Статья на тему «Google Forms как эффективный способ контроля знаний учащихся и одна из форм проведения дистанционного урока географии»
Метелкина Зарина Зекереевна, учитель географии
МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»
«Google Forms как эффективный способ контроля знаний учащихся и одна из форм проведения дистанционного урока географии»
Дистанционный урок должен быть разнообразным и содержать большую часть элементов традиционного школьного урока!
По мнению исследователей и педагогов-практиков, урок в дистанционной форме должен содержать в себе следующее:
- Мотивация. Это важная составляющая, которая должна присутствовать на протяжении всего процесса дистанционного обучения. Главное - поставить четкую цель перед обучающимися.
- Инструкция. Подробно изложить ученикам, как выполнять задания.
- Информация. Распределить всё по блокам, выстроить структуру, которой легко будет следовать.
- Контроль. Провести оценку знаний по теме, сделать это можно при помощи тестирования. Продумать систему взаимодействия учителя и учеников во время дистанционного урока.
Google Forms позволяет включать в офлайн-урок все эти этапы.
Вам наверняка приходилось отвечать на разные анкеты, созданные в гугл-формах? Оказалось, что там можно легко и быстро создать урок, который будет отвечать вашим требованиям, вашей программе, УМК. К сожалению, разные предлагаемые платформы могут содержать материал и задания не всегда приемлемые для наших учащихся.
Я продемонстрирую Вам один урок, выполненный в Google Forms. Урок по теме «Географическое положение Евразии».
В начале урока включаю мотивационный этап, где обращаю внимание на последовательность выполнения заданий, систему оценивая на уроке и т.д. Рис. 1. Обязательно предлагаю ввести данные об участнике. Рис. 2.
Рис 1. Мотивационный этап
Рис. 2. Анкетные данные участника
Далее предлагаю перейти к этапу изучения нового материала, где включаю самые разнообразные задания, например по карте. Рис. 3.
Рис. 3. Пример задания с картой
Обязательно включаю вопросы со свободным ответом, которые позволяют учителю увидеть степень вовлечённости ученика. Очень удобно, что встраивается видеоурок. Можно по ссылке встроить и урок из РЭШ, и из Ютуб. Рис. 4.
Рис. 4. Пример заданий с развернутым ответом
По просмотренному видеоматериалу предлагаю задания, например, заполнить таблицу. Обратите внимание - только выполнив эту часть урока, можно перейти к следующей! Таким образом, у учащегося в тетради уже должны быть выписаны основные сведения о географическом положении материка из видеоурока и заполненная табличка о путешественниках. Рис. 5.
Рис. 5. Пример задания с таблицей
В закрепление изученного материала предлагаю ответить на вопросы теста. Вопросы довольно просты - если ученик поработал с картой и смотрел видеоурок, то он на них ответит безошибочно! Плюс - может посмотреть свои же записи в тетради! Удобно, что система потом покажет набранное учеником количество баллов! Рис. 6.
Рис. 6. Пример тестовых заданий
В качестве домашнего задания предлагаю сфотографировать записи в тетради, сделанные в течении урока, и прикрепить. Также можно предложить выполнить практическое или творческое задание. Путаницы с адресами почты не будет - всё в одном месте! Рис. 7.
Рис. 7. Пример домашнего задания
Обязательно включаю итог урока: что тебе было не совсем понятно? С какими трудностями ты столкнулся при выполнении заданий? Если ребёнок что-то не так сделал, не понял, учитель увидит это в ответе. Рис. 8.
Рис. 8. Пример итога урока
По итогам работы учащихся учитель получает таблицу, которая отражает:
-набранное по тестовой части количество баллов;
- личные данные ученика, его ФИО и класс;
- задания с свободным ответом по карте;
- ссылки на фото работ в тетради, которые прикрепили дети.
Очень удобно - всё в одном месте!
Плюсы подобного дистанционного урока:
- все необходимые элементы дистанционного урока в наличии: мотивация, инструкция, информация, контроль;
- всё собрано в одном месте;
- разнообразные виды деятельности учащихся;
- тестовые вопросы экономят время учителя на проверку;
Конечно, в первый раз подготовка такого урока займёт около часа, но потом намного меньше!
Минусы дистанционного урока:
- при отключении электричества - работу придётся выполнять заново;
- для выполнения данной работы ученику нужно будет её именно сидеть и делать, не получится сделать сейчас одно, завтра другое.
Я думаю, что для каждодневного, постоянного обучения в дистанционном офлайн-формате Гугл-формы достаточно хороши. Их можно прекрасно чередовать с уроками в онлайн-формате, например в ZOOM.
Используемые ресурсы:
1. http://geografo4ka.blogspot.com/2020/07/google-forms.html
2. https://diso.ru/blog/35
6