12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Раимбердиева Гульмира Ергешовна718
Казахстан, Жамбылская область, г Тараз
1

Учебный модуль по курсу «Познание мира» (3 класс) Тема: Горные породы и полезные ископаемые

Раимбердиева Г.Е - учитель начальных классов

 КГУ №2, г. Казахстан

Учебный модуль по курсу « Познание мира» (3 класс)

Тема: Горные породы и полезные ископаемые

Количество часов:7

Структура модуля

Кол-во

часов

Форма и содержание уроков

Кол-во

минут

Вводная часть

1-й урок

Знакомство со структурой учебного модуля. Определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником.

Объяснение темы учителем на основе опорной схемы – конспекта (с использованием информационных технологий). Запись опорной схемы учениками с пояснением учителя.

Работа с листом взаимоконтроля.

Домашнее задание.

8

17

15

5

Диалогическая часть

2-й урок

Определение целей и задач.

Самостоятельная работа с учебником. Теоретическое изучение материала «Что такое горные породы?» Практическая работа «Свойства плотных и рыхлых горных пород»

5

40

3-й урок

Определение целей и задач.

Практическая работа « Полезные ископаемые в жизни людей. Виды полезных ископаемых, их свойства»

5

40

4-й урок

Определение целей и задач.

Закрепление материала «Горные породы и полезные ископаемые». Самостоятельная разноуровневая работа.

5

40

5-й урок

Определение целей и задач.

Закрепление материала. Обучающая игра «Аукцион»

5

40

6-й урок

Определение целей и задач.

Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков. Обучающая игра «Брейн-ринг».

5

40

Итоговая часть

 

7-й урок

Определение целей и задач.

Тестирование с элементами практических заданий.

5

40

Учащиеся должны знать:

- об основных видах полезных ископаемых и их свойствах;

- виды горных пород: твердые, рыхлые, жидкие, газообразные; их хозяйственное значение, полезные свойства;

- что относится к полезным ископаемым, и где они пользуются;

- о необходимости и способах охраны полезных ископаемых;

- горные породы – твердая оболочка Земли ( гранит, мел, песок, глина);

- свойства почвы и ее значение; виды почв в данной местности; об охране почвы.

Учащиеся должны уметь:

- работать с географической картой;

- определять виды горных пород, объяснять их назначение.

 

Урок 1

Тема: Горные породы и полезные ископаемые.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Знакомство с содержанием и структурой модуля.

3.Определение целей и задач

4. Лекция (краткое изложение содержания темы).

-Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Сегодня мы начинаем работать над темой «Горные породы и полезные ископаемые» в учебном модуле, который рассчитан на 7 уроков. Эти уроки будут разделены на три части. Сейчас мы познакомимся с этими частями (на доске).

- А вот, что вы должны знать и уметь, выходя на последний итоговый урок (на доске и на партах).

Вводная лекция учителя.

- Если мы посмотрим сбоку на книгу, мы увидим слои. Каждый слой книги – это страница. И мы можем раскрыть и прочесть ее. А что же такое каменная книга Земли? Обратимся к глобусу (модель Земли). Какова поверхность нашей планеты? (моря, океаны, реки, равнины, горы, пустыни и так далее)

- Какой из рисунков соответствует поверхности нашей местности? (равнины, горы) Если пройтись по берегу реки, то можно увидеть обрыв. Здесь река подмыла берег, и он обрушился, словно кто-то срезал землю огромным ножом. На срезе хорошо видны разные слои. Вот это называется каменной книгой Земли. Что же написано в этой книге?

- Самый верхний слой темный. Это сгнившие остатки растений. Ниже идут более светлые слои песка или глины. Попадаются слои крупного песка и гальки. Иногда слои известняка. А что там, глубже? В земле бурят скважины и находят все те же слои песка, глины, галечника, известняка, а кое-где и нефть и уголь. Они образовались из остатков растений. Наконец, на глубине нескольких километров доходят до сплошного камня. Это первая, самая древняя страница каменной книги. Такой безжизненной пустыней была поверхность Земли 4 млрд. лет назад. Какие слои земли образовались раньше: верхние или нижние? (ответы учащихся)

- Твердая оболочка Земли – земная кора – состоит из множества горных пород и минералов. Горные породы образуют не только горы. Равнины также состоят из твердых и рыхлых горных пород, только они находятся под слоем почвы. Кроме того, они выстилают дно рек, озер, морей и океанов (схема «А» см.приложение).

