12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абашина Наталья Викторовна1716
Стаж работы 28 лет.
Россия, Иркутская обл., Черемхово

Групповое логопедическое занятие

Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш]

Цель: Учить различать звуки [С] - [Ш] на слух и в произношении

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять правильное произношение звуков [С], [Ш] словах, в чистоговорках и во фразовой речи.
  • Формировать умение определять место звука в словах.
  • Учить давать акустико-артикуляционную характеристику и анализ звуков [Ш], [С] с опорой на различные виды контроля.
  • Закрепить графический образ букв Ш и С;

Развивающие:

  • Развивать слуховую дифференциацию фонетически близких звуков изолированно, в слогах, в словах, в предложении. Профилактика замен фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме.
  • Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.
  • Развивать фонематический слух, процессы языкового анализа и синтеза.
  • Способствовать развитию логического мышления
  • Совершенствовать слуховое внимание, память
  • Развивать целостное восприятие.
  • Развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

  • Воспитывать стремление овладевать правильной речью; внимательно относиться к речи своей и окружающих.
  • Развитие умения контролировать свою речь, работать в парах.
  • Прививать коммуникативные навыки.

Форма проведения: Брейн-Ринг

Оборудование: презентация; зеркала; коробочки с изображениями «Свистелочки» и «Шипелочки»; алгоритмы для артикуляционной характеристики звуков, сравнительной характеристики и для анализа звуков; дидактические игры: «Бродилки», «Собери гусениц», «Лото», сюжетные и предметные картинки для выделения звуков и определения места звука в слове: кормушки, птицы; наборы для звукобуквенного анализа слов: схемы слов, картинки, буквы, сигнальные карточки; фишки; мнемотаблицы со скороговорками; сюжетная картинка для рефлексии «Полянка настроения».

Ход занятия:

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не простое занятие, а логопедический БРЕЙН-РИНГ - соревнование между командами. У нас две команды: команда «Свистелочки» представляют звук [С] и команда «Шипелочки» представляют звук [Ш]. Каждая команда от Свистелочки и Шипелочки будут получать медальки-жетоны. В конце занятия посчитаем эти жетоны и подведём итог, наградим победителей.

image%2878%29.png

Вы уже догадались, что мы будем повторять звуки [С] и [Ш], будем учиться их правильно произносить, различать и находить в словах. Для того, чтобы красиво говорить, выполним упражнения для губ и языка.

Подготовка артикуляционного аппарата к работе:

Комплексы упражнений: «В гости к Свистелочке», «В гости к Шипелочке».

Мы подготовили наши артикуляционные аппараты к работе, начинаем работу!

2. Актуализация знаний

Свистелочка и Шипелочка, приготовили для вас задания

Первое задание: расскажите, как правильно произносить звуки.

image%2894%29.png

- Артикуляционная характеристика звука [С] по схемам-символам:

губы в улыбке;

язык внизу за зубами;

зубы заборчиком;

воздушная струя холодная, тонкая;

голосовые связки разомкнуты.

- Артикуляционная характеристика звука [Ш] по схемам-символам:

губы трубочкой;

язык наверху, широкий, чашечкой;

зубы заборчиком;

воздушная струя тёплая, широкая;

голосовые связки разомкнуты.

Итак, что мы вспомнили? (Сравнительная артикуляционная характеристика звуков).

7-ой слайд

Второе задание:

- Анализ звуков по схеме:

гласный или согласный (когда мы произносим звуки, встречает ли воздушная струя преграду?);

твёрдый или мягкий;

звонкий или глухой.

image%2895%29.png

Итак, каких звуковичков мы выбираем сегодня: Ш- синий без колокольчика (согласный, всегда твёрдый, глухой), С-сине-зелёный без колокольчика (согласный, твёрдый и мягкий, глухой).

-Вспомним какими буквами обозначаются эти звуки.

-Назовите по картинкам предметы, правильно произнося звуки. Не забывайте, что за правильные ответы вы получаете жетоны!

image%28116%29.png

3. Основная часть. Упражнения на дифференциацию звуков.

А сейчас Свистелочка и Шипелочка, послушают, как вы произносите их любимые звуки.

