дневники и записываем домашнее задание. К следующему уроку вам нужно повторить правила о главных и второстепенных членах предложения, порядок синтаксического разбора предложения и выполнить в учебнике упражнение 160.
Спасибо за урок!