- В природе особенно распространены твердые горные породы. Они бывают плотными и рыхлыми. К жидким горным породам относится нефть, ртуть. К газообразным – обычный газ, используемый в быту.

При разрушении плотных горных пород образуются рыхлые горные породы.

- Что вы знаете о подземных богатствах? Слово «полезные» означает, что они полезные человеку, человек их определенным образом использует. «Ископаемые» - значит, их копают, добывают из глубин земли или с ее поверхности (Горные породы, которые добываются из земной коры и используются для нужд человека, называются полезными ископаемыми (схема «Б»см.приложение).

- Какие полезные ископаемые вы знаете? (ответы учащихся) Каждый человек в повседневной жизни сталкивается с множеством различных видов полезных ископаемых. Для чего их добывают? (ответы учащихся)

- Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли.

Могут ли люди построить дом, фабрику, завод без кирпичей, бетона? Нет, конечно. Но для изготовления кирпича и бетона людям приходится добывать в природе песок, глину, известняк.

Может ли народное хозяйство обойтись без угля, природного газа, бензина? Не может. Это различные виды топлива. Уголь и газ добывают в природе. А бензин получают из нефти, которую нам тоже дает природа.

Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, ведра… А станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы… Всё это из металлов.

Поваренная соль – вещество, казалось бы обычное. Подсаливая суп, ты, наверное, не думаешь о том, откуда пришла соль на твой стол. А пришла она из подземных шахт или со дна соленых озер. Добыть ее людям было совсем не просто. А добывать соли приходилось очень много. Она нужна не только для того, чтобы подсаливать пищу. Без соли, оказывается, нельзя изготовить мыло, стекло, многие краски и лекарства.

Места, где в глубинах Земли или с ее поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями (способы добычи).

Полезные ископаемые добывают по-разному. Одни – в открытых котлованах. Другие – в шахтах. А для того чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Существует очень много видов полезных ископаемых. По способу применения они делятся на три основные группы (схема « В»см.приложение):

1)горючие полезные ископаемые;

2)рудные полезные ископаемые;

3)нерудные полезные ископаемые.

К горючим полезным ископаемым относятся каменный уголь, нефть и газ (справка в учебнике).

К рудным полезным ископаемым относятся горные породы, в составе которых встречается металл. В процессе их обработки получают железо, алюминий, медь, свинец и другие металлы. Рудные полезные ископаемые в основном сосредоточены в Центральном Казахстане и на Рудном Алтае.

Нерудные полезные ископаемые используются для получения кислот, производства удобрений, а также для нужд строительства. В данную группу входят соли, фосфориты, мрамор, гранит, известняк, песок, глина.

Все полезные ископаемые человек широко использует в народном хозяйстве. Без них нельзя ничего построить, без них трудно дать тепло в дома, без них у нас не было бы самых сложных машин и самых простых предметов. Без всего этого трудно представить нашу жизнь. Поэтому люди постоянно ищут полезные ископаемые, добывают их, перерабатывают. Но человек думает не только о том, как добыть и использовать полезные ископаемые, но и о том, чтобы их брать в природе как можно дольше. Ведь залежи полезных ископаемых в земле не безграничны.

При переработке полезных ископаемых получают отходы. Люди задумались: а нельзя ли их использовать? Оказалось, что из них можно получать нужные вещи. Например, при получении из нефти бензина образуется много газа. Прежде газ сжигали. Теперь из газа стали получать синтетические волокна, полиэтиленовую пленку. Из отходов, образующихся при переработке каменного угля, также получают много полезных предметов, среди них пластмассы, пластик. Ученые постоянно ищут замену полезным ископаемым.

Необходимо бережно относится к природным богатствам, экономно их расходовать. Нельзя допускать, чтобы без надобности горел газ в плитах, были включены электроприборы.

5.Работа с листом взаимоконтроля.

