Урок истории в 5 классе «Греческие колонии в Причерноморье и их соседи»

2
0
Материал опубликован 13 April 2022

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа селения Цалык» Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания.



ОТКРЫТЫЙ УРОК В 5 КЛАССЕ.

t1649855408aa.gif

t1649855408ab.jpgt1649855408ac.png






                            Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ с. ЦАЛЫК

Сабаткоева Светлана Таймуразовна.

sabatkoeva@list.ru





2019 год










t1649855408ad.gif



t1649855408ae.gif



Предмет История



Тема урока

«Греческие колонии в Причерноморье и их соседи»



Цели урока:




Образовательная: дать представление о причинах и последствиях греческой колонизации. Объяснять значение понятий: полис, демократия, колонизация, метрополия. проконтролировать степень усвоения знаний по теме.

Развивающая : развить умение применять полученные знания, продолжить формирование навыка выполнения проблемного задании, исследовательских проектов. сформировать умения использовать текст исторического источника при ответе на вопросы по изучаемой теме; развивать навыки чтения исторической карты и работы с контурной картой.

Метапредметные  развитие речи; формирование умения обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности;

\Выяснить причины и значение великой греческой колонизации и складывание их отношений со скифами .

Расширение понятийной базы за счет включения в неновых элементов



Задачи урока:




создать условия для определения причин колонизации, развития умений характеризовать основные направления колонизации, выделить факторы, определившие деятельность греков в каждом направлении, определять характер взаимоотношений эллинов с местными жителями, взаимное влияние этих контактов; раскрывать

;формированию навыков работы с картой, учебником.



Планируемые образовательные результаты



Предметные


Метапредметные

Личностные



- Использовать историческую карту как источник информации о греческой колонизации. Раскрыть характерные черты форм государственного устройства древних обществ с использованием понятий: полис, метрополия, колония,



- Использовать историческую карту как источник информации о греческой колонизации.

-Раскрыть характерные существенные черты форм государственного устройства древних обществ с использованием понятий: полис, метрополия, колония.

- Дать характеристику общественного строя древних государств


Выработают устойчивый познавательный интерес, мотив. Получат возможность для формирования выраженной це лесообразной учебно-познаватель

ной мотивации и интереса к обучению. Осмыслят важность изучения выражать свое к роли истории в человеческого общества.




УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ УРОКА



Форма проведения урока

Урок – исследование с элементами игровой технологии

Методы и приёмы:




Словарь:


Херсонес,Ольвия,Пантикапей - греческие колонии Колония - места поселения на чужой территории. Метрополия- в Древней Греции город, основывавший колонию, по отношению к этой колонии являлся метрополией (материнским городом) Флотилия - торговые и военные корабли

Словесный (рассказ учителя, беседа, сообщения учащихся) с использованием мультемедийной программы: - наглядный, слайды - игровой - частично-поисковой



План урока.


Организационный этап. Актуализация знаний; Причины греческой колонизации *Местоположение греческих колоний. * Скифы *Процессуальный: постановка цели и задач урока. * Проблемная ситуация Жизнь в греческих колониях, их взаимоотношения с соседями». * Занятия греков и скифов. *Культура : взаимное влияние * рефлексия Итог урока *Постановка домашнего задания










Действия учителя



Действия учеников


I. Мотивационно-целевой

Цели:



Ввод в затруднение через сложное для ученика учебное действие





Слайд 1

t1649855408af.jpg

Слайд 2
























Актуализация знаний ;








Вступительное слово учителя ( организационный момент Здравствуйте. ребята. Друг га друга посмотрите. Улыбнитесь и настраивайтесь на работу. Садитесь ,пожалуйста. Сегодня у нас групповая работа: делимся добровольно. Команды « Скифы» и «Греки»

-Скажите, пожалуйста. Как называются учёные. с помощью которых мы знаем весь этот материал. Археологи находят тысячи древнегреческих и скифских предметов на берегах Средиземного и Черного морей. В Южной Италии открыты целые поселения и города. На территории современных городов России и Украины (Севастополь, Херсонес, Керчь и др.) сохранились развалины древних городов, монеты, предметы быта. Какие занятия существовали у людей в древнейГреции? - обсудите эту задачу в командах « Греки», « Скифы» Вводит учащихся в затруднение с помощью подводящего диалога. Предлагает учебно-практическую задачу. Мы с вами знаем, что в VIII веке до н.э. в Греции возникали города-государства –полисы , которые успешно развивались. Внимание, ребята. у нас гостья

.



Вспомни­те, какие природ­ные условия были в Древ­ней Греции?

В VI-Vвв. до н.э почти во всех греческих городах образовались самостоятельные города – государства .

А как называлось население полиса?













А сегодня какое слово к нам пришло из древней Греции?

Сравним два мнения:

1) «Греки так гордились своей родиной и презирали варваров, что, наверное, никуда не уезжали из своих полисов»;

2) «Сократ шутливо говорил, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота». Кто прав ?

Как вы думаете, они дружили? Ребята, о чём мы сегодня будем говорить , Слушайте внимательно. Работайте и определите, пожалуйста , тему урока - ребята, сформулируйте тему нашего урока

Слушают учителя,









Решают поставленную задачу.

















Ребята сообщают информацию: на­зывают земледелие, ско­товодство, охоту, рыб­ную ловлю, ремесло, собирательство, тор­говлю



Под музыку выходит богиня Клио: Физминутка - методика «Настроение».

