Технологическая карта урока «Вышивка. Петельки в прикреп» (Технология, 5 класс)
План урока по предмету «Технология» в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Учителя первой категории МОБУ СОШ д.Дорогино Бархатовой Светланы Сергеевны
Класс: 5
Тема урока: Вышивка. Петельки в прикреп
Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
- Предметные цели:
1) способствовать формированию и развитию знаний о вышивке;
2) способствовать развитию умений и навыков вышивки в технике «петельки в прикреп»;
3) способствовать формированию представления о художественно-декоративной обработки ткани.
- Личностные цели:
1) способствовать развитию речи учащихся;
2) учить анализировать свою работу, сравнивать свою работу с работой друзей по классу
3) способствовать развитию моторики учащихся
4) способствовать овладению всеми видами памяти;
5) способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к вышивке – как старинному виду декоративно-прикладного искусства.
- Метапредметные цели:
1) способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности;
2) способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям;
3) способствовать развитию навыков свободной ориентации привыборе информации из различных источников, включая учебники, энциклопедии, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
4) способствовать соблюдению норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой вышивки.
Методическое оснащение урока:
· Материально – техническая база:
1) кабинет технологии;
2) компьютер;
3) мультимедийный проектор;
4) проекционный экран;
5) образцы вышивки;
6) инструменты и приспособления (пяльца, иголки, ножницы, карандаш);
7) материалы (ткань и нитки для вышивки).
· Дидактическое обеспечение:
1) учебник §14: Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технологии ведения дома» 5 класс Москва: «Вентана-Граф», 2012
2) портфолио обучающихся;
3) интернет: мультимедийные приложения «Простейшие вышивальные швы».
· Учебно-техническая документация:
1) кроссворд;
2) информационные карты.
· Методы обучения: рассказ, беседа, опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, практическая работа.
· Тип урока: комбинированный.
· Вид урока: урок-практикум.
Словарная работа на уроке: шов, строчка, простейшие вышивальные швы: шов вперед иголку, шов назад иголку, стебельчатый шов, петельный шов, петельки в прикреп, правила техники безопасности, декоративно-прикладное искусство.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|
||
Моти-ваци- онно-целе- вой этап
|
I.Организационный момент Цель этапа: · настрой учащихся на предстоящие исследования, на получение новых знаний; · создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. |
· приветствие; · проверка явки учащихся; · заполнение учителем классного журнала; · проверка готовности учащихся к уроку; · настрой учащихся на работу; · доведение до учащихся плана урока. |
Личностные УУД |
Осуществляемые действия: - эмоциональный положительный настрой на урок. |
|
Формируемые способы деятельности: - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. |
|||||
Регулятив-ные УУД |
Осуществляемые действия: - помощь учителю в проверке явки на урок. |
||||
Формируемые способы деятельности: - выявление готовности к уроку. |
|||||
Познаватель-ные УУД |
Осуществляемые действия: - активное слушание учителя; - выдвижение предложений по теме урока. |
||||
Формируемые способы деятельности: - формулирование собственных ожиданий. |
|||||
Коммуника-тивные УУД |
Осуществление действия: - слушание собеседника. |
||||
Формируемые способы деятельности: - построение понятных для собеседника высказываний. |
|||||
II. Проверка выполнения домашнего задания Цель этапа: · установление правильности и осознанности выполнения всеми учащимися домашнего задания; · устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях; · выяснение степени усвоения домашнего задания. |
· выявление факта выполнения домашнего задания у учащихся, устранение типичных ошибок; · формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения. |
Личностные УУД |
Осуществляемые действия: - повторение ранее изученного материала |
||
Формируемые способы деятельности: - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности |
|||||
Регулятив-ные УУД |
Осуществляемые действия: - контроль правильности ответов учащихся. |
||||
Формируемые способы деятельности: - оценка результатов по алгоритму; - адекватное восприятие оценки одноклассниц, учителя. |
|||||
Познаватель-ные УУД |
Осуществляемые действия: - взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность. |
||||
Формируемые способы деятельности: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. |
|||||
Коммуника-тивные УУД |
Осуществляемые действия: - взаимодействие с одноклассницами, учителем во время проверки усвоения ранее полученных знаний |
||||
Формируемые способы деятельности: - продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения. - умение полно и точно выражать свои мысли. |
|||||
III. Актуализация знаний Цель этапа: · организовать актуализацию изученных знаний и способов действий, достаточных для формулирования темы урока и проблемного изложения нового знания. |
· демонстрация образца вышивки для определения темы урока (Приложение 1); · предложить учащимся ответить на вопросы: - из чего состоит образец представленной вышивки (из петелек); - каким образом петелька крепится на ткани (закрепляются дополнительным стежком).
|
Личностные УУД |
Осуществляемые действия: - активизация имевшихся ранее знаний; - активное погружение в тему. |
||
Формируемые способы деятельности: - умение слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу; - умение дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
|||||
Познаватель-ные УУД |
Осуществляемые действия: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. |
||||
Регулятив-ные УУД |
Осуществляемые действия: -самостоятельное определение темы урока; - осмысление темы нового материала. |
||||
Формируемые способы деятельности: - формирование умения формулировать свои мысли в устной форме |
|||||
Прак-тиче- ский этап |
IV.Проблемное изложение новых знаний Цель этапа: · организовать уточнение и согласование темы урока; · сформулировать и согласовать цели урока; · организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала. |
· организовать работу по группам по поиску информации о вышивке в технике петелек в прикреп с использованием интернета, учебников, энциклопедий по вышивке; · организовать обсуждение результатов поиска информации о вышивки в технике петелек в прикреп; · продемонстрировать варианты выполнения и образцы применения вышивки в технике петелек в прикреп (Приложение 2); · продемонстрировать наглядно приёмы выполнения петелек в прикреп; · научить выполнять вышивку в технике петелек в прикреп.