 

ЛИСТ ВЗАИМОКОНТРОЛЯ

1.Плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору

а) полезные ископаемые; б) горные породы; в) металлы

2.Горные породы, которые добывают из-под земли и используют для нужд человека, это:

а) полезные ископаемые; б) горные породы; в) металлы

3.Горные породы, содержащие металлы и их соединения

а) руда; б) горючие; в) нерудные

4.Заполни схему « Виды горных пород» (по твердости):

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

__________________________

__________________________

5.Места залегания полезных ископаемых:

а) шахта; б) почва; в) месторождение

6.Какими способами добывают полезные ископаемые? Заполни схему.

ДОБЫЧА

__________________________

__________________________

7.К этому виду полезных ископаемых относится уголь, нефть, газ. Назови вид.

а) рудные; б) нерудные; в) горючие

8.Железо, алюминий, медь, свинец – это

а) рудные; б) нерудные; в) горючие

9.К этому виду полезных ископаемых относится фосфорит, мрамор, гранит, известь, песок, глина. Назови вид.

а) рудные; б) нерудные; в) горючие

10.О каком полезном ископаемом идет речь? « Используют для изготовления мыла, для производства металлов бумаги; для очистки воды и употребления в пищу. Добывают из озер».

а) нефть; б) соль; в) уголь

11. Этот металл используют в самолетостроении. Это рудное полезное ископаемое:

а) железо; б) фосфорит; в) алюминий

12.В каких состояниях находятся горные породы? Заполни схему.

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

____________________

____________________

____________________

ОТВЕТЫ НА ЛИСТ ВЗАИМОКОНТРОЛЯ

б

а

а

плотные, рыхлые

в

открытый, закрытый

в

а

б

б

в

твёрдые, жидкие, газообразные.

6. Домашнее задание: просмотреть материал стр. 58-66.

 

Урок 2

Тема: Закрепление материала. Самостоятельная работа с учебником с последующей взаимопроверкой по теме «Что такое горные породы». Практическая работа «Свойства плотных и рыхлых горных пород»

Ход урока:1.Организационный момент. Обращение к структуре модуля.

2.Озвучивание учащимися опорной схемы у доски.

3.Определение целей и задач.

4. Самостоятельная работа с учебником стр.58-59.

РАБОТА 1.

А. Дайте определение понятию «горные породы – это ____________________________________________________________.

Б. На какие виды (по твердости) делятся горные породы?

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

__________________________

____________________________

В. Что относится к жидким горным породам?

Запиши: _________________________________________________________.

Г.Что относится к газообразным горным породам?

Запиши: _________________________________________________________.

Д. Используя карту месторождений полезных ископаемых Павлодарской области (см. в папке), перечисли названия горных пород:

_________________________________________________________________.

5. Взаимо- или самопроверка.

 

Образцы ответов

Работа № 1

А. Горные породы – плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору.

Б. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

ПЛОТНЫЕ РЫХЛЫЕ

В. Нефть, ртуть

Г. Природный газ

Д. – каменный уголь;

- песок;

- глина.

6. Практическая работа « Свойства рыхлых и горных пород» (гранит, песчаник, песок, глина).

 

РАБОТА 2. Гранит

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:

1.Рассмотри кусочек гранита. Какого он цвета? Запиши __________________________________________________.

2.Определи, что тверже: гранит или стекло. Для этого проведи кусочком гранита по стеклу. Если на стекле остались царапины, то гранит тверже стекла, если нет – мягче. Запиши: гранит _________стекла.

3.Определи, впитывает гранит влагу или нет. Для этого капни водой на кусочек гранита. Посмотри, что происходит с водой. Если вода исчезла, то гранит впитывает влагу, если нет – не впитывает. Запиши: гранит _____________________ влагу.

4.Определи, что легче: гранит или вода. Для этого опусти кусок гранита в банку с водой. Если он утонет, то он тяжелее воды, если нет – легче. Запиши: гранит ___________________ воды.

5.Определи, есть ли у гранита запах. Понюхай кусок гранита. Запиши:

_______________________________________________________________.

6. Где применяется гранит? (см. учебник на стр. 59)

1)________________________________________________________

2)________________________________________________________

3)________________________________________________________

 

Образцы ответов

Работа № 2

красный, белый,серый

гранит тверже стекла

гранит не впитывает влагу

гранит тяжелее воды

нет

для фундаментов домов

- в строительстве мостов

- для изготовления памятников

 

РАБОТА 3. Песчаник

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:

1. Рассмотри песчаник. Какого он цвета? (см. учебник на стр. 60)

Запиши:______________________________________________________.

