12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Котова Анна Викторовна76
Россия, Омская обл., калачинск

Тема урока: Полезные ископаемые. Каменный уголь.

Цель: познакомить учащихся с видами каменного угля, свойствами и значением каменного угля, способам добычи.

Задачи:

расширить знания учащихся о полезном ископаемом каменном угле, его свойствах и применении;

вызвать интерес к изучению новой темы;

развивать логическое мышление на основе упражнения в установлении сходства и отличия;

воспитывать уважительное отношение к природным богатствам нашей страны и уважение к профессии шахтёра.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звенит заливистый звонок,

Тебя ждёт интересный и полезный  урок

Чудесным пусть будет у тебя настроенье,

Легко и радостно даётся ученье.  

2.Критерии оценок.

«5» - активно работать на уроке, давать правильные полные ответы, правильно и самостоятельно выполнять работы в тетради.

«4» - активно работать на уроке, давать правильные полные ответы, самостоятельную работу в тетради выполнить с помощью учителя.

«3» - активно работать на уроке, при ответах на вопросы и самостоятельной работе требуется помощь учителя.

Перед тобой лежит лист самооценки, в нём ты будешь оценивать свою работу.

Игра «Почта»

Таб.№1

Таб.№2

Игра «Соедини картинку и слово»

Игра «Хорошо - плохо»

Полные ответы на вопросы

Актив-ность

Итого

               


 

3. Сообщение темы и цели урока.

А хотите узнать, о чем мы сегодня будем говорить?

Тогда выполни следующие задания.

Игра «Собери слова»

еыпзноел киесыоапем (полезные ископаемые)

Мы продолжаем изучение горючих полезных ископаемых.

Подумай и отгадай, с каким полезным ископаемым мы познакомимся.

Он несёт в дома тепло, от него в домах светло, помогает плавить стали, делать краски и эмали. ( Каменный уголь)

Прочитай тему нашего урока.

Тема: «Полезные ископаемые. Каменный уголь»

Как ты думаешь, чем сегодня будем заниматься на уроке.

Цель: познакомимся с видами….., свойствами и значением ….., способами добычи ………..

В течение урока ответим на вопросы, которые нас интересуют.

1. Месторождение каменного угля?

2. Свойства каменного угля?

3. Виды каменного угля?

4.Как и кто добывают каменный уголь?

5. Где используют каменный уголь?

( Итог…)

4.Актуализация опорных знаний.

Что означает слово "ископаемые"? (От слова "копать", находятся в недрах земли)

Почему они полезные? (Приносят пользу людям)

Кто находит месторождение полезных ископаемых? (Геологи)

Игра « Почта»

Помоги геологу разложить полезные ископаемые в посылки, чтобы отправить в лабораторию.

1 группа - горючие п.и. (Нефть, природный газ, каменный уголь, торф)

2 группа – рудные п.и. (Железная руда, медная руда, золото, серебро)

3 группа – нерудные (строительные) п.и. (Песок, глина, гранит, известняк)

Ученик оценивает себя самостоятельно.

(Итог)

5. Работа над новой темой.

1)Вступительное слово.

. Героем нашего урока сегодня будет вот этот кусок горной породы.

Как называется это полезное ископаемое? (каменный уголь)

Ты проведёшь небольшое исследование и узнаешь о каменном угле много нового.

Для исследования нам с тобой необходимо отправиться в путешествие по станицам книги. А задания будешь выполнять в тетради.

2) 1 страница – историческая

История появления угля в России.

До нас дошло предание, что 250 лет назад русские войска шли в поход на Азов под руководством Петра Первого. Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках – войска шли знойными степями. Чтобы избежать пожара в степи и не оставить животных без пищи (травы), солдатам был отдан жестокий приказ – на привалах обкладывать костры камнями. На одном из привалов солдаты обложили костёр чёрными камнями, найденными в овраге, когда костёр разгорелся – загорелись и камни. Пётр Первый, когда ему показали эти странные камни, сказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет». Слова его оказались пророческими. И уже при его жизни в России начались разведочные работы на уголь.

3) 2 страница - географическая

Месторождения каменного угля.

Что такое месторождение? (Место, где залегают полезные ископаемые) Месторождения каменного угля на карте обозначаются чёрным квадратом.

( Работа с физической картой России)

Место залегания каменного угля называют угольным бассейном. В мире известно свыше 3,6 тысяч угольных бассейнов. Их площадь занимает около 15% территории земной суши. Самый большой процент залежей мирового запаса угля в США – 23%.На втором месте – Россия, 13%. Замыкает тройку стран-лидеров Китай – 11%. 

Запасы угля в России размещены крайне неравномерно. Более 90% приходится на ещё недостаточно освоенные районы Сибири и Дальнего Востока.

