Образовательная головоломка по биологии «Грибы» (5–6 классы)
Пояснительная записка
Образовательные головоломки – это особые задачи для развития интеллектуальных способностей учащихся, логического мышления, нестандартного взгляда на обычные вещи. Зашифрованная особым образом задача решается не только с помощью знаний, но и с помощью развитого аналитического мышления, интуиции и сообразительности. Чем больше головоломок решают дети, тем выше становится их интеллектуальный потенциал. Не зря головоломки называют «зарядкой для ума». В данном ресурсе представлены авторские головоломки, объединённые темой «Грибы». Учитель выбирает одну из головоломок для урока или все использует во внеурочной деятельности.
Название ресурса | Головоломки по теме «Грибы» |
Автор | Трефилова Раиса Поликарповна, учитель биологии МБОУ «Карагайская СОШ № 2», с.Карагай, Пермский край |
Предмет | Биология |
Возраст учащихся | 5-6 класс |
Назначение головоломки | Предлагаемый ресурс учитель может использовать по своему усмотрению на разных этапах урока или во внеурочной деятельности. |
Требуемые умения и навыки | Умение учащихся анализировать предлагаемый материал, сопоставлять визуальную и графическую информацию, делать логические выводы и приходить к верному ответу. |
Цель | Создание условий для развития интеллектуального потенциала, развития логического мышления и расширения кругозора обучающихся по теме «Грибы». |
Задачи | Образовательные: расширить кругозор обучающихся, пополнить словарный запас, содействовать активизации познавательной деятельности по теме «Грибы». Развивающие: развивать логическое мышление, аналитические способности и внимание обучающихся, способствовать развитию аналитических навыков и визуальной зоркости при работе с разными видами информации. Воспитывающие: содействовать воспитанию навыков коллективной работы, внимания и аккуратности при выполнении заданий. |
УУД | познавательные: умение классифицировать грибы по экологическим группам; регулятивные: соотнесение своих действий с планируемым результатом, поэтапный контроль своих действий; личностные: осознание значимости изучаемого материала для личной жизни; коммуникативные: умение организовывать совместное выполнение поставленной задачи, аргументация своего мнения, сотрудничество в группе. |
Ожидаемые результаты | предметные: сформированные понятия об экологических группах грибов, признаках трубчатых и пластинчатых грибах; съедобных и ядовитых грибах; метапредметные: умение работать с различными источниками информации, перевод одного вида информации в другой; личностные: расширение кругозора учащихся по теме, логического мышления, использование полученных знаний в повседневной жизни. |
Деятельность учителя | Мотивирование обучающихся к решению логических заданий, подготовка презентации для демонстрации головоломки, карточек для учащихся. |
Деятельность учащихся | Анализ информации, составление плана действий, выполнение задания, рефлексия (быстро ли справились с заданием, если нет, то почему, какие ошибки допущены?). |
УМК | УМК любой, учебник Биология. |
Используемые программы | Мicrosoft Word, PowerPoint 2016 |
Оборудование | компьютер, проектор, экран, презентация, принтер, бумага, ручки, листы с распечаткой головоломки, лист с ответами для учителя. |
Источники информации | Источники информации указаны в презентации для учителя. |
Сложность заданий | Средней и повышенной сложности |
Головоломка для актуализации темы урока
Предлагаемая головоломка привлекает внимание обучающихся к теме урока, даёт первоначальные сведения о группах грибов по строению шляпки плодового тела. Головоломка демонстрируется на экране. Работа индивидуальная. Если учащиеся затрудняются, учитель может дать подсказку: прочитайте фразу, пропуская одну или несколько букв в строке.
После отгадывания фразы в презентации открывается слайд с правильным ответом и продолжается работа по формированию понятий о группах грибов.
Головоломка для закрепления материала
Данная головоломка может быть использования для закрепления материала об ядовитых грибах. После разгадывания головоломки учитель акцентирует внимание учащихся на ядовитых видах грибов и их влиянии на здоровье человека.
Головоломка для внеурочного занятия
или домашнего задания
Следующая головоломка повышенной сложности, поэтому она может быть использована в качестве домашнего задания или в командном конкурсном задании на внеурочном занятии. Учащимся необходимо составить скороговорку, для этого надо пройти путь от буквы к букве таким образом, чтобы не было пересечения линий при соединении букв.
После разгадывания скороговорки даётся задание об этих грибах.
Приложение 1: Презентация с головоломками
Презентация для учителя
PPTX / 4.37 Мб
Приложение 2: Файлы для распечатки головоломок
Головоломка "Грибная полянка"
Головоломка "Грибная полянка"
DOCX / 95.51 Кб
Головоломка "Почему он опасен?"
Головоломка "Почему он опасен?"
DOCX / 76.71 Кб
Головоломка "Скороговорка о грибах"
Головоломка "Скороговорка о грибах"
DOCX / 35.38 Кб
Приложение 3. Источники информации:
Ивлиева Наталия Алексеевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Галина Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Новикова Анастасия Алексеевна
Аладышева Татьяна Петровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Елена Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Marina
Трефилова Раиса Поликарповна
Виктория Александровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Перминова Елена Федоровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Бойко Светлана Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна