Доклад на тему «Инклюзивное образование - равные возможности для всех»
Инклюзивное обучение-комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ
Автор Красавина Наталья Владимировна
Притча «Я – инвалид. Как мне быть?»
Однажды, в дверь одинокой женщины кто-то настойчиво постучал. Женщина подошла к двери и открыла ее. На пороге стоял мужчина.
- Добрый день! Не дадите ли вы мне немного денег?
- Почему я должна давать вам деньги? – спросила женщина.
- Хотя бы потому, что у меня нет одной руки.
- Хорошо, я вам дам денег, только вы перенесите кирпичи со двора в дом.
- И как я это сделаю? У меня ведь нет одной руки!
Женщина демонстративно завела одну руку за спину, подошла к кирпичам, лежащим на улице, взяла один и занесла его домой.
Показав на собственном примере как это сделать. Мужик носил кирпичи в дом весь день, а когда выполнил работу и все кирпичи были перенесены, женщина расплатилась с ним.
Прошли годы и в дверь женщины вновь постучали. Когда она открыла дверь, увидела стоящего на пороге незнакомца, в дорогой одежде и сопровождении слуг, позади которых стояли дорогие автомобили. Незнакомец протянул женщине толстую пачку денег и сказал:
- Вот, возьмите, это ваши деньги!
- И за что такое вознаграждение? – спросила женщина.
- Несколько лет назад, именно вы подарили мне веру в себя и свои силы.
Женщина присмотрелась и увидела, что у богатого незнакомца нет одной руки. Она посмотрела ему в глаза, задумчиво улыбнулась и сказала:
- Возьмите эти деньги и отдайте тому, у кого вообще нет рук.
Обсуждение: О чем эта притча? Почему именно с неё я начала разговор по теме семинара?
Итог: Притча, в первую очередь, о том, что к особым людям, детям нужно относиться так же, как и к обычным, чтобы они не чувствовали себя особыми, не такими как все. Именно такой подход позволит им проще адаптироваться к окружающему миру, научит самостоятельности, заложит веру в себя и в свои силы, что особенно важно для дальнейшего развития.
Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить»
Жан Ванье
Причины задержки психического развития
Эмоционально-волевая сфера
Речевое развитие
Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, совместные проекты, при этом учитывая их особые образовательные потребности. Они посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, Самым главным направлением в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики развития психики и здоровья каждого ребенка.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.
Школа, которая выбрала для себя путь реализации инклюзивного процесса прежде всего должна принять как свою школьную культуру соблюдение основных принципов инклюзивного образования. Их восемь:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
Каждый человек способен чувствовать и думать
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
Все люди нуждаются друг в друге
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Задачи инклюзивного образования:
-создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности;
- освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
-формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:
индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников. Традиция школьного преподавания как трансляции знаний, должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения, по совместному поиску новых знаний. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения.
Дэвид Митчелл в книге «Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования» отмечает, что адаптивная среда это «создание целого ряда специальных условий, включающих в себя адаптированный учебный план, адаптированные методики обучения, модифицированные методы оценки и обеспечение доступности. И все это требует поддержки учителя, работающего в инклюзивном классе»
Деятельность каждого педагога, работающего в общеобразовательном учреждении, подчинена главной цели: создание особых условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Необходимо осуществить наиболее полную реабилитацию личности обучающегося с ОВЗ и помочь успешной адаптации его в социуме.
«Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить, так как он умеет» Игнасио Эстрада
«К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения».
Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Вариант 7.1.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант характеризуется
усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций;
коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на следующем уровне основного общего образования.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Вариант 7.1. предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности).
Особенности внимания детей, обучающихся по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1) Здесь видно, что один учитель не в силах справиться.
не только адаптированные программы для разных категорий учащихся, но и специалисты, способные с ними работать.
Это не только учителя, прошедшие подготовку по инклюзивному обучению, но и служба сопровождения: логопеды, дефектологи, социальные педагоги, тьюторы, воспитатели – все те, кто обеспечивает индивидуальный маршрут ребенка. Конечно, мы понимаем, что далеко не каждая школа обладает таким набором средств и кадров, которые обеспечивают полноценную инклюзию.
По собственному опыту знаю: нормальная инклюзия – это 2–3 ребенка на класс из 25 человек. Когда эти пропорции нарушаются в сторону увеличения детей с ОВЗ, процесс обучения затрудняется.
Обучить можно любого ребенка, вопрос: чему? Адаптированные программы позволяют выстроить индивидуальный образовательный маршрут ребенка и достичь посильных для него результатов.
Огромное значение имеет и то, что родители ни в коем случае не должны оставаться в стороне. Особое внимание при работе с детьми ОВЗ отводится работе с родителями. Самой оптимальной формой работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование.
Во-первых, именно они – главные и первые воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит (или должен проводить) большую часть времени, а во-вторых, педагогам просто не успеть без участия родителей «нагнать» с обучающимся то, что было упущено и не усвоено. Кстати, задачи, решение которых берут на себя родители в реализации адаптированной программы, и их ответственность тоже нужно документально закрепить (прописать в программе).
Цель учебной работы с указанной категорией детей в начальной школе – не только дать нужные знания, предусмотренные школьной программой, но и, учитывая патологические проявления в развитии ребенка, - его социальная реабилитация
Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока - все это гарантированное достижение целей урока.
ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ:
Первыми и самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются
Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, систематичность и последовательность и др.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.
В своей практике мы используем следующие формы коррекционной работы:
● наблюдаем за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
● поддерживаем постоянную связь с учителями предметниками, психологом, социальным педагогом, администрацией школы, родителями;
● составляем психолого-педагогическую характеристику учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
● контролируем успеваемость и поведение учащихся в классе;
● организуем внеурочную деятельность, привлекаем учащихся к подготовке и проведению классных часов, коллективно-творческих дел, различных конкурсов.
Виды педагогической помощи
Основная задача учителя на начальном этапе обучения сделать для таких учеников класс – зоной свободной от неуспеха. Уверить ребенка в его благополучии. Подбирать для ребенка методики, способные заинтересовать новым материалом и пояснять его наиболее доходчивым способом. Еще один принцип вариативных форм обучения детей с ОВЗ в школе – это комфортное существование ребенка в социальной среде . То есть на педагога ложится ответственность за то, чтобы погружение ребенка в школьный социум проходила для него в щадящем режиме. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия .Эффективными являются минутки создания хорошего настроения, проводимые в парах или танцевальная
-Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
1) Помогают начать урок такие методы, как
«Улыбнемся друг другу»
«Подари улыбку другу»
«Пожелаем друг другу добра (удачи)»
«У меня все получится, я все смогу» (проговаривается хором)
2) Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как
«Дерево ожиданий»
"Фруктовый сад"
"Солнышко и туча"
позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученную информацию в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.
С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
Направленное чтение. Метод позволяет направлять учащихся при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.
Восприятие материала на определённом этапе урока с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д. (слушание аудиокниги)
А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Органы чувств». Сначала правая рука берет нос, а левая – правое ухо, а потом – левая рука берет нос, а правая – левое ухо; потом все сначала. Выполняем упражнение по хлопку.- Ребята, у вас у всех с первого раза получилось? (ответы детей)А к концу у кого получилось? (ответы детей)Значит, какой мы с вами можем сделать вывод? («Нужна тренировка»).Работа полушарий мозга
Очень эффективным активным приемом является использование сигнальных карточек
3) Использование мозгового штурма в учебном процессе придает соревновательский дух, концентрирует внимание, развивает у детей умение переключаться с одного вида деятельности на другой, устанавливается межпредметная связь.
- Уважаемые коллеги, предлагаю поучаствовать в мозговом штурме. Отвечайте по возможности быстро.
-Как называется третья буква алфавита с конца? (Э)
-А третья сначала? (В)
-Что мы слышим в начале урока? (букву У).
- Сколько девяток в ряду от 1 до 100? (11)
- Может ли муж жениться на вдове сестры жены? (НЕТ)
- Вы почувствовали, как в Вас проснулся дух соревновательства?
4) Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Солдат и тряпичная кукла»
5)Составление кластера
Замечательно помогает развивать полушария головного мозга нейролингвистическое программирование, сокращенно НЛП (эта техника снимает эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление, память и межполушарные связи). это технология моделирования успешности.
Такое приветствие позволяет позитивный эмоционально-психологический фон, настроиться и включиться в работу.
Развитие мелкой моторики рук.
Кинезиологические упражнения
Название упражнения / игры |
Описание упражнения / игры |
Фрагмент урока
Исключение лишнего
Особенности обучения
Как же должен строить свою работу учитель?
Адаптация объема и характера учебного материала
Для повышения эффективности обучения учащихся с ОВЗ создаются специальные условия:
Основные подходы к организации учебного процесса для детей, обучающихся по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1)
Мной, как педагогом использоваться следующие методические приемы:
Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается их оценивания: какими критериями пользоваться при выставлении отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за работу», «за старание» или «чтобы не отбить желание учиться»? Тут напомню, что обучающиеся с задержкой психического развития вполне могут усваивать общеобразовательную программу (если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не надо им ставить повышенные отметки из жалости. Оценивайте их в соответствии с той адаптированной программой, которую вы для них создали. Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий.
Первое – опирайтесь на то содержание учебного материала, которое в данный момент осваивает данный ученик, и на его возможности. Например, весь класс уже учится делать морфологический разбор существительного, а этот ребёнок ещё только начал изучать тему «Определение склонения существительного»; естественно, ему вы будете ставить отметки по результатам освоения именно этой темы. Или весь класс за урок решил десять примеров и три задачи, а этот успел справиться с пятью примерами и одной задачей (конечно, при условии, что он не ерундой занимался половину урока, а тоже работал) – ставите отметку за качество выполнения, а не за количество.
Второе – не требуйте и не ждите от него повышенного уровня знаний: пусть он успеет понять и запомнить хотя бы обязательный минимум или так называемый «средний уровень».
Третье – сравнивайте достижения такого ребёнка с его же успехами некоторое время назад (в прошлый раз в словарном диктанте было 5 ошибок, я тебе поставила «2», а в этот раз – только 4 ошибки и в очень трудных словах – поэтому сегодня могу поставить уже «3»).
Четвёртое – если хочется всё же с помощью отметки «поддержать» ребёнка, делайте это редко, иначе он привыкнет к «халяве» и будет считать, что можно учиться без старания, не прикладывая особых усилий (а в этом случае положительных результатов ему не достичь!). Короче: не «натягивайте» оценки – смысл помощи детям с ЗПР совсем не в этом! Научите их получать заслуженные хорошие отметки!
Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:
На уроках и во внеурочной деятельности я активно использую методы и приемы по формированию универсальных учебных действий у данного ребенка.
Провожу тематические беседы, классные часы, совместные поездки, экскурсии.
Веду работу по развитию познавательных и творческих способностей у ребенка, а также по формированию адекватной самооценки и учебной мотивации, используя упражнения развивающего характера, а также развивающие игры и задания.
Кружки Занимательная грамматика и развитие речи» «Шахматная азбука», «Занимательная математика», «РОСТ» (Развитие. Общение. Самооценка. Творчество) «Познай себя». Дни здоровья. Занятия на свежем воздухе.
Венгерский математик Джордж Полиа:
Поддерживаем стремления, радуемся победам, гордимся результатами
Пять шагов к счастью
Любое открытие, пусть самое маленькое, сделанное при решении даже самой простой задачи, сродни большому открытию учёного. Тем самым у ребёнка пробуждается желание совершать новые открытия, самостоятельно добиваться каких–то успехов.
Таким образом, продуманный и правильно организованный урок в общеобразовательном классе, где обучается ребёнок с ОВЗ, сочетание в комплексе стандартных методов и психологических приёмов, любовь и терпение, позволяют добиться положительного результата в рамках обучения, адаптации и интеграции детей с ОВЗ в коллективе и в обществе.