Самые крупные из них: Печорский угольный бассейн – около города Воркута на Севере – восточнее реки Печора. Интересна история открытия Печорского месторождения. Его нашёл охотник Попов Виктор Яковлевич во время охоты (с сыном). Он набрал угля в рюкзак, а, добравшись до дома, отправил посылку в Москву. Посланная экспедиция геологов обнаружила богатейшее месторождение, здесь вырос город шахтёров Воркута. В.Я.Попов был награждён орденом Ленина. Это месторождение находится на далёком Севере, здесь безлесная суровая тундра, долгая и суровая зима. Кузбасс – Кузнецкий угольный бассейн. Наиболее крупные местонахождения каменного угля находятся в Сибири, в Кемеровской области.

- Назови крупные месторождения каменного угля?

Итог…….

4) 3 страница – исследовательская.

Практическая работа: «Свойства каменного угля»

1.Возьми кусок каменного угля. Какого он цвета? (чёрный)

2.Есть ли у него блеск, прозрачность? (блеск).

3.Попробуй разломать его руками. Какой он? (твёрдый)

4. Ударь уголь молотком. Что произошло с углём? (он расколется на несколько кусочков)

Какой можно сделать вывод? (хрупкий)

5. Определи, легче оно или тяжелее воды? Чтобы определить это, опусти кусочек исследуемого полезного ископаемого в воду. Если полезное ископаемое тонет, оно тяжелее воды. Если плавает на поверхности – легче. Что произойдёт с углём? (он утонет)

Какой можно сделать вывод? (каменный уголь тяжелее воды)

6. Сделай вывод. Запиши.

Вывод: Каменный уголь – твёрдый, хрупкий, чёрного цвета, блестит, в воде тонет, хорошо горит и выделяет тепло.

(Заполняет таб.1 в тетради)

Ученик оценивает себя самостоятельно.

Итог…..

Физкультминутка.

По дорожке геологи шли.

Много камешков разных нашли.

Присели, собрали.

Присели, собрали

И дальше вприпрыжку пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгали на левой ножке.

И по этой же дорожке

Прыгали на правой ножке.

«Стоп! Немного отдохнём

И камни изучать пойдём!»

5) 4 страница – геологическая.

Виды угля.

Каменный уголь в зависимости от месторождения бывает разным.

В природе встречается три вида каменного угля - бурый, обыкновенный каменный уголь и антрацит. ( Рассматривание коллекции)

Виды каменного угля

Бурый уголь

Антрацит

Обыкновенный каменный уголь

БУРЫЙ  УГОЛЬ. Бурые угли, рыхлые и более тусклые, их геологи называют незрелыми. Они не блестят, хуже горят.

АНТРАЦИТ. Его геологи считают самым зрелым. Это самый лучший каменный уголь, самый крепкий и плотный, чёрного цвета, блестящий, почти не пачкает рук. При горении выделяется много тепла.

ОБЫКНОВЕННЫЙ КАМЕННЫЙ УГОЛЬ. Сероватого цвета, матовый (меньше блестит) и больше пачкает руки. Горит он хуже, чем антрацит, и меньше выделяет тепла.

(Заполнение таб. 2 в тетради)

Ученик оценивает себя самостоятельно.

Итог…..

6) 5 страница – биологическая.

Образование каменного угля.

А почему его называют каменным?

Каменный уголь очень твёрдый. Как камень. Долгое время считалось, что он родственник камню. Потому его так и назвали, но ведь камень не горит.

Откуда же взялся каменный уголь?

Великий русский учёный М. В. Ломоносов разгадал эту загадку. Он открыл, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в далёкие доисторические времена росли на земле.

Работа с учебником. Стр. 111

( чтение рассказа в учебнике)

- Как образовался каменный уголь?

Итог……..

7) 6 страница – технологическая

Добыча каменного угля.

Каменный уголь добывают в разных местах. Пласты угля находятся не только на большой глубине. Некоторые из них выходят к поверхности земли.

Добыча угля из пластов, которые выходят на поверхность земли, проводится открытым способом. Котлованы – карьеры. Открытый или карьерный способ применяют, если пласты угля залегают неглубоко - не глубже 100 м. Верхний слой - почву, глину, песок – отодвигают в сторону и сбрасывают в отвал, начинают добычу экскаваторами, вывозят самосвалами или строят специальную железную дорогу.

Если уголь залегает глубоко, добычу его ведут закрытым способом Для добычи угля из глубины земли делают каменноугольные шахты, в которых ведут подземную добычу. Самые глубокие шахты России ведут добычу угля до глубины 1200 м.

Шахта-это глубокий вертикальный колодец с горизонтальными туннелями, который доходит до пластов каменного угля. В шахте движутся специальные кабины. В них шахтёры спускаются под землю добывать уголь и поднимаются на поверхность после работы. От шахты во все стороны тянутся длинные подземные коридоры, в них уложены рельсы или конвейеры.

Работает в шахте - шахтёр. Это трудная профессия. Шахтёра отличает внутренняя собранность, повышенная дисциплина, внимательность, ответственность. Шахтёру необходим хороший слух и зрение, а также должен быть физически развит.

