Урок «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого» (ИЗО, 8 класс)
Пояснительная записка к презентации
Составитель Литвинова Анна Яновна
учитель ИЗО «Лицей №4» г. Пермь
Программа Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд»
Класс 8
III четверть
Тема: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого»
Тема урока: Городской пейзаж эпохи романского стиля (2 урока)
Цель урока:
Обучающая: Знакомство с понятием «романский стиль», с историческими особенностями архитектуры и костюма средних веков
Развивающая: Развитие творческой активности, творческого восприятия и интерпретации
Воспитывающая: Формирование эстетического вкуса, приобщение к МХК
Здоровьесберегающая: Следить за осанкой учащихся во время работы
При завершении урока учащийся должен:
Знать: временные рамки романского стиля, особенности архитектуры и костюма романского стиля
Уметь: Располагать лист в зависимости от задуманной композиции; передать плановость и историзм
Оборудование для учителя:
Дидактический материал:
Демонстрационные мультимедийные устройства.
Наглядно-дидактические пособия (Автор – составитель урока): «Западноевропейский костюм романского стиля» (см. Приложение 1), «Западноевропейская архитектура романского стиля» (см. Приложение 2).
Цветные репродукции (в электронном варианте) архитектурных сооружений романского стиля
Цветные репродукции средневековых книжных миниатюр (в электронном варианте), отражающих особенности костюма романского стиля (на примере крестоносцев)
Оборудование для учащихся:
Материалы:
Бумага (А4), акварель, черная гелевая ручка.
Инструменты и принадлежности:
Простой карандаш, резинка
Используемые технологии:
Традиционного обучения
Здоровьесберегающие технологии
Этапы урока
№ |
Этап урока |
Задачи и цели на этап урока |
Используемые методы и приемы |
Ожидаемый результат |
Время (мин) |
1. |
Приветствие |
Проверка готовности к уроку |
Монолог учителя |
Готовность учащихся к уроку, рабочая атмосфера |
1 |
2. |
Проективная методика 10 минутный рисунок на тему «Я и моя тень» |
Выполнить рисунок на тему «Я и моя тень» |
Краткий рассказ учителя, индивидуальная работа учащихся |
Используя полученные установки, создать рисунок на тему «Я и моя тень» |
10 |
3. |
Актуализация знаний и сообщение темы урока |
Вспомнить свои представления о средневековье, иметь представление о романском стиле |
Беседа |
Определить тему урока, настроится на предстоящую работу |
3 |
4. |
Формирование новых знаний |
Сформировать представление о характерных особенностях романского стиля, запомнить их |
Рассказ, показ репродукций, работа с наглядно-дидактическими пособиями |
Создать образ средневекового города романского стиля |
10 |
5. |
Постановка художественной задачи |
Осмыслить полученные знания, применить их на практике |
Рассказ учителя; Предъявление требований к будущему рисунку |
Погружение в тему |
3 |
6. |
Самостоятельная работа |
Развить творческое воображение, закрепление теоретических знаний на практике |
Практическая работа. Индивидуальная работа с учащимися. |
Создание контурного карандашного рисунка к теме «Городской пейзаж романского стиля» |
17 |
7. |
Подведение итогов |
Вспомнить, какой теме был посвящен урок; Систематизация полученных знаний |
Анализ |
Организационное завершение урока |
1 |
1 урок:
Этапы урока
2 урок:
№ |
Этап урока |
Задачи и цели на этап урока |
Используемые методы и приемы |
Ожидаемый результат |
Время (мин) |
1. |
Приветствие |
Проверка готовности к уроку |
Монолог учителя |
Готовность учащихся к уроку, рабочая атмосфера |
1 |
2. |
Проективная методика 10 минутный рисунок на тему «Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль» |
Выполнить рисунок на тему «Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль» |
Краткие установки учителя, индивидуальная работа учащихся |
Используя полученные установки, создать рисунок на тему «Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль» |
10 |
3. |
Формирование новых знаний |
Сформировать знания о колористическом решении композиции |
Рассказ учителя, работа с наглядно-дидактическим материалом |
Систематизировать знания о цвете: особенности колористического решения одежды романского стиля, передача плановости при помощи цвета |
6 |
4. |
Постановка художественной задачи |
Сформировать представление о том, каким должен быть законченный рисунок |
Рассказ учителя, предъявление требований к будущему рисунку |
Погружение в тему |
5 |
5. |
Самостоятельная работа |
Развить творческую активность, применить полученные знания на практике |
Практическая работа. Индивидуальная работа с учащимися |
Выполнение рисунка в цвете с учетом новых знаний |
20 |
6. |
Подведение итогов |
Демонстрация законченных работ |
Создание ситуации успеха |
Организационное завершение урока, оценивание |
3 |
Ход урока:
1 урок:
1.Оргмомент:
-
Приветствие
Проверка готовности учащихся к уроку
2. Десятиминутный рисунок на тему «Я и моя тень»:
Подписываем лист бумаги (шифр дня (число); свои фамилию/имя/класс)
Краткое объяснение темы
Выполнение десятиминутного рисунка «Я и моя тень»
Самооценка работы за вложенный труд
3. Актуализация знаний и сообщение темы урока:
Ребята, сегодня на уроке нам с вами предстоит немного попутешествовать и переместиться в мир замков и рыцарей, вернуться сквозь пространство и время на десяток столетий. Наш путь лежит в Средневековье.