-Здравствуйте, ребята!

Подарили улыбки друг другу?. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало. Послана богом, на землю средь страстей бессмертных, Муза античная, Клио, рожденная Зевсом.

Чтимая всеми богами - жильцами Олимпа.

Сегодня пред вами предстала она Клио и греки рассказывают о скалистых почвах. Об оливковом дереве,

Город – государство - полис

Население делилось на знать – аристократы и простой народ- демос

Демократия – политический режим, выражающий власть народа.

задумываются над высказыванием Сократа. Рассматривают карту «Образование Греческой колонии в VIII – VI в. До н.э.».

Клио Закройте глаза.. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).




t1649855408ag.gift1649855408ah.gif









Слайды 2 3.4. На слайде — карта Балканского полуострова











II. Процессуальный:

Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи) Решение учебной задачи (проблемной задачи)





Проблемная ситуация





t1649855408ai.gifСлайд 6.



















Работа с исторической картой.





















Терминология












































Продолжение проблемной ситуации







































Сценка





































































(По материалам Годер Г.И.  Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. — М., 1985.)

t1649855408aj.gifСл Работа с исторической картой.

айд 8

t1649855408ak.gifНа прошлых уроках мы вели разговор о Древней Греции и ее жителях Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя – результат

Команды. Внимание! Будем дружно собирать информацию .

Учитель ставит проблемный вопрос:



Послушайте басню Гесиода, писавшего об этой борьбе в полисах у древних греков

Учитель: как вы поняли смысл этой басни?

Да, борьба в полисах заставляла многих греков покидать свою Родину. В те времена, когда в Греции возникали города-государства-полисы, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Как вы думаете, почему? В ходе урока мы составим план урока и определим ее тему. пожалуйста . план урока ?

 Пожалуйста, прочитайте текст пункта 1 (номер параграфа зави­сит от используемого учебника) и попробуйте определить, почему греки покидали свои полисы. Названые причины необходимо записать в тетрадь. Уезжали греки по разным причинам (Черноморское побережье) В VIII- VI вв до н э в полисах началась ожесточённая борьба между знатью и демосом, хлеба не хватало , страна жила бедно и люди стали уезжать в разных направлениях , выбирая поселения у морей. А теперь откройте атласы и обратите внимание на название карты - греческие колонии.

Метоположение греческих колоний. Учитель показывает на карте огромное водное пространство и предлагает учащимся определить, куда же направляет корабли греков бог Посейдон.



Учащиеся вместе с учителем работают с картой. Греки на своих кораблях отправлялись на запад и достигали берегов Италии, очертания которой похожи на сапог. Это Апенниский полуостров. На юге греки колонизировали северное побережьеАфрики На востоке - Малую Азию.На северо-востоке – побережье Черного моря.

Вспомните, что такое колония? - Какой народ древнего Востока основывал колонии и с какой целью? Работа с презентацией и учебником (п.1) Работа по п. 2 и выполнение задания №25 стр.19 рабочей тетради Работа по п.3

Учитель предлагает ответить на вопросы: Что такое колония? Колонизация ?

- Как складывались отношения греков с соседними народами, проживающими рядом с их полисами? В Греции было мало почв, пригодных для земледелия, не хватало продуктов питания, велась борьба между демосом и знатью - все это заставило греков осваивать новые земли – Тысячи греков уезжали за море, переселялись в другие страны. Учитель создает проблемную ситуацию: что толкало людей на переселение, заставляло бросить родной дом и переселиться в дальние неведомые страны? Причины древнегреческой колонизации изучаются на основе создания учителем образов жителей Афин



Таврида, Таврика, Таврия- земля. Куда прибыли многие греки -название Крымского полуострова у древних греков и римлян по имени обитавшего на его территории с I тысячелетия до н. э. племени тавров.

Тавры - так называли древние греки племена проживающие на этих берегах.

Учитель: По одной из версий, это наименование происходит от древнегреческого слова "тавр" - бык. Вполне возможно, что самоназвание тавров было просто схоже по звучанию с этим греческим словом. И уже потом появилась легенда о боге Дионисе, который, взяв пару быков, вспахал здешнюю землю, и от этих быков получил имя местный народ.

В русских источниках, начиная с XVIII века, Крым именовался Тавридой, отсюда название - Таврическая губерния, в которую, помимо полуострова, входила часть южной Украины. Это название просуществовало до 1918 года.

.Вы поняли,  почему в степях Северного Причерноморья археологи находят предметы греческого ремесла?

Представьте себе, что мы достигли цели своего путешествия. Мы в Афинах. Здесь в порту собралось несколько сотен отъезжающих. Учитель предлагает ученикам внимательно послушать ихразговор и определить, кто и почему покидает Афины.

Греки, собравшиеся в порту, знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым покидают родину.

1 ученик «Я бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю.



Но что толку! Участок мой высох в горах, земли в долине захватила знать. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине я найду свое счастье».

Ученик 2 «У меня дела похуже твоих. Как поставили мне на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю: не стать бы рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!» Тут к разговаривающим крестьянам подходят двое хорошо одетых греков.

Ученик 1 «Кто вы такие? Не похоже, чтобы голод или долги гнали вас из дому».