Как ты думаешь, какой способ добычи опаснее? Почему? (В шахте, может произойти обвал, взрыв.)

- Люди, какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

Игра «Соедини картинку и слово»

Карьер

Шахта

Скважина

(задание выполняет в тетради)

Ученик оценивает себя самостоятельно.

Итог……

8) 7 страница – хозяйственная

3начение каменного угля.

Какое значение имеет уголь сейчас? (ответы учащегося)

Область использования каменного угля просто огромна.

Рассмотри картинку и расскажи, где человек использует каменный уголь.

Посмотри, что в нашей комнате сделано из каменного угля?

Итог……..

9) 8 страница - экологическая

Экологические проблемы.

И вот сейчас настало время соотнести уголь с экологией.

Уголь был главным видом топлива в первой половине XX века, в настоящее время он уступил лидерство нефти и газу. Доля его в топливном балансе страны в 50-е годы составляла 59 %, а сейчас 18%.

Мы уже говорили о том, что роль угля в топливном балансе страны снижается. А есть ли у угля будущее? Используя данные учёных о запасах и добыче нефти, угля и газа определили, на сколько лет хватит этих ресурсов. При современном уровне добычи нефти хватит на 42 года, газа на 73, угля на 651, в будущем уголь может стать главным топливом.

Какие экологические проблемы ты заметил? (ответы учащегося)

Давай поиграем в игру "Хорошо - плохо".

- Чем хорош уголь?

топливо

электричество

лекарства

краски

искусственные ткани

бензин

- Чем плох уголь?

разрушается почва

копоть

сажа

загрязняет атмосферу

Ученик оценивает выполнение работы.

Итог……

6. Закрепление. Работа с учебником.

-Смогли мы с тобой найти ответы на наши вопросы? Давай проверим.

А как ты думаешь, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на Земле? Что же тогда будут делать люди? (Предположения учащегося.)

А как же сберечь это природное богатство – каменный уголь? (Экономить)

Прочти вывод в тетради.

Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.

Итог……

7. Подведение итогов.

-Как называется тема нашего урока?

-Знания, полученные на сегодняшнем уроке, где тебе могут пригодиться?

Итог….

На следующем уроке мы продолжим знакомиться с полезными ископаемыми, а именно с железной рудой.

8. Домашнее задание.

Выполнить задание в тетради. (Тест)

Выставление оценок.

Ученик оценивает свою работу на уроке. Подводит итог в таблице. Учитель оценивает работу учащегося на уроке.

Урок окончен. Спасибо за работу.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест « Полезные ископаемые»

Тест 8 вопросов 3 варианта ответов.

1.Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют

а) камни

б) полезные ископаемые

в) вода

2.Что из перечисленного относится к полезным ископаемым?

а) ножницы, ложки, вилки

б) кирпич, бензин, известняк

в) нефть, глина, торф

3.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а) психологи

б) строители

в) геологи

4.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) оловянная и медная руда

б) глина, известняк

в) каменный уголь, природный газ

5.В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки деревьев и растений?

а) глина

б) каменный уголь

в) гранит

6.Жидкое горючее полезное ископаемое

а) природный газ

б) нефть

в) известняк

7.Где добывают каменный уголь?

а) в болотах

б) в подземных шахтах

в) со дна озёр

8.Из какого полезного ископаемого получают лекарства и пластмассы?

а) из угля

б) из гранита

в) из руды

Таблица №1

СВОЙСТВА КАМЕННОГО УГЛЯ

Правильный ответ отметь знаком «+».

серый

белый

черный

матовый

блестит

прозрачный

твердый

жидкий

газообразный

прочный

хрупкий

мягкий

тяжелее воды

легче воды

 

хорошо горит

плохо горит

не горит

даёт тепло

нет тепла

 


 

Сделай вывод устно: Каменный уголь – полезное ископаемое …. цвета, …., ….., ……, …… ……, ……, …….


 


 


 


 


 


 


 


 

Таблица №2

Виды каменного угля

Вставь пропущенные слова.

Рыхлый, более тусклый, не блестит, плохо горит, даёт меньше тепла – это ________________________________________________.


 

Это самый лучший каменный уголь, самый крепкий и плотный, чёрного цвета, блестящий, почти не пачкает рук, при горении выделяется много тепла _____________________________________.

Сероватого цвета, матовый (меньше блестит),горит он хуже, чем антрацит, и меньше выделяет тепла, чем антрацит _________________________________________________________________.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Игра «Соедини картинку и слово»

Карьер

Шахта

Скважина


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ВЫВОД

Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства, краску, лаки. К использованию каменного угля нужно относиться экономно.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ЗАПОМНИ!

Шахтёр

Шахта

Каменный уголь

Карьер

Антрацит

Обыкновенный каменный уголь

Матовый (без блеска)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.