Графические задания в разлиновке «симметричные точки»

20
2
Материал опубликован 23 January 2022

Графические задания в разлиновке «симметричные точки»

Отечественные физиологи во главе с И.М.Сеченовым установили взаимосвязь формирования речи с развитием мелкой моторики кистей и пальцев рук - чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Исходя из этого, педагоги-дефектологи, воспитатели ДОУ, учителя начальных классов, медицинские логопеды и ряд других специалистов, включают в коррекционно-развивающие, воспитательные и обучающие занятия упражнения и техники, развивающие точность, согласованность движений мелкой моторики ребёнка.

Графические упражнения – одно из таких средств, проверенное временем.

В 1864 году было впервые опубликовано «Родное слово» К.Д.Ушинского, один из первых массовых российских учебников, несколько первых страниц которого посвящены «Образцам для начальной рисовки». Для подготовки детской руки к работе в тетради, на клетчатой странице ученикам нужно было по образцу рисовать простейшие бытовые предметы, которые их окружали в повседневной жизни: стол, стул, комод, книга и мн. др. (См. рис.1)

t1642947185aa.png

Рис.1 Фрагмент из книги «Родное слово» с. 17-18.

С годами графические упражнения развивались и менялись. Сегодня это самостоятельные прописи, графические диктанты, элементы моделирования и т.д. Перечисленные материалы прекрасно зарекомендовали себя в качестве развивающих заданий, поэтому их широко используют в дошкольном, начальном школьном и специальном (коррекционном) образовании.

Чтобы разнообразить многим привычную работу по клеточкам, можно взять за основу разлиновку «симметричные точки». Такие тетради продаются в канцелярских товарах. Если нужного образца в магазине не оказалось - не сложно скачать лист с такой разлиновкой с сайтов, предлагающих интернет-пользователям шаблоны листов «точки по сетке», и распечатать его. На большинстве ресурсов это делается бесплатно, плюс есть возможность выбрать размер листа (А3, А4, А5 и др.), а также произвольный интервал между точками, более удобный ученику (крупнее, мельче и т.д.).

Задания могут быть разные (См. Приложения 1-3), начинать следует «от простого - к сложному», использовать их можно как для индивидуальной, так и для массовой работы. Во втором случае лучше брать на вооружение дифференцированный подход внутри класса (группы): подготовленным учащимся давать сложные задания, детям со слаборазвитой моторикой – лёгкие, остальным – упражнения средней сложности, чтобы за приблизительно одинаковый промежуток времени те, другие и третьи успевали справиться со своей работой.

Образцы графических упражнений сначала можно включать, как прописи, расположив рисунок слева на странице, а справа оставив место для его повторения. Для леворуких детей образец следует помещать справа. Чтобы облегчить ребёнку задачу, можно рядом сделать вариант для обводки, начерченный простым карандашом. (См. рис. 2).

t1642947185ab.png

Рис. 2. Задание: «Повтори рисунок три раза. Подчеркни лучший»

Другой вариант облегчения задания – выполнение начертаний по внешним или внутренним опорным точкам (См. рис.3):

t1642947185ac.png

Рис. 3. Задание: «Повтори рисунок с помощью опорных точек».

Со временем сложность задания следует увеличивать в сторону усложнения изображения - увеличение объёма работы, добавление новых элементов, раскрашивание, штриховка и т.д. (См. рис. 4):

t1642947185ad.png

Рис. 4. Задание: «Повтори рисунок два раза. Раскрась лучший».

Также можно попросить ребёнка закрыть рисунок листом и повторить его начертание по памяти. Другой вариант задачи – чертить все линии образца с помощью линейки, это развивает у ребёнка ловкость и улучшает умение работать с чертёжным инструментом.

Для усложнения задач, симметричные изображения можно давать не полностью (См. рис. 5)

t1642947185ae.png

Рис. 5. Задание: «Дорисуй вторую половину».

К несимметричным и любым другим графическим рисункам подготовленные дети могут рисовать горизонтальное или вертикальное зеркальные отражения (См. рис.6, 7)

t1642947185af.png

Рис. 6. Задание: «Выполни справа горизонтальное отражение заданного рисунка».

Нейропсихологи особенно рекомендуют такие задания, потому что они улучшают синхронизацию межполушарного взаимодействия, баланс работы левого и правого полушарий головного мозга ребёнка. Это развивает память, мыслительные процессы, скорость чтения и даже работоспособность детей, в итоге повышается их успешность в обучении.

t1642947185ag.png

Рис. 7. Задание: «Выполни вертикальное отражение заданного рисунка снизу (сверху)»

Вариантов для выполнения заданий много, их можно включать в разные этапы урока (занятия), это поможет разнообразить виды учебной деятельности, снизить утомляемость учащихся или воспитанников, активизировать их познавательный интерес, развивать творческие способности, зрительное восприятие, координацию и мн.др.

К сожалению, в открытом доступе не достаточно графических изображений, которые бы можно было использовать для систематической работы. В Приложениях №№1-3 к статье помещены материалы, адаптированные для рисования на листах «точки по сетке». Их основа - рисунки из общего доступа, преимущественно с клетчатой разлиновкой.

В настоящее время педагогам и родителям повсеместно предлагается большой выбор материалов графических упражнений для работы с детьми. Чем больше вариантов этих материалов - тем лучше, потому что у каждого ребёнка свои особенности, и то, что подходит одному, не обязательно хорошо сработает для развития другого. Данные изображения были собраны для работы с ребёнком с ОВЗ (РАС), имеющего серьёзные речевые нарушения. Рисование по клеткам она освоила быстро, поэтому и была предложена другая разлиновка. Опыт работы показывает, что кроме вышеперечисленного, данные графические упражнения также развивают у ребёнка усидчивость и самостоятельность.

Уважаемые педагоги, воспитатели и специалисты коррекционного образования, надеюсь, что предложенный материал пригодится Вам в работе.


Литература:

Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма / М.М. Безруких. – М., 2001. – 126 с.

Жукова, О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно / О. Жукова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11. – С. 14–16.

Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений. – М.: Академия, 2002. – 174 с.

Кинаш, Е. А. Формирование графических умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Кинаш // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 89–99.

Светлова, Инна Евгеньевна. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук : [формирование и развитие двигат. и псих. механизмов, влияющих на общ. интеллект. развитие ребенка: игры и упражнения для приобретения навыков письма : развитие речи и мышления ребенка с помощью "гимнастики для пальчиков"] / И. Е. Светлова; Худ. Е. Смирнов. – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 71 с

Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Том 6. Родное слово - 1949.

Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 7. Руководство к преподаванию по «Родному слову» — 1949.

Изображения в приложениях

выполнены в графическом редакторе Microsoft Paint

Основа для изображений "симметричные точки" - ресурс "Разлиновка"

https://razlinovka.ru/dots/grid/

Источники образцов для изображений:

Сто поделок. Рисунки по клеточкам

https://100podelok.com/risunki-po-kletochkam

Детские рисунки по клеточкам

https://papik.pro/po-kletochkam/4867-detskie-po-kletochkam-risunki-25-foto.html


Приложение №1

t1642947185ah.png

Приложение №2

t1642947185ai.png

Приложение №3

t1642947185aj.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за помощь коллегам!

10 July 2022

Благодарю Вас, Марина Юрьевна!

10 March