|
Регулятив-ные УУД |
Осуществляемые действия: - осознание целей и задач обучения; - восприятие, осмысление, запоминание учебного материала. |
|
Формируемые способы деятельности: - формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - формирование умения слушать и понимать других; - формирование умения работать в парах, в группах. |
|||||
Познаватель-ные УУД |
Осуществляемые действия: - развитие, углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; - развитие умения строить сообщения в устной форме; - развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя различные источники информации; - развитие умения строить простые рассуждения. |
||||
Формируемые способы деятельности: - формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
|||||
V. Первичное закрепление Цель этапа: · организовывать усвоение учащимися нового материла
|
· предложить учащимся составить алгоритм выполнения вышивки в технике петелек в прикреп: - закрепить рабочую нить на образце ткани; - выполнить петельку из рабочей нити на лицевой стороне ткани; - закрепить петельку дополнительными стежками на лицевой стороне ткани. |
Личностные УУД |
Осуществляемые действия: - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению. - применение на практике и последующее повторение нового материала. |
||
Формируемые способы деятельности: - формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции; - формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
|||||
Коммуника-тивные УУД |
Осуществляемые действия - формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. |
||||
Формируемые способы деятельности: - умение строить речевые высказывания. |
|||||
VI.Физкульт-минутка |
Приложение 3 |
|
|
||
VII. Практическая работа: «Выполнение вышивки в технике петелек в прикреп» Цель этапа: · тренировать способность к самоконтролю и самооценке; · организовать самостоятельную работу учащихся; · организовать самопроверку самостоятельной работы; · по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок; · создать ситуацию успеха. |
Вводный инструктаж учителя: · сообщение темы, цели и задачи работы; · обсуждение порядка её выполнения; · пояснения критериев оценки работ. Текущий инструктаж: · контроль правильности выполнения работы (по мере необходимости проведение индивидуальных инструктажей); · проверка организации рабочих мест; · соблюдение правил техники безопасности. Заключительный инструктаж: · анализ выполненных работ; · разбор типичных ошибок. |
Личностные УУД |
Осуществляемые действия: - проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности; - восприятие, осмысление, запоминание учебного материала. |
||
Формируемые способы деятельности: - применение на практике полученных знаний. |
|||||
Регулятив-ные УУД |
Осуществляемые действия: - взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность; - самоконтроль выполнения задания. |
||||
Формируемые способы деятельности: - планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
|||||
Познаватель-ные УУД |
Осуществляемые действия: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; - усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации. |
||||
Формируемые способы деятельности: - умения структурировать знания - выбор наиболее эффективных способов решения задач - построение логической цепи рассуждений |
|||||
|
|||||
Реф- лек- сив- но- оце- ноч- ный этап |
VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания Цель этапа: · включить новый способ действий в систему знаний |
· инструктаж учителя по выполнению домашнего задания; · объяснение задания учащимся на подготовку к следующему уроку; · сообщение темы следующего урока. |
Познаватель-ные УУД |
Осуществляемые действия: - отработка алгоритма по изученной теме «Петельки в прикреп»; - творческая переработка изученной информации, поиск в традиционных источниках, в интернет источниках и электронных книгах. |
|
Формируемые способы деятельности: - поиск и выделение информации; - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. |
|||||
IX.Уборка рабочих мест |
|
|
|
||
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: · организовать проведение самооценки учениками работы на уроке; · по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности. |
· рефлексия учителя и учащихся о достижении целей; · выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся. |
Коммуника-тивные УУД |
Осуществляемые действия: - оценка и самооценка учебной деятельности; - обобщение и систематизация знаний; - выражение учащимися эмоций по поводу урока. |
||
Формируемые способы деятельности: - формирование умений полно и точно выражать свои мысли. |
Литература:
1. А.Т.Тищенко, Н.В.Синица Технология: программа: 5-8 классы, М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2012.
3. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся образовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2013.
4. Н.В. Синица, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: методическое пособие, М.: Вентана-Граф, 2013.
5. http://nsportal.ru/user/password
6. http://pedsovet.org/id/component/users/
Приложение 1
Приложение 2
/data/files/k1490159481.png (280x317)/data/files/k1490159481.png (0x0)
Техника выполнения петельки в прикреп
/data/files/j1490158810.gif (220x320)
Варианты выполнения петелек в прикреп
Образец вышивки с использованием петелек в прикреп
Приложение 3
1.
/data/files/m1490158895.jpg (800x464) |
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ с использованием тренажера Базарского
2. УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
1. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
2. Глубокий вдох, подняться на носочках, руки вверх.
3. Медленный выдох, вернуться в исходное положение (повторить 3-5 раз).
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
- Исходное положение – стоя, руки на поясе. На счет «раз» -повернуть голову вправо; на счет «два» - вернуться в исходное положение, на счет «три» - повернуть голову влево; на счет «четыре» -вернуться в исходное положение, на счет «пять» -повернуть голову вперед; на счет «шесть» - вернуться в исходное положение, на счет «семь» - повернуть голову назад; на счет «восемь» -вернуться в исходное положение.
- Исходное положение – стоя, руки поясе. На счет «раз» - повернуть корпус туловища вправо; на счет «два» - вернуться в исходное положение, на счет «три» - повернуть корпус туловища влево; на счет «четыре» -вернуться в исходное положение