Урок окружающего мира «Полезное ископаемое. Каменный уголь» (4–6 класс)
Тема урока: Полезные ископаемые. Каменный уголь.
Цель: познакомить учащихся с видами каменного угля, свойствами и значением каменного угля, способам добычи.
Задачи:
расширить знания учащихся о полезном ископаемом каменном угле, его свойствах и применении;
вызвать интерес к изучению новой темы;
развивать логическое мышление на основе упражнения в установлении сходства и отличия;
воспитывать уважительное отношение к природным богатствам нашей страны и уважение к профессии шахтёра.
Ход урока
1. Организационный момент.
Звенит заливистый звонок,
Тебя ждёт интересный и полезный урок
Чудесным пусть будет у тебя настроенье,
Легко и радостно даётся ученье.
2.Критерии оценок.
«5» - активно работать на уроке, давать правильные полные ответы, правильно и самостоятельно выполнять работы в тетради.
«4» - активно работать на уроке, давать правильные полные ответы, самостоятельную работу в тетради выполнить с помощью учителя.
«3» - активно работать на уроке, при ответах на вопросы и самостоятельной работе требуется помощь учителя.
Перед тобой лежит лист самооценки, в нём ты будешь оценивать свою работу.
Игра «Почта» |
Таб.№1 |
Таб.№2 |
Игра «Соедини картинку и слово» |
Игра «Хорошо - плохо» |
Полные ответы на вопросы |
Актив-ность |
Итого |
3. Сообщение темы и цели урока.
А хотите узнать, о чем мы сегодня будем говорить?
Тогда выполни следующие задания.
Игра «Собери слова»
еыпзноел киесыоапем (полезные ископаемые)
Мы продолжаем изучение горючих полезных ископаемых.
Подумай и отгадай, с каким полезным ископаемым мы познакомимся.
Он несёт в дома тепло, от него в домах светло, помогает плавить стали, делать краски и эмали. ( Каменный уголь)
Прочитай тему нашего урока.
Тема: «Полезные ископаемые. Каменный уголь»
Как ты думаешь, чем сегодня будем заниматься на уроке.
Цель: познакомимся с видами….., свойствами и значением ….., способами добычи ………..
В течение урока ответим на вопросы, которые нас интересуют.
1. Месторождение каменного угля?
2. Свойства каменного угля?
3. Виды каменного угля?
4.Как и кто добывают каменный уголь?
5. Где используют каменный уголь?
( Итог…)
4.Актуализация опорных знаний.
Что означает слово "ископаемые"? (От слова "копать", находятся в недрах земли)
Почему они полезные? (Приносят пользу людям)
Кто находит месторождение полезных ископаемых? (Геологи)
Игра « Почта»
Помоги геологу разложить полезные ископаемые в посылки, чтобы отправить в лабораторию.
1 группа - горючие п.и. (Нефть, природный газ, каменный уголь, торф)
2 группа – рудные п.и. (Железная руда, медная руда, золото, серебро)
3 группа – нерудные (строительные) п.и. (Песок, глина, гранит, известняк)
Ученик оценивает себя самостоятельно.
(Итог)
5. Работа над новой темой.
1)Вступительное слово.
. Героем нашего урока сегодня будет вот этот кусок горной породы.
Как называется это полезное ископаемое? (каменный уголь)
Ты проведёшь небольшое исследование и узнаешь о каменном угле много нового.
Для исследования нам с тобой необходимо отправиться в путешествие по станицам книги. А задания будешь выполнять в тетради.
2) 1 страница – историческая
История появления угля в России.
До нас дошло предание, что 250 лет назад русские войска шли в поход на Азов под руководством Петра Первого. Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках – войска шли знойными степями. Чтобы избежать пожара в степи и не оставить животных без пищи (травы), солдатам был отдан жестокий приказ – на привалах обкладывать костры камнями. На одном из привалов солдаты обложили костёр чёрными камнями, найденными в овраге, когда костёр разгорелся – загорелись и камни. Пётр Первый, когда ему показали эти странные камни, сказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет». Слова его оказались пророческими. И уже при его жизни в России начались разведочные работы на уголь.
3) 2 страница - географическая
Месторождения каменного угля.
Что такое месторождение? (Место, где залегают полезные ископаемые) Месторождения каменного угля на карте обозначаются чёрным квадратом.
( Работа с физической картой России)
Место залегания каменного угля называют угольным бассейном. В мире известно свыше 3,6 тысяч угольных бассейнов. Их площадь занимает около 15% территории земной суши. Самый большой процент залежей мирового запаса угля в США – 23%.На втором месте – Россия, 13%. Замыкает тройку стран-лидеров Китай – 11%.
Запасы угля в России размещены крайне неравномерно. Более 90% приходится на ещё недостаточно освоенные районы Сибири и Дальнего Востока.