Ученик 3 «Вы угадали. Я торговец и живу здесь в Коринфе. Верные люди рассказали, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: расписные вазы, шерстяные ткани, вино и оливковое масло. Я поплыву с вами, морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит меня».

Ученик 4. В разговор вмешиваются два брата: «Мы ткачи-ремесленники» «Прежде жившие на одном из островов Эгейского моря.»

Ученик 5 «Нам пришлось навсегда покинуть родной город, мы подняли демос на борьбу против знати. «Началось восстание, но аристократы одержали верх, на первом же корабле мы бежали».

Ученик 1 Один из присутствующих хмуро молчал и не вмешивался в разговор.

«Кто ты? - По твоей одежде и виду ты принадлежишь к знати. Что заставило тебя присоединиться к отъезжающим?»

Учение 3 «Вы не ошиблись. Я происхожу из древнего знатного рода.. Но однажды ночью мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».

Их объединяли: язык, обычаи, древние сказания, религия, единая письменность, образ жизни. И приплыли они в Крым… а там кто то жил ?

Так как же мы сформируем тему нашего сегодняшнего урока? Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему.

Казалось, что большая часть населения Греции стремилась уехать за пределы Родины. Неко­торые исследователи называют цифру 1,2 миллиона человек за всю эпоху. И сегодня мы попробуем найти ответ на вопрос, почему происходило это переселение и к каким результатам привело

От каких порядков могли отказаться колонисты, а какие порядки сохранить?

Можно указать, что судей и жрецов выбирало народное собрание Рассмотрите иллюстрациюи опишите место расположения будущего города. Какие здания строили колонисты кроме жилищ?

Посмотрите внимательно на карту. В начале урока прозвучали слова Аристофана «греки расселись вокруг Средиземноморья, как лягушки вокруг болота». Как вы думаете, эти слова справедливы?

Как вы думаете, какое место могли выбрать переселенцы для своего города?

Но построить город было недостаточно. В этом городе люди пытались установить свои порядки.

t1649855408al.gifКак вы думаете, колонисты все делали так же, как в родном полисе? Ответ обоснуйте. Слайд 9 Как же дальше складывались отношения греков со скифами?

Первыми жителями их необитаемой страны был Таргитай - сын Зевса и дочери реки \



Борисфены. У них было 3 сына: Липоксай, Арпоксай и Колоксай. В их царствование на землю упали золотые вещи: плуг, секира и чаша. Сыновья по очереди подходили к ним и они загорались. В итоге, скифы разделились на 3 племени: царские, жрецы и землепашцы.

Скифами их прозвали греки, а сами они себя называли сколотами. Сравним два мнения:

1) «Греки так гордились своей родиной и презирали варваров, что, наверное, никуда не уезжали из своих полисов»;

2) «Сократ шутливо говорил, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота».Слайды 10.11

t1649855408am.jpg

Много греческих поселении было расположено на берегах Черного моря. Посмотрите внимательно на карту

А какя форма правления была в колониях?

Что ещё вы еще знаете о скифах, ребята, ведь в 4 классе мы проходили по Истории Осетии этот материал ?

- военные обычаи;

- как жили скифы (они кочевали, поэтому у них не было ни городов, ни укреплений);

- реки - Истр с притоками, Пирас, Гипаник, Борисфен, Герр и Танаис;

- раз в год каждый правитель приготовляет сосуд для смешивания вина. Из него пьют только те, кто убил врага. - у скифов много предсказателей, гадают на ивовых прутьях



t1649855408an.jpg

Слайл 12



Как вы думаете, насколько тесно были связаны колонии Северного Причерноморья и балканская Греция? 



Как вы думаете, что позволяло грекам считать себя единым народом?

1. А что греки могли вывозить из колонии?

2. Как вы думаете, выгодно было торговать с колониями



Когда мы говорили о территории, выбранной для нового поселения, то не сказали о людях, живших здесь до прихода греков.  Как вы думаете, грекам нужны были соседи? Почему?

Что варвары могли дать грекам, и что греки могли дать варварам?

t1649855408ao.gif











Учитель; Какие выводы о взаимоотношениях греков и скифов мы можем сделать? Откройте, пожалуйста, учебники, внимательно читаем, пересказываем. К. что вы узнали о царевиче Скиле? Какова его судьба? А были у скифов образованные люди? А что больше всего ценили скифы?

Итак, вопросы вам, умникам и умницам « Скифам» и «Грекам»

t1649855408ap.pngt1649855408aq.jpg



« Скифы» Рассказ Геродота о Скиле - ценный исторический источник,

характеризующий контакты обитавших в 5 веке до н.э. на территории нашей родины скифов и греков

Геродот писал;

t1649855408ar.gifГеракл, гоня быков Гериона, прибыл в необитаемую тогда страну, её займут скифы. Здесь его застали холод и непогода. Закутавшись в свиную шкуру, он уснул, а в это время кони, которых он отпустил пастись, исчезли чудесным образом. Пробудившись, он стал их искать и пришёл на землю по имени Гилея. Там, в пещере, он нашёл некое существо смешанной природы - полудеву, полузмею и с удивлением спросил её о пропавших лошадях. В ответ девушка сказала, что не отдаст лошадей до тех пор, пока он её не полюбит. Геракл остался там. Через некоторое время она отдала их, сказав, что коней она возвращает, но теперь у неё трое сыновей от Геракла. «Что мне делать с ними?», - спросила она. Геракл ответил: «Когда увидишь, что сыновья мои выросли, отдай им два моих лука с висящими на них золотыми вещами. Кто их потянет - тому и достанутся, а третий пусть уйдёт. Звали их Агафирс, Гелон, а младшего Скиф.

