Гражданско—патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности
«Гражданско—патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности».
учитель истории и обществознания:
Медведева Галина Александровна
Содержание.
cтр.
Введение. 2-4
I. Теоретическая база исследования темы гражданско-патриотического
воспитания обучающихся школьников. 5-8
II. Реализация идеи гражданско-патриотического воспитания
в практической деятельности. 9-17
III. Результативность педагогической деятельности по
гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. 18-22
Заключение. 23
Список используемой литературы. 24-25
Приложения:
Введение.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Патриотическое воспитание в современных условиях– это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи:
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач.
задачи:
• проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
• формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• привлечение обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания детей.
Предмет исследования - педагогические условия работы по патриотическому воспитанию детей.
Гипотеза исследования: если подойти к работе по воспитанию патриотизма детей, то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию детей, то можно получить следующие результаты:
- повысить уровень развития воспитанников;
- обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию воспитанников;
- повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране.
I. Теоретическая база исследования темы гражданско-патриотического воспитания обучающихся школьников.
Исследованием проблемы воспитания гражданственности и патриотизма давно занимаются не только педагогика, но и философия, психология, социология.
Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
Вследствие пост кризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
Прежде чем освещать возможные практические подходы и формы работы в данном направлении, необходимо определиться с многообразием понятии и терминов.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:
«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Истинный патриотизм по своей сущности гумманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость»
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения дополнительного образования детей, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения и т.п. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания обучающихся.
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают многие педагоги дополнительного образования. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.
Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.
К настоящему времени уже сформирована определенная нормативно-правовая база патриотического воспитания. Имеются постановление Совета Министров РСФСР № 253 от 14 мая 1991 года «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР», Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года, Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 года, распоряжение Президента РФ «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов) от 9 апреля 1997 года, обновленный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года, утвержденная в марте 1998 года ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
Концепция военно-патриотического воспитания и постановление Правительства РФ «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» от 31 декабря 1999 года.
Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2015 годы» (от 11.06.2005г. №422), а также подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001-2005 годы), в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.
II. Реализация идеи гражданско-патриотического воспитания в практической деятельности.
На основании изученной литературы можно сделать вывод, что в настоящее время главная задача, стоящая перед педагогом - это активизация гражданской позиции подрастающего поколения; сохранение и развитие патриотических чувств; утверждение в сознании молодежи общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважения к историческому наследию России.
"Гордиться славой своих предков, - писал А. С.Пушкин, - не только можно, но и должно". В какие моменты все люди - взрослые и дети могут ярче и полнее ощутить свое единство, смогут выразить свои гражданские, патриотические чувства? Такие моменты есть у каждой страны, государства, у каждого народа. К ним можно отнести самые яркие страницы родной истории, в частности памятные даты и знаменательные события, жизнь и деятельность замечательных людей - героев, писателей, художников, ученых, а так же достижения отечественной культуры, традиции и веру.
В концепции подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории в свете последних разработок лаборатории теории и методов воспитания включены следующие пути:
1) Интеграция предметов гуманитарного цикла;
2) Углубленное изучение исторического материала на основе современных исторических исследований и их философского анализа;
3) Актуализация исторических событий с явлениями и проблемами современного мира;
4) Теоретическая обоснованность активизации деятельности обучающихся в процессе исторического познания, в развитии исторического мышления, сознания, исторической памяти.
Сегодня воспитание становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Одним из основных факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории, так как педагог-историк на основе мощного использования воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине.
Наблюдается проблема, когда при изучении истории у части учеников, за период учебы в школе, складывается стереотип: история - это исторические даты, события и деятели. Эта проблема находит свое решение в том, что в основе патриотического воспитания на уроках применяется системный и комплексный подходы.
Патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа. Говоря на уроках истории о битве на Чудском озере, Куликовом поле, близ Бородина, мы их воспринимаем как факты, соединённые общей идеей борьбы за независимость Родины. Здесь необходимо показать обучающимся роль Русской Православной церкви в сплочении единства народа. В советский период тема патриотизма освещалась без учёта религиозного фактора, игравшего в течение веков исключительно важную роль в формировании патриотических традиций русского народа. Например, Куликовская битва произошла в день Рождества Богородицы Победоносной, её исход воспринимался людьми той поры и потомками как свидетельство благоволения небесных сил русской рати.
В Смутное время начала XVII в. русские люди особенно часто обращались к образам борцов за независимость Руси: и Александра Невского, и Дмитрия Донского, и Сергея Радонежского.
Рать Минина и Пожарского имела почитаемую на Руси икону Казанской Божьей Матери, ставшей символом единения и грядущего освобождения страны. И не случайно сегодня новый российский праздник День народного единства совпадает с православным праздником – иконы Казанской Божьей Матери. Торжественное вступление ополчения на территорию Кремля произошло в день памяти небесного покровителя Дмитрия Донского – Дмитрия Солунского.
