Рабочая программа внеурочного занятия «Хочу всё знать»
Рабочая программа внеурочного занятия "Хочу всё знать"
1 класс
( общеобразовательный уровень)
Пояснительная записка.
При составлении программы использованы нормативно-правовые документы:
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3226-1 (ред. От 10.11. 2009);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373);
Концепция духовно-нравственного воситания российских школьников;
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального паправления развития личности «Хочу все знать» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1год обучения.
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Актуальность:
Программа развития общеинтеллектуальных умений и навыков ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся. В программе рассматривается обучение и воспитание как единое ценное.
Развитие логического мышления имеет сильные связи с успехами детей в усвоении учебного материала. Более того, высокий уровень развития логического мышления на старте школьного обучения особенно важен для успешного изучения учебных дисциплин в последующем. . В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.
Практическая значимость программы для обучающихся:
Младшим школьникам предлагается выполнить интересные, порой захватывающие задания, в основе которых лежит игра ребенка. Игра непременно вызывает чувство удивления, а следовательно живой интерес к процессу познания. Известно, что играя, дети всегда лучше запоминают материал. Большую часть материала дети не просто запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимание, воображение, конструкторские способности, пространственная ориентация, актерские способности, речь, расширяется словарный запас.
Цель программы:
Создание условий для оптимального развития детей и развитие их творческого потенциала, развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
Создать условия для осознания школьниками ценности учения и познания как видов творческой деятельности.
Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».
Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях ситуации успеха.
Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
Общая характеристика курса:
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «Хочу все знать!».
Организация кружка имеет интеллектуально-познавательное направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку, окружающему миру. Наукой доказано, что обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы, так как мыслительные умения и навыки следует развивать в определенные природой сроки. Опоздание с развитием - это опоздание навсегда. Один из ведущих исследователей проблем творчества П.Торренс сказал как-то, что « творчество – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Именно на развитие способностей направлен материал рабочей программы внеурочной деятельности « Хочу все знать».
В основе заданий.которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.
Место курса в учебном плане:
На реализацию программы отводится 1 час в неделю.Программа рассчитана на 31 занятие по 1 учебному часу каждое. Продолжительность занятия 30 минут
Сроки реализации программы и возраст воспитанников.
Программа рассчитана на детей 7 лет (учащиеся 1 класса). Срок реализации – 1 год.
Формы и режим занятий.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности .
Форма организации учебных занятий – групповая.
«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Хочу все знать!»
Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результатыосвоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее:
овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметными результатами изучения курса «Хочу всё знать» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем .
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Предметные результаты изучения курса в 1-м классе
Учащиеся научатся:
Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру.
Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение.
Предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах .
Повышение интеллектуального уровня уяащихся,
Повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года.
Виды деятельности:проблемно-ценностное общение, художественное творчество, досуговое общение.
Основные формы проведения занятий:этические и познавательные беседы, тренинги, практикумы, смотры-конкурсы, конкурсы, турниры, викторины, КВН, занимательные игры, задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских, креативных;.
-Ожидаемые результаты:
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Итоги занятия могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников.
Формы контроля, подведения итогов реализации программы.
Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Творческие работы представляются в виде:
Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
Отчётов по наблюдению за природными объектами;
Оформленных исследовательских работ;
Стихотворений;
Книг-раскладушек и т.д.
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1год обучения: опросные листы, тесты, беседы
Учебно-методические средства обучения и воспитания
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг. – 2006.
Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников / А.З. Зак // Психологическая наука и образование. . – № 2. –С. 36-42.
Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка / Ю.Г. Тамберг. – СПб.: Речь, 2002.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / К. Фопель. Т. 2. – М.: Генезис, 2005.
Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 – 8 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. – М.: Росткнига, 2012.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития» - 192с
Козлова М.А Я иду на урок в начальную школу/ М.А.Козлова - М., Первое сентября, 2005/
Бетенкова М.С , Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / /
.Сухин И.Г. Занимательные материалы / Сухин И.Г., М., Вако, 2004.
Керова Н.М. Нестандартные задачи по математике / Керова Н.М., М., Вако, 2006.
Учебно-тематическое планирование
Знатоки окружающего мира (9 часов).
Удивительные млекопитающие.
Познакомить учащихся с удивительным миром млекопитающих, с наиболее интересными его представителями, их особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; развивать память, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме.
1.Разгадывание кроссвордов о животных.
Работа с детскими энциклопедиями.
2.Забавные пернатые друзья.
Познакомить учащихся с наиболее интересными представителями класса «Птицы», их особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; мышление, память.
Игра «Узнай птицу по описанию».
3.Бабочки и мотыльки.
Расширить знания учащихся о бабочках и мотыльках; познакомить с характерными особенностями дневных и ночных бабочек; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать умение сравнивать, делать выводы.
Игра « Найди сходства и различия дневных и ночных бабочек».
