Урок литературы «Проблема чести, достоинства и нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 85 имени Героя РФ Г.П. Лячина
Дзержинского района Волгограда»
Методическая разработка урока литературы в 8 классе
Тема:
«Проблема чести, достоинства и нравственного выбора в повести
А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин»
Разработала:
Учитель русского языка и литературы
Стретельникова Светлана Геннадьевна
Цель: проследить по тексту путь духовного становления Гринева; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благородство, чувство чести и собственного достоинства,
развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.
Оборудование: учебники, тетради учащихся, записи на доске, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Методические приемы: слово учителя, работа с текстом: сжатый пересказ, аналитическая беседа, сравнительная характеристика, выразительное чтение эпизодов.
Ход урока:
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Эпиграфы урока: Береги честь смолоду.
Русская пословица.
Честь – это внешняя совесть, а
совесть – это внутренняя честь.
А. Шопенгауэр
Честь – это совесть, но совесть болезненно
чуткая. Это уважение к самому себе и к
достоинству собственной жизни, доведенное
до крайней степени чистоты и до величайшей
страстности.
А. Виньи
1. Вступительное слово учителя.
В своей повести «Капитанская дочка» автор размышляет о бесправии закабаленного крестьянства, о восстании, грозящем дворянскому государству, о судьбах России, о ее настоящем и будущем.
Но раздумья писателя касались не только исторического прошлого и настоящего страны, но и сложных нравственных вопросов. Вопросов свободы и независимости, чести, нравственного долга. И сегодня мы будем с вами говорить об этом. Запишите в тетради тему урока. Зачитаем эпиграфы нашего урока и подумаем над их смыслом. В конце урока мы постараемся составить кодекс чести главного героя произведения.
Итак, Пушкин проводит своих героев через испытания и трудности. Обратимся к главному герою повести Петру Гриневу, вспомним отдельные эпизоды его жизни. Обратите внимание на иллюстрации во время показа презентации к нашему уроку. Они помогут вам увидеть ту эпоху, в которой жили герои. Посмотрите на форму, которую носили в 18 веке, так выглядел офицер царской армии.
Всмотритесь в юного Петрушу Гринева. На экран проецируется слайд.
- Расскажите о жизни Петруши в родительском доме.
- Кто же оказал большое влияние на Петрушу? Найдите в тексте суждения отца Петруши о том, что сын его должен служить.
Вывод: Действительно, главные уроки жизни Гринев получил не от француза и даже не от Савельича, а от своего отца Андрея Петровича. Правда для старика- Гринева – это прежде всего честное служение своему Отечеству, верность императрице, тому, «кому присягаешь». Наставляя сына, он предостерегает его от корыстолюбия и карьеризма.
- Что мы можем сказать о матери Гринева? (ответ ученика)
Вывод: Действительно, о ней сказано немного, но ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра. Доброта матери и весь быт семьи Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость.
И ведь доброе отношение к крепостному слуге – это результат воспитания, полученного дома.
Нельзя сказать, что Петруша вначале полностью усвоил взгляд отца на военную службу, в голове его была невероятная путаница.
- Как представлялась военная служба юному Петруше?
Второй этап формирования Гринева начинается с момента отъезда его из родного дома. Вспоминаем, что первый удар мечтам наносит отец, решая Петрушу отправить в Армию и не в Петербург, а в Оренбург. Мечта о веселой и беззаботной жизни военного исчезает после пирушки с Зуриным.
- Что же произошло?
- Чем заканчивается эта история?
- Какой урок преподал ему Зурин?
- Какое разочарование ждет Гринева в Белогорской крепости?
- Каким предстает перед нами русское семейство Мироновых?
Вывод: Вспомните строки из повести, где автор пишет: «Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Уклад жизни Мироновых был очень близок семье Гриневых.
- Как проявил себя Петруша в ссоре со Швабриным? Почему он согласился на дуэль, хотя дуэли были запрещены?
- Как ведут себя оба противника во время поединка? Как был ранен Гринев?
Вывод: Швабрин воспользовался тем, что Гринева отвлек призыв Савельича, и нанес ему подлый удар. Это могло стоить Петруше жизни. Но ведь герой еще мало знает людей. Он думал, что Швабрин будет вести себя по правилам дуэли, также честно, как и сам Гринев. Возможно, это тоже урок – не быть слишком доверчивым.
- Что защищал Гринев на дуэли? Какие его качества проявились в истории с дуэлью?