Давайте представим, мы находимся в Европе примерно 1000го года. В это время формируется так называемый романский стиль. Складываются феодальные княжества, строятся величественные замки. Итак, как же выглядят эти замки? (Демонстрация фотографий памятников архитектуры романского стиля разных стран).
4. Формирование новых знаний:
Архитектура романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером – имела массивные стены, узкие окна, высокие башни. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов, внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием обильных украшений.
Я предлагаю вам, судя по этой фотографии (аббатство Мария Лаах, Германия) сделать выводы о том, какие формы преобладают в архитектуре: для здания в целом? (призматическая и цилиндрическая); для окон? (прямоугольные, маленькие, в каменных домах – арочные); а какие присутствуют декоративные элементы? (горизонтальные и вертикальные пояски, карнизы, выступы, зубчики).
Я раздала вам памятки с архитектурой и одеждой тех времен, давайте вместе посмотрим на них. Из каких элементов состояла мужская одежда? (котт, сюрко, плащ, венец, туника, нарамник, шоссы), а женская? (туника, блио, плащ, котт, сюрко). А что вы можете сказать о цвете в одежде средневекового жителя?
(Дети отвечают, руководствуясь памятками)
У меня вопрос, особенно он касается молодых людей. Внимание компьютерным играм уделяете? Компьютерную игру ASSASSINS CREED знаете? Играли в такую? Эпоха, в которой обитает главный персонаж этой игры именно раннее средневековье, т.е. там царит романский стиль. А сам персонаж является крестоносцем – ярким представителем эпохи.
5. Постановка художественной задачи:
А сейчас вам предстоит выполнить карандашный рисунок композиции с архитектурной постройкой романского стиля. Творить мы будем в жанре «городской пейзаж». Давайте подумаем, что должен отразить городской пейзаж? (архитектуру, жителей).
Обязательное требование к работе: должна прослеживаться плановость: четкое разделение того, что находится ближе, и того, что находится на втором плане. Персонажи наши (минимум один) находятся в движении, выполняют какое-либо действие.
Руководствуйтесь памятками при изображении архитектуры или костюма. Приступайте!
6. Самостоятельная работа:
Дети выполняют карандашный рисунок. При необходимости завершают его дома. Оценка за работу выставляется в начале следующего урока.
За данную работу вы получите две оценки: 1 – за композиционное решение, 2 – за колористическое наполнение.
6. Подведение итогов:
Какому стилю искусства был посвящен наш сегодняшний урок?
Что было самым простым в изображении? А самым сложным?
Дома у вас есть возможность завершить карандашный рисунок, на следующем уроке мы продолжим работу в цвете. Помните о том, что любой недостаток вашей работы при желании можно превратить в достоинство.
Спасибо за урок. До свидания!
Ход урока:
2 урок:
1.Оргмомент:
Приветствие
Проверка готовности учащихся к уроку
2. Десятиминутный рисунок на тему «Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль»:
Подписываем лист бумаги (шифр дня (число); свои фамилию/имя/класс)
Краткое объяснение темы
Выполнение десятиминутного рисунка «Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль»
Самооценка работы за вложенный труд
3. Формирование новых знаний:
Частично-поисковая работа с наглядно-дидактическим материалом; анализ особенностей колористического насыщения одежды жителя города романского стиля
Рассказ учителя о способах передачи цветом настроения, композиционного центра и динамики
Беседа о способах передачи плановости при помощи цвета
4. Постановка художественной задачи:
У. предъявляет требования к будущему рисунку:
К композиции:
-
Сохранение историзма
Передача плановости за счет линейной и воздушной перспективы
Изображение человека в движении
К цветовому решению:
-
Цвет должен сохранить историзм событий (в частности в костюме)
Цвет – одно из средств передачи плановости
Прошлый урок мы посвятили выполнению карандашного контура, сегодня мы должны проработать рисунок в цвете, а именно выполнить акварельную заливку. (Обсуждаются особенности работы с акварелью). После ее полного высыхания – проработка контуров черной гелевой ручкой.
5. Самостоятельная работа:
Учащиеся выполняют работу, согласно предъявленным требованиям, применяя вновь полученные знания.
За данную работу вы получите две оценки: 1 – за композиционное решение, 2 – за колористическое наполнение.
6. Подведение итогов:
С высоты XXI века сложно окунуться в то время, когда рыцари сражались за прекрасных дам, основное назначение архитектуры было фортификационным, т.е. оборонительного характера. Но мы с вами попытались это сделать. Мы постарались отразить эпоху романского стиля. Проанализировав беглым взглядом ваши работы, делаю вывод, что основные особенности вы уловили. Большое спасибо за урок. Приведите в порядок свои рабочие места. Еще раз спасибо за урок. До свидания!
Приложение 1
Западноевропейский костюм романского стиля
(XI – начало XIII в.)
Приложение 2
Город сквозь времена и страны
PPTX / 4.31 Мб