Рабочая программа внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» (5–7 классы)
ГЕОМЕТРИЯ ВОКРУГ НАС
5-7 КЛАСС
Рабочая программа внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
Мыски 2019
Рабочая программа разработана учителями математики Лоскутниковой Е.В., Шимолиной Т.И., Носовой Г.А., Большаковой О. П.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас 5-7 класс» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 4» с учетом программ, включенных в ее структуру, направленна на формирование познавательных учебных действий: умение проводить сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас5-7 класс» составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО МБОУ «СОШ №4» в соответствии программой внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 4», включенных в ее структуру, направленная на формирование познавательных учебных действий: умение проводить сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии.
В плане внеурочной деятельности на изучение программы «Геометрия вокруг нас5-7 класс» отводится по 34ч. в 5-7-х классах, из расчета 1 час в неделю.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас5-7 класс»
Личностными результаты
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку
развитие любознательности, сообразительности при выполненииразнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умение преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельностилюбого человека;
воспитаниечувствасправедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартностимышления.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений.
формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели сиспользованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решениягеометрических и практических задач.
овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений.
Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Овладение геометрическим языком;
Развитие умения использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
Развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений,
Решения задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
Развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах.
Содержание курса внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас. 5-7 класс» с указанием форм организации и видов деятельности
5 класс (34 часа)
Тема | Формы организации | Основные виды деятельности |
Отрезок (9 ч.) Точка. Линия. Прямая линия. Луч. Отрезок. Длина отрезка. Сравнение длин отрезков (накладывание, глазомер, измерение). Кривая линия. Сходство и различие | Беседа. Дискуссия. | Лабиринты, задания на смекалку. Сравнение длин отрезков (накладывание, глазомер, измерение). |
Углы (9 ч.) Луч. Угол. Вершина угла. Плоскость. Перпендикуляр. Прямой угол. Угольник. Прямой, острый, тупой углы. Развернутый угол. Виды углов (сравнение, рисование углов). | Групповая форма работы. | Задания на смекалку, творческие работы. Рисование и сравнение углов. |
Треугольники (9 ч.) Треугольник. Вершины. Стороны. Прямоугольный треугольник. Тупоугольный треугольник. Остроугольный треугольник. Равносторонний треугольник. Сравнение треугольников. Из множества треугольников найти названный. Построение треугольников. Составление из треугольников других геометрических фигур. | Групповая форма работы. Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы. | Построение треугольников. Составление из треугольников других геометрических фигур. Упражнения на распознавание геометрических фигур. |
Четырехугольники (7 ч.)Четырехугольники. Вершины. Стороны. Диагонали. Квадрат. Построение квадратов и его диагоналей на линованной и нелинованной бумаге. Прямоугольник. Построение прямоугольников и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие. | Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы. | Творческие работы.Построение квадратов и его диагоналей на линованной и нелинованной бумаге. Построение прямоугольников и его диагоналей. |
6 класс(34 часа)
Тема | Формы организации | Основные виды деятельности |
Периметр (3 ч.) Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. | Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы. | Решение нестандартных задач. |