От него и произошли царские скифы. В память о той золотой чаше скифы насилии в поясах золотую чашу. Мы . ребята , должны подвести итог нашего урока. Какова была тема? Можете ли вы сейчас ответить на вопрос; почему Геродот писал. Что греки расселились вокруг моря . как лягушки? Закрепим свои знания. Тесты ( ребятам по выбору)

1. На берегу, какого моря встретились скифы и греки?

а.) Средиземное

б.) Азовское

в.)Черное

2. Как относились греки к местному населению?

а) завоевали их

б) смешались с ними

в) не враждовали с ними

З.Как скифы относились к чужестранцам? а) не имели к ним никакого отношения

б) жили с ними дружно

в) торговали с ними, не мешали жить, но презирали их обычаи

4. Кто дал скифам их название?

а) греки

б) персы

в) Сами скифы

5. От кого произошли скифы по мифам?

а) от Зевса

б) из ребра Адама

в) от амазонок.

А теперь.так же .группами составляем Синквейн,пожалуйста.ребята.!

Рефлексия: Синквейн (составляют дети)

Скифы

гордые, сильные

Кочуют, торгуют, побеждают.

Нет им равных среди многих.

Воины.

Греки

Образованные, трудолюбивые.





Работают, торгуют, учатся.

Уважают законы и преклоняются перед богами Демократия

Скифы и греки

Дружные, красивые.

Мастерят, торгуют, побеждают

Друг друга уважают, но законы чужие презирают.

Соседи

Ребята ,что вы полезно для себя сегодня узнали?





Итак , ребята, мы разобрали тему?

Греки и скифы, каковы последствия их соседства ?

Расселились рядом со скифами на берегу черного моря.

старались жить мирно, но окружали свои поселения высокой крепостной стеной, торговали со скифами, почитали богов - строили храмы, гадали.

Различия

строили дома, дворцы, храмы любили весело поклоняться богам, изучают чужую культуру (Геродот)

Скифы произошли от Зевса и дочери Реки Борисфены от Геракла- их сына.

Скифы научили греков носить шаровары, меховые плащи, башмаки, меховые шапки с ушами, сапоги. Почитали богов, но по-своему. (Зевса, Геру - Афродиту, Ареса, Посейдона, Геракла - приносили им жертву) гадали. А Одита жили в войлочных юртах и кибитках суровы, воинственны, призирали чужие обычаи, не прощали измены.















Скифы почитали богов - Гестию, Зевса, Гею, Афродиту, Геракла и Ареса.? Аресу строили святилища и приносили жертву, душат поворотом палок, мясо всё кладут в желудок, варят на костях. «Бык варит себя сам». Внутренности и мясо посвящают









t1649855408as.jpg



Слайд 5.



ГРЕК: Басня о соловье и ястребе

- Вот что сказал однажды соловью пестроглазому ястреб, когти, вонзивши в него и неся его в тучах высоких. Жалко пищал соловей, пронзённый кривыми когтями. Тот же с властительной речью к нему обратился: - Что ты, несчастный, пищишь? Ведь намного я тебя сильнее

Как ты не пой, а тебя унесу я, куда мне угодно

И пообедать могу я тобой

И отпустить на свободу.

















После того как будут высказаны предположения, учитель просит обратиться к учебнику

В результате работы с текстом ученики должны назвать следующие причины:

1. Нехватка земли

2. Угроза голода

3. Угроза долгового
рабства

4. Стремление разбогатеть

5. Борьба демоса и аристократов.





Ученики могут назвать единый язык, традиции, религию





1. Ученики должны назвать зерно, рабов, шкуры животных, мед.

2. Вопрос о выгоде ученики должны
решить самостоятельно



t1649855408at.jpg



Слайд 7



Ученики могут обратить внимание на то, что районы, занятые греческими коло­ниями, указаны в самых разных местах Средиземноморского побережья

















Используя иллюстрацию, ученики могут указать, что город должен расположиться на берегу моря, назвать прочие условия.

Должны быть названы храмы, стены, общественные здания











Иллюстрация на слайде дублирует рисунок в учебнике Вигасина А. и др. Информация выводится после ответов учеников





Любые значительные действия греки начинали с совета оракула.



Самый большой запас сведений хранился в Дельфах (на слайде храм Аполлона в Дельфах). После того как место было выбрано, следовало связать переселенцев с родным городом. Для этого будущие колонисты приносили клятву у алтаря главного храма и брали священный огонь, который зажигали на алтаре храма на новой родине

















ГРЕЧЕСКИЕ КОЛОНИИ В ПРИЧЕРНОМОРЬЕ И ИХ СОСЕДИ»









Учащиеся дают ответ на вопрос на основе материала изученного на уроке.





t1649855408au.jpg







t1649855408av.jpg































ГРЕК 1 …И вот у берегов Тавриды появилась армада греческих триер — военных кораблей. В них сидели вооруженные воины эллинов. Под покровом ночи они решили подойти к берегу и напасть на спящих горцев. Но, как только корабли стали приближаться к берегу, море внезапно засветилось голубоватым пламенем, и скифы увидели чужеземцев. Черные греческие суда плыли, словно по серебру. Весла разбрызгивали воду, и брызги мерцали, как звезды на небе. Даже морская пена у берега светилась голубым мертвым сиянием.

