12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дудаева Ольга Николаевна111
Россия, Ставропольский край

     Задача «Наследование групп крови».

Составитель: Дудаева Ольга Николаевна, Ставропольский край, с.Саблинское

Общая характеристика задачи.

Предмет:  Биология (генетика).

Класс: 11.

Цель задачи: задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 11 классов, для ознакомления с наследованием групп крови системы АВО и резус-системы у человека.

Действия учащихся: данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Множественные аллели. Наследование групп крови», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:

•        находить точную информацию в тексте;

•        переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);

•        работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);

•        при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;

•        решать задачи  на дигибридное скрещивание, в условии даны только фенотипы ;

•         привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи;

•         заполнение пропусков в тексте.

Использованные источники:

·       Биология. 10 класс / Под ред. Теремова А.В., Петросовой Р.А.М.:Мнемозина, 2012г

·       Биология. 10 класс / Под ред. Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В.М.:Дрофа, 2019г

·       Сборник задач по генетике с решениями./ Под ред.Крестьянинова В.Ю., Вайнера Г.Б.- М.: Лицей, 2017

·       https://vseobiology.ru/obshchaya-biologiya/2115-76-gruppy-krovi-u-cheloveka-ikh-nasledovanie © Биология для студентов.

·        https://www.sites.google.com/site/biofanat/metodiceskaa-kopilka/obsaa-biologia/genetika/nasledovanie-rezus-faktora-i-primery-resenia-zadac

 

 

 

 

Текст задачи.

 

 Группы крови у человека, их наследование.

 У каждого человека есть индивидуальные характеристики эритроцитов, связанные с особенностями антигенов и антител к ним, содержащихся в плазме.

Именно они и определяют группу крови. Комбинаций этих особых белков великое множество, поэтому во врачебной практике пользуются системой классификации групп крови АВ0 (читается: а, б, ноль). Согласно этому распределению выделяются четыре группы крови: 0 (I), А (II), В (III), АВ (IV). Существует несколько научно обоснованных закономерностей: Если хоть у одного из родителей первая (I) группа крови, то у малыша не может быть четвёртой (IV) группы (вне зависимости от группы крови второго родителя) Если у обоих родителей первая группа крови, то у их детей тоже может быть только первая группа (I) Если хоть у одного родителя четвёртая (IV) группа крови, то в таком союзе не может появиться детей с первой (I) группой. Во всех остальных случаях возможны самые различные варианты. Например, нет ничего удивительно в том, что у родителей со второй группой крови (II) рождается ребёнок с первой (I). Это вполне объяснимо и закономерно, как и то, что у мамы и папы с третьей группой (III) может быть малыш с первой (I). Существует и вовсе уникальное «сочетание родителей»: если один из них носитель второй группы крови (II), а другой – третьей группы (III), то дети могут иметь любую группу из четырёх возможных.

Резус-фактор – ещё один важный показатель в деле определения группы крови. Это липопротеид (белок), расположенный на мембранах эритроцитов у 85% людей. Такие люди считаются резус-положительными, а в случае отсутствия липопротеида – резус-отрицательными (среди европейцев их всего 15%). Резус-фактор обозначается латинскими буквами Rh со знаком «плюс» или «минус» соответственно. Резус-конфликт весьма опасное осложнение, возникающее в случае беременности резус-отрицательной женщины от резус-положительного мужчины. В этом случае ребёнку может передаться резус-фактор отца (Rh+), что вызовет выработку организмом матери антител против собственного малыша (Гемолитическая болезнь). Rh+ у родителей не всегда является «полностью» доминантным, а может быть гетерозиготным (то есть несущим в себе частичку доминантного и рецессивного гена). Если родители резус-отрицательны, то ребенок может быть только резус-отрицательным.

 

 Задание 1

 

У женщины  отрицательный резус-фактор.  Сможет  ли она иметь детей? Есть ли вероятность того, что при следующей беременности ребенок будет больным?

 

 Задание 2.

 

Вставь в текст пропущенные слова, выбрав их из выпадающего списка (заполнение пропусков в тексте).

.... может возникнуть между беременной женщиной с .... резус-фактором и вынашиваемым ею ребенком с .... резус-фактором. Последствием может стать
.... новорожденного.

Задание 3

 

В родильном доме перепутали двух детей. Помогите родителям. Свой выбор обоснуйте.

Первая пара родителей имеет I и II группы крови.

Вторая пара родителей имеет  II и IV группы крови.

Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определить родителей обоих детей.

