Грани современного урока
Грани современного урока
Посмотрите на эти числа (слайд 1). Как понятно из названия нашей дискуссии и из заголовка слайда, эти числа имеют какое-то отношение к уроку. Как вы думаете, какое?
45 – минут длится стандартный урок (не больше)
60-70% - активного времени суток школьника занимают уроки (включая дополнительное образование и внеурочную деятельность)
11 – лет длится получение среднего общего образование
10900 – уроков в среднем посещает школьник за все время обучения
О чем нам могут сказать эти числа? К каким выводам подтолкнуть? (урок – значительная часть учебного процесса, главная)
Действительно, первое, что мы прочитаем об уроке - основная организационная форма обучения учащихся.
Школьный урок - это главная площадка, где встречаются учитель и ученик, где проходит большая часть их сотрудничества. У каждого из них свои цели и задачи на уроке: учитель должен передать какой-то объем знаний своему ученику, а ученик должен чему-то научиться на уроке. Но их объединяет другое: каждому из них хочется, чтобы их встречи на уроке были интересны и увлекательны. Как же это сделать? Попробуем разобраться.
Давайте проведем небольшой эксперимент. Я задам вопрос, какой из школьных уроков для вас является самым интересным, и предположу ответ. Чтобы было все по-честному, я этот ответ напишу (уже написала) и после опроса дам вам прочитать. Возможно, я не угадала, я же не фокусник, не экстрасенс.
(можно провести опрос с помощью QR-кода)
Итак, результаты (скорее всего, самые разные школьные предметы: математика, химия, физкультура, история, литература и т.д.)
Как вы думаете, почему я угадала? Что мне позволило это предположить?
(все люди разные, и нравится им тоже разное)
То есть цепочка понятна: интересный урок – это тот урок, который мне нравится. А почему он мне нравится?
Здесь тоже хочу предложить вам ответить на этот вопрос при помощи смартфона (можно провести опрос с помощью QR-кода).
Почему вам нравится ваш любимый урок?
Интересная подача материала, разнообразные задания, постоянная смена деятельности, не успевает надоесть
Уважительное отношение учителя, чувствуется его поддержка, чувство юмора
Каждый раз извлекаю что-то полезное для себя, что пригождается в жизни уже сейчас, или я понимаю, что пригодится в будущем
Мне легко дается этот предмет, всегда получаю хорошие оценки
Спасибо за ваши ответы. Давайте посмотрим на них внимательнее.
Интересная подача материала, разнообразные задания, смена деятельности
Какие задания на уроках вам нравятся? (выслушиваем ответы)
Поскольку я учитель литературы, предложу вам задания именно по этому предмету. Посмотрим, помните ли вы изученный в прошлом году материал (материал, изученный в 10 классе).
Задание: перед вами селфи известных русских писателей и поэтов, созданные нейросетью, попробуйте узнать писателя/поэта по портретному сходству и по фактам биографии или творчества, объяснить, что вам помогло узнать.
Пушкин. 19 октября 1825г, Царскосельский Лицей. Лирика дружбы
Лермонтов. Кавказ.
Фет. Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
Чехов: пьесы , Три сестры, Дядя Ваня
Гоголь: Вечера на хуторе, Вий
Уважительное отношение учителя, чувствуется его поддержка, чувство юмора
Не останавливаясь подробно на этом пункте, отметим, как важен все тот же человеческий фактор. Личность учителя – важная составляющая любого урока
Хочу предложить вам посмотреть фрагмент из фильма про школу и про урок (фрагмент из к/ф «Расписание на послезавтра», реж. И. Добролюбов, 1978 г.) ссылка https://www.youtube.com/watch?v=ig79DOH-Zd4&t=2235s
Поскольку весь фильм мы посмотреть не успеем, то несколько слов о сюжете. Престижная физико-математическая школа при НИИ, преподаватели кандидаты и доктора наук, заинтересованные в изучении физики, математики, химии, ребята, которые видят в будущем себя только в науке. И к ним приходит в школу новый учитель – Антонина Сергеевна преподаватель русского языка и литературы, предмета, кажущегося ребятам совсем неважным, необязательным. Очевидно, что учитель столкнется с некоторыми трудностями. Давайте посмотрим, с какими и как она эти трудности будет преодолевать. (32.26-38.48)
С какими трудностями столкнулся учитель в новом классе? (невытертая доска, ученики, которые во время урока что-то пишут, потому что они «Юлии Цезари», пренебрежении к поэзии, литературе, искусству в целом). Как справилась АС с этими трудностями? (разрешила не стирать с доски и слушать, что-то записывая, продемонстрировала эрудицию – читала стихи Ахматовой, Латынина, Гумилева, честно ответила на вопрос, понравились ли ей стихи ученика)
Я думаю, Антонину Сергеевну вполне можно назвать хорошим учителем, уроки которого интересны даже ученикам физико-математического класса.