СКИФ Всполошились селения горцев. Женщины и дети укрылись в пещерах, а мужчины приготовились отбить натиск врага. Греков была тьма, и горцы поняли, что биться придется не на жизнь, а на смерть. Внезапно, словно темная туча заволокла небо. Это огромные орлы слетели со скал и устремились к морю. Распластав свои большие крылья, грозные птицы стали кружиться над судами пришельцев. Испуганно закричали эллины и закрыли свои головы щитами. Прозвучал грозный клёкот орла-вожака, и птицы ринулись на корабли. Своими железными клювами они стали долбить деревянные щиты, обшитые кожей. Обрадовались горцы, увидев помощь с неба, и стали сбрасывать со скал огромные валы в море. Забурлило, заштормило море, воды поднялись к небу. Они были такие большие, что их соленые брызги достигали туч и вызвали сильный дождь. Начался небывалой силы ураган и шторм. Страх обуял эллинов, и они повернули корабли назад. Но мало кто достиг своих берегов.



Учащиеся размышляют









Ученики рассуждают





Команды высказывают своё мнение





Команды высказывают своё мнение





\

Учащиеся смотрят картинки в учебнике и предполагают . Рассказывают скифы.



Дискуссия



Ученики должны прийти к выводу, что в новом городе переселенцы старались сохранять порядки родного полиса, но от многого они отказывались













Ученики рассуждают







Слайд 13 Ис­пользован рисунок из учебника Данилова Д. и др. Всеобщая история. Древний мир. М.,2020. С.137. По щелчку ис­чезают жрец, вождь, судья. Появляются по щелчку на месте ареопага жрец и судья



Если ученики укажут демократию, необходимо конкретизировать ситуацию, указать, что демократия существовала не везде, а там, где колония создавалась аристократами, демократии не было. Обязательно необходимо указать, что лучшими в новом полисе считались первые поселенцы, владельцы самых хороших участков земли





Если возникают трудности, учитель может напомнить о причинах колонизации и торговле















Греки, расселившиеся по всей территории Средиземноморья, по-прежнему продолжали считать себя единым народом - эллинами.?













Учащиеся высказывают свои мнения







Предположения учащихся могут быть различными. В качестве сохра­ненных могут указать, что использовался труд рабов, сохранялось народное собрание, ополчение, законы и т.д.

Ученик: С того времени древние греки стали называть Черное море Понтом Аксинским — Негостеприимным морем. И наказали детям своим, чтобы они никогда не появлялись в Понте Аксинском и не поднимали оружия против жителей далекой Тавриды.

Мало ли, много ли с тех пор прошло времени, только снова солнечные берега богатой Тавриды стали привлекать греков. Но они хорошо помнили наказ своих предков. И на этот раз не тысяча боевых кораблей направились к таврическим берегам, а всего несколько судов с товарами. И сидели в них не вооруженные воины, а мирные торговцы с богатыми подарками для скифов. .

И мирно договорились обо всем эллины с горцами, и поклялись, что никогда не поднимут оружия друг против друга.

С тех пор поселились эллины здесь, далеко от Эллады, и счастливо зажили на этой прекрасной земле. Они выращивали виноград, плоды и розы. Греки торговали с горцами и дивились, почему такое ласковое море называется Аксинским — Негостеприимным? Скил очень любил греческий город и его обычаи

Также хорошо сохранился Херсонес близ Севастополя с двухэтажными домами знати, попроще - ремесленников; храмами, мощёными улицами, мозаичными полами.

(Ольвия, Херсонес, Пантикапей)



Греки»: На берегах Черного моря наши предки основали несколько колоний. Ольвия ( недалеко от г. Николаев) в переводе с греческого означает «счастливая » - была основана выходцами из Милета. К агоре (рыночная площадь) вела главная улица, вымощенная черепицей. Вдоль улицы стояли каменные водостоки. Раскопан водопровод, в подвалах домов сохранились невредимые амфоры, обнаружены следы театра - сегодня спокойно можно побродить по улицам этого мёртвого городка, заглянуть в глубинные колодцы, полюбоваться священным алтарём.


«Грек»: В чужих для себя землях греки захватывали участки возле бухты, окружали их крепостной стеной и устраивали свою жизнь: разводили скот, открывали ремесленные мастерские, торговали с соседями и приобретали отовсюду рабов. Так возникли по берегам Чёрного моря самостоятельные рабовладельческие города-государства, не удаляясь от моря, а как сказал древний писатель: «Сидели они на берегу моря, как лягушки у пруда». Ольвия, Херсонес, Пантикапей - греческие города-колонии.

« Скифы»: Эти золотые вещи скифы зорко охраняли. Была у них примета - если кто-нибудь на празднике заснёт с такой вещью, не проживёт и года, так рассказывали о своём происхождении скифы. Могли раньше встретиться скифы с греками?



«Скифы» - общее название основного населения Северного Причерноморья, состоявшего из родственных племён североиранской языковой группы. Они кочевали и, видимо, дороги скифов часто переплетались с греками. 28 лет они бродили по Азии и снова вернулись в свою страну. В осетинском языке много слов, говорящих о наших истоках. Фарн - благодать

Алдар - алдар Саг - олень легенду о судьбе Скилла знаем все.

