Программа внеурочной деятельности «Город, в котором хочется жить» (5 класс)
Пояснительная записка
Программа «Город, в котором хочется жить» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).
В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Чаще всего для человека понятие малой родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «Город, в котором хочется жить» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном городе, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим Череповца в частности и страны в целом. Программа направлена на воспитание чувства патриотизма в отношении малой родины, способствует развитию духовной памяти, любви к родному городу, уважения к живущим рядом. Работая в рамках предложенной программы, учащиеся изучают историю Череповца, знакомятся с его достопримечательностями, посещают различные учреждения культуры.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Общая характеристика программы
Курс «Город, в котором хочется жить» призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о родном городе, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к истории Череповца.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного города.
Место программы в учебном плане
Программа адресована учащимся 5 классов и рассчитана на 34 часа в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Цели программы:
• формировать познавательную потребность в освоении материала;
• расширять и углублять знания учащихся о родном городе;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах череповчан;
• овладение начальными навыками исследовательской работы.
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему городу;
воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости человеческой жизни;
воспитание гордости и уважения к живущим рядом людям.
Развивающие задачи:
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа);
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Формы занятий:
групповая работа;
экскурсии;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный монолог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего:34 часа.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеках, различных учреждениях культуры города Череповца. Проектная деятельность включает экскурсии, заседания, творческие мастерские, викторины, встречи с интересными людьми, реализацию проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником информации могут быть как взрослые (представители различных профессий, родители, увлеченные люди), так и дети.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Форма занятия |
Методы и приёмы |
Техническое оснащение |
1 Т |
Вводный урок. История моего города |
Лекция |
Эвристическая беседа, анкетирование, рефлексия |
Презентация |
2 П |
Экскурсия в Музей археологии |
Экскурсия в музей |
Экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия |
|
3 Т |
Топонимы Череповца. Урок-викторина |
Конкурсная программа, викторина |
Игра-викторина, конкурс знатоков, рефлексия |
Фрагмент видеофильма, презентация |
4 П |
Экскурсия в историко-краеведческий музей |
Экскурсия в музей |
Наблюдение, экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия |
|
5 Т |
Улица, на которой я живу |
Устный журнал-путешествие |
Выступления учащихся, метод проектов, рефлексия |
Презентации, рисунки учащихся |
6 П |
Пешеходная прогулка по улицам Череповца ( Дом Знаний) |
Пешеходная экскурсия |
Экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия |
|
7 П |
Урок-игра «Я люблю Череповец» (ЦДТ) |
Игровая программа, викторина |
Игра-викторина, групповая работа, рефлексия |
|
8 Т |
Знаменитые люди нашего города. В.В.Верещагин |
Лекция |
Эвристическая беседа, рефлексия |
Презентация, фрагменты фильма |
9 П |
Экскурсия в Музей Верещагина |
Экскурсия в музей |
Наблюдение, экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия |
|
10 Т |
Встречи с интересными людьми (беседа с представителями рабочих профессий) |
Беседа |
Беседа, рефлексия |
Презентация |
11 П |
Экскурсия в музей «Водоканала» |
Экскурсия в музей |
Наблюдение, экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия |
|
12 Т |
Встречи с интересными людьми (беседа с представителями творческих профессий, К.Тюсова) |
Беседа |
Беседа, рефлексия |
Презентация |
13 П |
Экскурсия в «Камерный театр» |
Экскурсия в театр |
Наблюдение, экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия |
|
14 П |
Посещение «Камерного театра». Спектакль «Снежная королева» |
Просмотр постановки, рефлексия |
||
15 Т |
История «дворянских гнёзд» |
Лекция-беседа |
Эвристическая беседа, рефлексия |
Презентация |
16 П |
Экскурсия в «Усадьбу Гальских» |
Экскурсия в музей |
Наблюдение, экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия |
|
17 Т |
Череповец-город спортивных достижений |
Лекция |
Эвристическая беседа, сообщения учащихся рефлексия |
Презентация |
18 Т |
Встречи с интересными людьми (беседа с МС по боксу А. Канунниковым) |
Беседа |
Беседа, рефлексия |
Презентация |
19 П |
Экскурсия в «Ледовый дворец» |
Экскурсия в «Ледовый дворец» |
Наблюдение, экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия |
|
20 П |
Экскурсия на стадион «Металлург» |
Экскурсия на стадион |
Наблюдение, экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия |
|
21 Т |
Поэты и писатели земли Вологодской |
Лекция |
Эвристическая беседа, сообщения учащихся рефлексия |
Презентация, выставка книг, иллюстрации учащихся |
22 П |
Выставка книг череповецких писателей и поэтов |
Тематическая выставка книг в ЦБДиЮ |
Рассказ работника библиотеки |
Выставка книг |
23 П |
Любимые строки череповецких поэтов |
Творческий вечер |
Выступления учащихся, чтение наизусть |
Выставка книг, иллюстрации учащихся |
24 П |
Экскурсия в Филармоническое объединение |
Экскурсия в Филармонию |
Наблюдение, экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия |
|
25 Т |
Встречи с интересными людьми (беседа с представителями творческих профессий, поэт И.Эпанаев) |
Беседа |
Беседа, рефлексия |
Презентация |
26 Т |
Мы помним, мы гордимся! История Череповца в годы Вов |
Лекция педагога, сообщения учащихся |
Эвристическая беседа, рефлексия |
Презентация |
27 Т |
Мы помним, мы гордимся! История моей семьи в годы Вов |
Выступления учащихся |
Эвристическая беседа, рефлексия |
Презентации учащихся |
28 П |
Мы помним, мы гордимся! История моей семьи в годы Вов |
Выступления учащихся |
Эвристическая беседа, рефлексия |
Презентации учащихся |
29 П |
Автобусная экскурсия по городу |
Экскурсия |
Наблюдение, экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия |
|
30 Т |
Учебные заведения Череповца |
Лекция, беседа |
Эвристическая беседа, рефлексия |
|
31 П |
Экскурсия в ЛМТ |
Экскурсия в техникум |
Наблюдение, экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия |
Презентация |
32 Т |
Как интересно в мире жить! (беседа о центрах доп. Образования) |
Рассказ педагога, беседа, сообщения учащихся |
Эвристическая беседа, рефлексия |
Презентации учащихся |
33 Т |
История семьи - история страны |
Рассказ педагога и учащихся |
Эвристическая беседа, рассказы учащихся, рефлексия |
Презентации учащихся |
34 П |
История моей семьи в летописи города |
Урок-рефлексия |
Эвристическая беседа, сообщения учащихся рефлексия |
Презентации учащихся |
Предполагаемые результаты
Должны научиться |
Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. |
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Личностные и метапредметные результаты
Результаты |
Формируемые умения |
Средства формирования |
личностные |
-формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; -развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. |
-организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
||
регулятивные |
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; --планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату |
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -преобразовывать практическую задачу в познавательную; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные |
-умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации; -добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
коммуникативные |
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); -умение координировать свои усилия с усилиями других. -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -задавать вопросы; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; -аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; -продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; -с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
Первый уровень:
Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении
Второй уровень:
Формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
Третий уровень:
Приобретение школьниками социального опыта самостоятельного социального действия.
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Формы контроля
альбом;
газета;
плакат;
серия иллюстраций;
справочник;
стенгазета;
сценарий праздника
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.