Вывод: Он защищал честь и достоинство свои и своей любимой. Он проявил благородство, не упомянув имя Маши. Василисе Егоровне Гринев, не называя истинных причин, объяснил, что они со Швабриным поссорились «за песенку». Гринев действовал храбро и мужественно, ведь Швабрин был старше и опытнее его, в том числе и в умении драться на шпагах.
- Почему Гринев помирился со Швабриным?
Из текста: «Я был слишком счастлив, чтобы хранить в сердце чувство неприязненное». Гринев решил, что Швабрин искренне раскаялся, считал, что тот клеветал из чувства «оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви», и «великодушно» простил своего «несчастного соперника».
- Почему отец Гринева отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой?
- Как Гринев-отец узнал о похождениях сына?
Работа по главе «Приступ»:
- Какие чувства испытывают и как себя ведут перед боем с пугачевцами герои: Гринев, капитан Миронов, Василиса Егоровна, Маша?
- Какие черты характера капитана Миронова раскрывает сцена его гибели?
(Бескорыстие, честность, верность присяге, государыне-императрице. Он жил честно, скромно, и смерть свою встретил так же достойно. Последние слова капитана: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышишь ты!»)
- Как описан Швабрин в сцене казни? Какова роль этого описания?
(Швабрин описан несколькими точными штрихами: он успел не только переметнуться на сторону Пугачева, но и обстричься «в кружок» и одеться в казацкий кафтан. Кроме того, он успел что-то шепнуть Пугачеву, после чего Гринева поволокли на виселицу.)
- В чем причина чудесного спасения Гринева?
- Какие события особенно сильно повлияли на формирование духовного мира героя?
- Что значит честь для Маши Мироновой? Какие черты характера проявляются в Маше в истории ее любви к Гриневу?
Вывод: Многое в ее поступках объясняется тем, что она – дочь Мироновых.
- А что значит честь для семейства Мироновых?
Вывод: Действительно, скромно и честно жил Иван Кузьмич. И смерть свою встретил также достойно. И Василиса Егоровна до последнего момента была рядом с мужем.
- Какие последние слова произносит Василиса Егоровна перед смертью? Найдите эти строчки в тексте.
- Как произошло, что Гринева схватили мятежники? Какие качества проявил в этой ситуации Гринев?
Вывод: Гринев любит Савельича, как отца родного. Хотя они и стоят на разных социальных ступенях, их отношения ближе родственных: барин и слуга ссорятся, мирятся, дядька ворчит, денег барину не дает. Гриневское «мой Севельич» менее всего означает мой крепостной.
- А есть ли представления о чести у Швабрина?
- Что важно для формирования личности человека?
Вывод: Все мы родом из детства. И потому очень важно, в какой семье воспитывался человек. Во многом родители являются примером для своих детей. Кем были его учителя, друзья?
Для Пушкина в повести правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы приподняться над «жестоким веком», сохранив в себе человеческое достоинство и уважение к жизни других людей.
- Попробуем составить кодекс чести Петра Гринева.
Ребята поочередно перечисляют качества главного героя. В подтверждение их слов, в дополнение к сказанному на экран проецируется слайд
Кодекс чести П. Гринева:
Бесхитростность, честность и искренность
Простодушие
Гуманное отношение к крепостному Савельичу
Великодушие
Бескорыстие в дружбе и любви
Благородство и доброта
Готовность защитить честь любимого человека вплоть до самопожертвования
Мужество
Верность воинской присяге и долгу
Верность данному слову
Чувство собственного достоинства
В. И Даль в своем словаре так определяет слово «честь» (записываем в тетради:
«Честь» - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть).
- Как вы думаете, «честь» - качество сугубо дворянское или общечеловеческое? Докажите это.
Вывод: В нашем современном мире, в котором мы живем, к сожалению, эти понятия утратили ценность, стали почему-то несовременными. Но ведь если не лукавить, хотелось ли вам, мальчики, иметь такого надежного друга, как Петр Гринев, надежного и честного.
А девушки, я уверена, мечтают иметь в будущем такого мужу и отца своим детям.
- Кого вы сегодня можете назвать честным, благородным человеком?
Вывод: Сегодня на уроке мы доказали с вами, что «честь» - качество не только сугубо дворянское, но и общечеловеческое.
Домашнее задание: 1. Перечитать главы 8 – 12.
2. Найти в произведении все эпизоды, в которых появляется Пугачев.
Сопоставить его портреты в главах «Вожатый», «Приступ»,
«Незваный гость», «Мятежная слобода».
Презентация к уроку по "Капитанской дочке"
PPT / 3.9 Мб
Екатерина Алексеевна