Лэпбук для развития речи «Я дружу со звуком «Р»»
Лэпбук «Я дружу со звуком Р»
учитель-логопед
Богатикова Лидия Юрьевна
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта учителю-логопеду приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на занятиях? Для достижения этой цели я использовала интерактивную технологию создания лэпбука для автоматизации звука «Р» в речи детей.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
1 - информативен;
2- полифункционален;
3- способствует развитию речи ребёнка;
4- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с
участием взрослого как играющего партнера);
5 - обладает дидактическими свойствами;
6- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его
части);
7 - обеспечивает игровую, познавательную активность воспитанников.
Лэпбук для дошкольников – пособие не только невероятно полезное и
интересное, но и универсальное. С такой папкой ребенок может заниматься в
одиночестве или вместе с подгруппой детей, автоматизируя поставленный звук в своей самостоятельной речи. Наполнение папки можно рассматривать, раскрывая кармашки, конвертики, выполнять все задания.
Лэпбук «Я дружу со звуком Р» содержит игры и упражнения по автоматизации звука Р. В лэпбуке представлены игры и упражнения, направленные не только на автоматизацию звука [р], но и задания для развития артикуляционной моторики, развития мелкой моторики, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, грамматического строя речи и связной речи. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
Пособие предназначено для логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей детей.
Целевая аудитория: дети 5-7 лет с речевыми нарушениями.
Содержание лэпбука
1. Артикуляционное дерево (на липучках).
Цель: развитие артикуляционной моторики, учить детей с использованием карточек самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения.
Посмотри перед тобой дерево, как только ты правильно и точно выполнишь упражнение, на нём появится красивый цветочек.
2. Звуковые дорожки.
Цель: автоматизация звука (р) изолированно и в слогах.
- Давай заведём мотор у нашего транспорта, веди пальчиком по дорожкам и правильно произноси звук (Р).
- Наш щенок Робик умеет рычать. Давай поможем ему добраться до косточек, правильно произнося звук (р). РРРРРР….А, РРРРР..О, РРРР…У, РРРР..Ы.
3. Весёлые ритмы.
Цель: развитие чувства ритма и автоматизация звука (р).
Варианты игры:
- «Отстучи ритм по рисунку». Ребёнок отстукивает предложенный ритм на барабане, бубне или отхлопывает с опорой на схему.
- «Проиграй мелодию». Логопед предлагает «нажимать» пальцем на чёрные клавиши и произносить слог, например, «РА», соблюдая паузы там, где чёрные клавиши далеки друг от друга.
4. «Прожорливая гусеница».
Цель: автоматизация звука (р) в словах и развитие мелкой моторики.
Наша гусеница «Обжорка» очень любит есть клубнику. Давай поможем ей собрать клубнику на ужин, но собирать мы будем только клубнику с картинками, в которых есть звук (р). Собирай клубнику и нанизывай на шнурок.
5. «Четвёртый лишний».
Цель: автоматизация звук (р) в словах, развитие логического мышления.
Посмотри внимательно на картинки, назови их, правильно произнося звук (р). Подумай, какая картинка лишняя и почему?
6. «Найди картинки со звуком (р).
Цель: развитие фонематического анализа (выделение звука (р) на фоне слова).
+
Отработка ориентировки в пространстве и отработка предлогов:
-Какая картинка находится в левом вернем углу?
- Какая картинка находится в правом нижнем углу?
-Назови предмет справа от ………;
-Назови предмет, который находится между ………..;
-Назови предмет, который находится над …………..;
-Назови предметы, справа от и т.д.
7. «Посчитай» в сочетании 1,2,3.
Цель: согласование числит. с сущ. в сочетании 1,2,3.
Посмотри, перед тобой картинка, назови её, давай посчитаем слово (например) рыбка в сочетании 1,2,3.
Одна рыбка, две, рыбки, три рыбки.
8. «Весёлая ракета»
Цель: автоматизация звука (р) в словах, формирование навыков звукового анализа.
Мальчик Рома хочет полететь на ракете в космос. Давай ему поможем добраться до ракеты. Шагай по картинкам, правильно произнося звук (р) в словах, подумай на каком месте стоит звук (р) в слове? Посади пчёлку на нужный цветочек.
9.Разрезные картинки «Собери букву».
Цель: закреплять умение детей составлять целое из частей; закреплять графическое изображение буквы; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки; развивать зрительное восприятие.
Ребёнок собирает пазл и получит загаданную букву. Запоминает, как она выглядит и называет. Для закрепления называет слова, которые нарисованы в каждом элементе. С предложенными словами можно составить предложение.
10. «Чистоговорки»
Цель: автоматизация звука [Р] в чистоговорках; развивать темп, ритм, чёткость и громкость произношения; слуховую память, контроль над звукопроизношением.
Работа с лэпбуком помогает систематизировать материал по теме, помогает детям усваивать знания в игровой форме.
Тихомирова Екатерина Витальевна