Реформы Петра I, казалось бы, явились разрывом с русскими традициями. Петра называли в народе «антихристом», но Петр I не отказался от героического прошлого страны. Особое внимание он обратил на Александра Невского. Место для строительства Петербурга он выбирает именно на берегу Невы, там, где в XIII в. проходила битва под руководством Александра Невского, и здесь же был построен монастырь во имя великого полководца. При Петре I задумано было учредить Орден Александра Невского, и им затем были награждены А.В.Суворов и М.И.Кутузов. В годы Отечественной войны 1812 г. прослеживается связь с героическими традициями русского народа. Поэт Ф.Глинка писал: «Историк! Исполни последнюю волю героев бывших, и тогда история твоя родит героев времен будущих».
Символом служения Отечеству явились построенные в XVIII – XX веках церкви, посвященные Александру Невскому. В годы Великой Отечественной войны, в первый её день, 22 июня 1941 года, в обращении Русской православной церкви к пастырям и пастве были названы имена Александра Невского, Дмитрия Донского, говорилось о значении патриотизма в отечественной истории.
Немаловажную роль, следовательно, в воспитании патриотизма и гражданственности имеет воспитание обучающихся на патриотических традициях русского народа.
При изучении Гражданских войн мы говорим о величайшей трагедии для народа, так как они (войны) оборачиваются страшными жертвами братоубийства. Изучая данную тему, необходимо говорить об отрицательном отношении к террору, жестокости, необходимости помнить уроки гражданских войн, воспитывать у обучающихся толерантность, уважение к людям, имеющим иную точку зрения на те или иные события. Говоря о становлении нашего государства, на уроках истории, мы отмечаем, что оно с самого начала формировалось как многонациональное и многоконфессиональное. На этих уроках мы говорим о необходимости уважительного отношения к разным народам, показываем единство всех наций в борьбе за свою Родину и с монголо-татарским игом, и с польской интервенцией в годы Смуты и в годы Отечественной войны 1812 года.
Большое воспитательное воздействие несут уроки по Великой Отечественной войне. Именно уроки по Великой Отечественной Войне дают большой воспитательный настрой, развивают чувство патриотизма, гражданственности.
Регулярно проводятся встречи с живыми свидетелями событий, участниками Великой Отечественной войны. Перед изучением темы «Великая Отечественная война» обучающимся даются задания по подготовке проектов по темам: «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», «Наш край в годы войны». Всё это способствует формированию глубокого уважения, любви к своей семье, родственникам, участникам событий.
На основании изученной литературы можно сделать вывод, что в настоящее время главная задача, стоящая перед педагогом - это активизация гражданской позиции подрастающего поколения; сохранение и развитие патриотических чувств; утверждение в сознании молодежи общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважения к историческому наследию России.
Гражданско-патриотическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную целостность личности. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:
- формирование гражданской позиции - осознание личностью прав и обязанностей по отношению к обществу, способствующие развитию ее потребности в социально значимой деятельности;
- воспитание патриотизма, любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;
- формирование знания и уважения к отечественной истории и к истории малой родины;
- формирование уважения к законам и символам своего государства: флагу, гербу гимну;
- формирование знания прав гражданина и уважения к основным правам гражданина России.
- формирование системы ценностных ориентаций.
Основными целями исторического и обществоведческого образования, заложенными в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, являются: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества". В содержании учебных дисциплин история, обществознание, история родного края заложены большие возможности для гражданского и патриотического воспитания школьников.
Огромную роль в решении главной проблемы – проблемы социализации личности школьника играют уроки обществознания, которые способствуют формированию знаний учащихся о человеке, об обществе и общественных отношениях, о деятельности человека, о видах и способах ее организации. Уроки обществознания способствуют формированию умения школьников применять теоретические знания на практике, помогают адаптироваться в быстро меняющемся мире социально-экономических и политических отношений. На уроках обществознания воспитывается уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, к Родине, к окружающей природе.
Для лучшего осмысления учениками событий истории, деятельности людей, для лучшего понимания ценности единства народа, его патриотизма и гражданского долга в годы монгольского нашествия, польско-литовской интервенции, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны и других переломных событий используется:
- проблемно-диалогическая технология ведения урока, позволяющая удовлетворить потребность ребенка быть услышанным на уроке, дающая возможность сосредоточить
мышление-поиск в нужном направлении, возможность включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, сопереживать происходящее;
- уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах;
- урок защиты реферата;
- уроки подготовки и заслушивания сообщений о личностях: героях, полководцах, правителях, общественных деятелях;
- приемы вовлечения детей в творческую деятельность, позволяющие заинтересовать конкретным результатом: создание плаката, стенда, проекта журнала по изучаемой теме, дающие возможность проявить творчество в совместной групповой работе, направленные на достижение "благородной цели": наше творение полезно людям, имеет практическое значение. Важно отметить вниманием, оценить работу ученика.
Любовь к Родине должна воспитываться через уважение к своим предкам, своей семье
Важное воспитательное значение имеет знакомство с символами российской государственности – гербом, флагом, гимном. Это непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания в школе. Знакомство с государственной символикой даёт возможность формировать к ней уважительное отношение. Это способствует укреплению у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, национально-нравственных устоев, оказывает благотворное влияние на процесс становления социально активной личности.