Третье задание: Игра «Бродилочки»

image%28133%29.png

Каждой команде раздаётся игровое поле: одной на звук С, второй на звук Ш. На игровом поле картинки и загадки на автоматизацию звуков и пространственную ориентировку. Каждая команда ставит фишку на ячейку «Старт». Логопед задает направление - три клеточки вправо, одна вниз. Дети «шагают» фишкой. Куда вы попали? Назовите слово. Дети называет слово, четко выделяя заданный звук. Если дети попадают не на картинку, а на ячейку с загадкой - то они должны отгадать загадку. Разгадка - слово с автоматизируемым звуком. Если дети попали на ячейку со знаком вопроса - нужно придумать своё слово с заданным звуком или составить фразу.

Ребята, слушаем друг друга, правильно ли произносятся звуки!

Итак, мы с вами научились произносить слова со звуками С и Ш.

А сейчас надо будет не просто произнести правильно слово с нашими звуками, но и определить, где стоит звук.

Четвёртое задание: «Определи место звука в слове»

image%28148%29.png

У каждой команды есть предметные картинки с их звуком и одна сюжетная картинка с кормушками и птицами. Дети по очереди называют предмет, изображённый на картинке и определяют, где стоит звук: в начале, в середине или в конце. Если звук стоит в начале слова - птицу садят на первую кормушку, если в середине – на вторую, если в конце – на последнюю кормушку.

Итак, мы с вами убедились, что звуки С и Ш могут стоять в начале, в середине и в конце слова.

Свистелочка и Шипелочка предлагают поиграть и помочь гусеницам найти все свои части.

Пятое задание: Звуковая цепочка «Собери гусеницу» на автоматизацию звуков и развитие фонематического слуха.

image%28155%29.png

Детям предлагается собрать гусеницу из отдельных элементов, чтобы следующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Попутно идет автоматизация звуков С-Ш в словах. Каждая Гусеничка состоит из 10 элементов с предметными картинками + голова.

Взаимопроверка. Команды проверяют друг друга.

Музыкальная пауза с движениями «Весёлые матрёшки»

Шестое задание: «Лото»

image%28159%29.png

Команда «Свистелочки»: Найди картинки со звуком С и закрыть их фишками, произнести слова правильно; скажи, где стоит звук.

Команда «Шипелочки»: Найди картинки со звуком Ш и закрыть их фишками,

произнести слова правильно; скажи, где стоит звук.

Итак, вы нашли все слова с вашим звуком.

А сейчас вы сами составите слова, это следующее задание

Седьмое задание: «Звукобуквенный анализ слов»

Для каждой команды даны картинки, буквы, схемы, сигнальные карточки. Составьте слово, подберите схемы слов, составьте слово из сигнальных карточек.

Ребята, вы научились произносить слова со звуками С и Ш, находить звуки в словах. А сейчас потренируемся произносить скороговорки, в которых есть оба звука. Ваша задача не только быстро произнести скороговорку, но и произнести правильно все звуки.

Восьмое задание «Прочитай скороговорки» (мнемотаблицы)

 image%28166%29.png

- Идёт пешком мышонок с мешком.

-Саша шапкой шишку сшиб.

- На окошке крошку-мошку ловит лапой наша кошка.

- Шесть мышат в камышах шуршат.

-Наша Маша под душем моет шею и уши.

-Шашки на столе, шишки на сосне.

-Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.

-У высокого куста Света видит аиста.

- В сумке у мамы сом и сметана; сом – коту, сметана – Степану.

4. Заключительная часть. Рефлексия.

- Какие звуки сегодня мы с вами учились произносить и различать?

-Вы успешно справились со всеми заданиями, научились правильно произносить звуки в словах и в предложениях, находить место звука.

Посчитайте, сколько жетонов вы заработали! Свистелочка и Шипелочка отмечают, что вы все работали хорошо. (Награждение грамотами).

А какое у вас было настроение и понравилось ли вам играть с нашими гостями мы узнаем, когда украсим «Полянку настроения» (выберете цветочек, который соответствует вашему настроению и украсьте полянку).

image%28168%29.png

Опубликовано


Комментарии (2)

Порошина Ольга Анатольевна, 18.05.20 в 16:18 0Ответить Пожаловаться
Отличная работа! Поздравляю вас с победой в конкурсе,Наталья Викторовна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.