Урок основного блока курса ОРКСЭ «Милосердие и сострадание» (4 класс)
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Никитина Людмила Владимировна
Учебный предмет: основы религиозных культур и светской этики.
Класс: 4 класс
Автор УМК (программы учебного курса): А. В.Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение 2011 год
Тема урока: Милосердие и сострадание
Тип урока: Урок основного блока курса ОРКСЭ. Приобретение новых знаний
Цель:создание условий для осмысления понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;
познакомить с духовными традициями народов России;
познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»;
научить понимать христианское значение слова «ближний».
Основные термины и понятия: милосердие, ближний, взаимопомощь, сострадание, любовь к врагам, милостыня.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор; презентация; видео материалы,
Дидактическое обеспечение: толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова; карточки для групповой работы; индивидуальные листы;
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Технологии: Инсерт, ЗХУ(знаю, хочу узнать, узнал), Ассоциативный ряд, Игровая технология
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). |
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить о том, что волнует многих живущих на нашей планете. Пока мы боль чужую чувствуем, Пока живет в нас сострадание, Пока мечтаем мы и буйствуем, Есть в нашей жизни оправдание. А. Дементьев - Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе? (Сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость) - Что захотелось сделать? - Со-чувствие, со-страдание, со-переживание. Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. - Что их объединяет? (Приставка со-) Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие. Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Это слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. |
Игровая деятельность «Мы – одна семья»; прослушивание стихотворения А. Дементьева. Групповая работа со словами сочувствие, сострадание, сопереживание, выделение общих признаков. |
Личностные УУД: построение «Я»-концепции (самоотношение), нравственно-этическое оценивание Коммуникативные УУД: Сотрудничество с учителем и сверстниками, обсуждение в группах Познавательные УУД: Анализ и сравнение слов, подведение под понятие |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. |
- О чём мы беседовали на прошлом уроке? (О заповедях данных Богом пророку Моисею на горе Синай) – В одной из заповедей говорится: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» Милостивыми называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности. Подберите однокоренные слова к слову «милостивый». (Учащиеся подбирают однокоренные слова к слову «милостивый» («милость», «милосердие», «миловать», «помиловать»)) – Назовите те слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слова милосердие, милость, милостыня, сострадание. (Технология «Ассоциативный ряд») – Повторить понятия, которые будут для нас сегодня важны, поможет игра «Твой номер». Учитель составляет на доске пронумерованный список понятий: 1. Добро. 2. Зло. 3. Духовность. 4. Бездуховность. 5. Нравственность. 6. Безнравственность. -У каждого из вас есть номер от 1 до 6. Когда я называю номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу. – Есть ли среди данных понятий противоположные по значению? – Попробуем сопоставить понятия в каждой паре. – Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей? Учитель выслушивает все ответы учащихся, не давая комментариев и оценок. Попробуйте сформулировать тему урока. Ребята, тема нашего урока «Милосердие и сострадание». А зачем нам это знать? – И сегодня на уроке мы попытаемся увидеть истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям. |
Дети прослушивают заповедь, подбирают однокоренные слова к слову «милостивый» и ассоциации к предлагаемым понятиям (фронтальная работа) Групповая работа над понятиями в ходе игры «Твой номер»: формулирование понятий, сопоставление, обобщение в ходе группового и коллективного обсуждения. Демонстрация «продукта». Формулирование учащимися темы урока |
Личностные УУД: выделение морально-этического содержания заповеди, её оценивание и понимание с точки зрения моральных норм. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли, вступать в диалог. Познавательные УУД: информационный поиск, анализ понятий с выделением существенных и несущественных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, выведение следствий, обобщение. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, взаимный контроль и самоконтроль. |
Выявление места и причины затруднения Технология ЗХУ Коллективная работа над понятиями темы (исследовательская работа со словарём): |
– Начертите таблицу из трёх столбиков: знаю, хочу узнать, узнал. – Запишите ваши ответы в первый столбик таблицы «знаю». – Подумайте и скажите, что вы хотите еще узнать о милосердии и сострадании? Запишите ваши ответы во второй столбик таблицы «хочу узнать». – По ходу работы на уроке вы заполните третий столбик таблицы «узнал». Прочитайте слова:милосердие, забота, , сострадание. Задание группам: найти и прочитать толкование данных слов в толковом словаре С.И. Ожегова. – Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»? – К кому мы проявляем милосердие? – Кому нужна наша забота? – Как вы понимаете взаимопомощь? Сострадание?- Что объединяет эти понятия? |
Работа с таблицей ЗХУ Коллективная работа над понятиями темы |
Регулятивные УУД: прогнозирование и коррекция, волевая саморегуляция Коммуникативные УУД: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли, вступать в диалог. |
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). |
Просмотр притчи «О добре и сострадании» . Обсуждение (фронтальная работа) -Что имел в виду мальчик? - Как вы к нему относитесь? Исследовательское чтение текста с. 42-4 (Притча о добром Самарянине) (Технология «Инсерт»): Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые радуют вас, потому что вы согласны со сказанным + печалят вас, потому что так поступать тяжело - очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить !? и отметить их соответствующими значками. (Индивидуальная работа) Далее выслушиваются разные мнения детей, не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности. Распределение заданий в группах (задания на карточках) 1 группа. 2 группа. |