В пятом классе при изучении истории древнего мира, давая обучающимся первичное представление о государстве, вводятся понятия «символ», «эмблема», «герб».
В курсе истории средних веков понятие «герб» встречается как программное при изучении жизни средневековых рыцарей. В рамках тематических разделов, посвященных становлению и развитию Российского государства в XV-XVIII вв., обращаем внимание обучающихся на взаимосвязь двух процессов: с одной стороны, усиление власти российских правителей, с другой стороны, появление и развитие государственного герба.
Освещая внутреннюю политику Николая I, мы говорим о появлении первого государственного гимна Российской империи.
В ходе изучения эпох развития государства происходит знакомство с развитием символики нашего государства. И конечно, это в курсах правоведения, обществознания, где имеются разделы, тематически связанные с российской государственной символикой.
Воспитанию активной гражданской позиции способствует знакомство обучающихся с историей возникновения первой Государственной Думы – выборного представительного органа, с системой выборов. Это необходимо для того, чтобы обучающиеся, встав Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием. В 2015 - 2016 учебном году для меня опорными историческими темами в направлении гражданско- патриотического воспитания учащихся стали:
в 8 классе «Отечественная война 1812 года»
Например, на уроке в 8 классе «Вторжение армии Наполеона в Россию и начало Отечественной войны» я сразу обращаю учащихся, что с самого начала война пробрела справедливый, освободительный, а самое главное народный характер. Очень ярким примером мужества служат слова генерала Н.Н.Раевского, который с двумя своими юными сыновьями, встав впереди солдат, воскликнул: «Вперед, ребята, за веру и Отечество. Я и дети мои, которых приношу в жертву, откроем вам путь!». Ребята без труда называют нравственные черты, характеризующие подвиг. Важное воспитательное значение имеет следующий пример: в Смоленске среди многих памятников есть памятник русскому генералу Антону Скалону. На нем кроме даты гибели высечены слова: «…похоронен в присутствии Наполеона со всеми воинскими почестями». Антон Скалон возглавил конную контратаку русской кавалерии и был сражен картечью. Тело попало в руки врагов, и Наполеон, видевший мужество героя, поставил его в пример своим солдатам. Чувство гордости за Отечество вызывают у ребят наиболее яркие моменты полководческой деятельности М.И.Кутузова, П.И.Багратиона – любимцев солдат. Ребятам нравится солдатская поговорка: пришел Кутузов бить французов! Большое эмоциональное впечатление у ребят оставляет знакомство с памятниками Бородинского сражения. На одном из них слова: «Все тленно, все преходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна». Очень уместно совместно с учащимися вспомнить стихотворение «Бородино». Ребята подводятся к пониманию закономерности победы России в войне, в которой величие духа и патриотизм народа были движущей силой разгрома наполеоновской армии. Я считаю уместно связать эту тему с героизмом солдат Великой Отечественной войны, которые через 130 лет - осенью 1941 года стояли насмерть на позициях у гранитных памятников Шевардинского редута, Багратионовых флешей и батарей Раевского. Нельзя не вспомнить 32-ю Краснознаменную стрелковую дивизию, которая в течение нескольких суток отражала атаки четырех фашистских дивизий, пали смертью героев, защищая нашу Родину сотни ее воинов, в том числе и командир полковник В.Н. Полосухин. Операцию по освобождению Орла летом 1943 года на Курской дуге назвали «Кутузов», а в 1942 году учредили самую высокую полководческую награду – орден Кутузова. Великая Отечественная война 1941-1945 годов явилась не только тяжелым испытанием для страны, но и определившей самосознание народа – победителя. С точки зрения патриотического воспитания Великая Отечественная – главное событие в нашей страны ХХ века. Это и великие победы, и национальные герои, единство народа и его роль в мировой истории. Показано, что Победа – это результат, достигнутый всем советским многонациональным народом, и в первую очередь это победа солдата, воина, труженика войны. Нельзя не отметить в тоже время роль талантливых полководцев, которые в критические моменты проявили выдержку, стойкость и личное мужество. В годы войны были проявлены лучшие черты россиян, раскрыты возможности людей, и не только воинов, но и тех, кто самоотверженно трудился в тылу. И самое главное - решающая роль СССР в разгроме фашистского блока, что привело к возрастанию роли нашей страны в мировой истории.
Патриотическое воспитание молодежи сегодня требует целенаправленных усилий не только в закрепления традиционного, оправдавшего себя временем такого направления, как изучение истории в процессе учебно-познавательной деятельности, но и поиска новых источников и факторов, стимулирующих этот процесс.
Ускорение темпа современной жизни, информационная революция требуют усиления внимания к развивающей системе обучения и воспитания. В этих условиях остро встает вопрос об усвоении знаний, получаемых в школе, об улучшении их качества. Освоить программу по истории, имея два часа в неделю, сложно. Ведь важно предусмотреть, чтобы образовательное поле, включающее воспитательный сектор, обеспечивало целостную картину мирового исторического и культурного опыта, на который опирается развитие ученика
Методы и формы работы на уроках истории.