2. Где применяется песчаник? ( стр.60)

Запиши: 1)_____________________________________________________;

2)______________________________________________________.

3. Как образуется песчаник?

Запиши: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Образцы ответов

Работа № 3

белый, жёлтый, коричневый, красный

1) как строительный материал

2) для изготовления жерновов, точильных камней.

3.Горные породы, образующие земные пласты, с большой силой давят друг на друга. Крупинки песка, соединяясь с различными растворимыми веществами, слипаются и уплотняются.

 

РАБОТА 4. Песок

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:

1.Рассмотри песок. Какого он цвета? (см. образцы на парте и в учебнике на стр.60).Запиши:____________________________________________________

_________________________________________________________________.

2.Каким свойством обладает сухой песок? (см. учебник на стр.60)

Запиши:___________________________________________________________.

3.Как используется песок людьми? (см. учебник на стр.60)

Запиши: 1)_________________________________________________________________2)_________________________________________________________________3)_________________________________________________________________

4.По результатам опыта о свойствах песка и глины по водопрницаемости, какой можно сделать вывод?

Запиши: песок_______________________ воду

глина_______________________воду

5.Определи, есть ли у песка запах. Понюхай его.

Запиши: ________________________________________________________

 

Образцы ответов

Работа № 4

белый, чёрный, жёлтый

сыпучий

1) как фильтр для очистки воды

2) в строительстве

3) для производства стекла

4. песок пропускает воду

Глина не пропускает воду

5. если влажный, то запах сырости.

 

РАБОТА 5. Глина

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:

Рассмотри кусочек глины. Какого он цвета?

Запиши: ______________________________________________________

Определи, что твёрже: глина или стекло? Для этого потри глиной по стеклу. Если на стекле нет царапин, то глина мягче стекла, если нет – тверже.

Запиши: глина ____________________________ стекла

Определи, что легче: глина или вода. Для этого опусти кусок глины в банку с водой. Если он утонет, то он тяжелее воды, если нет – легче.

Запиши : глина _________________ воды.

Смочи комок глины. Вылепи из него любую форму. Можно ли это сделать? Запиши: ____________________________________________

Определи, есть ли у глины запах. Понюхай кусок глины.

Запиши: ________________________________________________

 

Образцы ответов

Работа № 5

белая, серая, красноватая, голубоватая

глина мягче стекла

глина тяжелее воды

да, она пластичная вязкая

запах сырости

Примечание: В работе № 4 опыт (4) проводится фронтально, выводы делают сами учащиеся.

6.Подведение результатов работы, выставление оценок.

7. Краткие выводы по уроку.

8. Рефлексия.

- Что интересного узнали на уроке?

9. Домашнее задание: повторить схему; прочитать стр. 62-65.

 

Урок 3

Тема: Полезные ископаемые в жизни людей. Виды полезных ископаемых.

Оборудование: карточки с планом описания полезных ископаемых; физико-географическая карта республики Казахстан.

Ход урока:1.Организационный момент.

2.Определение целей и задач.

3.Практическая работа.

Ребятам раздают карточки с планом описания видов полезных ископаемых (в виде таблицы), работу они выполняют там же.

План- описание видов полезных ископаемых.

Таблица 1. Горючие полезные ископаемые.

Название

Использование

Месторождение

     

Таблица 2. Рудные полезные ископаемые.

Название

Использование

Месторождение

     

Таблица. Нерудные полезные ископаемые.

Название

Использование

Месторождение

     

4. Взаимоконтроль.

После выполнения работы ребята получают карточки с ожидаемыми ответами, обмениваются работой с соседом по парте и проверяют ответы, используя бланк с критериями оценок, выставляют оценки и заносят в оценочный бланк.

Ожидаемые ответы:

Таблица 1. Горючие полезные ископаемые.