Геометрические фигуры (10 ч.) Круг, окружность. Овал. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр» окружности. Деление окружности на несколько равных частей (2, 4, 8), (3, 6, 12) Деление отрезка пополам с помощью циркуля. | Дискуссия, беседы, игры-состязания, игры-конкурсы | Построение окружности заданным радиусом при помощи циркуля. Решение геометрических задач. |
Площадь (8 ч.) Площадь. Нахождение площади на клеточной бумаге. Площадь прямоугольника.Площадь квадрата. Площадь треугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки. | Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы | Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге, находить их площади. Решать упражнения на распознавание геометрических фигур, решение нестандартных задач. |
Объем (13 ч.) Понятие объема. Прямоугольный параллелепипед. Развертка прямоугольного параллелепипеда. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем куба. Цилиндр. Объем цилиндра. Конус. Объем конуса. Пирамид. Объем пирамиды. Шар. Объем шара. | Дискуссия, беседы. | Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения. Выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. Решать задания на смекалку, кроссворды. |
7 класс (34 часа)
Тема | Формы организации | Основные виды деятельности |
Из истории развития геометрии (7 ч) Предмет – геометрия. История возникновения и развития геометрии. Занимательные исторические факты. Знаменитые ученые, внесшие вклад в развитие геометрии. Простейшие геометрические фигуры. | Беседа. Дискуссия | Лабиринты, задания на смекалку. Сравнение геометрических фигур (накладывание, глазомер, измерение). |
Некоторые занимательные вопросы геометрии (8 ч) Занимательные вопросы геометрии. История возникновения геометрических названий. Правильные многоугольники. Узоры из правильных многоугольников. Танграм. Соразмерность. Геометрия вокруг нас. | Групповая форма работы. | Задания на смекалку, творческие работы. Ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
Геометрические головоломки (7 ч) Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур. Замечательные кривые. Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки, ребусы. | Групповая форма работы. Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы. | Конструирование из палочек, бумаги, картона и прочего, видеть, замечать различные особенности геометрических фигур, делать выводы из замеченных особенностей |
Фигуры в пространстве (6 ч) Куб. Развертка куба. Сечения куба. Прямоугольный параллелепипед, его развертка. Пирамида. Задачи на развертках. Многогранники. | Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы. | Творческие работы.познакомиться с понятием многогранник, рассмотреть правильные многогранники, развертки правильных многогранников, изображать куб и пирамиду, рассмотреть способы получения сечений куба |
Симметрия (5 ч)Симметрия на плоскости и в пространстве. Виды симметрии. Симметрия в окружающем мире. Построения симметрии. | Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы. | Решение нестандартных задач с понятием симметрии. |
Задачи на построение (2 ч)Сложные построения с помощью циркуля и линейки. Построения с препятствиями и ограничениями | Дискуссия, беседы, игры-состязания, игры-конкурсы | Построение окружности заданным радиусом при помощи циркуля. Использовать чертёжные инструменты. Решение геометрических задач. |
Тематическое планирование5 класс
№ | Тема | Кол-во часов | ||
| | 5 | 6 | 7 |
1 | Отрезок | 9 | | |
2 | Углы | 9 | | |
3 | Треугольники | 9 | | |
4 | Четырёхугольники | 7 | | |
| Периметр | | 3 | |
| Геометрические фигуры | | 10 | |
| Площадь | | 8 | |
| Объём | | 13 | |
| Из истории развития геометрии | | | 6 |
| Некоторые занимательные вопросы геометрии | | | 8 |
| Геометрические головоломки | | | 7 |
| Фигуры в пространстве | | | 6 |
| Симметрия | | | 5 |
| Задачи на построение | | | 2 |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ | Раздел | Кол-во часов |
| Отрезок | 9 |
1 | Точка. | 1 |
2 | Линия. | 1 |
3 | Прямая линия. | 1 |
4 | Луч. | 1 |
5 | Отрезок. | 1 |
6 | Длина отрезка. | 1 |
7 | Сравнение длин отрезков. | 1 |
8 | Кривая линия. | 1 |
9 | Сходство и различие отрезков и кривых. | 1 |
| Углы | 9 |
10 | Луч. | 1 |
11 | Угол. | 1 |
12 | Вершина угла. | 1 |
13 | Плоскость. | 1 |