Работу по гражданско-патриотическому воспитанию я осуществляю целенаправленно и систематически, что способствует формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Считаю, что моя работа пройдет успешно и результативно, так как я использую и традиционные формы проведения уроков и практические, учитывая возрастные особенности учащихся.Для лучшего осмысления учениками событий истории, деятельности людей, для лучшего понимания ценности единства народа, его патриотизма и гражданского долга в своей работе я использую:
- проблемно-диалогическую технологию ведения урока, позволяющую удовлетворить потребность ребенка быть услышанным на уроке, дающую возможность сосредоточить мышление-поиск в нужном направлении, возможность включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, сопереживать происходящее;
- уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах;
- урок защиты реферата;
- уроки подготовки и заслушивания сообщений о личностях: героях, полководцах, правителях, общественных деятелях;
- приемы вовлечения детей в творческую деятельность, позволяющие заинтересовать конкретным результатом: создание плаката, стенда, проекта
Я применяю разнообразные формы и методы работы в соответствии с содержанием учебного материала, стремясь развивать творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Стараюсь создавать комфортную атмосферу для творческого и человеческого общения.
А теперь мне хотелось бы поговорить подробнее о формах уроков, которые я использую в своей практической деятельности.
Так, в 5 — 6 классах чаще, чем в других классах провожу уроки в форме игры (особенно на обобщающем уроке) или использую на уроке игровые ситуации.
По моим наблюдениям, дети 11 - 12 лет с удовольствием работают с дополнительной литературой, самостоятельно приносят на уроки энциклопедии, справочники, книги, содержащие материал, дополняющий текст учебника. Ребята охотно делятся информацией с одноклассниками, любят рисовать, выражая в рисунке свои впечатления о прочитанном материале, подбирают материал о деятелях культуры, художниках и писателях. Примером служит урок в 6 классе по теме «Культура Руси Х — начало ХIII в в.
6 класс
ТЕМА: ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ
ЦЕЛЬ: дать представление о восточных славянах, как наших предках
ЗАДАЧИ:
сформировать у учеников общее представление о предках славян, расселением их племен, соседей в древности;
развивать умения составлять рассказ, логическое мышление, умение работать с историческими источниками;
воспитывать гражданско-патриотические чувства, чувства взаимопонимания, взаимоуважения.
ХОД УРОКА
I. Организация внимания.
II. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа.
Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну – РОССИЮ.
С историей России мы соприкасаемся почти ежедневно: у стен древней крепости, старинного дома или памятников, поставленных в честь прошедших событий и героев войн. История находит отражение в народных песнях и сказках, названиях городов, сел и улиц, именах и фамилиях. Но прежде чем изучать историю нашей страны, мне хотелось бы узнать, что для каждого из вас обозначает слово – Родина?
– А знаете ли вы как называли наших предков?
2. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы узнали о том, как называли наших предков, где они жили и чем занимались.
3. Работа в тетради.
– Откройте тетради и запишите тему и план нашего урока.
Тема: Восточные славяне в древности.
План:
Далекие предки славян.
Религия восточных славян.
Славянские племена и их соседи.
4. Рассказ учителя о племенах восточных славян.
5. Словарная работа.
Славянская языковая семья,
индоевропейская группа народов,
праславяне,
подсечное земледелие,
род,
родовая община,
племя,
союзы племен,
язычество.
– Внимательно посмотрите на доску, это слова, которые мы будем использовать на нашем уроке.
– Значение каких слов вам известны?
/п.о. – род, родовая община, племя, союзы племен/
(Дети дают определения этим словам.)
6. Словарная работа по учебнику
– Откройте учебник на с. 7 и попробуйте самостоятельно дать определения словосочетаниям:
славянская языковая семья,
индоевропейская группа народов.
/Дети читают определения и пытаются их пересказать./
Закрепление проводится по рабочим тетрадям В.В. Артемова с. 5 № 1.
Вычеркнете в первом и во втором списках по 2 названия, выпадающих из соответствующей каждому списку логики. После каждого списка напишите названия языковых групп, к которым относятся указанные народы:
1) словаки, русские, сербы, болгары, датчане, украинцы, французы, хорваты, белорусы, поляки ___________________ .
2) англичане, болгары, иранцы, русские, вьетнамцы, немцы, французы, испанцы, узбеки, таджики ____________________ .
– Определения другим словам мы дадим работая в группах.
III. Физминутка.
7. Работа в группах.
– Ребята, сейчас мы представим, что наш класс состоит из трех групп:
I группа – это писатели, они будут составлять рассказ о занятиях крестьян по картине “Славянский поселок”, и они же дадут определение словосочетанию “подсечное земледелие”.
II группа – это географы, они нанесут на контурную карту поселения славянских племен и дадут определение слову “праславяне”.
III группа – это историки, они будут изучать религию восточных славян, расскажут нам о славянских праздниках и дадут определение слову “язычество”.
/На работу в группах дается 10 минут. Ребята работают в сотрудничестве друг с другом и с учителем./
После подготовительной работы группы отчитываются.
8. Отчет рабочих групп.