«Скифы» t1649855408aw.jpgБогу. Что вы знаете о скифских курганах?

Ученики могут предположить, что между колониями и метрополией сохранялись тесные связи. И большую роль в этих связях играла торговля


Рефлексия








Рефлексивно-оценочный этап (итог урока) Я сегодня узнал… Мне понравилось.. особенно запомнился рассказ о лучше всех поработали.. Спасибо за урок .Сегодня проигравших нет, победила Дружба оцениваем себя сами. Оценки . До свидания

Спасибо за урок .



Отвечают на вопросы Анализируют и самостоятельно оценивать свою деятельность.





Источники и литература

Данилов Д.Д., Монченко Л.Н. Методические рекомендации к курсу "История Первобытного и Древнего мира": 5 класс. -М.: Баласс, 2016.

Колпаков СВ., Рогожкин В.А., Тырин СВ. История Древнего мира: Учебник для 5 класса основной школы. - М.: С-Инфо /Баласс, 2016. -304 с.

Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С, Николаева А.А. Всеобщая история. Древний мир: учебник для 5-го класса основной школы. -М.: Баласс, 2016.

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016




АНАЛИЗ УРОКА ПО ВСЕЛБЩЕЙ ИСТОРИИ . ТЕМА: « ГРЕЧЕСКИЕ КОЛОНИИ В ПРИЧЕРНОМОРЬЕ И ИХ СОСЕДИ» 5 КЛАСС



Учитель (Ф.И.О.,

Сабаткоева Светлана Таймуразовна

Класс

5

Учебный предмет




«История Древнего мира». Всеобщая История. Учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер и И. С. Свенцицкая

«История Осетии» Р. Бзаров

Присутствовало :

19 обучающихся



Тема урока

Греческие колонии в Причерноморье и их соседи.соответствует календарно- тематическому планированию.

Тип урока

ФГОС Урок и исследование с игровыми элементами



Цели







Задачи:
















1.Образовательные - проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме. 3. Метапредметные  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности

-дидактические: - познакомить учащихся с географическим положением, природно - -климатическими условиями Древнего Египта, с зарождением государственности у египтян;

-развивающие: -формировать картографические и хронологические способности учащихся, активизировать познавательные возможности, - способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала, развитию внимания, памяти, логического мышления и исторического воображения, развивать навыков установления причинно-следственных связей, работы с историческим источником; учить извлекать новые знания из текста учебника, давать полные аргументированные ответы на поставленные вопросы, объяснять значение терминов и понятий и умение оперировать ими;

-воспитывающие: способствовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории Древнего мира.




Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

Формы обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) соответствуют решению основной дидактической задачи урока.

Личностные результаты:


 Л1 – достаточный объем понятийного аппарата  и усвоенных терминов для свободного выражения мыслей в процессе исторической речи; Л-2 понимание истории как одной из базовых наук.

Метапредметные результаты:

умение осознанно использовать исторические термины в соответствии с задачами коммуникации; планирование и регуляция  своей деятельности.

Предметные результаты:






Научатся:  самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное. Получат возможность научиться:  анализировать  исторические источники(мифы),  заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях



Этапы урока

Оценка деятельности преподавателя

(элементы «фотографии» урока)

Организационный этап

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов -требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - кратковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, установка внимания всего класса.

. Структура урока включала в себя следующие этапы:

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности с элементом актуализации знаний по истории (приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся в ходе выполнения упражнения:, которое помогло мотивировать учащихся, проверка дом здания) Учитель тепло приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих, оперативно проверяет готовность учеников и готовность класса к проведению урока; организует внимание обучающихся на предмете


Этап проверки домашнего задания

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

СОДЕРЖАНИЕ - выявление степени усвоения, заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - оперативность учителя, целевая направленность его деятельно­сти, использование учителем системы приемов.

ПОКАЗАТЕЛИ - способность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, степень выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома.

Учитель проверяет выполнение домашнего задания путем фронтального опроса (в выдаче домашнего задания был использован дифференцированный подход): обучающиеся отвечают домашнее задание, переходя от простых вопросов к более сложным и творческим. Проверка домашнего задания не выходит за рамки этапа (5-7 минут), учитель определяет качество выполнения домашнего задания у большинства учеников, обнаруживает типичные недостатки, помогает обучающимся ликвидировать обнаруженные недочеты. В ходе данного этапа проведена актуализация опорных знаний, понятий и представлений обучающихся для дальнейшей работы.

УУД регулятивные:

 Р1 – целеполагание и планирование своей деятельности;

Этап всесторонней проверки знаний

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – глубоко и всесторонне поверить знания учащихся, стимулировать обучающихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

СОДЕРЖАНИЕ - проверка различными методами качества усвоения материала, изучение характера мышления учеников, проверка степени сформированности общеучебных умений, оценивание.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов -использование самых различных методов проверки знаний (беседа, опрос, тестовая проверка и т. д.), привлечение с помощью специальных заданий всех учеников к активному слушанию и поиску более точных ответов, ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи –проверка учителем глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике. Рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ. 1. Урок соответствует возрастным особенностям учащихся

2. Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся. Объём работы на уроке выполнен большой. Творческая деятельность учащихся на уроке представлена в полном объёме.