Просмотр видеозаписи притчи, участие в коллективной беседе (фронтальная работа) Самостоятельное чтение текста учебника, аналитическая работа с текстом по технологии «Инсерт» (индивидуальная) Форма учебного сотрудничества «Учитель-ученик» Распределение заданий в группах (групповая, фронтальная): 1, 2 гр. – поиск ответов на вопросы в тексте учебника 3 гр. – поиск информации из текста («закончи предложения») |
Личностные УУД: Оценивание содержания текста, построение системы нравственных ценностей Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество, учебный диалог, взаимопомощь Познавательные УУД: Информационный поиск, смысловое чтение, знаково-символические действия, построение речевого высказывания, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные УУД: Составление плана и последовательности действий |
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. Групповая работа с текстом учебника на с. 42-44 Коллективное обсуждение (фронтальная работа) |
Работа с 1 и 2 группой, осуществление защиты «продукта» Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине? Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»? В чем можно почувствовать порочность этого принципа? *Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип? Приведите свои доводы на тему: «Милосердие выше, чем закон и справедливость». |
Работа групп с текстом, защита продукта 1, 2 группой, фронтальная работа в форме учебного межгруппового диалога (взаимообъяснение, взаимоконтроль) |
Личностные УУД: Оценка собственных достижений и действий одноклассников; ориентировка в моральной дилемме и построение системы нравственных ценностей. Коммуникативные УУД: Инициативное сотрудничество и межличностное общение в малых группах, управление поведением партнёра, оценка действий Познавательные УУД: информационный поиск и структурирование знаний; анализ, доказательство, построение логической цепи рассуждения; решение проблемы Регулятивные УУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимный контроль, вносить коррективы, оценивать свои достижения |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи |
Работа с текстом учебника на с. 44-45. Работа с 3 группой Учащиеся отвечают на вопросы (фронтальная работа): - А встречались ли в реальной жизни такие люди, которые проявляли истинное милосердие, истоком которого являлась бескорыстная любовь к ближнему? - Кем в обычной жизни были первые сестры милосердия? - Почему они помогали даже ценой собственной жизни простым солдатам? - С милосердием связано еще одно понятие — «милостыня». - Каким же образом можно оказывать милостыню и что включает в себя это понятие? - Неужели правда, что девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость? Докажите или опровергните это положение. Выступление детей с заранее подготовленными сообщениями о сёстрах милосердия |
Участие в дискуссии (фронтальная, групповая работа) выступление заранее подготовленных детей с информационным сообщением о сёстрах милосердия (4 группа) (индивидуальная, фронтальная) |
Личностные УУД: Смыслообразование, построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора Коммуникативные УУД: Постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД: Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний Регулятивные УУД: Прогнозирование и коррекция, волевая саморегуляция |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
Найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации. 1. Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка. 2. Вы нашли у своего дома маленького котенка 3. Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия? |
Разбор и обсуждение ситуаций Формулируют суждение о том, почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость |
Личностные УУД: личностное самоопределение, построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, Познавательные УУД: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера Регулятивные УУД: контроль и коррекция |
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Работа с разделом урока «Вопросы и задания» |
- Прочитай отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». - Как ты думаешь, в каком значении А.С. Пушкин употребил слово «падший» (упавший, побежденный, согрешивший)? Объясни выражения грехопадение, впасть в грех? Можно ли за милосердную помощь брать плату? Что нужно делать, чтобы стать милосердным? Создайте собственное определение: «Ближний для меня – это… – Сегодня мы разбирали такие понятия как: милосердие, сострадание, милость, милостыня. |
Чтение отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», ответы на вопросы учебника, выполнение итоговых заданий, участие в учебном диалоге (фронтальная работа) |
Личностные УУД: ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора; самопознание Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог, приходить к общему решению, общей цели Познавательные УУД: анализ, обобщение, структурирование знаний, выведение следствий Регулятивные УУД: оценка, осознание качества и уровня усвоения материала |
1 группа. (текст в учебнике на с.42-43)
– Найти в тексте ответы на вопросы:
– Какой вопрос был задан Христу?
– Как ответил Христос?
– Кто шёл по дороге, куда и откуда?
– Что с ним произошло?
– Кто шёл по той же дороге?
– Что сделал каждый из них?
– Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
2 группа. (текст дан на с. 44)
– Как Христос учил относиться к врагам?
– Священник изменил мнение о заключённых?
– Почему?
– Может ли человек научиться быть милосердным?
– Что для этого нужно?
3 группа. … (текст дан на 44–45 с.)
Закончи предложение.
Одно из дел милосердия – …
Милостыня – это встреча …
В конце XVI в. в Муроме жила …
Она помогала всей округе тем …
Ульяна стала просить себе …
На самом деле святая тайком …
Хлеб святая стала печь из …