Статья «Как преобразовать систему образования, чтобы противостоять следующему кризису Covid»

0
0
Материал опубликован 10 June 2020

Как преобразовать систему образования, чтобы противостоять следующему кризису Covid

В конце февраля, когда раздались тревожные сигналы о растущем распространении вируса COVID-19, Всемирный банк создал многосекторальную глобальную целевую группу для поддержки мер по реагированию разных стран на эпидемию и преодолению ее последствий. В то время только Китай и небольшое число школ в других странах, затронутых вирусом, призывали к социальному дистанцированию с помощью закрытия школ. Чуть более двух недель спустя 120 стран закрыли свои учебные заведения, в том числе и Россия, в результате чего почти миллиард обучающихся во всем мире были вынуждены оставаться и обучаться дома в течение различного периода времени [4].

Хотя закрытие школ, как мы увидели на практике, является логичным решением для обеспечения социального дистанцирования, но длительный период в таком режиме обучения показал немало и проблем. Как правило, данный вид обучения оказывает непропорционально негативное воздействие на наиболее социально незащищенных обучающихся [5]. У них меньше возможностей для обучения дома, а их вынужденное прекращение занятий может стать экономическим бременем для родителей, которые могут столкнуться с такими трудностями, как недостаток технических средств, времени для контроля ребенка, необходимость присмотра за детьми в течение длительного периода времени или даже обеспечения их достаточным продовольствием в отсутствие школьных завтраков.

Вспышка коронавируса и необходимость введения правил социального дистанцирования на национальном уровне может использоваться в качестве наилучшего теста для проведения мероприятий по использованию образовательных технологий в области дистанционного обучения [2].

В последнее время неоднократно в научных работах поднимается тема моделирования учебного процесса с применением дистанционного обучения. Существует множество понятийных трактовок «дистанционного обучения». Так, Полат Е.С. рассматривает дистанционное обучение как «организованный учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между обучающимися и преподавателем». По мнению Домрачеева В.Г., дистанционное обучение - «новая ступень обучения с применением инновационных информационных технологий» [1].

На сегодняшний день большинство образовательных организаций предлагает получить знания посредствам дистанционного обучения. В период зарождения электронного обучения виделось, что за внедрением новых образовательных технологий последует и преобразование учебного процесса в целом. Идея состояла в том, чтобы вместо ведущей роли учителя на первый план выходила ведущая роль обучающегося. Такое преобразование позволит детям более полно развивать способность поиска информации, навыки рассуждения и т.д. Внедрение дистанционного образования позволит получать знания малоподвижным людям или людям с ограниченными возможностями здоровья.

К сожалению, лишь немногие образовательные системы подошли к этой точке полностью подготовленными. Китай является одной из тех стран, в которых образование продолжалось независимо от закрытия школ и осуществлялось через Интернет и дистанционное обучение. Другие страны и их системы обучения оказались менее подготовленными. В России, хотя и существовала данная форма обучения, но система образования не была готова технически и морально, что школы и учителя, что и родители и дети [3].

Поэтому мы предлагаем первым делом рассмотреть вопрос оснащение техническим оборудованием, как педагогический состав школ так и обучающихся. Для этого необходимо (для педагогов) в школах создавать мобильные классы, которые оснащены современными ноутбуками, планшетами, веб-камерами, наушниками мини-МФУ и др.

Мобильный класс, как мы предполагаем, выполняет модель использования функционального переносного оборудования для работы с классом в любом учебном кабинете, так и работы учителя из дома.

А также провести программу по оснащению обучающихся электронными техническими ресурсами. Для этого должен быть проведен опрос, и должны поступить заявки от родителей (законных представителей) обучающихся о технических проблемах в обучении дистанционно ребенка.

Также необходимо продумать программу для общеобразовательных школ «Электронное пособие», подобную программе учебник. Где ввести оснащение образовательных учреждений электронными гаджетами с бесплатными программами «Эльктронный учебник», программы для выход в онлайн конференции, поисковыми программами.

В большинстве нашего населения доступ к технологиям может быть различным, а доступ к высокоскоростному Интернету или смартфонам связан с материальными возможностями населения даже в странах со средним уровнем дохода. Поэтому мы считаем, что программы, которые могут быстро стать доступными тем, кто больше всего в них нуждается, имеют решающее значение.

На сегодняшний день до конца не сформирован пакет дидактических положений и учебных материалов с использованием данной технологии. В связи с этим внедрение дистанционных технологий происходит довольно хаотично

Таким образом, еще одним требованием и изменением к преобразованию системы образования, должны служить бесплатные электронные ресурсы, способствующие полноценному обучению детей. Необходимо из разнообразия предлагаемых ресурсов выбрать 2-3 ресурса вход и использование которых доступны даже самому непродвинутому пользователю (такое количество ресурсов оправдано тем, что в ходе дистанционного обучения выявилась проблема использования разными учителями-предметниками разных ресурсов, что привнесло демотивацию в обучение детей, так как было трудно определиться, где, какое задание выполнять), и провести, на качественном уровне, апробацию данных ресурсов учителями-практиками, дополнив их необходимыми учебными материалами (видеороликами; вопросами; заданиями выполняющими проверку знаний и показывающими как учителю, так и ученику, где обучающийся допускает ошибки; тестированием; творческими и учебными играми; ресурсами по созданию конференций, видео общению со всем классом).

