Программа внеурочной деятельности «Город на ладони» (5–6 класс)

2
0
Материал опубликован 26 October 2017 в группе

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Город на ладони»

Аннотация

Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к образовательному туризму и таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Общая характеристика программы


 

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Авторская позиция при создании программы заключается

в использовании принципа освоения культурного наследия, в процессе которого при изучении одной краеведческой темы одновременно сочетаются разные виды практической деятельности (онлайн-обучение и применение полученных знаний в реальных образовательных событиях, практическая работа детей в командах и в парах, индивидуальная работа, игра, викторина, проект, квест, а также участие в мастер-классах), в том числе непосредственно в городском пространстве.

В эвристическом изучении материала – представление информации не в «готовом» виде, а в самостоятельном поиске ответов на вопросы, акцентировании продуктивной творческой деятельности детей

Новизна программы заключается в том, что её содержание построено в форме своеобразного «образовательного маршрута» - путешествия в окружающую среду, в ходе которого учащиеся осваивают определённые закономерности науки и культуры и активно постигают историко-культурный, социальный опыт прошлого.

Программа может быть полезна учителям истории, классным руководителям, педагогам дополнительного образования

Актуальность

Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач оздоровления, воспитания и социализации детей.

Актуальность использования юношеского туризма в образовании определяется его способностью объединять детский и педагогический коллективы в единой деятельности, которая становится содержательной основой для совместного обучения, общения, труда и игры. Потенциал школьного туризма обусловлен эффективностью непосредственного влияния педагога на первичный детский коллектив, традиционной деятельностью и активностью субъектов деятельности.

Программа рассчитана на детей в возрасте 10-12 лет

Возрастные особенности детей этого возраста таковы:

Физические: Ребенок этого возраста очень активен, любит приключения, игры.

Интеллектуальные: Ребенку нравится исследовать все, что незнакомо.

Социальные: Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга.

Духовные: Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать.

Цель программы: создание условий для активизации познавательной активности, самопознания и самосовершенствования учащихся

Задачи:

Формирование у детей качества образовательной мобильности, которое позволяет перемещаться в поисках образовательных ресурсов и подразумевает формирование умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам, не только по учебникам и лекциям, но по книге самой истории. 

Формирование культурной грамотности, которая является первичной для образования. Знание истории культуры является базой для решения личных и социальных проблем любого уровня. Культура становится основой социального действия и коммуникативной компетентности. 
2.3. Формирование умений самообразования. Изыскания, которые учащиеся должны предпринимать во время реализации программы образовательного туризма – это индивидуальные образовательные траектории, образовательные исследования

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Проявление познавательных интересов детей к изучению истории и современной жизни городов Владимирской области, проявление желания узнавать новое.

Знания об основных исторических и культурных ценностях России и Владимирской области на примере достопримечательностей г.Суздаля

Понимание необходимости бережного отношения к традициям и культурным памятникам

Проявление эмоционально-ценностного отношения к культурно-историческому наследию России, чувства гордости за свою принадлежность к её прошлому и современности.

Знание основ этических норм поведения и активное применение в повседневной жизни правил поведения настоящих туристов.

Толерантное отношение к происходящим событиям и окружающим людям.

Проявление воображения и фантазии в продуктах творческой деятельности

Проявление коммуникативных качеств личности в процессе взаимодействия и сотворческой деятельности с педагогом, сверстниками, родителями.

К способам проверки результатов относятся:

диагностические игры;

блиц - опросы;

анализ выполнения творческих заданий;

наблюдение за детьми в процессе занятий и экскурсий;

методика «Цветограмма» (выявление отношения учащихся к предмету);

беседы с родителями, анкетирование;

выставки творческих работ

Программа рассчитана на 2 года (68 учебных часов) и реализуется в форме образовательного путешествия по 3 направлениям:

3. Основные направления
3.1. Краеведческое направление. Экскурсионная деятельность в этом направлении является неотъемлемой частью образовательного процесса.
3.2. Историческое направление. 
Знакомство с историей России, ее культурными традициями.
3.3. Социально-педагогическое направление. 
- Знакомство с миром ремёсел и профессий
4. Средства достижения.
Средством достижения этой цели является проектная и исследовательская деятельность учащихся.

5. Формы занятий
- Туристические поездки
- Образовательные путешествия
- Исследовательские проекты
- Занятия в музеях

- Квест

- Мастер-классы
- Виртуальные экскурсии


 