3 Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска В течение всего урока, в процессе самостоятельного поиска, ребята выделяли необходимую информацию, структурировали знания.

4.Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.

Использовался наглядный материал- рисунки детей: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал достаточен уместен.

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. Проводился сравнительный учёт динамики результатов знаний

Цели определяют тип урока – открытие  новых знаний (история).

В ходе данного урока среди всех содержательных линий образования: государственного образовательного стандарта, реализуется в большей степени линия формирования умения проектировать свою деятельность, строить социальные коммуникации. Активные методы обучения позволили учащимся взаимодействовать друг с другом, быть активными участниками учебного процесса)

Структура урока включала в себя следующие этапы:

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности с элементом актуализации знаний по истории (приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся в ходе)

Актуализация знаний: Приёмы: на основе ранее полученных знаний и личного жизненного опыта учащихся. Организация  ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания.  Постановка учебной задачи .  Учитель проводит всестороннюю проверку знаний обучающихся по пройденным темам, активизирует их познавательную активность. проводит проверку обучающихся по терминам и датам. С помощью опроса и беседы учитель и обучающиеся перечисляют социально-экономические процессы, проходившие в древней Греции, изучают причину колонизации и занятия древних греков На данном этапе учитель использует мультимедийную презентацию, работу с картой, поддерживает познавательную активность класса, в процессе задействованы все обучающиеся. Происходит актуализация опорных знаний, активизируется познавательный интерес обучающихся.

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе. На уроке реализовалось дифференцированное обучение, имелись задания для детей разного уровня обученности. Учитель владеет комплексным подходом в изучении личности школьника, учебной ситуацией.


Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся, постановка целей учебной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ – «открытие» темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы: (УСЛОВИЯ -подсказка в формулировании учителем целей и задач (целесообразно для 5 класса) оценка практической значимости для учащихся нового учебного материала.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – активность, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Учитель, используя метод сократической беседы, наводит обучающихся на вывод, как трансформировалось общество? Обучающиеся совместно с учителем формируют цель урока Учитель поддерживает интерес обучающихся, создает необходимость получения нового знания. Обучающиеся добровольно делятся на две команды : « Скифы» и « Греки» - весь урок группы скифов и греков работают в тесном контакте. Им нравится их роль и они достаточно компетентны. Видно, что материал национального компонента им знаком и они умело сочетают его. Сравнивая образ жизни греков и скифов6 их разногласия ребята показывают на жизни царевича Скилла.



Этап усвоения новых знаний

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях; усвоения учащимися способов, путей, средств получения знаний, оперирование ими.

СОДЕРЖАНИЕ - организация внимания, сообщение учителем нового материала.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Использование наглядности. Самостоятельная работа учащихся с книгой. Использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации. Постановка перед учащимися учебной проблемы; создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Словарная работа.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — умение вести эвристическую беседу, организовывать самостоятельную работу учащихся в сочетании с беседой, использовать компьютерную технику. Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также проявление качества знаний учащихся на последующих этапах обучения. Проводился сравнительный учёт динамики результатов знаний


Активизация новых знаний включала в себя целеполагание с выходом на самостоятельное изучение нового материала Способы: диалог, групповая работа: Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания; организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма.

При изучении нового материала использовалась технология коллективного способа обучения. Обучающиеся шли к усвоению новых знаний, умений, навыков через самостоятельный поиск информации; развитие способностей аналитического творческого мышления в условиях групповой работы. (Путём размышлений, выбора необходимой информации из многообразия предложенного, собственных умозаключений, сравнивая свои рассуждения и предположения с материалом учебника).

Урок открытия нового материала – урок-исследование, с применением игровых технологий. Детям нравится исследовать самим, Они стремятся самостоятельно добывать знания. Я всегда приветствую это качество в детях и как можно чаще предлагаю им проявлять самостоятельность, где, конечно, это выполнимо. Обучающиеся фиксируют в тетрадь основные термины.


Динамическая пауза (ФМ)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧАснятие локального утомления обучающихся,смена вида деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ- упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для глаз и т.д.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – повышение работоспособности обучающихся.

Этап соответствовал рекомендациям СанПиН. Выполнение санитарных норм : использовалась физминутка: «Настроение». Предупреждение утомления и переутомления.

- Чередование видов деятельности (слушание, игра , письмо, практика).

-Соблюдение правильной рабочей позы. Санитарные нормы на уроке соблюдались. Температурный режим соответствовал норме, проветривание класса проходило на перемене, учитель следил за правильной посадкой учащихся за партой.

Этап проверки понимания учащимися нового материала

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить, осмыслили ли учащиеся связи и отношения фактов, содержание новых по­нятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

СОДЕРЖАНИЕ — проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, сущности новых понятий.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов –создание нестандартных ситуаций в использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т. д.; ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – учитель спрашивает средних и слабых учеников; класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов

Учитель ставит вопросы, требующие активной мыслительной деятельности учащихся (решается третья задача урока -

усвоение новых знаний и первичное закрепление с последующим применение их на практике (самостоятельный поиск нужной информации,- воспроизведение учащимися вновь полученных знаний в форме защиты своей темы исследования.

