Урок русского языка в 9 классе на тему «Готовимся к ОГЭ. Занятие 4»
Пояснительная записка
Автор | Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории. |
Название | Готовимся к ОГЭ. Занятие 4. |
Целевая аудитория | Учащиеся девятого класса. |
Система работы | Дополнительные занятия, внеурочная работа, самостоятельная работа, домашняя работа. |
Цель | Подготовка к итоговому собеседованию и письменному экзамену в 9 классе. |
Задачи | 1)совершенствовать умение структурировать информацию текста, выделять микротемы, определять основную информацию микротем, сопоставлять содержание дополнительной информации с содержанием каждой микротемы и включать эту информацию в сжатое изложение в соответствии с содержанием конкретного абзаца, 2) совершенствовать умение создавать повествование на основе личных впечатлений, 3) повторить изученные орфограммы. |
Время | 60 минут |
Основные лингвистические понятия | Смысловое прогнозирование, микротема, абзац, повествование по личным впечатлениям, монологическое высказывание, орфограмма. |
Формы работы учащихся | Индивидуальная и парная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка. |
Источники информации | 1. 5 великих путешественников, которые изменили мир https://www.volgograd.kp.ru/daily/26107/3003350/ 2.Способы сжатия текста. Памятки. Справочник по русскому языку 5-9 класс. |
Ход занятия
1. Вспомните основные приемы сжатия текста, изученные в 7-8 классах (см. приложение 1)
2. Прочитайте текст с карандашом, подчеркните то, что оставите в сжатом изложении. Какие виды сжатия вы использовали?
Будущий путешественник и этнограф родился в Петербурге в семье инженера. Из университета его очень быстро исключили – за участие в студенческом движении, так что закончил образование он уже в Германии. Оттуда же отправился в свое первое путешествие на Канарские острова, затем на Мадейру, Марокко, берег Красного моря. Ехал туда как исследователь фауны, а вернулся этнографом. Его больше интересовали не животные и цветы, а люди.
Миклухо-Маклай исследовал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и островов Тихого океана. Жил несколько лет на северо-западном побережье Новой Гвинеи, побывал на островах Океании. Совершил две экспедиции на Малаккский полуостров. Изучая коренных жителей этих малоисследованных земель, ученый пришел к выводу о видовом единстве и родстве различных рас. Последние годы жизни он провел в Индонезии и Австралии и даже предложил проект Папуасского союза на Новой Гвинее. Он, по задумке исследователя, должен был противостоять захватчикам-колонизаторам. Одна из последних его идей – русские общины-артели в Новой Гвинее – идеальный вариант государственного устройства.
Ученый скончался в родном для него Петербурге на больничной койке, многочисленные экспедиции к 42 годам полностью «износили» организм. Коллекции и бумаги Миклухо-Маклая - шестнадцать записных книжек, шесть толстых тетрадей, планы, карты, собственные рисунки, газетные вырезки, журнальные статьи, дневники разных лет - были переданы Императорскому Русскому Географическому Обществу и помещены в музее Императорской Академии Наук.
3. Повествование на основе личных впечатлений.
Тема «Мой учебный проект»
Задание: расскажите об интересном учебном проекте, автором которого вы являетесь. Не забудьте включить следующую информацию:
- как родилась идея проекта,
- кто был Вашим социальным партнером,
- с какими трудностями вы столкнулись,
- кто помог преодолеть проблемы,
-как Вы защищали проект,
-чему научились в ходе работы над проектом,
-какое практическое значение имеет Ваш проект для сверстников.
4. Орфографический анализ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1.
1) загорающий -написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от наличия суффикса.
2) НОЧНИК – в сочетании ЧН буква Ь не пишется.
3) ИЗЛОЖЕНИЕ написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
4) ЗАСЕЯННЫЙ – написание гласной Я перед НН зависит от спряжения глагола.
5) НЕВЕСЕЛЫЕ – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что его можно заменить синонимом без НЕ.
2.
1) ПРОТИРАТЬ - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от наличия суффикса.
2) НЕВЗРАЧНЫЙ - НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не употребляется без НЕ
3) СОЧЕТАНИЕ — правописание чередующейся гласной в корне не определяется правилом (является исключением).
4) СПРАВА – на конце наречия всегда пишется суффикс А
5) ДРУЖИННЫЙ -в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН
3.
1) РАЗМИНАТЬСЯ - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения корня.
2) ФЕЛЬЕТОН – разделительный Ь пишется в корне слова (не после приставки) перед буквами Е,Ё,Ю,Я.
3) ПОЛ-АПЕЛЬСИНА – существительное с первой частью ПОЛ пишется через дефис, если начинается на гласный.
4) ПРЕАМБУЛА – приставка ПРЕ пишется, если обозначает высокую степень качества.
5) ИСКУССТВЕННЫЙ – в страдательном причастии прошедшего времени пишется НН.
5. Подведение итогов занятия.
Приложение 1DOCX / 13.51 Кб
Фокина Лидия Петровна
Легоцкая Вера Сергеевна