12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Большакова Ольга Петровна22
Россия, Кемеровская обл., мыски


















ГЕОМЕТРИЯ ВОКРУГ НАС

5-7 КЛАСС

Рабочая программа внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления





















Мыски 2019

Рабочая программа разработана учителями математики Лоскутниковой Е.В., Шимолиной Т.И., Носовой Г.А., Большаковой О. П.




































Рабочая программа внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас 5-7 класс» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 4» с учетом программ, включенных в ее структуру, направленна на формирование познавательных учебных действий: умение проводить сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии.



Рабочая программа внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас5-7 класс» составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО МБОУ «СОШ №4» в соответствии программой внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 4», включенных в ее структуру, направленная на формирование познавательных учебных действий: умение проводить сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии.

В плане внеурочной деятельности на изучение программы «Геометрия вокруг нас5-7 класс» отводится по 34ч. в 5-7-х классах, из расчета 1 час в неделю.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас5-7 класс»


Личностными результаты

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку

развитие любознательности, сообразительности при выполненииразнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умение преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельностилюбого человека;

воспитаниечувствасправедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартностимышления.


Метапредметные результаты

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


Предметные результаты

развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений.

формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели сиспользованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решениягеометрических и практических задач.

овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений.

Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,

таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Овладение геометрическим языком;

Развитие умения использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

Развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений,

Решения задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;

Развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах.


Содержание курса внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас. 5-7 класс» с указанием форм организации и видов деятельности

5 класс (34 часа)


Тема

Формы организации

Основные виды деятельности

Отрезок (9 ч.) Точка. Линия. Прямая линия. Луч. Отрезок. Длина отрезка. Сравнение длин отрезков (накладывание, глазомер, измерение). Кривая линия. Сходство и различие

Беседа. Дискуссия.

Лабиринты, задания на смекалку. Сравнение длин отрезков (накладывание, глазомер, измерение).

Углы (9 ч.) Луч. Угол. Вершина угла. Плоскость. Перпендикуляр. Прямой угол. Угольник. Прямой, острый, тупой углы. Развернутый угол. Виды углов (сравнение, рисование углов).

Групповая форма работы.

Задания на смекалку, творческие работы. Рисование и сравнение углов.


Треугольники (9 ч.) Треугольник. Вершины. Стороны. Прямоугольный треугольник. Тупоугольный треугольник. Остроугольный треугольник. Равносторонний треугольник. Сравнение треугольников. Из множества треугольников найти названный. Построение треугольников. Составление из треугольников других геометрических фигур.

Групповая форма работы. Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы.

Построение треугольников. Составление из треугольников других геометрических фигур. Упражнения на распознавание геометрических фигур.


Четырехугольники (7 ч.)Четырехугольники. Вершины. Стороны. Диагонали. Квадрат. Построение квадратов и его диагоналей на линованной и нелинованной бумаге. Прямоугольник. Построение прямоугольников и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.

Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы.

Творческие работы.Построение квадратов и его диагоналей на линованной и нелинованной бумаге. Построение прямоугольников и его диагоналей.


6 класс(34 часа)


Тема

Формы организации

Основные виды деятельности

Периметр (3 ч.) Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Периметр треугольника, квадрата, многоугольника.

Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы.

Решение нестандартных задач.

Геометрические фигуры (10 ч.) Круг, окружность. Овал. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр» окружности. Деление окружности на несколько равных частей (2, 4, 8), (3, 6, 12) Деление отрезка пополам с помощью циркуля.


Дискуссия, беседы, игры-состязания, игры-конкурсы

Построение окружности заданным радиусом при помощи циркуля. Решение геометрических задач.


Площадь (8 ч.) Площадь. Нахождение площади на клеточной бумаге. Площадь прямоугольника.Площадь квадрата. Площадь треугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки.

Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы

Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге, находить их площади. Решать упражнения на распознавание геометрических фигур, решение нестандартных задач.


Объем (13 ч.) Понятие объема. Прямоугольный параллелепипед. Развертка прямоугольного параллелепипеда. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем куба. Цилиндр. Объем цилиндра. Конус. Объем конуса. Пирамид. Объем пирамиды. Шар. Объем шара.

Дискуссия, беседы.

Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения. Выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. Решать задания на смекалку, кроссворды.


7 класс (34 часа)


Тема

Формы организации

Основные виды деятельности

Из истории развития геометрии (7 ч)

Предмет – геометрия. История возникновения и развития геометрии. Занимательные исторические факты. Знаменитые ученые, внесшие вклад в развитие геометрии. Простейшие геометрические фигуры.    

Беседа. Дискуссия

Лабиринты, задания на смекалку. Сравнение геометрических фигур (накладывание, глазомер, измерение).

Некоторые занимательные вопросы геометрии  (8 ч) Занимательные вопросы геометрии. История возникновения геометрических названий. Правильные многоугольники. Узоры из правильных многоугольников. Танграм. Соразмерность. Геометрия вокруг нас.

Групповая форма работы.

Задания на смекалку, творческие работы. Ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Геометрические головоломки   (7 ч) Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур. Замечательные кривые.  Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки, ребусы.

Групповая форма работы. Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы.

Конструирование из палочек, бумаги, картона и прочего, видеть, замечать различные особенности геометрических фигур, делать выводы из замеченных особенностей

Фигуры в пространстве   (6 ч) Куб. Развертка куба. Сечения куба. Прямоугольный параллелепипед, его развертка. Пирамида. Задачи на развертках. Многогранники.


Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы.

Творческие работы.познакомиться с понятием многогранник, рассмотреть правильные многогранники, развертки правильных многогранников, изображать куб и пирамиду, рассмотреть способы получения сечений куба

Симметрия   (5 ч)Симметрия на плоскости и в пространстве. Виды симметрии. Симметрия в окружающем мире. Построения симметрии.

Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы.

Решение нестандартных задач с понятием симметрии.

Задачи на построение   (2 ч)Сложные построения с помощью циркуля и линейки. Построения с препятствиями и ограничениями

Дискуссия, беседы, игры-состязания, игры-конкурсы

Построение окружности заданным радиусом при помощи циркуля. Использовать чертёжные инструменты. Решение геометрических задач.


Тематическое планирование5 класс


Тема

Кол-во часов



5

6

7

1

Отрезок

9



2

Углы

9



3

Треугольники

9



4

Четырёхугольники

7




Периметр


3



Геометрические фигуры


10



Площадь


8



Объём


13



Из истории развития геометрии



6


Некоторые занимательные вопросы геометрии



8


Геометрические головоломки



7


Фигуры в пространстве



6


Симметрия



5


Задачи на построение



2




Календарно-тематическое планирование 5 класс


Раздел

Кол-во часов


Отрезок

9

1

Точка.

1

2

Линия.

1

3

Прямая линия.

1

4

Луч.

1

5

Отрезок.

1

6

Длина отрезка.

1

7

Сравнение длин отрезков.

1

8

Кривая линия.

1

9

Сходство и различие отрезков и кривых.

1


Углы

9

10

Луч.

1

11

Угол.

1

12

Вершина угла.

1

13

Плоскость.

1

14

Перпендикуляр.

1

15

Прямой угол.

1

16

Острый и тупой углы.

1

17

Развёрнутый угол.

1

18

Виды углов.

1


Треугольники

9

19

Элементы треугольника.

1

20

Прямоугольный треугольник.

1

21

Тупоугольный треугольник

1

22

Остроугольный треугольник.

1

23

Равносторонний треугольник.

1

24

Сравнение треугольников.

1

25

Построение треугольников.

1

26-27.

Составление из треугольников других геометрических фигур.

1

27

Составление из треугольников других геометрических фигур.

1


Четырёхугольники

7

28

Элементы четырёхугольника.

1

29

Квадрат.

1

30

Построение квадрата и его диагоналей.

1

31

Прямоугольник.

1

32

Построение прямоугольника и его диагоналей.

1

33

Виды четырёхугольников.

1

34

Сходства и различия четырёхугольников.

1









Календарно-тематическое планирование 6 класс


Раздел

Кол-во


Периметр

3

1

Периметр треугольника.

1

2

Периметр квадрата, многоугольника.

1

3

Формулы нахождения периметра.

1


Геометрические фигуры

10

4

Круг, окружность, овал.

1

5

Построение окружности.

1

6

Понятия «центр», «радиус», «диаметр» окружности.

1

7

Деление окружности на 2 и 4 равных частей.

1

8

Деление окружности на 8 равных частей.

1

9

Деление окружности на 3 и 6 равных частей.


10

Деление окружности на 9 равных частей.

1

11

Деление окружности на 3 и 6 равных частей.

1

12

Деление окружности на 12 равных частей..

1

13

Деление отрезка пополам с помощью циркуля

1


Площадь

8

14

Площадь.

1

15

Нахождение площади фигур на клеточной бумаге.

1

16

Нахождение площади фигур на клеточной бумаге.

1

17

Площадь прямоугольника.

1

18

Площадь квадрата.

1

19

Площадь треугольника.

1

20

Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки.

1

21

Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки.

1


Объем

13

22

Понятие объема.

1

23

Прямоугольный параллелепипед.

1

24

Развертка прямоугольного параллелепипеда.

1

25

Построение прямоугольного параллелепипеда.

1

26

Объем прямоугольного параллелепипеда.

1

27

Куб. Объем куба.

1

28

Цилиндр. Объем цилиндра.

1

29

Построение цилиндра.

1

30

Конус. Объем конуса.

1

31

Построение конуса.

1

32

Пирамид. Объем пирамиды.

1

33

Построение пирамиды.

1

34

Шар. Объем шара

1










Календарно-тематическое планирование 7 класс

Тема

Кол-во часов


Из истории развития геометрии

6

1

Предмет – геометрия.

1

2

История возникновения и развития геометрии.

1

3

Занимательные исторические факты.

1

4

Знаменитые ученые, внесшие вклад в развитие геометрии.

1

5

Знаменитые ученые, внесшие вклад в развитие геометрии.

1

6

Простейшие геометрические фигуры.    

1


Некоторые занимательные вопросы геометрии

8

7

Занимательные вопросы геометрии.

1

8

Занимательные вопросы геометрии.

1

9

История возникновения геометрических названий.

1

10

Правильные многоугольники.

1

11

Узоры из правильных многоугольников.

1

12

Танграм.

1

13

Соразмерность.

1

14

Геометрия вокруг нас.

1


Геометрические головоломки

7

15

Задачи со спичками.

1

16

Задачи на разрезание и складывание фигур.

1

17

Задачи на разрезание и складывание фигур.

1

18

Замечательные кривые.

1

19

Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки, ребусы.

1

20

Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки, ребусы.

1

21

Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки, ребусы.

1


Фигуры в пространстве

6

22

Куб.

1

23

Развертка куба. Сечения куба.

1

24

Прямоугольный параллелепипед, его развертка.

1

25

Пирамида.

1

26

Задачи на развертках.

1

27

Многогранники.

1


Симметрия

5

28

Симметрия на плоскости и в пространстве.

1

29

Виды симметрии.

1

30

Симметрия в окружающем мире.

1

31

Построения симметрии.

1

32

Построения симметрии.

1


Задачи на построение

2

33

Сложные построения с помощью циркуля и линейки.

1

34

Построения с препятствиями и ограничениями

1


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.