Характеристика детей со II уровнем развития речи

1
0
Материал опубликован 30 December 2015 в группе

Данный уровень определяется как начатки общеупотре­бительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фра­зы: «Да пить мокб» — дай пить молоко; «баска ататъ нйка» — бабушка читает книжку; «Задай гать» — давать играть; «во изй асаня мясик» — вот лежит большой мя­чик. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы со­гласования и управления, так их и нарушать: «ти ёза» — три ежа, «мбга кукаф» — много кукол, «синя када-сы» — синие карандаши, «лёт бадика» — льет водичку, «тасин петакдк» — красный петушок и т. д.

В самостоятельной речи детей иногда появляются про­стые предлоги или их лепетные варианты («тидйт а туе» — сидит на стуле, «щит а той» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.

Недостаточность практического усвоения морфологиче­ской системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограни­чивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных гла­голов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Валя папа» — Валин папа,«алил» — налил, полил, вылил, «ги-бы суп» — грибной суп, «дайка хвот» — заячий хвост и т. п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и от­влеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное упот­ребление слов, разнообразные семантические замены. Ха­рактерным является ипользование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук; «тюфи» — туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транс­порт, детенышей животных и т. п.(«юка» — рука, локоть, плечо, пальцы, «стуй» — стул, сиденье, спинка; «мис­ка» — тарелка, блюдце, блюдо, ваза; «лиска» — лисенок, «манъка вдйк» — волченок и т. д.). Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затрудни­тельно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих во­просов дети не могут передать содержание сюжетной ли­нии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причин­но-следственных связей.

Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сфор­мирована и значительно отстает от возрастной нормы: на­блюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «Дандас» — карандаш, «аквая» — аквариум, «виписёд» — велосипед, «мисанёй» — мили­ционер, «хадйка» — холодильник.

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (II уровень речевого развития)

Задачи и содержание коррекционно-развивающего обу­чения детей 4 лет с данным уровнем планируются с учетом результатов их логопедического обследования, позволяю­щих выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей, и соотносятся с общеобразовательными требованиями типовой программы детского сада.

Логопедические занятия в средней группе для этих детей подразделяются на индивидуальные и подгрупповые.

Учитывая неврологический и речевой статус дошкольни­ков, логопедические занятия нецелесообразно проводить со всей группой, поскольку в таком случае степень усвоения учебного материала будет недостаточной.

В связи с этим индивидуальные занятия носят опере­жающий характер, так как основная их цель — подгото­вить детей к активной речевой деятельности на подгруппо-вых занятиях.

На индивидуальных занятиях проводится работа по:

1) активизации и выработке дифференцированных дви­жений органов артикуляционного аппарата;

2) подготовке артикуляционной базы для усвоения от­сутствующих звуков;

3) постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особен­ностей детей, количество их в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда (от 2—3 до 5—6 человек). В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения.

Содержание логопедических занятий определяется зада­чами коррекционного обучения детей:

• развитие понимания речи;

• активизация речевой деятельности и развитие лекси-ко-грамматических средств языка;

• развитие произносительной стороны речи;

• развитие самостоятельной фразовой речи. Выделяются следующие виды подгрупповых логопеди­ческих занятий по формированию:

1) словарного запаса;

2) грамматически правильной речи;

3) связной речи;

4) звукопроизношения, развитию фонематического слу­ха и слоговой структуры.

Подгрупповые занятия проводятся логопедом в соответ­ствии с расписанием, индивидуальные — ежедневно, в со­ответствии с режимом дня в данной возрастной группе до­школьного учреждения.

Теги публикации
Комментарии
Комментариев пока нет.