12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна46568
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Пояснительная записка

Автор

Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории.


Название

Готовимся к ОГЭ. Занятие 2.


Целевая аудитория

Учащиеся девятого класса.


Система работы

Дополнительные занятия, внеурочная работа, самостоятельная работа, домашняя работа.

Цель

Подготовка к итоговому собеседованию и письменному экзамену в 9 классе.

Задачи

1) формировать навыки грамотного чтения и пересказа текста, развивать смысловое прогнозирование,

2) формировать умение структурировать информацию текста, выделять микротемы, определять основную информацию микротем, сопоставлять содержание дополнительной информации с содержанием каждой микротемы и включать эту информацию в пересказ в соответствии с содержанием конкретного абзаца,

3) познакомить с алгоритмом создания описания,

4) обобщить и систематизировать знания о грамматической основе, простом осложненном предложении,

Время

60 минут

Основные лингвистические понятия

Смысловое прогнозирование, микротема, абзац, описание по фотографии, грамматическая основа, осложненное предложение.

Формы работы учащихся

Индивидуальная и парная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка.

Источники информации

Алексеев, С. П. Рассказы о Суворове: [для среднего школьного возраста : 6+] / – Москва : Детская литература, 2021. – 293 с.


Ход занятия

1. Прочитайте текст про себя в течение 2 минут


Впервые Суворов попал на войну совсем молодым офицером. Россия в то время воевала с Пруссией. И русские и прусские войска растянулись широким фронтом. Армии готовились к грозным боям, а пока мелкими набегами «изучали» друг друга.

Суворову выделили сотню казаков и поручили наблюдать за противником. В сорока верстах от корпуса, в котором служил Суворов, находился прусский городок Ландсберг. Городок небольшой, но важный. Стоял он на перепутье проезжих дорог, охранял его хорошо вооруженный отряд прусских гусар.

Ходил Суворов несколько раз со своей сотней в разведку, исколесил всю округу, но, как назло, даже издали ни одного пруссака не увидел. А что же это за война, если даже не видишь противника!

И вот молодой офицер решил учинить настоящее дело, попытать счастье и взять Ландсберг. Молод, горяч был Суворов.

Поднял он среди ночи сотню, приказал седлать лошадей.

Куда это? — заволновался казачий сотник.

Вперед! — кратко ответил Суворов.

До рассвета прошла суворовская сотня все сорок верст и оказалась на берегу глубокой реки, как раз напротив прусского города. Осмотрелся Суворов — моста нет. Сожгли пруссаки для безопасности мост. Оградили себя от неожиданных нападений. Постоял Суворов на берегу, подумал и вдруг скомандовал:

В воду! За мной! — и первым бросился в реку.

Выбрались казаки на противоположный берег у самых стен вражеского города.

Город наш! Вперед! — закричал Суворов.

В городе же прусские гусары, — попытался остановить Суворова казачий сотник.

Помилуй Бог, так это и хорошо! — ответил Суворов. — Их как раз мы и ищем.

Понял сотник, что Суворова не остановишь.

Александр Васильевич, — говорит, — прикажите хоть узнать, много ли их.

Зачем? — возразил Суворов. — Мы пришли бить, а не считать.

Казаки ворвались в город и разбили противника.


2. Отметьте количество микротем. Как правило, оно соответствует количеству абзацев, но это бывает не всегда. Используя приемы прогнозирующего чтения, разберем прочитанный текст. Особое внимание уделяем тем записям, которые вы сможете сделать по ходу чтения в течение 2 минут.

Прогнозирование

возможного

содержания

Текст

Результаты работы и

возможные записи

Представят главного

героя.

Назовут основное

достижение

Впервые Суворов попал на войну совсем молодым офицером. Россия в то время воевала с Пруссией. И русские и прусские войска растянулись широким фронтом. Армии готовились к грозным боям, а пока мелкими набегами «изучали» друг друга.

Прогноз оправдался частично.

Рассказали о том. Когда и где Суворов попал на войну: Россия воевала с Пруссией.

Расскажут о том, какие задачи стояли перед Суворовым.

Необходимо их

запомнить.

Суворову выделили сотню казаков и поручили наблюдать за противником. В сорока верстах от корпуса, в котором служил Суворов, находился прусский городок Ландсберг. Городок небольшой, но важный. Стоял он на перепутье проезжих дорог, охранял его хорошо вооруженный отряд прусских гусар.

Прогноз оправдался.

Суворову выделили сотню казаков и поручили наблюдать за гусарами, которые стояли в городе Ландсберг.

Расскажут о том, как Суворов искал настоящего военного дела.

Ходил Суворов несколько раз со своей сотней в разведку, исколесил всю округу, но, как назло, даже издали ни одного пруссака не увидел. А что же это за война, если даже не видишь противника!

Прогноз оправдался.

Суворов ходил в разведку, но врага не встретил, это его огорчало, он искал настоящего боя.

Будут рассказывать о том, как проявил себя молодой Суворов.

И вот молодой офицер решил учинить настоящее дело, попытать счастье и взять Ландсберг. Молод, горяч был Суворов.

Поднял он среди ночи сотню, приказал седлать лошадей.

Куда это? — заволновался казачий сотник.

Вперед! — кратко ответил Суворов.

До рассвета прошла суворовская сотня все сорок верст и оказалась на берегу глубокой реки, как раз напротив прусского города. Осмотрелся Суворов — моста нет. Сожгли пруссаки для безопасности мост. Оградили себя от неожиданных нападений. Постоял Суворов на берегу, подумал и вдруг скомандовал:

В воду! За мной! — и первым бросился в реку.

Выбрались казаки на противоположный берег у самых стен вражеского города.

Город наш! Вперед! — закричал Суворов.

В городе же прусские гусары, — попытался остановить Суворова казачий сотник.

Помилуй Бог, так это и хорошо! — ответил Суворов. — Их как раз мы и ищем.

Понял сотник, что Суворова не остановишь.

Александр Васильевич, — говорит, — прикажите хоть узнать, много ли их.

Зачем? — возразил Суворов. — Мы пришли бить, а не считать.

Казаки ворвались в город и разбили противника.

Прогноз оправдался.

Суворов решил взять Ландберг внезапно: ереплыл его вместе со своей сотней реку (мост был сожжен) и внезапно атаковал противника. Город взяли.


3. Перескажите текст, пользуясь сделанными записями

Учащиеся пересказывают текст по цепочке или индивидуально.


4. Работа над синтаксическим анализом

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 второго абзаца односоставное неопределенно-личное.

2) Предложение 2 второго абзаца сложносочиненное.

3) В предложении 3 второго абзаца однородные члены являются сказуемыми.

4) Предложение 4 второго абзаца содержит две грамматические основы.

5) В первом предложении третьего абзаца текста три грамматические основы.

5. Работа над пунктуационным анализом.

Укажите, на месте каких цифр должны быть запятые.


И вот (1) не спросясь разрешения (2) Суворов завязал с неприятелем бой. Отбросил противника, (3) погнал (4) и уже было ворвался в турецкую крепость Туртукай (5) как пришел приказ Румянцева повернуть назад. Суворов подумал (6) победа рядом (7) командующий далеко (8) и ослушался. Ударил в штыки. «Чудо-богатыри (9) за мной!» И взял Туртукай.


6. Подведение итогов занятия

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (1)

Юлия Васильевна Воробьева, 11.07.23 в 09:13 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Вера Сергеевна! Очень нравятся Ваши работы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.