Урок математики по теме «Решение заданий на тему "Координаты точки на плоскости"»
Пояснительная записка к презентации
Предмет: математика
Класс: 6 А
Тема урока: Решение заданий по теме "Координаты точки на плоскости"
Учитель: Понюшова Татьяна Ивановна
Цели урока: определение координат точки на плоскости, построение точки на плоскости по заданным координатам
Задачи:
1) формирование умения обучающихся определять координаты заданной точки и строить точки по заданным координатам;
2) развитие умения пользоваться полученной информацией для закрепления полученных знаний;
3) осуществление контроля и оценки процесса, результатов деятельности;
4) формирование умения слушать и вступать в диалог;
5) правильно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, индивидуальный раздаточный материал для обучающихся (карточки с координатами точек, образующих рисунок), учебник, тетрадь-тренажер.
Тип урока: урок закрепления предметных навыков по данной теме урока.
Технология: формирующее оценивание
Техника: мини (минутный) обзор
Система: классно-урочная
Методы:
словесный (рассуждение, беседа);
практический (построение точек на плоскости);
репродуктивный (воспроизведение имеющихся знаний).
Литература: учебник «Математика», 6 класс, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др., М. Просвещение, 2014; тетрадь-тренажер «Математика», 6 класс, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др., М. Просвещение, 2014, М.А. Пинская «Формирующее оценивание: оценивание для обучения», интернет-ресурсы htths//yandex. ru.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на хорошую плодотворную работу. Садитесь.
Актуализация знаний.
Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? ("Координатная плоскость") (Слайд 1)Проверим домашнее задание
Двое учеников за доской решают №676(а), 677(а) из учебника, с классом в это время фронтальный опрос.
– Общаясь друг с другом, люди часто говорят: «Оставьте свои координаты». Для чего?...(Чтобы человека легко было найти. Это могут быть номер телефона, домашний адрес, место работы).
– В чем состоит суть системы координат? (Это правило, по которому определяется положение того или иного объекта в пространстве).
– С какими системами координат вы знакомы? (в зрительном зале кинотеатра (номер ряда и номер места), в поезде (номер вагона и номер места), с системой географических координат (долгота и широта), игра "в морской бой", игра в шахматы (по горизонтали - цифры, по вертикали - буквы), прямоугольная или декартова система координат и т. д.) (Слайды 2, 3, 4, 5)
– Почему прямоугольную систему координат называют декартовой? (Слайд 6) (по имени французского философа и математика Рене Декарта. (Слайд 7)
– Как строят декартову прямоугольную систему координат? (Строят две взаимно перпендикулярные прямые: оси ОХ и ОУ)
– Когда Рене Декарт ввел прямоугольную систему координат и почему? (Слайды 8, 9) (из-за одной истории в 1637 году).
– Дети, давайте проверим решения обучающихся у доски (каждый отвечающий оценивает свой ответ по алгоритму на стенде, см. приложение). Класс согласен с отметкой каждого отвечающего.
Задание №1
Укажите точку, которая лежит на оси абсцисс, на оси ординат А(0;-5), В(-5; 0), С(-3; 6), Е(8;-2). (Слайд 10) (А(0;-5) лежит на оси ординат, В(-5; 0) лежит на оси абсцисс)
Какой координатной четверти принадлежит точка М(-15; -321)?(Третьей четверти)
Где на координатной плоскости расположены точки, абсцисса которых равна 9? (Слайд 11) (В первой и четвертой четверти)
Задание №2
– Откройте учебник на странице 203, задача № 684(1), прочитайте ее.
На координатной плоскости постройте данную точку и точку, симметричную ей относительно оси у, запишите ее координаты:
А(6;3), В(4;-1), С(-2;4,5), Д(-3;-2,5). Сопоставьте координаты точек, симметричных относительно оси у и сделайте вывод.
3. Формулирование темы и цели урока.
– Попробуйте сформулировать тему и цели урока
Тема урока: " Решение заданий по теме " Координаты точки на плоскости" ". (Слайд 12)
– Скажите, каковы же цели нашего урока? (Ответы ребят. Формулируем вместе с ребятами). Цели урока: определение координат точки на плоскости, построение точки на плоскости по заданным координатам.
4. Закрепление полученных знаний.
– Решите в парах задачу № 684(2)
(Обучающиеся делают вывод. что точки, симметричные относительно оси х, имеют равные ординаты .)
С заданием вы справились. Молодцы!
5. Контроль понимания изученного.
– Откройте тетрадь-тренажер на странице122, выполните задание в парах № 282, 283
– Если вы все выполнили верно, то поставьте себе отметку 5, если допустили 1-2 ошибки - поставьте себе 4, если3-4ошибок - поставьте себе 3, отрицательные оценки мы сегодня с вами ставить не будем.
Консультанты помогают тем парам, у которых есть проблемы в решении.
– Кто выполнил работу на «отлично»? Замечательно, вы хорошо усвоили новый материал.
Дополнительно.
– Отметьте точки на координатной плоскости:
(-3; -2), (-3; -4), (3; -4), (3; 3), (-3; 3), (-3;6), (3; 6).
– Соедините все точки по порядку. Те ребята, у кого получилась «5», сразу ставят себе 5 в дневник. (Слайд 13)
6. Итог урока (рефлексия, оценка урока). (Слайды14-15)
– Какие цели вы перед собой ставили?
– Смогли ли мы достигнуть цели?
– С какими трудностями столкнулись?
– Чему мы должны еще научиться?
– Молодцы!
7. Домашнее задание (дифференцированное).
– Построить рисунок по координатам. (Учитель раздает карточки с координатами точек, найдя и последовательно соединив которые, обучающиеся смогут дома построить рисунок на координатной плоскости.)
(рисунок - слон):
(0;1), (4;1), (6;2), (8;0), (8;-4), (5;-6), (4;-4), (4;-8), (3;-9), (2;-9), (0;-9), (0;-8), (2;-8), (3;-7), (1;-5), (0;-5), (-1;-4), (-2;-6), (-5;-4), (-6;-1), (-2;2), (-10;-2), (-13;-4), (-14;-7), (-16;-9),(-13;-7), (-12;-10),
(-13;-14), (-10;-14), (-9;-13),(-10;-9),(-5;-9), (-5;-15),(-2;-15),
(-2;-10), (-1;-10), (-1;-11), (-2;-13), (0;-15), (2;-11).
Глаза: (0;-2), (4;-2)
- Пункт 43, №682, №683 из учебника.
8. Техника: мини (минутный) обзор
– Дети, на листе бумаги ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?
- какой момент остался наименее ясным?
9. Результативность показанной техники
Поле урока учитель, посмотрев ответы и отметив наиболее полезные комментарии, на следующем уроке акцентирует те пункты, которые высветились благодаря комментариям обучающихся.
Временные затраты
- подготовка: небольшое
- в классе: небольшое
- анализ: небольшое.
Данная техника обеспечивает эффективную обратную связь для учителей и обучающихся.
– Закончить наш урок, мне хотелось бы притчей.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?”
И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: “А что ты делал целый день?”
А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!”
Запомните эту притчу. На всё окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражаться разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед. (Слайд 16)
– Урок окончен. Благодарю всех за плодотворную работу! (Слайд 17).
Приложение
Алгоритм самооценки
1. В чем заключалось задание? Какая была цель?
2. Удалось получить результат? Найдено решение?
3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой2, в чем)?
4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?
5. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5») «5» - все правильно, «4» -недочеты, одна-две ошибки, «3» - выполнено чуть более половины требуемого.
6. Какую поставишь себе отметку?