9. Игра “Угадай соседа”.
/Перед началом урока учитель расклеивает по всему кабинету карточки с названиями соседских племен восточных славян
– Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите вокруг себя, вы видите наклеенные по классу таблички с названиями соседствующих племен восточных славян.
Откройте карту в учебнике на с. 309. Вам надо подойти взять карточку, посмотреть на карту в учебнике, где располагается этот сосед, а затем подойти к доске и правильно наклеить карточку, висящую на доске.
м.и. – Перечислите соседей восточных славян.
10. Элемент регионального компонента.
– Ребята, посмотрите на карту. В этом месте находится территория нашего края.
– Какие племена проживали на этой территории в древности?
Были на этой территории поселения славян?
– А кто знает, когда впервые русское население поселилось на территории края?
IV. Итог урока:
1. Игра “Вопрос-ответ”.
На доске прикреплены карточки с вопросами. Если правильно отвечаешь на вопрос, карточка переворачивается и получается слово МОЛОДЦЫ!
Вопросы на карточках:
Как называли наших предков?
Что такое подсечное земледелие?
Перечислите занятия славян.
Что такое язычество?
Перечислите религиозные праздники славян.
Покажите на карте племена восточных славян.
Покажите на карте соседей восточных славян.
Какие народы проживали на территории нашего края в древности?
2. Оценивание.
3. Домашние задание.
Например, учащиеся любят зашифровывать имена великих князей.
При каком князе произошло крещение Руси? АДМИРВЛИ
Ответ: Владимир
Одним из самых популярных заданий являются кроссворды. Учащимся интересно и решать кроссворды и составлять их.
Подобные задания можно давать на обобщающих уроках. Примерно такой кроссворд составляют учащиеся 8 класса, сами формируют вопросы «Герои войны 1812 года».
Нравится обучающимся и решать матрицу.
Ш | А | С | У | Н | Е | В | С | |
Д | О | К | О | В | О | Р | О | К |
М | Н | С | В | К | У | Р | В | И |
И | Н | К | О | Й | Й | И | Н | Й |
П | И | Н | С | К | И | А | Н | Ы |
О | Ж | А | Р | Р | О | М | О | В |
Задание: найдите и выделите в матрице следующие имена собственные:
1. флотоводец
2. полководец
Выше были рассмотрены только 3 типа заданий, которые позволяют разнообразить индивидуальную и групповую работу в классе. Применяю использование анаграмм, т.е слов, образованных путем перестановки букв. Различаются два типа учебных анаграмм:
Одни представляют собой случайную перестановку букв в термине или имени исторического персонажа;
Другие же составлены таким образом, что напоминают реальное, но не относящиеся к теме слово.
Немое кино.
Удачным приёмом для знакомства с историческими личностями является так называемое озвучивание кадров «немого кино» Предварительно хорошо изучается данная тема . Учащиеся просматривают художественный фильм. В наиболее значимом по сюжету отрывке фильма выключается звук. Учащиеся должны представить и исполнить то, что говорят герои фильма. Этот приём помогает эмоционально представить характер и ситуацию в которой оказался данный герой, такая методика очень нравится детям.
Игровые формы работы
Кинофрагменты.
Такая форма проведения урока оказывает неизгладимые впечатления в сердца детей. Обычно обучающиеся очень хорошо воспринимают фильмы, воспитательное значение его велико и после просмотра, ответив на поставленные вопросы, необходимо подвести итог.
Технологический приём «вживание в образ».
Для более полного и эмоционального восприятия качеств личности детьми я использую этот приём. Вживание в образ возможно в различных вариантах:
- С помощью исторического документа;
- С использованием визуальных источников;
- Озвучивание кадров немого кино;
-Через личные высказывания героев;
- Методом ролевой игры.
Работа с историческими источниками учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию, подмечать черты отдаленной исторической эпохи. Самостоятельный анализ исторических источников требует от школьников поиска и критического осмысления информации, способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской деятельности.
Например:
« … первые над гробом святого Сергия поцеловали крест в том, чтобы сидеть в осаде без измены. Все люди ратные и монастырские следовали их примеру в духе любви и братства, ободряли друг друга и с ревностью готовились к трапезе кровопролитной, пить чашу смертную за отечество…»
«… Святой Сергий охрабрил и невежд; без лат и , без навыка и знания ратного, они шли на волков опытных, доспешных, и побеждали.»
Учащиеся по этому документу должны сами сформулировать вопросы( например, какую роль сыграл Сергий Радонежский в поднятии духа осаждённых?)
Привлекая учащихся к организации презентаций, компьютерных мини-музеев, виртуальных экскурсий и т.д., к подбору графических изображений при изучении определенной исторической темы, учитель не только способствует развитию предметной компетентности, но и формирует социально значимые умения и навыки, развивает способности учащихся, создает для них ситуацию успеха. Источник должен быть доступным и достаточно ярким по содержанию, максимально соответствовать поставленной цели, проблемному вопросу, теме урока.
На уроках можно использовать и другие формы работы:
Визуальные источники.