Самые крупные из них: Печорский угольный бассейн – около города Воркута на Севере – восточнее реки Печора. Интересна история открытия Печорского месторождения. Его нашёл охотник Попов Виктор Яковлевич во время охоты (с сыном). Он набрал угля в рюкзак, а, добравшись до дома, отправил посылку в Москву. Посланная экспедиция геологов обнаружила богатейшее месторождение, здесь вырос город шахтёров Воркута. В.Я.Попов был награждён орденом Ленина. Это месторождение находится на далёком Севере, здесь безлесная суровая тундра, долгая и суровая зима. Кузбасс – Кузнецкий угольный бассейн. Наиболее крупные местонахождения каменного угля находятся в Сибири, в Кемеровской области.
- Назови крупные месторождения каменного угля?
Итог…….
4) 3 страница – исследовательская.
Практическая работа: «Свойства каменного угля»
1.Возьми кусок каменного угля. Какого он цвета? (чёрный)
2.Есть ли у него блеск, прозрачность? (блеск).
3.Попробуй разломать его руками. Какой он? (твёрдый)
4. Ударь уголь молотком. Что произошло с углём? (он расколется на несколько кусочков)
Какой можно сделать вывод? (хрупкий)
5. Определи, легче оно или тяжелее воды? Чтобы определить это, опусти кусочек исследуемого полезного ископаемого в воду. Если полезное ископаемое тонет, оно тяжелее воды. Если плавает на поверхности – легче. Что произойдёт с углём? (он утонет)
Какой можно сделать вывод? (каменный уголь тяжелее воды)
6. Сделай вывод. Запиши.
Вывод: Каменный уголь – твёрдый, хрупкий, чёрного цвета, блестит, в воде тонет, хорошо горит и выделяет тепло.
(Заполняет таб.1 в тетради)
Ученик оценивает себя самостоятельно.
Итог…..
Физкультминутка.
По дорожке геологи шли.
Много камешков разных нашли.
Присели, собрали.
Присели, собрали
И дальше вприпрыжку пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгали на левой ножке.
И по этой же дорожке
Прыгали на правой ножке.
«Стоп! Немного отдохнём
И камни изучать пойдём!»
5) 4 страница – геологическая.
Виды угля.
Каменный уголь в зависимости от месторождения бывает разным.
В природе встречается три вида каменного угля - бурый, обыкновенный каменный уголь и антрацит. ( Рассматривание коллекции)
Виды каменного угля
Бурый уголь
Антрацит
Обыкновенный каменный уголь
БУРЫЙ УГОЛЬ. Бурые угли, рыхлые и более тусклые, их геологи называют незрелыми. Они не блестят, хуже горят.
АНТРАЦИТ. Его геологи считают самым зрелым. Это самый лучший каменный уголь, самый крепкий и плотный, чёрного цвета, блестящий, почти не пачкает рук. При горении выделяется много тепла.
ОБЫКНОВЕННЫЙ КАМЕННЫЙ УГОЛЬ. Сероватого цвета, матовый (меньше блестит) и больше пачкает руки. Горит он хуже, чем антрацит, и меньше выделяет тепла.
(Заполнение таб. 2 в тетради)
Ученик оценивает себя самостоятельно.
Итог…..
6) 5 страница – биологическая.
Образование каменного угля.
А почему его называют каменным?
Каменный уголь очень твёрдый. Как камень. Долгое время считалось, что он родственник камню. Потому его так и назвали, но ведь камень не горит.
Откуда же взялся каменный уголь?
Великий русский учёный М. В. Ломоносов разгадал эту загадку. Он открыл, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в далёкие доисторические времена росли на земле.
Работа с учебником. Стр. 111
( чтение рассказа в учебнике)
- Как образовался каменный уголь?
Итог……..
7) 6 страница – технологическая
Добыча каменного угля.
Каменный уголь добывают в разных местах. Пласты угля находятся не только на большой глубине. Некоторые из них выходят к поверхности земли.
Добыча угля из пластов, которые выходят на поверхность земли, проводится открытым способом. Котлованы – карьеры. Открытый или карьерный способ применяют, если пласты угля залегают неглубоко - не глубже 100 м. Верхний слой - почву, глину, песок – отодвигают в сторону и сбрасывают в отвал, начинают добычу экскаваторами, вывозят самосвалами или строят специальную железную дорогу.
Если уголь залегает глубоко, добычу его ведут закрытым способом Для добычи угля из глубины земли делают каменноугольные шахты, в которых ведут подземную добычу. Самые глубокие шахты России ведут добычу угля до глубины 1200 м.
Шахта-это глубокий вертикальный колодец с горизонтальными туннелями, который доходит до пластов каменного угля. В шахте движутся специальные кабины. В них шахтёры спускаются под землю добывать уголь и поднимаются на поверхность после работы. От шахты во все стороны тянутся длинные подземные коридоры, в них уложены рельсы или конвейеры.
