Конспект урока по ОРКСЭ по теме «Дружба и порядочность» (4 класс)
МОУ «Сосновский ЦО»
Караваева А.И., учитель начальных классов
«ДРУЖБА И ПОРЯДОЧНОСТЬ»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
4 КЛАСС
Общая характеристика урока:
класс: 4 «В»
предмет: ОРКСЭ
учебник: М.Т.Студеникин, Москва «Русское слово», 2018 г.
раздел (тема) программы: Блок 2 Основы религиозных культур и светской этики, тема 5 «Дружба и порядочность» (2-й урок из 2 уроков по теме )
тема урока: «Дружба и порядочность»
место учебного занятия в системе занятий по предмету — закрепление изученного материала.
образовательный потенциал занятия: урок направлен на формирование всех типов УУД.
виды деятельности учащихся: индивидуальная работа, ответы на вопросы, работа в группах , поиск информации в тексте.
тип занятия: традиционный урок
используемое дополнительное оборудование: мультимедийное сопровождение, интерактивная доска
Актуальность темы урока: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в школе.
Цель урока: стимулировать у учащихся мотивации к проявлению осознанных дружеских отношений в социуме, совершенствовать развитие дружного классного коллектива, развивать умение помогать друг другу.
Отбор содержания урока был направлен на формирование УУД:
Личностные УУД
умение анализировать поступки людей;
формирование представлений о значимости дружбы в жизни каждого человека.
навык рефлексии своего отношения к содержанию темы
Регулятивные УУД –
воспитание чувства ответственности, доброжелательности, уважения друг к другу, быть терпимым в обществе людей
умение принимать и сохранять учебную задачу на протяжении урока, делать выводы и обобщения, работать в сотрудничестве с учителем и другими учащимися
Познавательные УУД
развитие умения работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения её важности, учиться слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию, делать выводы и обобщения;
Коммуникативные УУД
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, учить обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
развитие навыка монологического высказывания по плану;
развитие кругозор учащихся, обогащать словарный запас
Место учебного занятия в системе занятий по предмету - закрепление изученного материала. (Урок №11 (из 34 в учебном году), второй урок по теме «Дружба и порядочность»)
Виды деятельности:
беседа
просмотр видеороликов
работа с иллюстрациями
ответы на вопросы
самостоятельная работа с источниками информации.
Планируемые результаты.
Предметные:
-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: дружба, порядочность, бескорыстие, доброта, честность, понимание, уважение.
Метапредметные:
- эффективная работа групп, умение договариваться друг с другом, быть готовым изменить свою точку зрения, принимать коллективное решение;
-умение осознанно и произвольно строить монологическое речевое высказывание по плану в объеме 3-5 фраз, построение логической цепи рассуждений;
Личностные:
-осознание своих личностных качеств через мнение одноклассников, «взгляд на себя со стороны»
- объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих ценностей.
- пользоваться правилами поведения, общими для всех людей.
Методы работы на уроке:
проблемно – поисковый,
словесный (беседы),
метод стимулирования интереса к учению (создание эмоционально – нравственных ситуаций)
Формы организации познавательной деятельности:
групповая,
фронтальная,
индивидуальная.
Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, музыка, искусство
Оборудование: учебник по ОРКСЭ М.Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс, 3 символа дружбы, название групп, 3 иллюстрации к сказке, 3 плана ответа, сигналы настроения, качества одноклассников, ладошки детей, лист самоконтроля групп, 21 буклет «Дружба», 3 карточки с ситуациями, видеоролик для физкультминутки, презентация «Символы дружбы», 3 видеоролика из Ералаша, интерактивная доска, конверты с номерами, рабочая тетрадь
Технологическая карта урока
Этап урока | Время | Задания | Цель и задачи | Форма работы |
Орг. момент | 1 мин | Поднять карточку «настроение», в виде разных смайликов | Организация и мотивация учащихся на учебную деятельность, создание благоприятный психологический климат | Коллективная |
Сообщение темы и целей урока | 1 мин | Распределить класса на 3 группы | Вызвать первоначальный интерес к теме урока | Коллективная |
Актуализация знаний учащихся | 3 мин | Показ презентации символы дружбы | вызвать интерес к учебному материалу, актуализировать опорные знания. | Беседа Фронтальная работа |
2 мин | Название команды | Придумать название группы, в соответствии с эмблемой группы | Работа в группах | |
2 мин | Девиз группы | Предложить девиз группы, используя пословицу о дружбе | Работа в группах | |
2 мин | Расшифровка эмблемы дружбы | Каждой группе предлагается расшифровать эмблему дружбы. | Высказывает предположения каждая группа | |
2 мин | Иллюстрации к сказкам (каждой группе по 1 иллюстрации) | Вспомнить название сказки и главных героев | Работа в группах | |
IV. Работа по теме урока | 13 мин | Просмотр видеороликов из Ералаша и его анализ | Каждой группе предлагается посмотреть видеоролик и ответить на вопросы, согласно плану высказывания | Просмотр видеоролика Анализ, вывод. Работа в группах |
1 мин | Танцевальная физкультминутка | |||
V. Закрепление материала | 3 мин | Работа с правилами дружбы. Работа с учебником. | развивать творческие способности и коммуникативные навыки, на основе изученного материала, привлечь внимание детей к новым сведениям, учить находить нужную информацию и пользоваться ею для решения новой задачи. | Работа в группах |
3 мин | Упражнение «Поступки» (каждой группе по 1 заданию) | Работа в группах | ||
3 мин | Моделирование «Кодекс дружбы нашего класса» (2 правила от группы). Работа с буклетом. | Работа в группах | ||
VI. Домашнее задание | 1 мин | Попробуйте составить кодекс правил о дружбе для нашего класса. | Закрепление понятий. Применение терминов. | Индивидуально |
VII. Итог работы в группах | 1 мин | Подсчет баллов каждой группы. | Подведение итогов группой работы | Коллективная |
VIII. Рефлексия. | 3 мин | «Качество в подарок» | Развитие умения самооценки, фиксация личностных затруднений как направления ближайшего развития | Индивидуально |
| 1 мин | Чтение стихотворения о дружбе | | Индивидуально |
| 2 мин. | Просмотр видеоролика | | Коллективная |
IX. Итог урока | 1 мин | Подведение итога урока. | | Коллективная |
Этап урока | Ход урока | Примечание | |
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | ||
I Организационный момент. Установка на работу. Мотивация. | Сегодня в классе много гостей, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! - Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? -С каким настроением вы его начинаете? Поднимите сигналы. - У вас у всех хорошее настроение. - И на это хорошей нотке, мы начинаем наш урок. | - Интересным, веселым, поучительным (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде разных смайликов). | |
II. Сообщение темы и целей урока | - Сегодня у нас урок закрепление по теме «Дружба» - Работать будем в группах. У нас 3 группы. Каждой группе будут предложены задания. За выполненные задания вы будете получать баллы, которые будете фиксировать в лист самоконтроля. Каждая группа будет фиксировать баллы самостоятельно. - Все задания находятся в конвертах. В конвертах лежит план ответа, который поможет вам при ответе. -Договоритесь в группе, кто будет фиксировать баллы. - Я надеюсь, что вы будете оценивать свою работу честно и добросовестно. | | |