Название

Использование

Месторождение

 

Каменный уголь

Топливо, для работы фабрик, заводов, электростанций

Карагандинский угольный бассейн, Экибастузский угольный бассейн

Нефть

Получают бензин, реактивное и дизельное топливо, машинное масло, керосин

Каспийский шельф, Мангыстауский полуостров

 

Газ

 

для приготовления пищи, для отопления домов

Каспийский шельф,

Мангыстауский

полуостров

Таблица 2. Рудные полезные ископаемые.

Название

Использование

Месторождение

 

Железные руды

изготовление домашней утвари, самолетов, кораблей, железных дорог, мостов

Центральный Казахстан, Рудный Алтай, Жезказган, Конырат

Таблица 3. Нерудные полезные ископаемые

Название

Использование

Месторождение

Соли, фосфориты, мрамор, гранит, известняк, песок, глина

Получение кислот, производство удобрений, в строительстве

Каратауское месторождение фосфоритов

Оценочный бланк

Ф.И. уч-ся

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

ИТОГО

         

Критерии оценок:

«5» - полный ответ

«4» - есть неточности

«3» - неполные ответы

6. Домашнее задание:

просмотреть стр. 58-66 и дополнительную литературу.

 

Урок 4

Тема: Горные породы и полезные ископаемые.

Оборудование: карточки с заданиями; карта полезных ископаемых Павлодарской области.

Ход урока:1.Организационный момент.

2.Определение целей и задач.

3.Разноуровневая работа ( в паре или индивидуально).

На каждую парту раздаются карточки с разноуровневыми заданиями. Ребята выбирают уровень вопроса по карточке №1 и отвечают на него письменно. Если вопрос выбрали одинаковый, то могут работать как индивидуально, так и в паре; если выбрали разные вопросы – индивидуально. После того, как ответы будут готовы, учащиеся получают эталон ответа, обмениваются тетрадями и проверяют работу, выставляют оценки в оценочный бланк.

После того, как учащиеся справятся с заданиями карточки №1, они приступают к работе со второй карточкой и т.д по той же схеме.

Карточка 1.

3 уровень

Что вы узнали о видах горных пород?

2 уровень

Сравните свойства плотных и рыхлых горных пород.

1 уровень

К горючим полезным ископаемым относятся каменный уголь, нефть, газ.

Чем объясняется принадлежность их к разным видам горных пород.

Карточка 2.

3 уровень

Какими полезными ископаемыми богата Павлодарская область?

2 уровень

Что, кроме горючих полезных ископаемых, может служить источником энергии?

1 уровень

Чем объясняется использование тепловых станций для выработки энергии в Павлодарской области?

Карточка 3.

3 уровень

Какие способы добычи полезных ископаемых вы знаете?

2 уровень

Сравните открытый и закрытый способы добычи полезных ископаемых.

1 уровень

Какие экологические проблемы возникают при добыче полезных ископаемых?

Карточка 4.

3 уровень

Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

2 уровень

Как вы понимаете словосочетание «полезные ископаемые».

1 уровень

Чем объясняется возникновение проблемы невосполнимости полезных ископаемых? С чем это вязано?

Карточка 5.

3 уровень

Перечислите горючие полезные ископаемые.

2 уровень

Почему некоторые виды горных пород называются рудными? Что получают в процессе их обработки?

1 уровень

Каким образом используются нерудные полезные ископаемые?

Ответы-эталоны

Карточка 1.

3 уровень

В природе особенно распространены твердые горные породы. Они бывают плотными и рыхлыми. К жидким горным породам относят нефть и ртуть. К газообразным – обычный газ, используемый в быту.

2 уровень

Плотные горные породы твердые и устойчивы к разрушительному воздействию солнца, ветра и воды.

1 уровень

Каменный уголь относится к плотным горным породам. Нефть относится к жидким горным породам. К газообразным – обычный газ.

В недрах земли можно обнаружить множество горных пород и минералов. Виды горных пород зависят от времени их образования и глубины залегания.

Карточка 2.

3 уровень

Павлодарская область богата полезными ископаемыми: каменный уголь, песок, поваренная соль, глина, медная руда.

2 уровень

Кроме горючих полезных ископаемых, источником энергии могут служить гидроэлектростанции, атомные станции, солнечное тепло, сила ветра и морские волны.