Каждый раз извлекаю что-то полезное для себя, что пригождается в жизни уже сейчас
Здесь мы с вами подходим к разговору о самом главном, чего ждут и учителя, и родители, и вы от учебного процесса, причем ждем как и от учебного процесса в целом, так и от каждого отдельного урока в частности– о результатах. Каждый урок должен нести результат. Выходя с урока, ученик должен понимать, осознавать, чем он «прирос», чем он отличается от себя же, «доурочного». Каждый урок должен нести смысл, и замечательно, если ученик, уходя с урока, понимает, осознает, где ему пригодится то, что он сейчас узнал, понял, чему научился.
Возможно четкого ощущения этого «приращения» после каждого урока у вас нет, но это не значит, что его нет действительно.
Какие же результаты в методике преподавания принято выделять?
Каждый учитель на своем уроке пытается добиться трех типов результатов: предметных. Думаю, что всем понятно, что это означает.
Давайте я приведу примеры предметных результатов, а вы попробуете определить, к каким предметам они относятся:
- решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными, в том числе графически (математика)
- владение приёмами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории (история)
- раскрывать общие признаки животных, уровни организации животного организма: клетки, ткани, органы, системы органов, организм (биология)
- правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом (русский язык)
Это именно те результаты, которые мы осознаем, выходя с урока, мы можем сказать себе: «Я научился решать квадратные уравнения», «Я знаю, как пишутся корни с чередованием», «я знаю содержание, понимаю ключевые проблем пьесы «Гроза»» и тд.
Где нам пригодятся эти результаты? (в первую очередь, на ЕГЭ, ОГЭ, ВПР). А легко ли проверить результативность? (да, конечно, тест, контрольная, диктант и т.д.)
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (например, сравнение, схематизация, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.), применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Например: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий (русский язык)
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения (литература)
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания (биология)
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления (физика)
На любом уроке мы учимся делать выбор и брать ответственность за решение; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого (физика)
Где пригодятся нам эти способности и умения? (в жизни, конкретнее: на работе, в учебе, в общении с др. людьми)
Как можно эти результаты проверить? (требует времени)
Личностные результаты
Личностные результаты – это готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Достижение личностных результатов предполагает формирование системы значимых социальных и межличностных отношений; ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции; социальных компетенций и личностных качеств, а также основ гражданской идентичности.
Согласитесь, что то, о чем я сказала напрямую на уроке не звучит, нет тем урока, таких, например: 1) формирование ценностного отношения к достижениям российских учёных или 2) ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России
А где эти результаты нам пригодятся? (в различных жизненных ситуациях, например?). А как их проверить? (это сложный вопрос, проверкой этих результатов займется сама жизнь: поступки человека, его выбор в той или иной жизненной ситуации, его гражданская и личностная позиция).
Мне легко дается этот предмет, всегда получаю хорошие оценки
Что касается этой причины, то, думается, это, скорее, следствие названных выше трех причин: если мы можем на практике применит полученные знания, осознаем их жизненность, важность; если нам приятен учитель, если он вызывает уважение, симпатию; если урок организован интересно, разные формы деятельности сменяют друг друга, предлагаются интересные задания, то и предмет будет даваться легко, и оценки будут только отличные и хорошие.
Пожелание всего этого.
Благодарность.
Вопросы, отзывы, высказывания, обратная связь.