Выполнение узора на крыльях бабочки (понятие симметрии).
4.Тайны растений.
Познакомить с историей открытия удивительных растений; экзотическими фруктами; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память.
Разгадывание кроссвордов о растениях.
Составление описания экзотического фрукта.
5.В царстве грибов.
Познакомить учащихся с удивительным царством грибов и его представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память.
Игра «Узнай и расскажи о грибе».
6.Загадки под водой.
Познакомить учащихся с тем, как изучают подводный мир; с его наиболее интересными представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать внимание, память, речь, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме.
Разгадывание кроссвордов о рыбах.
Работа с детскими энциклопедиями.
7.Самые известные заповедники России.
Познакомить учащихся с самыми известными заповедниками России; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать память, творческое мышление.
Рисование природоохранных знаков.
8.Решение олимпиадных заданий.
Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся.
Решение олимпиадных заданий.
9.КВН «Знатоки природы»
Закрепить знания учащихся по изученным темам; развивать коммуникативные умения.
Выполнение заданий по теме.
Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов)
10.Пословица недаром молвится.
Расширить знания учащихся о пословицах, познакомить с их классификацией; учить
находить народную мудрость в пословицах; развивать мышление.
Игра «Собери пословицу».
11Литературные герои в ребусах.
Познакомить с понятием «ребус» учить разгадывать ребусы; развивать внимание, память, мышление.
Разгадывание ребусов.
12.Крылатые слова и выражения.
Познакомить с понятием «крылатые слова и выражения»; учить объяснять их; развивать мышление.
Составление словаря крылатых выражений.
13 Решение олимпиадных эаданий
Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся.
Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
14Фразеологизмы.
Познакомить с понятием «фразеологизмы»; учить их объяснять; развивать мыслительные навыки учащихся.
Игра «Объясни смысл фразеологизма и сравни с рисунком»
15.Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией.
Познакомить с понятием «этимология»; развивать познавательный интерес, речь учащихся, внимание.
Чтение и анализ рассказов о происхождении слов
16.Литературные викторины.
Познакомить с понятием «Викторина»» развивать память, мышление, смекалку.
Выполнение заданий викторин.
17.Сказка ложь, да в ней намек…
Расширить знания учащихся о народных и литературных сказках; развивать умение анализировать тексты, сравнивать, делать выводы; развивать внимание, память творческое мышление.
Сочинение сказки по заданному началу.
18.Поучимся разгадывать шарады.
Познакомить с понятием «шарада»; учить разгадывать шарады, развивать мыслительные навыки учащихся.
Разгадывание шарад
19.Волшебница анаграмма.
Познакомить учащихся с понятием анаграмма; учить разгадывать анаграммы; развивать мыслительные навыки учащихся.
Выполнение заданий по теме.
20.Кроссворды-тесты.
Познакомить с понятием кроссворда-теста; учить разгадывать кроссворды-тесты; развивать память, мышление, учащихся.
Разгадывание кроссвордов-тесто
2.Загадка, загадка, открой свою тайну.
Расширить знания учащихся о загадках, развивать внимание, память, творческое мышление, речь учащихся.
Сочинение собственных загадок.
22.Текст.
Уточнить знания учащихся о тексте; развивать умение определять текст, составлять текст; развивать мышление, память, речь, учащихся.
Составление текстов по картинке, серии картинок.
23.Тема и основная мысль текста.
Развивать умениеопределять тему и основную мысль текста; умение работать с текстом; внимание, мышление, речь учащихся.
Определение темы и основной мысли текста.
24.Заголовок текста.
Развивать умение работать с текстом; подбирать заголовок к тексту; развивать мышление, внимание учащихся.
Выбор заголовка к тексту из данных заголовков, подбор собственного заголовка к тексту.
25.Составление текста на заданную тему.
Развивать умение учащихся составлять текст на заданную тему; развивать мышление, монологическую речь учащихся.
Составление текста на заданную тему.
Знатоки математики (6 часов).
26.Задачи в стихах. Задачи-шутки.
Познакомить с понятием «Задачи в стихах»; «Задачи- шутки»; развивать арифметические навыки устного счета; внимание , смекалку, мышление учащихся.
Решение задач в стихах, задач-шуток.
27.Нестандартные задачи.
Развивать навыки умения решать нестандартные задачи; развивать внимание, мышление.
Решение задач по теме.
28.Решение олимпиадных заданий.
Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся
29.Графические диктанты.
Познакомить с понятием «Графические диктанты»; развивать пространственное воображение, внимание учащихся; умение ориентироваться на плоскости.
Выполнение графических диктантов.
30.Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур.
Познакомить с понятиями «математические головоломки», «танграм»; развивать мыслительные навыки учащихся.
Решение головоломок различных видов.
31.Поиск закономерностей.
Познакомить с различными видами группировки; развивать умение выполнять группировку; развивать внимание, мышление учащихся.
Выполнение заданий по теме.
Итого 31 час