1 уровень

Использование Теловых станций в Павлодарской области можно объяснить тем, что на ее территории добывается каменный уголь открытым способом. Это дает возможность использовать дешевое топливо.

Карточка 3.

3 уровень

Существуют два способа добычи полезных ископаемых: открытый и закрытый.

2 уровень.

Открытый способ добычи более дешевый, так как при помощи техники снимаются верхние слои земли. Полезные ископаемые, расположенные близко к поверхности земли, добывают из открытых карьеров. Например, добыча каменного угля в Экибастузе.

1 уровень

Добыча полезных ископаемых открытым способом изменяет поверхность земли, сокращается количество животных и птиц.

Карточка 4.

3 уровень

Запасы полезных ископаемых на земном шаре не безграничны. Пополнить их тоже нельзя. Можно только бережно тратить, сохранять. Многие полезные ископаемые невосполнимы.

2 уровень

Слово «полезные» означает, что они полезные человеку, человек их определенным образом использует.«Ископаемые» - значит, их копают, добывают из глубин земли или с ее поверхности.

1 уровень

Богатства земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются, а некоторые – невосполнимы. Лес можно снова посадить. Реки и озера высыхают и вновь появляются. А на образование залежей угля требуются миллионы лет.

Карточка 5.

3 уровень

К горючим полезным ископаемым относятся каменный уголь, нефть и природный газ.

2 уровень

Горные породы, в составе которых встречается металл, относятся к рудным полезным ископаемым. В процессе их обработки получают железо, алюминий, медь, свинец.

1 уровень

Нерудные полезные ископаемые используются для получения кислот, производства удобрений, а так же для нужд строительства.

4. Подведение итогов.

В конце урока учащиеся подводят итог по схеме, выставляют средний балл.

Оценочный бланк

Ф.И. уч-ся

 

3 уровень

2 уровень

1 уровень

Итого

Карточка 1

       

Карточка 2

       

Карточка 3

       

Карточка 4

       

Карточка 5

       

5. Домашнее задание: просмотреть стр.58-66 и доп. лит-ру.

 

Урок 5

Тема: Горные породы и полезные ископаемые. Закрепление.

Оборудование: вопросы (лоты), гонг, фишки, оценочный лист.

Ход урока:1.Организационный момент.

2.Определение целей и задач.

3.Обучающая игра «Аукцион».

Ведущий готовит вопросы (лоты) для учащихся всего класса по пройденной теме. Для проведения игры нужен гонг (или деревянный молоток).

Ведущий ведет аукцион: задает вопросы, комментирует и оценивает ответы, определяет победителя. Побеждает ученик, набравший наибольшее количество фишек, которые получает за правильные ответы.

Вопросы к игре «Аукцион»:

1.Что такое горные породы? (Плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору)

2.Что такое полезные ископаемые? (Горные породы, которые добывают из-под земли и используют для нужд человека, называются полезными ископаемыми)

3.Что такое руда? ( Горные породы, содержащие металлы и их соединения, называются рудой)

4.Что такое месторождение? (Места залегания полезных ископаемых называется месторождением)

5.Какими способами добывают полезные ископаемые? ( Открытый, закрытый, буровые установки)

6.Что такое горючие полезные ископаемые? ( Полезные ископаемые, которые имеют свойство горючести. Например, каменный уголь, нефть, газ)

7 Что относится к нерудным полезным ископаемым? ( Фосфорит, мрамор, гранит, известняк, песок, глина)

8.Какие полезные ископаемые добывают в Павлодарской области? ( Каменный уголь, медная руда, поваренная соль, песок, глина, известняк, мрамор и др.)

9.В каких состояниях находятся горные породы? (Твердые, жидкие, газообразные)

10.Какими особенностями обладает гранит? (Гранит – это твердый камень и устойчив к разрушительному воздействию солнца, ветра и воды. Поэтому его используют для фундамента зданий, в строительстве мостовых опор и для изготовления памятников.)

11.Как образуется песчаник? ( Крупинки песка, соединяясь с различными растворимыми веществами (глина, гипс, известняк), слипаются и под действием сильного давления уплотняются. Так за миллионы лет они превратились в твердый камень – песчаник).