Адаптация учебных онлайн-сервисов под нужды школ — комплексная задача. Так как организация персональных уроков — не то же самое, что одновременное подключение целого класса и проведение полноценного школьного урока. Данные электронные ресурсы, онлайн-платформы помогут на качественном уровне проводить дистанционное обучение.

Все вышесказанное доказывает Дмитрий Волошин, экс-глава департамента исследований и образования в Mail.Ru Group, основатель образовательного стартапа Otus. Он признает, что ранее все технологические платформы для обучения проектировались IT-специалистами без учета технической подкованности учителей. По его словам, в новой ситуации образовательные сервисы должны относиться к продукту иначе, создавая не столько IT-решение, сколько площадку для общения учителя и учеников. Для адаптации материала и заданий к работе на платформах необходима работа методистов.

Ситуация на рынке электронных ресурсов вызвана жесткими внешними факторами и вряд ли сохранится после эпидемии. Но с другой стороны мы считаем, что, за время карантина буквально все учителя и школьники так или иначе столкнутся с дистанционным обучением, обратив внимание на предоставляемые рынком продукты. Поэтому сервисам необходимо потратить время на более детальное изучение своей потенциальной аудитории, пересмотр бизнес-моделей и улучшение технологий.

Государственная система как никогда открыта к реформированию и быстрой модернизации. До сих пор школы не пытались перевести обучение в онлайн-формат, но внезапный тест возможностей дистанционного образования по всей стране изменит подход. Если ситуации, подобные этой, будут повторяться, опробованные по всей стране продукты снова пригодятся в будущем в качестве резервных систем. Если нет — технологии дистанционного обучения останутся востребованными для отдельных школьников (например: по здоровью находящихся на обучении дома, детей-инвалидов, детей-спортсменов, одаренных детей в др. областях вынужденных длительное время пропускать уроки в стенах школы) или целых школ в отдаленных регионах.

Также, в процессе обучения детей в домашних условиях, мы увидели положительный момент в организации обучения через телевиденье. Когда были созданы каналы, где проводились видеоуроки, после которых учитель-предметник школы мог давать детям задания по пройденному материалу. Необходимо продолжать данный опыт и пополнять бак видеоуроков, а также разработать расписание уроков по дням, предметам и изучаемым темам.

Чтобы учить качественно в новых условиях учитель должен соответствовать и знать все новые технологии и уметь ими пользоваться, поэтому система дистанционного образования призвана обеспечить:

повышение квалификации специалистов в соответствии с содержанием образовательных программ;

качественный уровень академической мобильности учителей.

Поэтому важно уже сейчас проведение дистанционных курсов, где лекторы объясняют, не только материал того учебного предмета, по которому учитель преподает, но и развитие и использование в режиме реального времени (на курсах) новых электронных технологий и онлайн-сервисов.

Так как многие школы имеют филиалы, где здания школ удалены от друг от друга, данные ресурсы останутся удобными для проведения онлайн-семинаров, онлайн –совещаний, а также такая форма удобна в совещаниях со школами, так называемо «Не покидая основного места работы» и общение между школами.

Урок, который важно извлечь в период COVID-19, схож с тем, который мы наблюдали во время предыдущих пандемий – решающее значение имеет готовность. Хотя существуют различные сценарии, некоторые из них предполагают, что распространение COVID-19 будет происходить волнами, а это означает, что процесс борьбы с ним должен носить циклический характер и система образования должна быть готова к обучению детей.






Список используемой литературы

1. Батаев А. В. Анализ мирового рынка дистанционного образования // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 205-208. — URL https://moluch.ru/ archive/100/22587/ (дата обращения: 2.05.2020)

2. Генсек ООН допустил, что мир может потерять сотни тысяч детей в 2020 году. – URL: https://news.mail.ru/politics/41420340/?frommail=1 (дата обращения: 3.05.2020)

3. Логинова А. В. Эволюция электронного обучения и перспективы развития // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1210-1212. — URL https:// moluch.ru/archive/90/18620/ (дата обращения: 3.05.2020)

4. Российская газета Федеральный выпуск 22.04.2020 №87 Почему вирус ставит ученых в тупик https://rg.ru/2020/04/21/pochemu-covid-19-stavit-uchenyh-v-tupik.html (дата обращения: 2.05.2020)

5. Электронный научно-практический журнал «Вопросы Интернет-образования». – № 8.- 2019


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.