На каждом уроке стараюсь использовать визуальные источники (картины, рисунки, фотографии…), которые имеют целью создать зрительный образ, что является основой изучения материала.
Изображение – фактор мотивации обучения и важнейшее обучающее средство. В учебной деятельности картина, рисунок, плакат, карикатура, как и любой другой вид источников выступают носителями новых исторических знаний. Помимо этого, они выполняют функцию иллюстрирования теоретического материала, актуализации знаний, их закрепления и проверки, формируют эмоциональный компонент процесса обучения. Активное включение изобразительных материалов в процессе обучения обеспечивают современные компьютерные технологии.
Ученикам старших классов можно предложить темы для защиты защиты рефератов: «Блокада Ленинграда», «Великая битва на Волге», «Операция «Эдельвейс», «Тыл в годы Великой Отечественной войны», «Мои земляки – участники Великой Отечественной войны». Выбор тем осознан. Ученики стремятся осмыслить подвиг советского народа, поставить себя на место молодого человека, который сразу после школы ушел на фронт. Наследие Великой Победы - это живая социальная связь прошлого и настоящего
Вся наша русская история дает богатейший материал для воспитания чувства любви к Отечеству. Я хочу привести примеры из своей педагогической практики как этого добиться на примере изучения личностей Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Невского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Ивана Сусанина, героев Отечественной воны 1812 года, героев Великой Отечественной войны и наших современников…
6 классе при изучении темы «Татаро-монгольское иго» и, в частности, Куликовской битвы все уроки пронизаны чувством глубокой преданности своей Родин, делу служения Отечеству. Русь XIV столетия была переполнена политическими интригами, предательствами, ложью, завистью, страхом. Почти все церковные писатели этого времени не жалели сил для обличения людских пороков. Однако их проповеди слышали единицы. Нужно было совершать подвиг, стать примером для людей - только тогда за тобой пошли бы тысячи, десятки тысяч. Таким человеком, готовым на подвиг, удивительно – чистым, смиренным, устремленным к Богу, был Сергий Радонежский.
Биографию Сергия Радонежского учащиеся находят в различных источниках самостоятельно дома. На уроке обязательно рассматривается репродукция картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Учащиеся анализируют картину: Кто изображен? Что можно сказать об отношениях между ними? Далее следует показ икон с изображением Сергия Радонежского. В чем сила этого духовника Земли русской? Своим примером непрестанного труда и молитвы, он снискал Божью благодать.
Слава о Сергии и его монастыре разнеслась по Руси, к нему шел беспрерывный людской поток, он стал утешением для многих обездоленных и отчаявшихся.
Сергий Радонежский благословляет Князя Дмитрия Ивановича на борьбу с татаро-монголами на поле Куликовом. В 1392г Сергий Радонежский умер, но его ученики создали несколько десятков монастырей по всей России. Вскоре он был канонизирован.
Почему сегодня, спустя более 600 лет русский народ потерял какое-то особенно трогательное, внимательное и серьёзное отношение к Сергею Радонежскому. Мы оглядываемся на эту фигуру, как бы вопрошая о правильности выбранного пути, мы ищем в Сергии поддержку и успокоение.
Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как проходил прогресс, какие яркие личности жили в это время. И я продолжаю свой рассказ о настоящем патриоте своей Родины - князе Дмитрии Ивановиче, за победу в Куликовской битве, прозванным Донским.
В теме «Россия на рубеже XV/-XVII вв..» урок «Смута в Российском государстве» в7 классе посвящен трагическим событиям Смутного времени в начале XVII века. Кризис общества и государства, Россия на краю потери независимости, явление самозванства на Руси — эти проблемы являются довольно сложными для школьников, поэтому важны глубокая проработка вопросов мировоззренческого характера и тщательный подход к их раскрытию. Следовательно, воспитательная цель урока заключается в том, чтобы показать, как складывались условия для проявления патриотизма народа в деле спасения Родины, какие трудности приходилось преодолевать, чтобы разобраться в сложной ситуации Смутного времени. Получение знаний о причинах самозванства, событиях, происходивших при вторжении польских и шведских феодалов в Россию, подводит учеников к осмыслению значения подвига защитников Смоленска, восхищению мужеством осажденных в Троицком монастыре, необходимости создания народного ополчения Минина и Пожарского, изгнания захватчиков.
Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма.
Этому способствует применение таких методов, как обсуждение, работа с источниками, включение в урок отрывков из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», обращение к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».
Важно помочь учащимся осознать, что в годы лихолетья именно перед народом встает выбор — либо пасть под ударами врага, либо встать с колен и начать спасение Отечества; они понимают, что подъем патриотического движения и рост национального самосознания происходят не всегда просто и быстро.
При работе в группе с дополнительными историческими материалами, грамотой Дионисия и речью Кузьмы Минина учащиеся находят и выделяют патриотические идеи: «Польские люди умыслили Московское царство разорить, обороняйте его всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей»; «Не за свой город, не за Нижний один, а за все государство Московское подымать надо ополчение»; «Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю!».