12.В чем сходство и различие песка иглины? (Песок и глина относятся к рыхлым горным породам. Песок состоит из твердых, не растворяющихся в воде крупинок. Имеет свойство сыпучести (если сухой), пропускает воду. Глина – это пластичная осадочная горная порода. Она образуется из тончайших частиц горных пород, осевших на дне воды. Глина вязкая, не пропускает воду).

13.Где применяются песок и глина? (Песок используют в водохранилищах в качестве фильтра для очистки питьевой воды. Песок, смешанный с цементом, применяют в строительстве. Из песка, смешанного с глиной, делают кирпичи. Чистый песок – сырье для производства песка).

14. Что служит источником тепла в нашей местности? Почему? ( Источником тепла в нашей местности является каменный уголь, так как в Павлодарской области большие залежи угля и добывают его дешевым способом).

15. Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? ( Полезные ископаемые невосполнимы. А на их образование требуется миллионы лет)

16. Где в Павлодарской области залегают песок и глина? ( Павлодарское, Калкаманское месторождение песка; Красноармейское месторождение глины).

17. Какое свойство глины используют при изготовлении посуды? ( Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленных между собой. Она является связывающим средством).

18.Что вы знаете о каменном угле? ( Каменный уголь имеет черный цвет, тонет в воде, он твердый, на хрупкий, его можно разбить на мелкие кусочки. Основное свойство – горючесть. Используется для отопления жилых помещений, как топливо на фабриках, заводах и железных дорогах).

19. Где добывают уголь открытым и закрытым способом? Какой способ дешевле? ( Открытым способом (карьеры) каменный уголь добывают в Экибастузе, закрытым способом (шахты) – в Караганде. Открытый способ дешевле).

20. Какие полезные ископаемые используются в первоначальном виде? ( каменный уголь, торф, глина, песок)

21.Как добывают нефть и природный газ? ( Путем бурения скважин)

22.Назовите самые известные месторождения рудных полезных ископаемых. ( Центральный Казахстан, Рудный Алтай, Жезгазган, Конырат).

23.Как используются нерудные полезные ископаемые? (для получения кислот, производства удобрений, для нужд строительства).

4. Подведение итогов. Выводы.

5. Домашнее задание: стр. 58-66 (определение понятий, свойства полезных ископаемых, месторождения, использование).

 

Урок 6

Тема: Закрепление.

Ход урока:1.Организационный момент.

2.Определение целей и задач.

3.Обучающая игра «Брейн - ринг».

Обучающая игра предполагает ответ каждого ученика на вопросы трех уровней сложности. Для этого на каждом игровом столе имеются барабаны с секторами, обозначенными соответствующими номерами 1,2,3… В каждом секторе стопой лежат три билета в следующей последовательности: Внизу – билет с заданием первого уровня сложности ( творческого характера), затем – билет 2-го уровня сложности и наверху – билет с вопросом 3-го уровня.

Учитель назначает ведущих за каждым игровым столом. В обязанности ведущего входит определять номер выступающего, перебирая «колоду» с номерами, выслушивать ответы, оценивать их жетонами (синий жетон – «5», зеленый – «4», желтый – «3»). За продолжительностью туров следит учитель.

4. Ведущие и представители команд занимают свои места. У игроков только ручки и чистые листы бумаги, куда можно заносить ответы.

Учитель объявляет начало первого тура – «блиц»: участник команды, на которого указывает номер, выпавший из колоды ведущего, берет из соответствующего сектора билет третьего уровня и отвечает. Если вдруг он затрудняется с ответом, то это право может взять на себя любой член команды и заработать оценивающий жетон. Первый тур длится около 10 минут. Учитель, обходя команды, контролирует ответы детей и следит, чтобы продолжительность ответов не превышала 2-3 минут.

Следующий, 2 тур проводится на основе использования заданий второго уровня сложности. Ведущие проводят уже привычную процедуру, определяя номер отвечающего. Теперь ученику, взявшему билет, необходимо дать около трех минут, по этому же вопросу готовятся и остальные члены команды. Затем они внимательно выслушивают отвечающего и имеют возможность поправить или дополнить ответ. В зависимости от качества дополнения участники команды получают половину оценочного жетона, цвет которого соответствует определенной оценке.