6. Из истории образовательного туризма
       В истории культуры сложились традиции различных видов путешествий: экспедиции в поисках Эльдорадо и политической утопии, паломничества к святым местам, странствия в целительных целях, развлекательные круизы… 
       История научно-познавательных и образовательных путешествий восходит, по крайней мере, к античности: к путешествиям ученых греков и римской аристократии. В средние века – в Европе странствуют школяры, переходя от одного университетского кампуса к другому. Начиная с середины XVI века, жители Северной Европы регулярно ездили в известные учебные центры Италии и к памятникам великих цивилизаций в Южную Европу. В Англии получил распространение гран-тур – поездка состоятельных молодых людей на континент, чтобы получить там законченное образование. Гран-тур играл и репрезентативную роль: одним из условий признания положения человека в обществе стала обязательная поездка к истокам европейской культуры. Путешествия были в то время продолжительными: 2-3 года, маршрут планировался заранее, в поездке молодого человека сопровождал опекун. С конца XIX владельцы частных пансионов включали в программу путешествия по Европе для усовершенствования воспитанников в иностранных языках и приобретения полезного опыта. 
       В России эта традиция берет начало с петровских времен: вхождение в число ведущих европейских держав подразумевало и образовательные путешествия «государевых слуг» за рубеж. Будущим дипломатам и военным предстояло завершать свое образование в европейских академиях. В годы царствования Екатерины II в среде придворной аристократии было принято отправлять своих отпрысков «на сыскание наук» за границу. Не имевшие собственного дохода медалисты Санкт-Петербургского кадетского корпуса могли три года путешествовать за границей за казенный счет. В инструкции для таковых офицеров было записано: «всякое путешествие должно иметь предметом просвещение». 
       Помимо путешествий за границу для будущих учителей государственных деятелей считались необходимыми и путешествия по России – «для примечания достойного к сведению в своем отечестве». 
Государственные преобразования требовали привлечения компетентных специалистов: в противовес приглашению иностранцев стала поощряться временная эмиграция соотечественников с научно-познавательными целями. По возвращении на родину они, как правило, отличались высокой степенью социальной активности, способствовали становлению передовых научных школ и развитию общественного сознания. В 1777 году содержатель благородного пансиона в Москве Вениамин Генш пишет «План приемлемого путешествия в чужие края», он включал знакомство с университетами, искусством и постановкой фабричного дела. Это было первой попыткой организовать коллективную поездку за границу с туристскими целями… (Т.М.Ковалева «Образовательный туризм»).
       Таким образом, образовательный туризм продолжает одну из традиций отечественного образования, которому были присущи поликультурность и многоконфессиональность, требующие межкультурного подхода к его целям и организации. Такой подход расширяет рамки мировоззрения и мировосприятия школьника, становится фактором активизации интереса к культурному наследию и традициям.


 

Учебно-тематический план

1 год обучения

Дата

Тема

Количество часов

   

теория

практика

экскурсия

СЕНТЯБРЬ

       
 

Вводное занятие. Азбука туризма. Ознакомление с курсом обучения.

2

   
 

Пешком по Суздалю (обзорная экскурсия).

   

2

ОКТЯБРЬ

       
 

«72 метра». Преподобенская колокольня Ризоположенского монастыря

   

1

 

Мастер-класс «Гончарных дел мастера»

 

2

 
 

В музее народного творчества

   

1

НОЯБРЬ

       
 

Суздальский сувенир (история ремёсел)

1

   
 

Мастер-класс «Лоскут к лоскуту»

 

1

 
 

Городские легенды. Князь Пожарский

1

   

ДЕКАБРЬ

       
 

Музейное занятие «Мы идём в музей»

1

   
 

Ярмарка народных ремёсел в музее народного творчества

   

1

 

Кремль. Взгляд сквозь времена

   

2

ЯНВАРЬ

       
 

Рождество в Суздале

 

2

 
 

Городские легенды. Пограничные заставы

1

   
 

Проект «История одной улицы»

 

1

 

ФЕВРАЛЬ

       
 

Суздальский сувенир.

Мастер-класс по изготовлению обережной куклы

 

2

 
 

«Я узнаю Суздаль» (промежуточный тест-викторина)

1

   
 

Древние забавы. Гусиные бои

1

   

МАРТ

       
 

«Суздаль с высоты птичьего полёта» . Колокольня Васильевского монастыря

   

2

 

Городские легенды. Покровский монастырь

1

 

1

АПРЕЛЬ

       
 

Что ни терем, ни изба – позолота да резьба». Архитектурный пейзаж Суздаля

1

 

1

 

«Пройдём по улице А.Лебедева»

   

1

 

Гармония красоты. (конкурс «Селфи-туризм»)

 

2

 

МАЙ

       
 

В музее под открытым небом

   

2

 

Квест в музее «Сокровища князей»

 

2

 

ВСЕГО

10

12

14


 


 

Учебно-тематический план

(второй год обучения)

Дата

Тема

Количество часов

   

теория

практика

экскурсия

СЕНТЯБРЬ

       
 

Вводное занятие. Азбука туризма. Ознакомление с целями, задачами обучения и правилами безопасного поведения

1

   
 

Все дороги ведут в Кремль (виртуальная экскурсия с росписью гончарных изделий).

 

1

1

ОКТЯБРЬ

       
 

Городские легенды. Спасо-Ефимьев монастырь

   

2

 

Мастер-класс «Весёлый лоскут»

 

2

 
 

В музее народного творчества

   

1

НОЯБРЬ

       
 

Музейное занятие в центре внешкольной работы «Исток»

 

2

 

ДЕКАБРЬ

Образовательное путешествие «Суздаль – музей под открытым небом»

 

2

 
 

Диагностическая игра

 

2

 

ЯНВАРЬ

       
 

Древние забавы. Святки в Суздале

 

1

1

 

«В поисках забытого ремесла» (золотошвейное искусство)

1

   

ФЕВРАЛЬ

       
 

Проект «Суздальский топонимический словарь»

1

2

 
 

На Яруновой горе

   

1

МАРТ

       
 

В музее «Пушкарской слободы»

   

1

 

Как Суздаль в кино снимался

1

1

 

АПРЕЛЬ

       
 

Городские легенды. Создатель русского фарфора Виноградов

1

 

1

 

Суздаль литературный

 

1

 
 

«Пешком по Суздалю» (конкурс смешбуков и квестбуков)

 

2

 

МАЙ

       
 

Прогулки по Неглинке

   

2

 

Итоговый квест

 

3

 

ВСЕГО

5

19

10

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.