III. Актуализация знаний по теме «Дружба» 1. Показ презентации «Символы дружбы» | -Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? - Что такое дружба? - Что такое символ? - Что может означать символы дружбы? - Очень много существует памятников, символизирующие дружбу. - Давайте, посмотрит некоторые из них. - Скульптура "Пантера Багира и Маугли" в городе Приозерск. - Скульптурная композиция "Сосиска дружбы" в Новокузнецке. - Памятник «Бременские музыканты» г. Бремен в Германии. -Памятник Крокодилу Гене и Чебурашке г. Раменское. -Памятник Руки Дружбы в Армении -Памятник, посвященный дружбе России и Украины. - Какие из них можно назвать символом дружбы? Почему? | Дружба – когда люди хотят быть вместе. Дружба – это когда они интересны друг другу. Дружба – это когда другу можно доверить тайну. Дружба – это когда вместе весело. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Символ - то, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Символы дружбы может означать, рукопожатие, единения, приветствия, примирения, скрещивание двух рук. Символами дружбы можно назвать памятник Руки Дружбы в Армении и памятник, посвященный дружбе России и Украины | |
2. Разминка 3.Иллюстрации к сказкам | - Каждой группе было предложено задания: 1. придумать название группе, 2. девиз 3. нарисовать эмблему
- Сейчас мы проверим, как справилась с заданием каждая группа. - Возьмите конверт №1. Откройте. - Посмотрите критерии оценивания заданий. План высказывания: 1.Название группы. Почему так назвали? Объяснить. 2.Девиз группы. Почему такой? Расшифровать. 3.Расшифровка эмблемы группы. Объяснить, что нарисовано на эмблеме и что символизирует? - Возьмите конверт №2. Откройте. - Посмотрите критерии оценивания задания. -Нужно каждой группе вспомнить автора, название, имена главных героев сказки. План ответа: 1)Автор сказки 2) Название сказки 3) Сказка рассказывает о дружбе между… 4) С кем бы ты из героев сказки вы хотели бы дружить? А с кем не хотели? Почему? | - 1 группа: Название: лучики Девиз: Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Расшифровка эмблемы: (дети, солнце, радуга) - 2 группа: Название: дети Земли Девиз: Без жизни в жизни туго. Расшифровка эмблемы: (солнце, радуга, голуби, дети, планета Земля) - 3 группа: Название: радуга Девиз: Дружба – великая сила. Расшифровка эмблемы: (радуга, ладошки, дерево) - 1 группа: Ганс Христиан Андерсен «Снежная Королева». Сказка рассказывает о дружбе между Каем и Гердой. Мы бы хотели дружить с Каем и Гердой, а не хотели бы дружить со Снежной Королевой, т. к. холодная, злая, гордая, самолюбивая. - 2 группа: Шарль Перро «Кот в сапогах». Сказка рассказывает о дружбе между Маркизом Карабасом и котом. Мы не хотели бы дружить с Людоедом, т.к. он злой, большой, грозный, самодовольный, жадный, богатый. - 3 группа: Эдуард Успенский «Крокодил Гена и Чебурашка». Сказка рассказывает о дружбе между Крокодилом Гена и Чебурашкой. Мы не хотели бы дружить со старухой Шапокляк, т.к. она вредная, злая, главный хулиган, постоянно подстраивает мелкие пакости. | |
4. Просмотр видеороликов и анализ его. | - Возьмите конверт №3. Откройте. - Каждой группе предлагается посмотреть свой видеоролик и ответить на вопросы, согласно плану ответа. Если группа затрудняется ответить на вопрос, то ответить может другая группа и получить за это дополнительные баллы своей группе. План ответа: 1.Ролик рассказывает о дружбе между… 2.Правильная ли эта дружба? 3.Назовите положительные или отрицательные качества «друзей» - персонажей ролика. 4.Дайте совет персонажам видеоролика. | - 1 группа видеоролик из Ералаша «Здравствуй, Витек!» Ролик рассказывает о дружбе между 2 мальчиками. Эта дружба неправильная, т.к. друзья не поступают. Отрицательные качества «друга»: не уважает друга, не понимает, что нельзя драться с другом. Мы советуем персонажам ролика беречь дружбу и относиться к ней бережно и с уважением. - 2 группа видеоролик из Ералаша «Лучшая подруга» Ролик рассказывает о дружбе между 2 девочками. Эта дружба неправильная, т.к. настоящие друзья не должны жадничать. Отрицательные черты качества «друзей»: самолюбивая, завистливая, она плохой друг. К друзьям нужно относиться с уважением, ценить их, не жадничать. - 3 группа видеоролик из Ералаша «Настоящий друг» Ролик рассказывает о дружбе между мальчиками. Эта дружба неправильная, т.к. настоящие друзья не пользуются своими друзьями ради своей выгоды. Отрицательные черты качества «друзей»: выгода, ленивый, плохой друг, хитрый, предприимчивый, делает дела за счет других. Ищет себе друзей, которые младшего его и пытается ими манипулировать, ради своей выгоды. Друзей нужно уважать и ценить и нельзя использовать ради выгоды. | |
IV. Физ. минутка. | Танцевальная (видеоролик) Фиксики – помогатор. | Коллективный танец. | |