3 тур проводится по той же схеме, но, учитывая сложность вопросов первого уровня ,на подготовку участникам команд отводится около 5 минут. Время может варьироваться в зависимости от готовности учеников к своим ответам.

5. Завершение игры совпадает с окончанием урока, подводятся итоги игры. Ведущие подсчитывают количество жетонов у игроков, определяя по цвету их соответствие оценке.

Если участник команды набрал от трех и выше синих жетонов, то он получает оценку «5», от трех и выше зеленых жетонов – «4»; наличие трех и более жетонов желтого цвета дает ученику возможность рассчитывать на оценку «3».

Ведущие заносят фамилии игроков и их оценки в оценочный бланк передают учителю.

Учитель проставляет эти стимулирующие оценки в свой специальный журнал.

6. Давая детям домашнее задание, учитель напоминает им, что следующее занятие предполагает серьезную оценку их деятельности в диалогической части.

 

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ К ОБУЧАЮЩЕЙ ИГРЕ «БРЕЙН-РИНГ»

Вопросы 3 уровня

1.Назовите виды полезных ископаемых (по твердости)

2.Перечислите полезные ископаемые, которые добывают в нашей республике.

3.Какие способы добычи полезных ископаемых вы знаете?

4.Перечислите горючие полезные ископаемые.

5.Назовите крупные месторождения каменного угля в нашей республике.

6.Расскажите об источниках энергии в хозяйственной деятельности человека.

 

Вопросы 2 уровня

1 Объясните, что означает словосочетание «полезные ископаемые».

2. Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

3.Какие экологические проблемы возникают при добыче полезных ископаемых?

4. С какой целью используются гранит, песок, глина, нефть, железная руда в хозяйственной деятельности человека?

5.Объясните, от чего зависит выбор способов добычи полезных ископаемых?

6. В чем отличие горючих полезных ископаемых?

 

Вопросы 1 уровня

1. Какие источники энергии будет использовать человек, если не будет угля, нефти и газа?

2. В чем вы видите преимущество свойств гранита в сравнении со свойствами песка и глины?

3.Представь, что вам необходимо построить дом. Что вы будете использовать при строительстве?

4.В чем вы видите решение экологических проблем при добыче каменного угля открытым способом?

5.Почему использование пластмассовых предметов стало выгоднее, чем использование металлических?

6.Какие богатства земли считаются восполнимыми, а какие – невосполнимыми?

 

Оценочный бланк

 

Ф.И. уч-ся

Оценка

Общий

балл

1

2

3

1

         

2

         

3

         

4

         

5

         

6

         

 

Урок 7

Тема: Тестирование. Итоговая часть.

Ход урока:1.Организационный момент.

2.Определение целей и задач.

3.Тестирование.

На каждую парту раздаются тесты с заданием.

ТЕСТ

1.Плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору

а) полезные ископаемые; б) горные породы; в) металлы

2.Горные породы, которые добывают из-под земли и используют для нужд человека, это:

а) полезные ископаемые; б) горные породы; в) металлы

3.Горные породы, содержащие металлы и их соединения

а) руда; б) горючие; в) нерудные

4.Заполни схему « Виды горных пород» (по твердости):

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

__________________________

__________________________

5.Места залегания полезных ископаемых:

а) шахта; б) почва; в) месторождение

6.Какими способами добывают полезные ископаемые? Заполни схему.

ДОБЫЧА

___________________________

___________________________

7.К этому виду полезных ископаемых относится уголь, нефть, газ. Назови вид.

а) рудные; б) нерудные; в) горючие

8.Железо, алюминий, медь, свинец – это

а) рудные; б) нерудные; в) горючие

9.К этому виду полезных ископаемых относится фосфорит, мрамор, гранит, известь, песок, глина. Назови вид.

а) рудные; б) нерудные; в) горючие

10.О каком полезном ископаемом идет речь? « Используют для изготовления мыла, для производства металлов бумаги; для очистки воды и употребления в пищу. Добывают из озер».

а) нефть; б) соль; в) уголь

11. Этот металл используют в самолетостроении. Это рудное полезное ископаемое:

а) железо; б) фосфорит; в) алюминий

12.В каких состояниях находятся горные породы? Заполни схему.

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

____________________

____________________

____________________

 

Приложение ( прикреплённом файле).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.