Работает в шахте - шахтёр. Это трудная профессия. Шахтёра отличает внутренняя собранность, повышенная дисциплина, внимательность, ответственность. Шахтёру необходим хороший слух и зрение, а также должен быть физически развит.
Как ты думаешь, какой способ добычи опаснее? Почему? (В шахте, может произойти обвал, взрыв.)
- Люди, какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)
Игра «Соедини картинку и слово»
Карьер
Шахта
Скважина
(задание выполняет в тетради)
Ученик оценивает себя самостоятельно.
Итог……
8) 7 страница – хозяйственная
3начение каменного угля.
Какое значение имеет уголь сейчас? (ответы учащегося)
Область использования каменного угля просто огромна.
Рассмотри картинку и расскажи, где человек использует каменный уголь.
Посмотри, что в нашей комнате сделано из каменного угля?
Итог……..
9) 8 страница - экологическая
Экологические проблемы.
И вот сейчас настало время соотнести уголь с экологией.
Уголь был главным видом топлива в первой половине XX века, в настоящее время он уступил лидерство нефти и газу. Доля его в топливном балансе страны в 50-е годы составляла 59 %, а сейчас 18%.
Мы уже говорили о том, что роль угля в топливном балансе страны снижается. А есть ли у угля будущее? Используя данные учёных о запасах и добыче нефти, угля и газа определили, на сколько лет хватит этих ресурсов. При современном уровне добычи нефти хватит на 42 года, газа на 73, угля на 651, в будущем уголь может стать главным топливом.
Какие экологические проблемы ты заметил? (ответы учащегося)
Давай поиграем в игру "Хорошо - плохо".
- Чем хорош уголь?
топливо
электричество
лекарства
краски
искусственные ткани
бензин
- Чем плох уголь?
разрушается почва
копоть
сажа
загрязняет атмосферу
Ученик оценивает выполнение работы.
Итог……
6. Закрепление. Работа с учебником.
-Смогли мы с тобой найти ответы на наши вопросы? Давай проверим.
А как ты думаешь, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на Земле? Что же тогда будут делать люди? (Предположения учащегося.)
А как же сберечь это природное богатство – каменный уголь? (Экономить)
Прочти вывод в тетради.
Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.
Итог……
7. Подведение итогов.
-Как называется тема нашего урока?
-Знания, полученные на сегодняшнем уроке, где тебе могут пригодиться?
Итог….
На следующем уроке мы продолжим знакомиться с полезными ископаемыми, а именно с железной рудой.
8. Домашнее задание.
Выполнить задание в тетради. (Тест)
Выставление оценок.
Ученик оценивает свою работу на уроке. Подводит итог в таблице. Учитель оценивает работу учащегося на уроке.
Урок окончен. Спасибо за работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест « Полезные ископаемые»
Тест 8 вопросов 3 варианта ответов.
1.Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют
а) камни
б) полезные ископаемые
в) вода
2.Что из перечисленного относится к полезным ископаемым?
а) ножницы, ложки, вилки
б) кирпич, бензин, известняк
в) нефть, глина, торф
3.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) психологи
б) строители
в) геологи
4.Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) оловянная и медная руда
б) глина, известняк
в) каменный уголь, природный газ
5.В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки деревьев и растений?
а) глина
б) каменный уголь
в) гранит
6.Жидкое горючее полезное ископаемое
а) природный газ
б) нефть
в) известняк
7.Где добывают каменный уголь?
а) в болотах
б) в подземных шахтах
в) со дна озёр
8.Из какого полезного ископаемого получают лекарства и пластмассы?
а) из угля
б) из гранита
в) из руды
Таблица №1
СВОЙСТВА КАМЕННОГО УГЛЯ
Правильный ответ отметь знаком «+».
серый |
белый |
черный |
матовый |
блестит |
прозрачный |
твердый |
жидкий |
газообразный |
прочный |
хрупкий |
мягкий |
тяжелее воды |
легче воды |
|
хорошо горит |
плохо горит |
не горит |
даёт тепло |
нет тепла |
Сделай вывод устно: Каменный уголь – полезное ископаемое …. цвета, …., ….., ……, …… ……, ……, …….
Таблица №2
Виды каменного угля
Вставь пропущенные слова.
Рыхлый, более тусклый, не блестит, плохо горит, даёт меньше тепла – это ________________________________________________.
Это самый лучший каменный уголь, самый крепкий и плотный, чёрного цвета, блестящий, почти не пачкает рук, при горении выделяется много тепла _____________________________________.
Сероватого цвета, матовый (меньше блестит),горит он хуже, чем антрацит, и меньше выделяет тепла, чем антрацит _________________________________________________________________.
Игра «Соедини картинку и слово»
Карьер
Шахта
Скважина
ВЫВОД
Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства, краску, лаки. К использованию каменного угля нужно относиться экономно.
ЗАПОМНИ!
Шахтёр
Шахта
Каменный уголь
Карьер
Антрацит
Обыкновенный каменный уголь
Матовый (без блеска)