V. 1. Работа с учебником «Правила дружбы» | - Легко ли быть другом? Почему? - Как вы думаете, существуют ли правила дружбы? - Для чего нужны правила дружбы? - Давайте откроем учебники с. 54 и прочитаем правила, которые предлагают вам авторы учебника. Памятка «Дружбы» •Не оставляй друга в беде. •Помогай другу во всём. •Будь верным в дружбе, верь в друга. •Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе. •Будь требовательным к дружбе. •Не ссорься и не спорь с другом по пустякам. •Учись отстаивать свою точку зрения, не обижая других. •В споре с другом всегда находи компромисс (соглашение на основе взаимных уступок) •Умей уступать другу. •Не обманывай друга. •Не требуй от своего друга жертв ради себя. •Не ябедничай, лучше сам скажи другу, что не так. •Не задавайся, если у тебя что-то хорошо получилось. •Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось. •Не смейся над недостатками друга. •Останови друга, если он делает что-то плохое. •Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику. Умей признать свои ошибки, помириться с другом | Тяжело быть настоящим – другом. Друг - человек проверенный временем. Иногда могут оказаться недругами, так что друзей надо выбирать с умом. Правила дружбы существуют. - Правила дружбы нам нужны для того, что бы друг помогает в трудную минуту, узнать настоящий ли это друг или нет. - Дети читаю правила дружбы в учебнике. | |
2. Закрепление правил дружбы, работа с учебником: | Упражнение «Поступки» - Возьмите конверт №4. Откройте. Посмотрите критерии оценивания к этому заданию. - Каждой группе предлагается ситуация. Вам нужно определить, правильно или неправильно поступает друг в этой ситуации. Какое правило дружбы выполняет (или нарушает)?
План ответа: 1.Прочитать ситуацию. 2. Нужно определить, правильно или неправильно поступает друг в этой ситуации. Почему? Объяснить. 3. Какое правило дружбы выполняется ( или нарушается)? Объяснить. - Возьмите конверт №5. Откройте конверт и достаньте буклеты. Раздайте каждому. - Рассотрите буклеты. На последнем развороте, я поместила правила дружбы. Найдите и прочитайте. | - 1 группа: Марина навещает Таню во время болезни, помогает ей выполнять домашнее задание (Друг поможет в беде). - 2 группа: Миша с Петей решили прогулять уроки в школе и пойти в кино (Друг удержит тебя от плохого поступка). - 3 группа: Женя не смог забить мяч в ворота. «Эх ты, мазила!» смеется Паша. (Друг никогда не смеётся над твоими ошибками). Дети берут буклеты и работают с ним. | |
3. Моделирование «Кодекса дружбы нашего класса». Работа с буклетом. | - Каждой группе нужно выбрать по 2 правила, которые, на ваш взгляд, подходят нашему классу, прочитать их и объяснить, почему именно эти правила подходят нашему классу. - Посмотрите критерии оценивания задания. - Уметь дружить самому и иметь друга – это большое счастье для человека. Поступай с другом так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой, делай другу только то, что хотел бы получить сам. | - Каждая группа зачитывает из буклета по 2 правила, которые на их взгляд подходят для нашего класса. Дают объяснения, почему именно эти правила подходят. | |
VI. Домашнее задание | Мы выбирали правила, которые на ваш взгляд подходят для нашего класса. - Возьмите конверт №6. Откройте. Раздайте задания каждому. -Я предлагаю дома попробовать составить свой кодекс правил о дружбе для нашего класса. -А эти буклеты «Дружбы» я оставляю вам. - Мне бы очень хотелось, чтобы у каждого из вас в жизни появился настоящий друг, если его еще нет. | | |
VII. Итог работы групп | - А теперь давайте подведем итог работы каждой группы. - Сосчитайте, сколько баллов получила каждая группа. - Вы сегодня молодцы! - Я очень довольна вашей работой в группе. | - Каждая группа считает количество баллов. - Капитан группы говорит количество баллов своей группы. | |
VIII. Рефлексия. Индивидуальная работа «Качества в подарок» Чтение стихотворения «Дружба» | - На прошлом уроке, вы выполняли упражнение “Пять добрых слов”, записывая на ладошке 3 своих хороших качества, 2 качества, над которыми, по вашему мнению, надо еще работать. - Возьмите конверт № 7. Откройте. - Я обработала мнение ваших одноклассников. - Прочитайте и сравните мнение одноклассников и своё мнение. - Поднимите руку те, у кого совпадает мнение одноклассников и вашим мнением? - Поднимите руку те, у кого частично совпадает? - А есть ли, у кого ничего не совпадает? - Поднимите руку, кто согласен с мнением одноклассников. - А есть ли, такие, кто не согласен с мнением одноклассников? Почему? - Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание. Дружба – это только счастье, Дружба – у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой – жизнь весной полна.
Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. Ведь дружба – это ценный дар! - А вам понравилось стихотворение? Чем? - О чем это стихотворение? | Каждый ученик индивидуально работает с ладошкой и качествами одноклассника. Читает ученица | |
IX. Итог урока | - Какую роль играет дружба в жизни человека? -Можете ли вы себя считать настоящими друзьями? Почему? -Пригодятся ли вам знания полученные сегодня на уроке? - Каждый наш друг — это целый мир для нас, мир, который мог бы и не родиться и который родился только благодаря нашей встрече с этим другом. | Дружба между людьми должна быть обязательно. Только дружба поможет справиться с любой жизненной ситуацией. Я могу себя считать настоящим другом, потому что я могу искренне порадоваться успехам, достижениям, удачам своего товарища, всегда готов прийти на помощь другу, выручить из любой беды. | Запись на доске |
X. Просмотр видеоролика «Дружба животных» | - Настоящая дружба может быть не только между людьми, но и между животными. - С каким настроением вы уйдете сегодня с урока? Поднимите сигнальные карточки. - Вот на этой позитивной нотке, мы заканчиваем наш урок! - Я сегодня довольна Вашей работой! Молодцы! - Спасибо за урок! - До свидания! | Дети поднимаю сигнальные карточки настроения. | |
Самоконтроль группы
Название группы _____________________________
Девиз группы______________________________________________
Конкурсное задание | Критерии оценивания | Оценка (баллы) |
1.Название команды, в соответствии с эмблемой группы | Название соответствует эмблеме – 2 балла Название соответствует теме «Дружба», но не связано с эмблемой – 1 балл Не смогли предложить названия – 0 баллов | |
2.Девиз (пословица о дружбе) | Девиз в форме пословицы – 2 балла Девиз соответствует теме «Дружба», но не связан с пословицей– 1 балл Не смогли предложить девиз – 0 баллов |
|
3.Расшифровка эмблемы дружбы | Предложили расшифровку эмблемы дружбы – по 1 баллу за расшифровку каждого элемента символа Не смогли расшифровать эмблему дружбы – 0 баллов | |
4.Иллюстрации к сказкам | Определили название сказки– 1 балл Правильно назвали героев сказки – еще 1 балл Правильно назвали автора сказки – еще 1 балл | |
5.Просмотр видеоролика и его анализ | Правильно ответили на первый вопрос «Ролик рассказывает о дружбе между…» - 1 балл Правильно ответили на второй вопрос «Правильная ли эта дружба?» - 1 балл Правильно ответили на третий вопрос «Назовите положительные или отрицательные качества «друзей» - персонажей ролика» – 1 балл Правильно ответили на четвертый вопрос «Дайте совет персонажам видеоролика» – 1 балл | |
6.Упражнение «Поступки» (назвать какое правило дружбы выполняется или нарушается) | Верно назвали правило дружбы – 1 балл Не смогли назвать – 0 баллов | |
7.Правила дружбы (2 правила от группы) | Выбрали 2 правила дружбы из буклета – 2 балла Выбрали 1 правило дружбы из буклета – 1балл | |
| СУММА БАЛЛОВ | |
15