Программа внеурочной деятельности «Город, в котором хочется жить» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 15 October 2017 в группе

Пояснительная записка

Программа «Город, в котором хочется жить» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Чаще всего для человека понятие малой родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «Город, в котором хочется жить» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном городе, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим Череповца в частности и страны в целом. Программа направлена на воспитание чувства патриотизма в отношении малой родины, способствует развитию духовной памяти, любви к родному городу, уважения к живущим рядом. Работая в рамках предложенной программы, учащиеся изучают историю Череповца, знакомятся с его достопримечательностями, посещают различные учреждения культуры.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Общая характеристика программы

Курс «Город, в котором хочется жить» призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о родном городе, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к истории Череповца.

Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного города.

Место программы в учебном плане

Программа адресована учащимся 5 классов и рассчитана на 34 часа в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Цели программы:

• формировать познавательную потребность в освоении материала;
• расширять и углублять знания учащихся о родном городе;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:

• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах череповчан;
• овладение начальными навыками исследовательской работы.
 

Воспитательные задачи:

развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему городу;

воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости человеческой жизни;

воспитание гордости и уважения к живущим рядом людям.

Развивающие задачи:

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа);

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Формы занятий:

групповая работа;

экскурсии;

беседы, викторины;

коллективные творческие дела;

трудовые дела.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

вести устный монолог на заданную тему;

участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего:34 часа.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеках, различных учреждениях культуры города Череповца. Проектная деятельность включает экскурсии, заседания, творческие мастерские, викторины, встречи с интересными людьми, реализацию проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником информации могут быть как взрослые (представители различных профессий, родители, увлеченные люди), так и дети.

Учебно-тематический план

Тема

Форма

занятия

Методы и приёмы

Техническое оснащение

1

Т

Вводный урок. История моего города

Лекция

Эвристическая беседа,

анкетирование,

рефлексия

Презентация

2

П

Экскурсия в Музей археологии

Экскурсия в музей

Экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия

 

3

Т

Топонимы Череповца. Урок-викторина

Конкурсная

программа,

викторина

Игра-викторина, конкурс знатоков,

рефлексия

Фрагмент

видеофильма, презентация

4

П

Экскурсия в историко-краеведческий музей

Экскурсия в музей

Наблюдение,

экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия

 

5

Т

Улица, на которой я живу

Устный журнал-путешествие

Выступления учащихся, метод проектов,

рефлексия

Презентации, рисунки учащихся

6

П

Пешеходная прогулка по улицам Череповца ( Дом Знаний)

Пешеходная экскурсия

Экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия

 

7

П

Урок-игра «Я люблю Череповец» (ЦДТ)

Игровая

программа,

викторина

Игра-викторина, групповая работа, рефлексия

 

8

Т

Знаменитые люди нашего города. В.В.Верещагин

Лекция

Эвристическая беседа, рефлексия

Презентация, фрагменты фильма

9

П

Экскурсия в Музей Верещагина

Экскурсия в музей

Наблюдение,

экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия

 

10

Т

Встречи с интересными людьми (беседа с представителями рабочих профессий)

Беседа

Беседа, рефлексия

Презентация

11

П

Экскурсия в музей «Водоканала»

Экскурсия в музей

Наблюдение,

экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия

 

12

Т

Встречи с интересными людьми (беседа с представителями творческих профессий, К.Тюсова)

Беседа

Беседа, рефлексия

Презентация

13

П

Экскурсия в «Камерный театр»

Экскурсия в театр

Наблюдение,

экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия

 

14

П

Посещение «Камерного театра». Спектакль «Снежная королева»

 

Просмотр постановки, рефлексия

 

15

Т

История «дворянских гнёзд»

Лекция-беседа

Эвристическая беседа, рефлексия

Презентация

16

П

Экскурсия в «Усадьбу Гальских»

Экскурсия в музей

Наблюдение,

экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия

 

17

Т

Череповец-город спортивных достижений

Лекция

Эвристическая беседа, сообщения учащихся рефлексия

Презентация

18

Т

Встречи с интересными людьми (беседа с МС по боксу А. Канунниковым)

Беседа

Беседа, рефлексия

Презентация

19

П

Экскурсия в «Ледовый дворец»

Экскурсия в «Ледовый дворец»

Наблюдение,

экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия

 

20

П

Экскурсия на стадион «Металлург»

Экскурсия на стадион

Наблюдение,

экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия

 

21

Т

Поэты и писатели земли Вологодской

Лекция

Эвристическая беседа, сообщения учащихся рефлексия

Презентация, выставка книг, иллюстрации учащихся

22

П

Выставка книг череповецких писателей и поэтов

Тематическая выставка книг в ЦБДиЮ

Рассказ работника библиотеки

Выставка книг

23

П

Любимые строки череповецких поэтов

Творческий вечер

Выступления учащихся, чтение наизусть

Выставка книг, иллюстрации учащихся

24

П

Экскурсия в Филармоническое объединение

Экскурсия в Филармонию

Наблюдение,

экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия

 

25

Т

Встречи с интересными людьми (беседа с представителями творческих профессий, поэт И.Эпанаев)

Беседа

Беседа, рефлексия

Презентация

26

Т

Мы помним, мы гордимся! История Череповца в годы Вов

Лекция педагога, сообщения учащихся

Эвристическая беседа, рефлексия

Презентация

27

Т

Мы помним, мы гордимся! История моей семьи в годы Вов

Выступления учащихся

Эвристическая беседа, рефлексия

Презентации учащихся

28

П

Мы помним, мы гордимся! История моей семьи в годы Вов

Выступления учащихся

Эвристическая беседа, рефлексия

Презентации учащихся

29

П

Автобусная экскурсия по городу

Экскурсия

Наблюдение,

экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия

 

30

Т

Учебные заведения Череповца

Лекция, беседа

Эвристическая беседа, рефлексия

 

31

П

Экскурсия в ЛМТ

Экскурсия в техникум

Наблюдение,

экскурсия, эвристическая беседа, рефлексия

Презентация

32

Т

Как интересно в мире жить! (беседа о центрах доп. Образования)

Рассказ педагога, беседа, сообщения учащихся

Эвристическая беседа, рефлексия

Презентации учащихся

33

Т

История семьи - история страны

Рассказ педагога и учащихся

Эвристическая беседа, рассказы учащихся, рефлексия

Презентации учащихся

34

П

История моей семьи в летописи города

Урок-рефлексия

Эвристическая беседа, сообщения учащихся рефлексия

Презентации учащихся

Предполагаемые результаты

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные и метапредметные результаты

Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

личностные

-формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

-организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

--планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

-умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;

-добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-умение координировать свои усилия с усилиями других.

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

-с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

Первый уровень:

Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении

Второй уровень:

Формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

Третий уровень:

Приобретение школьниками социального опыта самостоятельного социального действия.

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Формы контроля

альбом;

газета;

плакат;

серия иллюстраций;

справочник;

стенгазета;

сценарий праздника

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

        Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.