 Первый ребенок

Группа крови

II (JAJи JAj0)

 

Второй ребенок

Группа крови

I (j0j0)

 

 

Задача 4.

Женщина со второй группой резус-положительной кровью, имеющая сына с первой резус-орицательной кровью, подала заявление в суд на мужчину с третьей резус-положительной кровью для установления отцовства. Может ли мужчина быть отцом ребёнка? Свой выбор обоснуйте.

 

 

 

 

 

 

 

 






 

Лист ответов.

Задание 1.

Деятельность: выявление части информации из  анализируемого сюжета.

Ответ: Наличие отрицательного резус-фактора непосредственно на зачатие не влияет. Во время аборта (если он был произведен на сроках 9-10 недель беременности) существовала вероятность возникновения сенсибилизации организма к резус-фактору. До планируемой беременности желательно сделать анализ крови на наличие антител к резус-фактору.

Критерии оценивания:

Даны ответы и приведено обоснование – 2 балла.

Даны утвердительные ответы, но не приведено обоснование – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов.

 

 

Задание 2.

Деятельность: заполнение пропусков в тексте, все элементы для заполнения можно взять из анализируемого сюжета (заполнение пропусков в тексте).

Ответ:

1)Резус-конфликт.

2)отрицательным

3)положительным

4)гемолитическая болезнь.

Критерии оценивания:

Ответ включает в себя все  пропущенные  элементы– 2 балла.

Ответ включает в себя два пропущенных злемента – 1 балл.

Ответ включает в себя один пропущенный элемент – 0 баллов.

Задание 3.

Деятельность: формулировка выводов при сопоставлении текста, таблиц.

Первая пара родителей

У одного родителя – I группа крови – генотип j0j0. У второго родителя – II группа крови. Ей может соответствовать генотип JAJA или JAj0. Поэтому возможны два варианта потомства:

Р

JAj0
II группа

×

j0j0
I группа

или

JAJA
II группа

×

j0j0
I группа

гаметы  

t1635661960aa.jpg      t1635661960ab.jpg

 

t1635661960ab.jpg

 

t1635661960aa.jpg

 

t1635661960ab.jpg

F1

JAj0
II группа

 

j0j0
I группа

 

JAj0
II группа

Первая пара может быть родителями и первого, и второго ребенка.

Вторая пара родителей

У одного родителя II группа (JAJA или JAj0). У второго – IV группа (JAJB). При этом также возможны два варианта потомства:

Р

JAJA
II группа

×

JAJB
IV группа

или

JAj0
II группа

×

JAJB
IV группа

гаметы  

 t1635661960aa.jpg 

 

t1635661960aa.jpg  t1635661960ac.jpg

 

t1635661960aa.jpg  t1635661960ab.jpg

 

t1635661960aa.jpg  t1635661960ac.jpg

F1

JAJA
II группа

 

JAJB
IV группа

 

JAJA   JAJB
II группа IV группа

 

JAj0   JBj0
II группа III группа

Вторая пара не может являться родителями второго ребенка (с I группой крови).

Ответ

Первая пара – родители второго ребенка. Вторая пара – родители первого ребенка.

Критерии оценивания:

Верно установлено соответствие и даны верные пояснения во всех двух случаях – 3 балла.

Верно установлено соответствие и дано верное пояснение в одном случае – 2 балла.

Верно установлено соответствие, а пояснения отсутствуют – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов

Задача 4.

Деятельность: решение  задачи  на дигибридное скрещивание, в условии даны только фенотипы.

Ответ:

1)генотип сына (IОIО rh__) мужчину могут признать отцом ребёнка в том случае, если и женщина (IАIО Rh+ rh_)  и мужчина (IВIО  Rh+ rh_) гетерозиготны  по обеим парам признаков:

t1635661960ad.gift1635661960ae.gift1635661960af.gift1635661960ag.gifР:     II(A) полож. (+)           III(В) полож. (+)

t1635661960ah.gif                IАIО Rh+ rh_                 IВIО  Rh+ rh_

G: IАRh+,   IАrh_,                   IВRh+, IВrh_,

     IО Rh+,  IОrh_                    IОRh+, IОrh_

 

2) группа крови по системе АВО наследуется по принцыпу кодоминирования, а резус-фактор – по принципу полного доминирования.

Критерии оценивания:

Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок – 3 балла.

Ответ включает в себя два из названных выше злементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла.

Ответ включает в себя один из названныхвыше элементов и не содержит  биологических ошибок – 1 балл.

Ответ неправильный – 0 баллов.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.