Школьники подводятся к пониманию того, что только единые, коллективные усилия народа, его самоотречение, готовность человека пожертвовать многим, в том числе своей жизнью, позволяют добиться в такие моменты спасения Отечества.
Глубже понять и прочувствовать подобные нюансы помогает ознакомление учащихся с историческими персоналиями того времени. Учащиеся готовят сообщения о понравившемся им историческом деятеле. Знакомятся с трагедией «Царь Борис» А.К.Толстого. Возможно написание мини сочинения, эссе по данной тематике.
В 7 классе также изучается тема: Второе ополчение. Освобождение Москвы. Воспитательной целью урока является знакомство учащихся с выдающимися патриотами России на примере К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина. Главная идея урока – борьба за независимость Родины. Всенародное патриотическое движение развернулось по России. Все это укрепляло в народе чувство гордости за страну, воспитывало патриотизм, формировало национальное достоинство и национальное самосознание русского народа.
Для более прочного запоминания и усвоения деятельности этих людей можно составить опорные схемы. Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о деятельности К. Минина, Д. Пожарского и И. Сусанина, и по ходу их повествования составляются схемы:
Кузьма Минин Дмитрий Пожарский Иван Сусанин
Нижний Новгород Москва Кострома
Земский староста Князь Крестьянин
Инициатор создания Возглавил второе Завел поляков
второго ополчения ополчение в дебри
Сбор средств и Освобождение Москвы Погиб, но и врагов
Пожертвований от поляков погубил
1812 г. Памятник Минину и Пожарскому Опера М.Глинки
Скульптор И.П. Мартос «Жизнь за царя»
«Гражданину Минину и князю
Пожарскому благодарная Россия».
8 класс. Тема: Отечественная война 1812г.
1812 год был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания. Итоги кампании 1812 года во многом определили на целое столетие развитие российской истории. Участники событий 1812- это наши предки, которые поднялись на защиту Родины, и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе дошла до нас, и не может быть предана забвению.
Учащиеся создают презентацию и демонстрируют на уроке портреты героев-участников войны 1812 г.
Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается грамзаписью оперы Глинки “ Иван Сусанин ” - арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа – финала оперы со знаменитым хором “ Славься ” и звоном колоколов.
В 9 классе я практикую проведение более сложных видов работ, которые способствуют развитию познавательной , активности и формированию патриотических чувств. Например, таких, как урок решения проблемных задач.
В основе этих методов лежит принцип коллективного обсуждения вопросов и проблем, таких какие занятия призваны обеспечить развитие творческого мышления. Учащиеся приобретают опыт выступлений в роли оппонента. Ребята отстаивают свою точку зрения, привлекая дополнительный материал.
На уроке “Движение декабристов” красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Ребята выступают с сообщениями о Трубецком, Волконском, Никите Муравьеве, Оболенском и др.. Используются отрывки из поэмы Некрасова “Русские женщины”, “Послание в Сибирь” Пушкина. Но особое внимание я уделяю подвигу жен декабристов, их удивительному мужеству. Показываю портреты жен декабристов, рассказываю об их удивительной судьбе, достойной восхищения. На уроке инсценируется отрывок из “Русских женщин”- встреча Трубецкой с иркутским генералом – губернатором. Эту тему можно продолжить и во внеклассной работе, проводя вечер, посвященный декабристам, где, помимо стихов, будут звучать и романсы в исполнении учащихся.
Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.
Список
Ежегодных общешкольных мероприятий, проведённых в школе в рамках патриотического воспитания учащихся
в 2017-2020 г
№ | Мероприятие | Дата проведения |
1 | «День народного единства» | ноябрь |
2 3 | «Конституция – основной закон страны», торжественное мероприятие ко Дню Конституции «День героев Отечества» | декабрь |
4 5 | «Блокада Ленинграда» «Холокост» | январь |
6 | «Афганистан болит в моей душе» | февраль |
7 | «Гагаринский урок» | апрель |
8 | Урок Мужества «Памяти павших- будьте достойны!» | май |
Список
Акций, проведённых в школе в рамках патриотического воспитания учащихся
в 2017-2020 г
№ | Мероприятие | Дата проведения |
1 | «Чистое село- красивое село» | октябрь-ноябрь |
2 | «Добрые уроки» | октябрь |
3 | «Молодежь выбирает жизнь» | ноябрь |
4 | «Мы видим сердцем» | ноябрь |
5 | «Осенняя неделя добра» | ноябрь |
6 | «Обелиск» | апрель-май |
7 | «Космос с РДШ» | апрель |
8 | «Весенняя неделя добра» | апрель-май |
9 | «Георгиевская ленточка» | май |
10 | «Бессмертный полк» | Май |
III. Результативность гражданско-патриотического воспитания школьников.
Продуктивность деятельности гражданско-патриотической направленности выражается в предметно-практических достижениях подростка.
Для определения результативности работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся необходимо опираться на показатели:
- оценка качества обучения детей истории, обществознания, права и экономики;
- уровень вовлеченности учеников в исследовательскую, познавательную и творческую деятельность при изучении истории, обществознания и права и результаты этой деятельности;
- уровень активности учеников во внеурочной деятельности и ее результаты;
- выводы, сформулированные учениками после глубокого исследования и изучения событий истории России и истории родного края, деятельности исторических личностей, государственной символики, законов, прав человека и т. д.;
- результаты наблюдений, тестирования или анкетирования школьников.