14 | Перпендикуляр. | 1 |
15 | Прямой угол. | 1 |
16 | Острый и тупой углы. | 1 |
17 | Развёрнутый угол. | 1 |
18 | Виды углов. | 1 |
| Треугольники | 9 |
19 | Элементы треугольника. | 1 |
20 | Прямоугольный треугольник. | 1 |
21 | Тупоугольный треугольник | 1 |
22 | Остроугольный треугольник. | 1 |
23 | Равносторонний треугольник. | 1 |
24 | Сравнение треугольников. | 1 |
25 | Построение треугольников. | 1 |
26-27. | Составление из треугольников других геометрических фигур. | 1 |
27 | Составление из треугольников других геометрических фигур. | 1 |
| Четырёхугольники | 7 |
28 | Элементы четырёхугольника. | 1 |
29 | Квадрат. | 1 |
30 | Построение квадрата и его диагоналей. | 1 |
31 | Прямоугольник. | 1 |
32 | Построение прямоугольника и его диагоналей. | 1 |
33 | Виды четырёхугольников. | 1 |
34 | Сходства и различия четырёхугольников. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ | Раздел | Кол-во |
| Периметр | 3 |
1 | Периметр треугольника. | 1 |
2 | Периметр квадрата, многоугольника. | 1 |
3 | Формулы нахождения периметра. | 1 |
| Геометрические фигуры | 10 |
4 | Круг, окружность, овал. | 1 |
5 | Построение окружности. | 1 |
6 | Понятия «центр», «радиус», «диаметр» окружности. | 1 |
7 | Деление окружности на 2 и 4 равных частей. | 1 |
8 | Деление окружности на 8 равных частей. | 1 |
9 | Деление окружности на 3 и 6 равных частей. | |
10 | Деление окружности на 9 равных частей. | 1 |
11 | Деление окружности на 3 и 6 равных частей. | 1 |
12 | Деление окружности на 12 равных частей.. | 1 |
13 | Деление отрезка пополам с помощью циркуля | 1 |
| Площадь | 8 |
14 | Площадь. | 1 |
15 | Нахождение площади фигур на клеточной бумаге. | 1 |
16 | Нахождение площади фигур на клеточной бумаге. | 1 |
17 | Площадь прямоугольника. | 1 |
18 | Площадь квадрата. | 1 |
19 | Площадь треугольника. | 1 |
20 | Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки. | 1 |
21 | Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки. | 1 |
| Объем | 13 |
22 | Понятие объема. | 1 |
23 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 |
24 | Развертка прямоугольного параллелепипеда. | 1 |
25 | Построение прямоугольного параллелепипеда. | 1 |
26 | Объем прямоугольного параллелепипеда. | 1 |
27 | Куб. Объем куба. | 1 |
28 | Цилиндр. Объем цилиндра. | 1 |
29 | Построение цилиндра. | 1 |
30 | Конус. Объем конуса. | 1 |
31 | Построение конуса. | 1 |
32 | Пирамид. Объем пирамиды. | 1 |
33 | Построение пирамиды. | 1 |
34 | Шар. Объем шара | 1 |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
| Из истории развития геометрии | 6 |
1 | Предмет – геометрия. | 1 |
2 | История возникновения и развития геометрии. | 1 |
3 | Занимательные исторические факты. | 1 |
4 | Знаменитые ученые, внесшие вклад в развитие геометрии. | 1 |
5 | Знаменитые ученые, внесшие вклад в развитие геометрии. | 1 |
6 | Простейшие геометрические фигуры. | 1 |
| Некоторые занимательные вопросы геометрии | 8 |
7 | Занимательные вопросы геометрии. | 1 |
8 | Занимательные вопросы геометрии. | 1 |
9 | История возникновения геометрических названий. | 1 |
10 | Правильные многоугольники. | 1 |
11 | Узоры из правильных многоугольников. | 1 |
12 | Танграм. | 1 |
13 | Соразмерность. | 1 |
14 | Геометрия вокруг нас. | 1 |
| Геометрические головоломки | 7 |
15 | Задачи со спичками. | 1 |
16 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | 1 |
17 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | 1 |
18 | Замечательные кривые. | 1 |
19 | Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки, ребусы. | 1 |
20 | Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки, ребусы. | 1 |
21 | Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки, ребусы. | 1 |
| Фигуры в пространстве | 6 |
22 | Куб. | 1 |
23 | Развертка куба. Сечения куба. | 1 |
24 | Прямоугольный параллелепипед, его развертка. | 1 |
25 | Пирамида. | 1 |
26 | Задачи на развертках. | 1 |
27 | Многогранники. | 1 |
| Симметрия | 5 |
28 | Симметрия на плоскости и в пространстве. | 1 |
29 | Виды симметрии. | 1 |
30 | Симметрия в окружающем мире. | 1 |
31 | Построения симметрии. | 1 |
32 | Построения симметрии. | 1 |
| Задачи на построение | 2 |
33 | Сложные построения с помощью циркуля и линейки. | 1 |
34 | Построения с препятствиями и ограничениями | 1 |