Закрепление изученного материала в форме организации деятельности  по нахождению нужной информации и защиты проекта. Тестирование


Этап закрепления нового материала В ходе выполнения заданий проверялось усвоение материала на основе которого шло его дальнейшее осмысление. Поэтому задания, которые предлагались детям, быстро сменяли друг друга, яркие, красочные, запоминающиеся. Игровая форма заставила ребят мобилизовать свои силы, имеющиеся в их арсенале знания, умения и навыки для реализации проблемной задачи-гипотезы: « Греческие колонии в Причерноморье и их соседи » Были использованы межпредметные связи с литературой, изобразительным искусством, использование национального компонента – важная особенность сегодняшнего урока: были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Также учитывалось развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию, достаточно высокая мотивация Урок носил личностно – ориентированный характер, и его образовательная практика носила познавательный, эмоционально – ценностный, самореализующий, ориентированный на развитие творческих, логических способностей учащихся, воспитывающий нравственно

Учитель с помощью проводит тестирование класса по пройденному материалу. Критерии оценивания выносятся на экран, учащиеся проводят проверку путем обмена тетрадями. Происходит обсуждение заданий теста, в которых возникли затруднения. УУД коммуникативные: 

К1 – приобретают  опыт  работы в группе;

К2 – практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества;

К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.

-Основными формами работы на уроке были фронтальная, индивидуальная, работа в группах. Были использованы все виды обратной связи. Тип информационного потока в ходе урока был открытым при фронтальной работе и закрытым, когда шла индивидуальная работа и работа в парах.

Присутствовал тип знаний репродуктивных и выводных.


Рефлексия учебной деятельности

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ – соотнесение целей и результатов учебной деятельности; определение целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение осуществлять анализ собственной учебной деятельности.

Рефлексия проходила в свободной форме с определением оценки всего урока, так и самооценки.

При подведении итогов урока контрольно-

.В результате активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая, основной материал усвоен в достаточном объёме, дана перспектива дальнейшего обучения, а также закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия (умение работать в группе, ценностное отношение к совместной познавательной деятельностию Выбранные методы, которые присутствовали на всех этапах урока: частично – поисковый, проблемной ситуации, репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, соответствовали задачам урока, содержанию учебного материала и помогали ребятам самостоятельно разрешать поставленные перед ними проблемы. Все дети работали активно, легко шли на контакт, откликались на требования учителя, принимали участие в работе.

.Поставленные учителем задачи были выполнены, реальный результат совпал с прогнозируемым.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) проходит в форме свободной самооценки и тесторования.

Итог урока. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление обучающимися оценок за урок.

Деятельность учащихся носила познавательный, развивающий и обучающий характер.

На этом отрезке занятия школьники осмысливали собственную деятельность и давали самооценку.

Система оценивания обучающихся за работу на уроке: Оценивают сами.

Оценка «5» – обучающихся активно участвовал на всех этапах работы на уроке, проявлял познавательный интерес, добился качественно-нового уровня знаний и умений, овладел новыми умениями по работе с картой, документами, учебником, их было 4 Оценка «4» - обучающихся активно участвовал в работе на уроке, проявлял познавательный интерес, добился качественно-нового уровня знаний и умений, справился с выполнением теста без больших затруднений. Обучающийся провел рефлексию, научился применять знание на практике, их быдо 7,

Оценка «3» - обучающийся неактивно участвовал в работе на уроке, выполнял работу с затруднениями, было 5

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

СОДЕРЖАНИЕ –инструктаж по его выполнению;; подведение итогов работы: кто из учащихся особенно старался, что нового узнали.

УСЛОВИЯ–спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения;

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи этапа – правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.

Учитель сообщает обучающимся домашнюю работу, составленную по дифференцированному принципу; разъясняет методику ее выполнения, ребята записывают домашнее задание в бумажные дневники.


ВЫВОДЫ

Достижение цели урока:

РЕАЛИЗОВАН ЗАМЫСЕЛ УРОКА:

1) достигнут запланированный результат урока (сдвиг в способах работы детей, уровне знаний и др.);



2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем (дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель, ушли с урока, желая продолжить это занятие).

Запланированный результат урока был достигнут, обучающиеся активно усваивали материал, с интересом выполняли поставленные задачи, получали возможность высказать свое мнение и были включены в процесс получения нового знания. На уроке была обеспечена познавательная, коммуникативная и самостоятельная деятельность обучающихся, материально-техническая база соответствовала целям урока и обеспечивала успешное получение и усвоение знания (раздаточный материал, карта, иллюстрации и т. д). Обучающиеся провели актуализацию уже полученного знания, установили причинно-следственные связи прошлых тем с новой. Учителем были использованы целесообразные методы обучения, позволившие достигнуть поставленных цели и задач..

Достоинства урока

Проблемы, замечания

Методические рекомендации

При заполнении данной части анализа урока эксперту важно обратить внимание на следующие аспекты:

1. Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию в рабочей программе учителя.

2. Структура урока и его педагогическая целесообразность (соответствие этапов урока типу, форме проведения, выбранной педагогической технологии; соответствие урока месту в теме, разделе учебного предмета (курса), связь урока с предыдущими и последующими уроками).

3. Научно-теоретический уровень урока (место урока в формировании мировоззрения учащихся; правильный отбор содержания учебного материала и методов его изучения.).

4. Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д.

5. Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.

6. Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.

7. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся,

8. Соответствие методики проведения урока возрастным особенностям учащихся



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.