Качество знаний и успеваемость учеников в гг.
Качество знаний по истории, обществознании,
успеваемость: 100%
Признаками высокого уровня овладения подростком личностным опытом патриотической деятельности авторы считают следующие:
- эмоциональное выражение патриотических чувств, любовь к Родине в реальном поведении;
- переживания по поводу явлений патриотического характера как особая эмоциональная деятельность большой напряженности и нередко продуктивности, способствующая перестройке внутреннего мира подростка и обретению необходимого равновесия в отношении к истории и культуре своей страны;
- заинтересованное отношение к возможности быть полезным в подготовке и проведении акций и дел патриотической направленности;
- сформированный опыт выражения собственного отношения к явлениям патриотического характера, а также к традициям и содержанию отечественной культуры;
- позиция "Я горжусь культурой и историей нашей страны";
- осознанное стремление участвовать в различных мероприятиях патриотического характера (акциях, КТД, встречах, классных часах);
- проявление инициативы в мероприятиях патриотической направленности, их личностная значимость для учащихся;
- стремление стать полезным своей стране, своему близкому и далекому окружению;
- в деятельности патриотического характера способность к присвоению ценностей и смыслов служения Отечеству; проявление ответственности, самостоятельности, творческой инициативы в делах патриотического характера;
- выбор позиции "Я готов, настроен и могу действовать на благо своей страны".
Данную методику тестирования, направленную на выявление гражданской позиции и патриотических чувств школьников, можно перерабатывать, дополнять и применять на практике.
Результаты диагностики качества гражданско-патриотического воспитания с помощью методики тестирования для учащихся.
Тестирование проводилось в 8 классе и в 9 классе. Цель тестирования: выявить, насколько школьники осознают смысл своего участия в мероприятиях, акциях гражданско-патриотического характера, и продуктивность этой деятельности, выражаемой в предметно-практических достижениях подростка.
Результаты обработки тестового материала показали, что активную гражданскую позицию занимают 70% школьников, пассивную – 30%.
Надо отметить повышение интереса учащихся к исследовательским видам деятельности, требующим самостоятельного и глубокого изучения истории страны, родного края, своей семьи. Растет число детей, которые стремятся принимать участие в различных мероприятиях, требующих личностного самовыражения, проявления способностей, умений и знаний. Повысилась активность детей в различных делах школьной жизни и во внешкольных мероприятиях. Наблюдения показали, что среди учащихся, проявляющих интерес к истории, к творчеству, к стремлению достичь успеха в учении собственными усилиями и волей появились такие, которые сначала не проявляли данные качества. В ответах на вопросы теста, в своих собственных выводах и суждениях на патриотические темы, на отношение к гражданскому долгу значительнаячасть школьников демонстрирует достаточно высокий уровень зрелости. Можно отметить уменьшение количества негативных проявлений в поведении учащихся.
Заключение.
Проблема воспитания гражданственности и патриотизма, становления и развития личности является важнейшей составляющей общенациональной идеи, системы формирования и развития духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Идея воспитания гражданственности и патриотизма у школьников не нова, но очень актуальна в современной России.
Над темой гражданско-патриотического воспитания трудились известные отечественные педагоги прошлых лет и современности.
Воспитание гражданственности и патриотизма это процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, становления учащихся гражданами.
Только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.
Осуществление задач гражданского воспитания требует активной гражданской позиции со стороны учителя.
Определить результаты гражданского и патриотического воспитания довольно сложно.
Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.
Список использованной литературы.
1. "Воспитание гражданина". М. Просвещение. 2015.
2. "Родина в сердце". М. 2015.
3. "Воспитание гражданина". Публикация в разделе «Актуальные проблемы образования». / Воспитание школьников. №7 2011./
4. Вырщиков патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. М. Планета. 2010.
5. "Книга о российском патриотизме". Рецензия. / Воспитание школьников. №1 2011./
6. «Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия». /Преподавание истории в школе. №7. 2007 г./
7 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2012.
8 Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2011.
9 Кусмарцев служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования. Научное издание. М. НП ИПД Авторское перо. 2005.
10 "Способы оценки качества патриотического воспитания подростков" /Воспитание школьников" №3. 2011/.
11. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Сост. . - Мн. Современное слово. 2005.
12. Метлик ядро гражданского воспитания школьников. /Воспитание школьников. №8 2011./
13. Детское движение как фактор гражданско-патриотического воспитания школьников. /Воспитание школьников. №6 2007/.
14 . «История России. Толерантность и патриотизм». Вологда. 2006 г.
15. Гражданско-правовое воспитание школьников. Материалы ежегодной областной акции «Я-гражданин Российской Федерации».
16. «О патриотизме и воспитании патриота». «Школьный музей в системе патриотического воспитания». /Воспитание школьников. №1 2011 г./
17. Электронные ресурсы. «Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования».