12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Евгеньевна246
Россия, Тюменская обл., п.Сосновка
5

"Характер русского солдата и проблема нравственного выбора на войне" (по отрывку из повести В. Кондратьева «Сашка»)"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.СОСНОВКА»












Конспект урока по русскому языку в 11 классе

"Характер русского солдата и проблема нравственного выбора на войне

(по отрывку из повести В. Кондратьева «Сашка»)"

(подготовка к сочинению)

















подготовила

учитель русского языка и литературы

Иванова Анна Евгеньевна








Тип урока: урок применения и закрепления умений и навыков написания сочинения в формате ЕГЭ.


Цели:

Обучающие: продолжить обучать умению анализировать содержание исходного текста, развивать речевые навыки учащихся; учить строить высказывания в публицистическом стиле на основе произведения художественной литературы; подготовить к написанию сочинения- рассуждения.

Развивающие цели: 1) стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся; 2)формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию, создавать систему аргументов; 3) Развивать умение строить монологическое высказывание.

Воспитывающие цели: 1) Способствовать духовному становлению личности, формирование патриотизма, совершенному владению речью.


0борудование урока: Компьютер, проектор, доска. Электронная презентация и иллюстрации по теме ВОВ. Раздаточный материал: отрывок из художественного произведения В. Кондратьева «Сашка», опорная таблица. памятки, таблица с речевыми клише.


Оформление доски: «У каждого писателя должна быть сверхзадача. И для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана» В. Кондратьев.




п/п

Этапы урока

Дидактические задачи

Виды деятельности

1

Организация начала занятия.

Мотивация и принятие учебной цели.

Постановка проблемы.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

2

Слово учителя.

Включение учащихся в активную деятельность.

Презентация о В. Кондратьеве, подготовленная учащимися.

3

Фаза вызова.

Актуализация знаний, мотивация, знакомство с категорией нравственных понятий. Анализ читательского восприятия, оценочные вопросы, вовлечение в работу эмоциональной сферы.

Работа с определениями «разум» и «Чувство».

Чтение и знакомство с текстом по повести Вячеслава Кондратьева "Сашка".

4

Фаза реализации

Развитие умения сотрудничать в группе; развитие речевых навыков при построении устных и письменных высказываний.

Анализ отрывка, работа над проблемой текста.

Работа с текстом.

5

Дискуссия.

Мобилизация учащихся на рефлексию степени усвоения и понимания материала, связь нового с уже известным, критический анализ и синтез, умение вести дискуссию.

Работа с текстом. Комментарий и аргументы. Определение авторской и собственной позиции.


6

Фаза рефлексии.


Выведение знаний на уровень понимания и применения.

Развитие навыков связных высказываний.


7

Подведение итогов.

Подготовка учащихся к концу занятия.

Оценка успешности достижения цели.


Ход урока.


I. Организация начала урока:

Учитель читает эпиграф урока: «У каждого писателя должна быть сверхзадача. И для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана» В. Кондратьев.

О чем говорит автор? (Ответы ребят)

Постановка проблемы

Семьдесят пять лет назад, осенью 1941 г., на ржевской земле шли тяжёлые бои. Они длились почти 15 месяцев. И каждым день, каждый час, каждый миг могла оборваться чья - то жизнь. Да не одна! Потери в Ржевской битве были самые огромные. Каждый, кто прошёл через «ржевскую мясорубку», помнит о ней до сих пор. Как помнил о ней бывший солдат Вячеслав Кондратьев, написавший целый цикл произведений о боях на ржевской земле. Одно из произведений - повесть "Сашка". Какой выбор следует сделать, могут ли ужиться в одном человеке разум и чувства, могут ли чувства затмить разум, может ли разум охладить чувства? На эти вопросы мы находим ответы в повести В. Кондратьева.

II. Несколько слов об авторе повести "Сашка" Вячеславе Кондратьеве. (Прослушать сообщение ученицы)

Вячеслав Кондратьев вошел в литературу позже других писателей фронтового поколения: Бакланова, Быкова, Астафьева, Константина Воробьёва. Они вошли в конце 50-х, в период "оттепели", а он чуть не двадцать лет спустя, в конце 70-х, когда ему было уже под шестьдесят. Вошёл активно, словно бы предугадывая, что судьбой отпущено не так уж и много, а рассказать надо то, что видел и испытал именно он и что другой за него не расскажет.

Первоначально Кондратьев смотрел на своё предназначение просто: рассказать правдиво, не выдумывая, как происходили бои на ржевской земле. Рассказывал о боях под Ржевом, а получилось, что рассказал обо всей стране, обо всём воюющем народе. Повести «Сашка», «Селижаровский тракт», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке» составляют своеобразную тетралогию о путях фронтового поколения на войне и сразу после неё.

Род Кондратьевых корнями уходил в Ивановский край. Родившийся в 1920 году Вячеслав учился в Москве, кадровую службу проходил на Дальнем Востоке, воевал подо Ржевом и принадлежал к тому поколению, для которого четыре года войны навсегда остались «самыми главными» в жизни.

Слово учителя

Одно из интервью Вячеслава Кондратьева было озаглавлено «О войне придумывать не надо». В нём он так сказал о своем творчестве: «У каждого писателя должна быть сверхзадача, для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана». Эта сверхзадача, владевшая им всю жизнь, заставила Вячеслава двадцать лет спустя после войны , летом 1961 года, пройти по местам своих ржевских боев. Работал он в то время художником-плакатистом и не помышлял, что когда-то станет известным писателем.


III. Работа с определениями «Разум и чувства".

1. Знакомство с категорией понятий "разум», «чувства". Какие из перечисленных значений можно связать с повестью? Обоснуйте свою точку зрения.

Разум - 1. ум, способность понимания и осмысления; 2. способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания; ум, интеллект (в противоположность чувству).

Чувство - 1. способность ощущать, испытывать, воспринимать внешнее воздействие; 2. эмоция, переживание; 3. состояние, в котором человек способен осознавать, воспринимать окружающее; 4. осознанное отношение к чему-нибудь; 5. то же, что любовь.

(В повести "Сашка" с понятием "разум" можно связать первое значение: иногда Сашку захлёстывают чувства, но им нельзя подчиняться, всё нужно делать разумно, как это было с Зиной. С понятием "чувство" связаны несколько значений: первое, второе и пятое. Не стоило рисковать, поддаваясь чувству, и ползти за валенками для ротного. Чувство, в смысле переживание, испытывает Сашка, ведя немца на расстрел. Чувство любви испытывает Сашка к Зине, Паше, Родине).

Учащиеся читают отрывок

2.Работа с текстом. Прочитайте текст (Приложение 1).

-Ребята, о чём говорится в тексте?

-Что можно отметить в герое, когда тот ведет пленного немца?

(Ему стыдно перед немцем за то, что у наших плохая оборона, за ребят, которых не похоронили, он пытается выбирать дорогу так, чтобы немец не видел непохороненных солдат. Однако ситуация «Я и ВРАГ» сглаживается простым человеческим любопытством, которое проявляет Сашка к немцу. В нем, как оказалось, нет ненависти.)

-Что в этом эпизоде является настоящим испытанием для Сашки?

(Перед ним нравственный выбор: комбат в горе и пьян – нельзя ослушаться и спорить, попадать под горячую руку; с другой стороны – Сашки проявляет характер, переживая за немца, которому обещана жизнь в плену (подтверждение тому – листовка в кармане у Сашки). Он справедлив, настойчив, медлит с выполнением приказа, отчаянно думает о происходящем, анализирует. Сашка не может слепо выполнять приказ, протестует его душа («Люди же мы, а не фашисты»). Комбат, к радости Сашки, отменяет приказ.)

- Так какова же проблема данного текста?

Формулируем проблему. (Проблема нравственного выбора человека в страшных условиях войны; Проблема отношения к пленным во время войны; Проблема гуманизма в условиях военного времени; Почему война является преступлением против человечности? Можно ли на войне остаться человеком?)

(Обратить внимание на приложение 2: Памятка «Как работать с текстом»)

Комментируем проблему и приводим два аргумента для доказательства:

Война разрушает систему представлений человека о добре и зле, о том, что правильно и что неправильно. Она может ожесточить сердце, а может и нет.

Устные ответы на вопросы:

- Читая отрывок из повести В. Кондратьева, мы становимся свидетелями чего? В каких предложениях мы видим волнение немца и Сашки? (предложения 5-6). Наш герой мучается, не знает, как поступить. Прав ли он? Как автор показывает метания Сашки? («И что мне за это будет, не знаю: может, трибунал, а может, комбат сгоряча прихлопнет? Есть у него такое право – война же!»). Как разрешились мучительные размышления Сашки? (Комбат отменил приказ. А в жизни было по-другому.)

Прекрасно, давайте заполним таблицу толстых и тонких вопросов по тексту:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Мы становимся свидетелями чего?

В каких предложениях мы видим волнение Сашки перед расстрелом немца?

Прав ли он?

Как разрешились мучительные сомнения Сашки?

Почему обрадовался герой?

Почему услышав от комбата об отмене приказа, Сашка обрадовался?

Определяем позицию автора.

Так В.Л.Кондратьев помогает нам сделать вывод о том, что даже в тяжёлых условиях военного времени человек остается человеком

(Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и всё!»)

(Здесь должен быть ответ на вопрос, который вы поставили в первой части сочинения) Автор показывает проблемы гуманизма, правды, нравственного выбора, ценности жизни, ведь именно здесь у Сашки проявляются самые лучшие человеческие качества: деятельная доброта, действенный гуманизм, твёрдость нравственных принципов, отношение к жизни как высшей ценности, огромное чувство ответственности за всё, даже за немца. Автор отмечает, что есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не может.

Можно использовать такие фразы:

Автор не делает прямых выводов, но убедительно показывает, что «Сашка вздохнул радостно, полной грудью, снял каску, обтёр со лба пот, провёл рукой по ёжику волос».

Писатель всем ходом повествования доказывает, что Сашка живой человек, который не может убить и этот случай будет самым памятным для него.

 Выражаем свою точку зрения:

Прочитав текст В.Л.Кондратьева, я пришёл (пришла) к выводу, что война легла на плечи людей непосильной работой. Автор с большим мастерством передает напряженную жизнь военного времени. В любой момент приказ или пуля могли разлучить людей надолго, часто навсегда. Но за немногие дни и часы, а иногда в одном лишь поступке полностью проявлялся характер человека. 

Сашка наделен обостренным чувством ответственности за все, происходящее вокруг; ему стыдно перед немцем за никудышную оборону, за незахороненных солдат.

Приводим первый аргумент, доказывая свою точку зрения:

О жестокости и противоестественности войны и об отношении к пленным писал в романе "Война и мир" Л.Н. Толстой. (Примеры можете привести свои)

IV. Дискуссия. Могут ли чувства затмить разум, может ли разум охладить чувства?

V. Обобщение

Герой Вячеслава Кондратьева - это человек не только с обострённым нравственным чувством, но и с осознанными убеждениями. Ординарец комбата, раздражённый упрямством Сашки, говорит ему: "Кто мы с тобой? Рядовые! Наше дело телячье... Приказали - исполнил! А ты..." Поступать по принципу "наше дело телячье" Сашка не может и не хочет. Многое о жизни, о людях, о войне продумано Сашкой и поступает он не безотчётно и импульсивно, а взвешенно и с пониманием. Его чувства основаны на осмыслении, они находятся в согласии с разумом.

VI. Работа в группах. Составьте кластеры по теме "Разум и чувства", суть которых заключается в том, что записывается основное слово или выражение, от которого по сторонам фиксируются идеи, слова, схемы.

VII. Делаем вывод-заключение: (рассмотрим разные варианты)

Подводя итог, хочется сказать, что Великая Отечественная оставила глубокую, неизлечимую рану в сердцах многих людей. В образе Сашки Вячеслав Кондратьев нам открывает характер человека из народа, сформированный своим временем и воплотивший черты своего поколения. Сашка-человек не только с обострённым нравственным чувством, но и с твёрдыми убеждениями. И прежде всего он человек размышляющий, проницательно судящий о происходящем. Он понимает нужность того, что он делает. Несмотря на тяжёлое время, на военные обстоятельства, Сашка сумел сохранить в себе все человеческие качества.   

Обобщая сказанное, можно сказать, что Кондратьев в своем отрывке пишет о страшной войне и сохраненной на ней человечности.

Этот текст убедил меня в том, что душа мирного человека, став душой солдата, не потеряла ничего от коренных устоев человеческой нравственности. 

Стадия рефлексии. Попробуем построить модель будущего сочинения-рассуждения в виде схемы. (На данном этапе урока учитель использует прием ТРКМ «фишбуон» )

Схема «фишбуон» выглядит так:

t1592550185aa.gift1592550185ab.gif

формулировка собственного мнения

позиция автора



t1592550185ac.gift1592550185ad.gif

аргументы

комментарийt1592550185ae.gif


t1592550185af.gift1592550185ag.gift1592550185ag.gift1592550185ag.gift1592550185af.gift1592550185ag.gif

t1592550185ag.gift1592550185ah.gift1592550185ai.gif

проблемаt1592550185aj.gif а

вывод


t1592550185ag.gift1592550185ag.gift1592550185ag.gift1592550185ag.gif





VIII. Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение

Использованная литература

1. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии. – М.: Дрофа, 2006.

2.Кондратьев В. "Сашка": Повести и рассказы. М.: Сов.писатель, 1981.



Приложение1

Текст

(1)Идя к дальнему лесу, Сашка ещё не решил, что делать и как быть. (2) Разные мысли метались в голове с того момента, как услышал он слова командира батальона, которые тот выдавил через силу:

(3)Немца – расстрелять.

(4)Может, встретится кто из начальства или комиссар вернётся, и тогда всё в порядке будет – непременно отменят приказ этот...

(5)Немец всю дорогу слюну глотал часто, и дёргался у него кадык, и у Сашки тоже в горле комок давит, дышать мешает. (6)Понимает он, что немец сейчас испытывает, какую тяготу несёт. (7)И завёл с ним Сашка мысленный разговор: «(8)Понимаешь, какую задачу ты мне задал? (9)Из-за тебя, язвы, приказ не выполняю. (10)И что мне за это будет, не знаю: может, трибунал, а может, комбат сгоряча прихлопнет? (11)Есть у него такое право – война же!»

(12)Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном, мучительном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. (13)И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. (14)Не может, и всё! (15)В бою фашист – враг, а здесь – пленный!

(16)И тут послышался позади какой-то крик. (17)Обернулся Сашка и обмер: маячила вдалеке высокая фигура комбата, шедшего ровным, неспешным шагом прямиком к ним.

(18)Побледнел Сашка, съёжился, облило тело ледяным потом, сдавилось сердце – идёт комбат, конечно, проверять, исполнен ли приказ его! (19)И что будет-то?..

(20)И верно, раздул капитан ноздри своего чуть кривоватого с горбинкой носа, но не закричал, не затопал, к кобуре с пистолетом руку не потянул, а глядел на Сашку хоть и сурово, но без злобы, очень серьёзно и вроде раздумчиво, – может, отошёл малость, одумался...

(21)Это дало Сашке надежду, и смотрел он на комбата без дерзости, но твёрдо, хотя и колотилось сердце, как бешеное, отзываясь болью в висках.

(22)Уже на ходу, на миг остановившись, комбат повернулся к Сашке и бросил:

(23)Немца отвести в штаб бригады. (24)Я отменяю свое приказание.

(25)Сашка вздохнул радостно, полной грудью, снял каску, обтёр со лба пот, провёл рукой по ёжику волос. (26)Он окинул взором всё окрест – и удаляющегося комбата, и пустынную дорогу, и церкву разрушенную, которую и не примечал прежде, и синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо, словно впервые за этот день увиденное, и немца, из-за которого вся эта история вышла. (27)И подумал тогда Сашка, что коли живой останется, то из всего, им на переднем краю пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным...


Вячеслав Леонидович Кондратьев (1920–1993) – русский советский писатель и поэт. Участник Великой Отечественной войны. Повесть «Сашка», из которой взят фрагмент, – одно из лучших его произведений о войне.















Приложение 2.

Памятка

«Как работать с исходным текстом»

Внимательно читаем предложенный текст.

Обращаем внимание на абзацное членение, находим ключевые слова каждого абзаца.

Выявляем проблемы, вопросы, о которых размышляет автор текста.

Выясняем позицию автора по тем проблемам, о которых идёт речь в тексте: какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми, выражают его точку зрения.

Выявляем языковые средства и средства художественной выразительности, с помощью которых автор выражает свою позицию, своё отношение к проблеме, поставленной в тексте.


Опубликовано в группе «Русский язык: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроке.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.